Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА САМБИСТОВ 7
1.1. Задачи теоретической и тактической подготовки 7
1.2. Содержание тактико-теоретической подготовки 16
1.3. Тактическая подготовка на этапе углубленной специальной подготовки 33
1.4. Методика передачи теоретических знаний 48
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В САМБО 54
2.1. Основы формирования видов деятельности борцов на базе теоретической подготовки 54
2.2. Методическое сопровождение теоретической подготовки самбистов 56
2.3.Эффективность различных средств теоретической подготовки самбистов 61
ВЫВОДЫ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Актуальность темы исследования. Современное самбо характеризуется относительным возвратом к канонам классики борьбы в одежде, где преобладает традиционный двусторонний захват за рукав и отворот. Подобный захват несколько неудобен для выполнения амплитудных бросков (через грудь с прогибом, через бедро и т. п.) Однако сильной стороной подготовки отечественных борцов было и является оснащение техникой бросков с помощью туловища и рук (по классификации ЗТ СССР по самбо и самбо, профессора, Е. М. Чумакова). Наличие в арсенале отечественных спортсменов техники бросков с помощью туловища и рук гарантирует определённую степень превосходства над противниками в международном самбо.
В настоящее время отсутствует современная научно обоснованная методика начального обучения технике бросков. Существующая методика обучения складывается практически из опыта работы каждого тренера, отстает от требований практики, остается на уровне развития восьмидесятых годов и не соответствует задачам сегодняшнего дня. Одной из причин является недостаточная обоснованность методики обучения, представленной в программах, методических пособиях и учебниках по самбо. В этих условиях назрела необходимость дальнейшего совершенствования методики начального обучения техническим действиям самбистов, которая бы сказалась положительно на их будущих спортивных результатах.
Необходимо установить тесную взаимосвязь в освоении технических действий между начальным обучением и этапом высшего спортивного мастерства.
Необходима концепция, выработанная на основе результатов теоретических и экспериментальных исследований, а также обобщения лучших образцов отечественной и зарубежной практики.
Теоретический анализ и практический опыт тренировки юных спортсменов выявил некоторые противоречия между высокими требованиями к надежности атак в самбо и недостаточной изученностью их структуры; закономерностями формирования отдельных сторон технической подготовленности и практически полным отсутствием в специальной литературе методических разработок по начальному обучению.
На основе выявленных противоречий была выявлена проблема исследования, заключающаяся в поиске и выборе научно обоснованной методики обучения технике бросков. Высказанные противоречия, потребность практики, недостаточная разработанность методики начального обучения указанным броскам позволили выделить проблему, определить направление, на основании которых была выбрана тема нашей работы.
Объект исследования – процесс начального обучения технике атак в самбо.
Предмет исследования – методика обучения самбистов на этапе начальной подготовки.
Цель исследования – совершенствование методики обучения технике бросков на этапе начальной подготовки.
В своей работе мы попытались выполнить анализ известных науке материалов, привнести в выбранную нами тему свои педагогические рекомендации, основанные на опыте работы с начинающими и опытными самбистами.
В соответствие с целями и задачами нашей работы мы утверждаем нижеследующее.
1. Для формирования техники атакующих действий на начальном этапе обучения самбистам необходим высокий уровень развития физических качеств.
2. В основу нашей тренировочной программы обучения атакующих технических действий в самбо положены результаты анализа структуры действий, организации атакующих действий и опрос тренеров, собственный опыт.
3. В результате хорошо организованного процесса обучения происходит формирование и упрочение системы связей между различными видами действий. При этом следует установить, что не все приемы борьбы самбо в одинаковой мере применяются в соревнованиях. Есть приемы, которые применяются почти всеми борцами во всех схватках, а другими же пользуются значительно реже. Отсюда следует вывод, что для совершенствования приемов, которые приносят высокие результаты и часто применяются в схватках в процессе обучения и тренировки, следует тратить больше времени, чем на те, которые практически не находят применения в большинстве схваток. Последовательность обучения должна обеспечить периодическое повторение приемов и одновременно изучение всего многообразия технических действий. Многолетние наблюдения, проведенные нами, позволили установить, что в соревнованиях броски применяются в следующей пропорции: броски ногами (подножки, подсечки, подхваты, зацепы, подсады, броски через голову) — 50%; броски с помощью рук (захватом ног, выведением из равновесия) — 30%; броски с помощью туловища (бедро, через спину, прогибом) — 20%. Исходя из этих пропорций, было разработано полуалгоритмическое предписание, которое помогает тренеру построить занятия по изучению техники борьбы самбо. Для этого разрабатывается систематика приемов, которая закладывается в схему (предписание полуалгоритмического типа). Тренер, приступая к планированию, строит своеобразную круговую диаграмму (рис. 2), отражающую пропорциональность технического арсенала борца, что позволит правильно распределить время, затрачиваемое занимающимися на совершенствование техники [24]. Затем выделяются лучи, которые соответствуют основным приемам, совершенствованию которых необходимо уделить больше времени. Рекомендуется 5 бросков ногами, 3 — руками и 2— туловищем. На каждом луче по часовой стрелке наносится нумерация уроков, на которых будут изучаться соответствующие приемы. Для того чтобы не перепутать последовательность, рекомендуется соединять цифры линией, которая образует спираль. В результате каждый оборот спирали будет соответствовать примерно месячному циклу занятий (с учетом тех уроков, на которых не будет изучаться техника).
1. Волков, В.Г. Развитие пензенского студенческого самбо //Международная научно-методическая конференция, посвященная 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова/ под ред. А. Д. Гулякова, Р. М. Печерской. — Пенза, 2014. — С. 328-329.
2. Волков, В.Г., Розенблюм В. Г. Методика обучения технике борьбы лёжа в самбо: учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений. – Приморский край г. Арсеньев: Типография "Классика", 2013. - 95 с.
3. Гуралев, В.М. К вопросу об обучении юных дзюдоистов//Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции/отв. ред. Е.В. Панов. — Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012. — С. 150-154.
4. Дворкин, В.М. Обоснование интегративной методики отбора детей в группы начальной подготовки по дзюдо: дис. канд. пед. наук. — Красноярск, 2008. — 154 с.
5. Завьялов, Д.А. Акробатическая подготовка в тренировочном процессе борцов самбо//Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2012. — С. 246-252.
6. Завьялов, А.И., Осипов, А.Ю. Проблемы атакующей борьбы//Физкультурно-оздоровительное движение. Спорт. Состояние и перспективы развития в современном обществе: материалы II Региональной научн.-практ. (с межд. участ.) конф. 25-26 ноября 2004 г. — Красноярск: РИО КГПУ, 2004. — С. 423-424.
7. Закиров, Р.М. Методика начального обучения техники ведения единоборства в борьбе дзюдо с применением игр-заданий / Р.М.Закиров Ю.И. Шумаков, А.В.Еганов, Ю.А.Панарин // Спорт и личность: Материалы. науч.-практ. Конф./ Р.М. Закиров; УралГАФК. – Челябинск, 2000. – С.28-31.
8. Закиров, Р.М. Разработка методики обучения защитным тактико-техническим действиям в борьбе дзюдо/ Р.М.Закиров // Спорт и личность: Сб. материалов науч.-практ. конф./ Р.М.Закиров; УралГАФК. – Челябинск, 2000. – С.65-67.
9. Закиров, Р.М. Структура защитных тактико-технических защитных действий дзюдоистов разного возраста/ Р.М.Закиров // Методология и организация физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной работы: Тез. межрег. науч. конф./ Р.М.Закиров. – Екатеринбург, 2001. – С.96-98.
10. Закиров, Р.М. Пути совершенствования защитных действий в борьбе самбо // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе: Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф./ Р.М.Закиров, А.И.Забалуев, А.К.Данилов. – Пермь: МО РФ ПГТУ, 2001. – С.284-285.
11. Инновационные технологии подготовки единоборцев/под ред. А.А. Новикова. — М.: ВНИИФК, 2010. — 52 с.
12. Матвеев, Д.А Поиск взаимосвязей между самооценкой агрессивности и спортивным результатом у борцов-самбистов/Д.А. Матвеев//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. —2012. —№ 9 (91). —С. 101-105.
13. Миндиашвили, Д.Г., Савчук, А.Н., Дворкин, В.М. Современные критерии отбора в спортивной борьбе//Теория и практика физической культуры., 2007. —№ 7. —С. 34-35.
14. Никитин, С.Н. Управление двигательными действиями на точность в спортивной борьбе//Теория и практика физической культуры., 2006. —№ 3. —С. 11.
15. Новиков, А.А. Основы спортивного мастерства. —М.: ВНИИФК, 2003. -208 с....30