Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей 7
1.1. Сущность понятия «агрессия» и «агрессивное поведение»,
характеристика основных видов агрессии 7
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения подростков из
неблагополучных семей 15
1.3. Пути коррекции агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей 31
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей 37
2.1. Исследование агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей 38
2.2. Комплекс занятий, направленный на коррекцию агрессивного
поведения подростков из неблагополучных семей 48
2.3. Анализ и обобщение результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы 53
Выводы по второй главе 64
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Семье посвящено множество исследований с древности до наших дней. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования.
Становление ребенка как личности начинается в семье. В семье ребенок впервые начинает взаимодействовать с окружающей его действительностью, строить свое отношение к ней.
В настоящее время на семью действуют разные кризисные воздействия социального и психологического характера, это приводит к ее неблагополучности.
Проблема неблагополучной семьи на сегодняшний день не является полностью решенной. Исследователями семейного неблагополучия выделяются различные критерии для классификации этого явления: тип воспитания в семье и его последствия для развития личности ребенка (Б.Н.Алмазов, М. Буянов, В. Гарбузов, Б.З. Драпкин, В.Е. Рожнов, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.), гармония/дисгармония семейных отношений (М. Буянов), переживания ребенка (Г.В. Бочкарева) и др. [9;39 и др.].
Нарушение взаимодействия в семье приводит к разным отклонениям от гармоничного развития личности ребенка, что способствует развитию у детей неконструктивного поведения, в частности, агрессии.
Так, российскими учеными (С.В. Ильиной, А.Д. Кошелевой, О.С. Лобза, Е.Т. Соколовой и др.) выявлены «сенситивные к насилию» периоды развития ребенка, когда анатомо-физиологические, гормональные, эмоционально-личностные и психосоциальные изменения делают его легко травмируемым. Такими считаются, прежде всего, дошкольный и подростковый периоды.
Издавна проблема агрессивного поведения людей была одной из самых сложных и интересных проблем психологии и педагогики. В одних и тех же жизненных ситуациях люди реагируют по-разному, иногда с некоторой долей агрессии. Поэтому важно своевременно выявить причины агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей и учитывать эти причины в практике общения.
Агрессия как психологический феномен включает в себя такие личностные особенности, как мстительность, нетерпимость к чужому мнению, подозрительность, вспыльчивость, обидчивость, неуступчивость, наступательность, бескомпромиссность и др.
Несмотря на наличие значительного числа исследований по проблеме агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей, вопрос о факторах его возникновения, об эффективных методах преодоления агрессивных тенденций в поведении подростков, нельзя считать достаточно разработанным. Актуальность, важность изучения проблемы, ее практическая значимость, недостаточная разработанность обусловили выбор темы исследования.
Цель исследования: выявление эффективности использования комплекса занятий, направленного на коррекцию агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей.
Объект исследования: агрессивное поведение подростков из неблагополучных семей.
Предмет исследования: процесс коррекции агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей.
Гипотеза: предполагается, что использование специально разработанного комплекса занятий, направленного на снижение нервно-психического напряжения, научение конструктивным навыкам взаимодействия в коллективе сверстников, развитие умения управлять своим эмоциональным состоянием, будет способствовать эффективной коррекции агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей.
Задачи, вытекающие из цели и гипотезы, конкретизированы следующим образом:
1. Теоретически обосновать проблему агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей.
2. Определить выраженность агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей.
3. Разработать комплекс занятий, направленный на коррекцию агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей.
4. Выявить эффективность комплекса занятий, направленного на коррекцию агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей.
Методы исследования: анализ научной, психолого-педагогической, методической литературы; работа с документацией; тестирование, психолого-педагогический эксперимент; количественная и качественная обработка данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс занятий может быть использован социальными педагогами и психологами образовательных учреждений в работе по коррекции агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей.
Апробация результатов исследования: основные теоретические положения и выводы получили отражение в научной публикации по проблеме коррекции агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на ХХ Всероссийской с международным участием научно¬практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (г. Бийск, 27 апреля 2018 г.). Доклад «Коррекция агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей» (имеется публикация).
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Бийска Алтайского края.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении дается обоснование актуальности выбранной темы, цель, задачи, объект и предмет исследования, степень изученности, база и практическая значимость, методы исследования.
В первой главе «Теоретическое обоснование проблемы агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей» Рассматривается сущность понятия «агрессия» и «агрессивное поведение», характеристика основных видов агрессии.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по коррекции агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей» описаны этапы исследования по выявлению и коррекции агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей. Первый этап эксперимента направлен на выявление агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей. На втором этапе разрабатывается и апробируется комплекс занятий, направленный на коррекцию агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей. Анализируются и обобщаются результаты, полученные в ходе опытно-экспериментального исследования. Третий этап эксперимента посвящен анализу и обобщению результатов, полученных в ходе исследования.
В заключении формулируются основные результаты работы, свидетельствующие о том, что поставленные цель и задачи исследования достигнуты.
Список использованной литературы состоит из 65 источников.
В приложении представлен списочный состав подростков контрольной и экспериментальной групп, описание диагностической методики, конспекты занятий.
Становление ребенка как личности начинается в семье. В семье ребенок впервые начинает взаимодействовать с окружающей его действительностью, строить свое отношение к ней. В настоящее время семья подвергается разным кризисным воздействиям социального и психологического характера, что приводит к ее не благополучности.
Нарушение взаимодействия в семье приводит к разным отклонениям от гармоничного развития личности ребенка, что способствует развитию у детей неконструктивного поведения, в частности, агрессии.
Целью исследования стало выявление эффективности использования комплекса занятий в работе, направленной на коррекцию агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей.
Была выдвинута гипотеза, предполагающая, что использование специально разработанного комплекса занятий, направленного на снижение нервно-психического напряжения, научение конструктивным навыкам взаимодействия в коллективе сверстников, развитие умения управлять своим эмоциональным состоянием, будет способствовать эффективной коррекции агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей.
Исследование, направленное на выявление эффективности использования комплекса занятий в работе по коррекции агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей, проходило на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Бийска. В исследовании принимали участие 30 детей в возрасте 13-14 лет.
Результаты констатирующего эксперимента наглядно демонстрируют проявления агрессии у подростков из неблагополучных семей. Исследование подтверждает данные о том, что агрессия подростков вместе с ее проявлениями вызывается не только дефицитом признания и любви, ожиданием наказания или воспоминаниями о нем, но и активным стремлением детей устранить конфликтную ситуацию любыми средствами.
В данном исследовании предлагался комплекс занятий по коррекции агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей, составленный и апробированный совместно с психологом образовательного учреждения.
Результаты исследования показали, что определение разницы между агрессивным состоянием и агрессивным действием, рефлексия собственного агрессивного состояния, разработка способов действия в различных конфликтных ситуациях, развитие коммуникативных способностей, обучение умениям проявлять и выражать свои мысли и чувства в коллективе, развитие умения договариваться, обсуждать замысел работы; обучение адекватным способам выражения чувств раздражения и гнева, гармонизация эмоционального состояния, создание условий осознания ценности самого себя, стремление к сотрудничеству, взаимодействию с другими людьми, не безбоязненное, но уверенное ожидание успехов и позитивное отношение к перспективам - все это значительно уменьшило как показатели агрессивности, так даже и некоторые школьные трудности подростков. И действительно, чем больше у подростка средств преодоления затруднений, тем легче ему найти выход из конфликтной или фрустрирующей ситуации.
Сравнительный анализ результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах эксперимента свидетельствует о снижении выраженности агрессивного поведения подростков экспериментальной группы. Состояние агрессивного поведения подростков контрольной группы осталось практически неизменным.
Можно сделать вывод о том, что работа с подростками из неблагополучных семей, входящих в экспериментальную группу дала положительный результат. Поставленная цель достигнута. Однако результаты могут быть нестабильны без включения родителей в дальнейший процесс коррекции. Поэтому представляется особенно важным продолжение сопровождения подростков в их развитии и включение родителей в преодоление не благополучности семьи.
Таким образом, цель дипломной работы достигнута, задачи исследования выполнены. Гипотеза исследования подтверждена, а именно: использование специально разработанного комплекса занятий действительно способствует эффективной коррекции агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей.
1. Алфимова, М.В.Психогенетика агрессивности [Текст] / М.В. Алфимова, В.И. Трубникова // Вопросы психологии. - 2000. - № 6. - С. 112-122.
2. Андреева, Т.В. Психология современной семьи [Текст]: монография / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2005. - 436 с.
3. Байярд, Р. Ваш беспокойный подросток [Текст]: учебное пособие / Р. Байярд, Дж. Байярд. - М, 1991. - 231 с.
4. Бандура, А. Подростковая агрессия [Текст]: учебное пособие / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М., 2000. - 324 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]: монография / Л.И. Божович. - М., 1968. - 325 с.
6. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности [Текст]: учебное пособие для специалистов и дилетантов / Г.Э. Бреслав. - СПб.: Речь, 2004. - 164 с.
7. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - Киев, 1989. - 450 с.
8. Буянов, М.И. Беседы о детской психиатрии [Текст]: монография / М.И. Буянов. - М., 1986. - 208 с.
9. Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 1997.-336 с.
10. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст]: монография / К. Бютнер. - М., 1991. - 360 с.
11. Вагенас, Э.Динамика агрессивности у младших школьников в условиях разных стилей воспитания [Текст]: монография / Э. Вагенас. - М., 1995.-446 с.
12. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]: монография / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз. - 1997. - 224 с.
13. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. [Текст]: монография / Л.С. Выготский. - Т.З. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
14. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком... Как? [Текст]: монография / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 1995. - 236 с.
15. Годфруа, Ж. Что такое психология?: В 2 т. [Текст]: монография / Ж. Годфруа: Пер. с фр. / Под ред. Г.Г. Аркелова. - М.: Мир, 1996.-358 с.
16. Дронова, Е.Н. О принципах реализации функции социально - педагогической поддержки школьным социальным педагогом [Текст] / Е.Н. Дронова // Наука и образование: проблемы и перспективы: Материалы научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся
(Бийск, 16-17 апреля 2004 г.) - Бийск, НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2004. - 419 с. - С. 37-41.
17. Дубровина, И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи [Текст]: учебное пособие / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 1982. - 245 с.
18. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности [Текст]: монография / О.П. Елисеев. - СПб.: Питер, 2000. -554 с.
19. Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этиология и патогенез [Текст]: монография / А.И. Захаров. - Л.: Медицина, 1988. - С. 248.
20. Зикратов, В.В. Влияние дисфункциональной семьи на коммуникативные навыки и характер ребенка [Текст] / В.В. Зикратов // Психологическое здоровье и психологическая культура в образовании: Материалы всероссийской научно-практической конференции (Барнаул, 30¬31 мая 2005 г.). - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. - 223 с. - С. 25 - 27.
21. Иванова, Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения детей к их проявлениям [Текст] / Л.Ю. Иванова // Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии. - 1993. - № 21 - С. 35 - 43.
22. Ильина, С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств [Текст] / С.В. Ильина // Вопросы психологии. - 1998. - № 6. - С. 65 -75.
23. Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда [Текст] / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 13 - 23.
24. Колосова, С.В. Агрессия и агрессивность [Текст] / С.В. Колосова // Школьный психолог. - 2000. - № 1. - С. 27-29.
25. Колосова, С.И. Особенности дезадаптации детей 6-7 летнего возраста с агрессивным поведением [Текст] / С.И. Колосова // Вопросы психологии. - 2006. - №2. - С.50-58.
26. Корытченкова, Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка [Текст]: учебное пособие / Н.И. Корытченкова. - Новосибирск, 2000. - 23 с.
27. Крайг, Г. Психология развития [Текст]: монография / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2001. - 992 с.
28. Лангмейер, И.Психическая депривация в детском возрасте [Текст]: учебное пособие / И. Лангмейер, 3. Матейчик. - Прага, 1984. - 470 с.
29. Левитов, Н. Д. От фрустрации к агрессии [Текст] / Н.Д. Левитов // Психологический журнал. - 1990. -№5. - С. 16-23.
30. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т [Текст]: монография / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 320 с.
31. Липендина, Е.А. Особенности проявления агрессии у детей с неврозами [Текст] / Е.А. Липендина // Наука и образование: проблемы и перспективы: Материалы научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся (Бийск, 16-17 апреля 2004 г.) - Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2004. - 419 с. - С. 242 - 245.
32. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») [Текст]: монография / К. Лоренц. - М., 1990. - 285 с.
33. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка [Текст]: монография / Н. Ньюкомб. - М., 2002. - 639 с.
34. Обухова, Л. Ф. Семья и ребенок: Психологический аспект детского развития [Текст]: учебное пособие / Л.Ф. Обухова, О.А. Шаграева. -М., 1999.-520 с.
35. Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Л.Я. Олиференко. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 256 с.
36. Пинегина, Н.Е. Проблема повышения статуса подростка в группе как личностного ресурса его психологического здоровья [Текст] / Н.Е. Пинегина // Психологическое здоровье и психологическая культура в образовании: Материалы всероссийской научно-практической конференции (Барнаул, 30- 31 мая 2005 г.) - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. - С. 138 - 139.
37. Поливанова, К.Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды [Текст] / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. - 1999.-№ 1.-С. 32-40.
38. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления [Текст] / Под ред. Е.Н. Волковой. - СПб., 2008. - 152 с.
39. Психологическая помощь пострадавшим от семейного насилия [Текст] / Под ред. Л.С. Алексеевой. - М., 2000. - 95 с.
40. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Е.Г. Силяевой - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
41. Раттер, М. Помощь трудным детям [Текст]: монография / М. Раттер. - М., 1987. - 324 с.
42. Рван, А.А. Изучение агрессивности личности [Текст]: монография / А.А. Реан. - СПб, 1999. - 360 с.
43. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]: учебное пособие / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 592 с.
44. Рождественская, Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей [Текст] / Н.А. Рождественская, А.В. Разумова // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. - 2002. - №2.-С. 48-55.
45. Романов, А.А.Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей [Текст]: пособие для дефектологов, воспитателей и родителей / А.А. Романов. - М.: Шк.пресса, 2003. - 287 с.
46. Романов, А.А.Направленнаяигротерапия агрессивности у детей [Текст]: альбом диагност, и коррекц. методик / А.А. Романов. - М.: Романов, 2001.-256 с.
47. Романченко, С.И. Конфликты во взаимодействии родителей и детей // Наука и образование: проблемы и перспективы: Материалы научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся (Бийск, 16-17 апреля 2004 г.) - Бийск: НИЦ БИТУ им. В.М. Шукшина, 2004. - С. 260 - 263.
48. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: монография / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2000. - 712 с.
49. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии [Текст] / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии - 1991. - № 1. - С. 81-87.
50. Самоукина, Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком [Текст] / Н.В. Самоукина // Вопросы психологии. - 2000.
- № 3. - С. 67-81.
51. Сафонова, Т.Я. Роль специализированного центра в оказании комплексной помощи детям, подвергшимся жестокому обращению [Текст] / Т.Я. Сафонова // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 1. - С. 97- 101.
52. Свиридов, А.Н. Воспитательный потенциал и психологическая культура семьи [Текст] / А.Н. Свиридов // Психологическое здоровье и психологическая культура в образовании: Материалы всероссийской научно-практической конференции (Барнаул, 30-31 мая 2005 г.) - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005.-С. 56-58.
53. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст]: монография / Л.М. Семенюк. - Москва, 1996. - 398 с.
54. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений [Текст]: монография / Н.Ю. Синягина. - М.: ВЛАДОС, 2001.- 96 с.
55. Словарь практического психолога [Текст] / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. - 800 с.
56. Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения [Текст] / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. - С. 3 - 13.
57. Фромм, Э. Анатомия человеческойдеструктивности [Текст]: монография / Э. Фромм. - М.: Просвещение, 1994. - 162 с.
58. Фурманов, И.А. Детская агрессивность [Текст]: монография / И.А. Фурманов. - Минск, 1997. - 425 с.
59. Холмогорова, А.Б.Интерперсональные отношения подростков из социально неблагополучных семей: результаты эмпирического исследования [Текст] / А.Б. Холмогорова, Н.С. Смирнова // Вопросы психологии. - 2007. - № 6. - С. 69 - 77.
60. Холмогорова, А.Б.Интерперсональные отношения подростков из социально неблагополучных семей: состояние проблемы, методы исследования [Текст] / А.Б. Холмогорова, Н.С. Смирнова // Вопросы психологии. - 2007. - № 5.- С. 84 - 90.
61. Хъелл, Л. Теории личности (основные положения, исследования и применение) [Текст]: учебное пособие / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб..‘Питер,1999.-608 с.
62. Чишкова, Л.В. Влияние семьи на развитие личности ребенка [Текст] / Л.В. Чишкова // Наука и образование: проблемы и перспективы: Материалы научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся (Бийск, 16-17 апреля 2004 г.) - Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М.
Шукшина, 2004. -С. 309-310.
63. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога [Текст]: учебное пособие для вузов / М.В. Шакурова - М.: Академия, 2002. - 272 с.
64. Шапиро, А.З. Психолого-гуманистические проблемы позитивности - негативности внутрисемейных отношений [Текст] / А.З. Шапиро // Вопросы психологии. - 1994. - № 4. - С.45 - 55.
65. Элиот. Ф.А. Агрессия: Продукт биосоциальных взаимодействий [Текст]: монография / Ф.А. Элиот. - Нью-Йорк, 1988. - 250 с.