Объект исследования - Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Мой семейный центр «Гармония» .
Есть приложения.
Введение………………………………………….……………………….…. 4
Глава 1. Теоретические аспекты социально-культурной работы с молодыми многодетными семьями....8
1.1. Молодая многодетная семья как объект исследования………………. 8
1.2. Социально-культурная работа с молодыми многодетными семьями в исследованиях отечественных ученых…… 19
1.3. Правовое обеспечение социально-культурной работы с молодыми многодетными семьями …………28
Выводы по главе 1...………………………… 33
Глава 2. Практика социально-культурной работы с молодыми многодетными семьями …36
2.1. Опыт социально-культурной работы с молодыми многодетными семьями…36
2.2. Основные направления социально-культурной деятельности в работе с молодыми многодетными семьями…………………… 41
Выводы по главе 2……………………53
Глава 3. Характеристика программы «Навстречу семье» по социально-культурной работе с молодыми многодетными семьями 55
3.1. Разработка и апробация программы «Навстречу семье» по социально-культурной работе с молодыми многодетными семьями в ГБУ г. Москва «Мой семейный центр «Притяжение» филиал «Люблино» …55
3.2. Критерии эффективности программы «Навстречу семье» по социально-культурной работе с молодыми многодетными семьями…….59
Выводы по главе 3………66
Заключение…………68
Список используемых источников… ………72
Приложения………………………………………………………………….. 79
Актуальность исследования обуславливается тем, что на современном этапе государство придает большое значение социальной поддержке молодых многодетных семей. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года определены приоритеты государства по повышению уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго и последующего детей, а также по укреплению института семьи и сохранению нравственных традиций семейных отношений. [56]
Молодая многодетная семья, находящаяся в условиях нестабильной экономической ситуации, испытывает наибольшее количество социальных проблем. Именно поэтому данная категория требует социальной поддержки всеми имеющимися у общества средствами. У молодой многодетной семьи есть проблемы, которые характерны для каждой семьи, но также они имеют отличия, характерные только для данной категории. Так, согласно данным Всероссийской переписи населения 2021 года в Российской Федерации число супружеских пар, в которых оба супруга моложе 35 лет, составляет 17,5 млн. семей. Семьи, имеющие в своем составе несовершеннолетних детей, составляют 67,4% общего количества семей (11,8 млн. семей), многодетные семьи – 5,8% [42]. По данным статистического сборника «Семья и дети в России» 37,7% многодетных семей являются малоимущими на 2020 год. Помимо этого, в данном сборнике приводятся статистические данные о доли детей в возрасте до 18 лет, проживающих в малоимущих домохозяйствах, в данном случае домохозяйства, имеющие в своём составе многодетные семьи, значительно лидируют по показателям, составляя 38,8% на 2020 год. Важно взять во внимание, что в представленных статистических данных доля: имеющих в своём составе молодые семьи составляет 21,9%. [51].
Неблагоприятная семейная ситуация наблюдается в большинстве молодых многодетных семей. Испытывая медико-социальные, материальные, социально-культурные, психологические и педагогические трудности, такие семьи нуждаются в социальной, медицинской, психологической, педагогической поддержке со стороны социальных служб. Комплексное сопровождение в совокупности может быть организовано как соответствующая поддержка.
«Главное предназначение семьи - это рождение детей, продолжение рода человеческого, воспитание детей, а значит, и продолжение всего нашего многонационального народа. Мы видим, что происходит в некоторых странах, где сознательно разрушают нормы морали, институты семьи, толкают целые народы к вымиранию и вырождению, а мы выбираем жизнь. Россия была и остается оплотом традиционных ценностей, на которых строится человеческая цивилизация. Наш выбор разделяет большинство людей в мире, в том числе миллионы граждан западных стран» - Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации В.В. Путина. [41]
Помимо этого, в данном послании выделяется информация о том, что именно качество социальной сферы влияет на демографию, на рождаемость. Жизненные ориентиры, закладывающиеся в семье, играют большое значение, а формируются они при помощи культуры, образования, просвещения. На данном этапе важна работа всех уровней власти как гражданского общества, так и пастырей традиционных религий.
На сегодняшний день в России насчитывается более двух миллионов семей с тремя и больше детьми. Мы гордимся тем, что у нас есть такие семьи. Число многодетных семей в России с 2018 по 2022 годы выросло на 26,8 процента и является достаточно хорошим показателем. [41]
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных путей социально-культурной деятельности с молодыми многодетными семьями. Это необходимо для осуществления процессов сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры. На сегодняшний день существует необходимость разработки программы социально-культурной деятельности с молодыми многодетными семьями посредством досуговой деятельности в условиях социальных учреждений.
Все вышеизложенное обусловило необходимость проведения настоящего исследования и определило его цель и задачи.
Степень разработанности проблемы заключается в исследованиях в области теоретических аспектов социально-культурной деятельности с многодетными семьями отечественными учеными Т.А. Гурко, К.И. Вайсеро, Т.А. Кемерова, В.Н. Наумчик, М.А. Паздников др.; технологии культурно-досуговой деятельности и взаимодействие семьи с культурной средой Л.В.Мардахаев, Э. А. Орлова, В. В. Туев, Н. Н. Ярошенко.
Цель исследования: разработать и апробировать программу «Навстречу семье» по социально-культурной работе с молодыми многодетными семьями.
Задачи исследования:
- выявить теоретические аспекты социально-культурной работы с молодыми, многодетными семьями с опорой на нормативно-правовые документы;
- охарактеризовать практику по социально-культурной работе с молодыми многодетными семьями;
- определить критерии эффективности социально-культурной программы «Навстречу семье» в работе с молодыми многодетными семьями.
Объект исследования: молодые многодетные семьи.
Предмет исследования: социально-культурная работа с молодыми многодетными семьями.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что социально-культурная работа, реализуемая посредством программы «Навстречу семье», окажет эффективное влияние на процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций и ценностей молодых многодетных семей.
Теоретические основания исследования составили работы, посвященные изучению социально-культурной деятельности с многодетными семьями (Т.А. Гурко, К.И. Вайсеро, Т.А. Кемерова, В.Н. Наумчик, М.А. Паздников); по технологиям социально-культурной деятельности для молодой семьи: (Л.В. Мардахаев, О.Г. Прохорова, Н.Н. Ярошенко); специфики работы с многодетными семьями (А.Б. Закирова, В.Г. Минлин, П.Я. Циткилов, Н.И. Шитова); зарубежного опыта работы многодетными семьями (С.Н. Буранова, Е.И. Холостова).
Новизна исследования заключается в характеристике социально-культурной деятельности с молодыми, многодетными семьями, с возможностью реализации программы «Навстречу семье».
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовании социально-культурной программы «Навстречу семье» в работе с молодой многодетной семьей специалистами по работе с семьей.
Методы исследования: изучение научной литературы, статистических данных, отечественной и зарубежной практики работы с многодетными семьями, наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, обобщение, анализ, системный подход, метод классификации, сравнения, измерения.
Апробация результатов исследования проведена в период практической работы помощника специалиста по работе с молодёжью.
Общее описание структуры работы: выпускная квалификационная (бакалаврская) работа представлена на 101 странице, состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы из 70 источников и пяти приложений.
На основе нашего исследования социально-культурной работы с молодой многодетной семьей были выявить теоретические аспекты социально-культурной работы с молодыми многодетными семьями с опорой на нормативно-правовые документы.
Молодые многодетные семьи играют важную роль для общества и государства в воспроизводстве населения, обеспечивают высокий темп роста населения и экономики страны. Однако молодые многодетные семьи сталкиваются с различными вызовами и проблемами, особенно в современных условиях. Недостаточное социальное признание, финансовые трудности, проблемы адаптации и интеграции, ограниченный доступ к инфраструктуре и услугам могут затруднять жизнь и развитие детей в таких семьях.
Важно отметить, что социально-культурная деятельность играет важную роль в развитии и социализации детей из молодых многодетных семей. Это помогает им расширить кругозор, развить интересы и творческий потенциал. Однако, семейная нагрузка и ограниченные ресурсы могут стать вызовом для создания благоприятной обстановки. Поэтому важно проводить мероприятия, направленные на поддержку родителей и детей, обогащение досуговой деятельности, а также обучение активному функционированию в социальной среде.
Правовое обеспечение социокультурной деятельности с многодетными семьями играет важную роль в защите их прав, обеспечении доступа к культурным ресурсам и создании благоприятной среды для развития. Законы и программы поддержки многодетных семей в области культуры должны быть эффективно реализованы на практике, чтобы обеспечить реальную поддержку и защиту семей.
Социально-культурная работа с молодыми многодетными семьями требует гибкого и инновационного подхода, учитывая их специфические потребности и вызовы. Создание и развитие подходящих программ и мероприятий, которые способствуют укреплению семейных связей, развитию детей и поддержке родителей, является ключевым вопросом в работе с этой категорией семей.
Также, охарактеризована практика по социально-культурной работе с молодыми, многодетными семьями, так, работа с молодыми многодетными семьями требует комплексного подхода, индивидуального внимания к каждой семье и поощрения их самостоятельности. Важно создавать условия для разностороннего развития детей и поддержки их родителей. Программы и проекты, направленные на инклюзивность и социальную поддержку, способствуют формированию социальной активности детей, улучшению их качества жизни и развитию местных сообществ.
Организационные мероприятия по работе с многодетными семьями, такие как формирование партнерских отношений с различными организациями, проведение консультаций, тренингов, создание клубов и групп поддержки для родителей, имеют важное значение для обеспечения эффективной поддержки и помощи этой категории семей. Такие мероприятия могут способствовать осознанному воспитанию детей, улучшению семейных отношений, а также увеличению качества жизни семей.
Анализируя основные направлений социально-культурной работы, фокусирующейся на повышении социального статуса семьи и формировании гармонично развитой личности, можно отметить важность музеев, кинематографа, социокультурных проектов и развития культурно-познавательного детского туризма.
Повышение качества жизни молодых многодетных семей предполагает углубленное изучение их потребностей, разработку целенаправленных программ и усиление взаимодействия различных структур и организаций. Важно непрерывное усовершенствование методов работы и подходов к семьям, чтобы обеспечить им качественную помощь и поддержку. Взаимодействие и совместные усилия на всех уровнях способствуют созданию благоприятной социокультурной среды и развитию целостной личности.
Социально-культурная деятельность с молодыми многодетными семьями играет важную роль в создании инклюзивной среды, способствует социализации детей, развитию их творческих способностей и укреплению семейных связей. Проекты и программы, ориентированные на поддержку многодетных семей, имеют положительное воздействие на общественные отношения и благополучие общества в целом.
Нами была разработана и апробирована программа «Навстречу семье» по социально-культурной работе с молодыми многодетными семьями, направленная на создание оптимальных условий для их семейного развития, культурного и духовного обогащения.
Определены критерии эффективности социально-культурной программы «Навстречу семье» в работе с молодыми многодетными семьями: актуальность, качество, жизнеспособность и уникальность результатов программы. Исходя из результатов реализации и опросов участников, позволяющих оценить соответствие программы потребностям молодых многодетных семей. Обобщенный анализ сравнения оценок до и после участия в программе показал значительный рост удовлетворенности и доступности культурных мероприятий, что свидетельствует о успехе программы и ее значимости для целевой аудитории. Участники программы предпочитают разнообразные виды социально-культурных мероприятий, их удовлетворенность доступностью и разнообразием мероприятий значительно выросла.
Таким образом, социально-культурная работа с молодой многодетной семьёй семьей - это процесс, требующее глубокого изучения. Исследования, проведённые по данной теме, указывают на её актуальность и сохранение насущности на данный период времени. Поставленная цель исследования разработать и апробировать программу «Навстречу семье» по организации социально-культурной работы молодой многодетной семьёй не претендует на полное решение проблем: требуется дальнейшее внедрение и апробация на различных типах молодых многодетных семей с разным стилем семейных взаимоотношений.
1. Алексеева JI.C. Работа с семьей в учреждениях социального обслуживания: социально-психологический аспект / JI.C. Алексеева // Семья в России, №3-4, 1998 – С. 46-61.
2. Арзамаскина Е.В. Анализ социальной поддержки многодетных семей в России и за рубежом: Учебное пособие. М.: АСТ, 2016. – 167 с.
3. Ачильдиева, Е.Ф. Многодетная семья в современной России: учебное пособие / Е. Ф. Ачильдиева. – М. – ДГПУ. – 2019. – 146 с.
4. Боровик Н.В. Технологии социальной работы с многодетной семьей // Комплексный подход к сопровождению семьи: история, тенденция развития, современные технологии помощи и поддержки : сб.ст. – Челябинск, 2020. – С. 93-101.
5. Вайсеро К. И., Хоменко В.И Основы социально-культурной деятельности: учебное пособие для студентов университета, обучающихся по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», профиль «Управление социально-культурным развитием мегаполиса», квалификация – бакалавр / К. И. Вайсеро, В. И. Хоменко; Моск. гор. ун-т упр. Правительства Москвы. – Москва: МГУУ Правительства Москвы, 2016. – 116 с.
6. Всероссийский проект «Многодетная Россия» [Электронный ресурс]. URL: https://xn----etbdeabvzgddib1cl9lwa.xn--p1ai/ (дата обращения: 15.03.2024).
7. Гагач М.Г. Время в контексте социокультурных изменений / М.Г. Гагач // Электронный научный журнал "Культура: теория и практика". – 2017. – С. 35-43.
8. Герасимов В. Н. Проблемы современных многодетных семей в России: сравнительный анализ с законодательством стран ЕС // Российская юстиция. 2016. № 2. – С. 65-77.
9. Герасимов В.Н. Проблемы современных многодетных семей в России: сравнительный анализ с законодательством стран ЕС избр. ст. М. 2016.
10. Глобальные вызовы и стратегии социокультурной модернизации: материалы международной научно-практической конференции: Москва, 12–13 октября 2017 г. (отв. редактор А.В. Тихонов). М.: ФНИСЦ РАН. - 760 с.
11. Госпорьян А.Д. Тенденции развития семьи в России: учеб. пособие. М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2015. C. 73-74
12. ГОСТ Р 22.3.19-2022. Библиографическая ссылка. Национальный стандарт Российской Федерации. – Введ. 2022-03-14. – Москва : Стандартинформ, 2022. – 18 с.
13. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2020 году (подготовлен Министерством культуры РФ 3 сентября 2021 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 05.05.2024)
14. Гребенников И.Ф. Основы семейной жизни. М.: Просвещение. 1991. - 156 с.
15. Григорий и Анастасия Сайфуллины Агентство социально-демографического развития Любовь. Семья. Счастье, 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://lovefamilyhappy.ru/ (дата обращения: 15.05.2024)
16. Грудина Т.Н. Социологический портрет многодетной семьи в России // Научный интернет-журнал «Семья и социально-демографические исследования», №4, 2017. С.116-124.
17. Дементьева Л.А. Психологический тренинг детско-родительских отношений: Методические материалы для педагогов-психологов. – Курган, 2007. – 77 с.
18. Дивицына Н.Ф. Семьеведение. Многодетная семья и ее социальная защита: Учебное пособие. М.: АСТ, 2016. – 114 с.
19. Дорофеева З. Е. Особенности жизненных практик многодетных семей // Социологические исследования. 2019. № 7. С. 114-124.
20. Загорская Л. М. Теория и практика социально-культурного сервиса : учеб. пособие / Загорская Л. М. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2013. – 78 с.
21. Закирова А.Б., В.Г. Минлин Основные технологии социальной работы с многодетной семьей//Академическая публицистика. – 2019. - №10. – С.212-216
22. Закон Липецкой области от 27 марта 2009 г. N 259-03 "O социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью"
23. Зенин И.А. Семейное право: Учебное пособие. М.: Сфера, 2016. – 216 с.
24. Ильяшенко А. прот. Большая семья — большие надежды. Демография и нравственность. — М., 2008. — 183 с.
25. Ипполитов С.С. Многодетная семья в культурной политике: к проблеме посещаемости учреждений культуры: научная статья. Москва:МГИК, 2019. С. 27-34.
26. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник. Москва: МГУКИ, 2004. – 539 с.
27. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2.12.1993) (с учетом поправок) // Собрание законодательства РФ. – 2014. –№ 31. – ст. 4398.
28. Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям "Лесосибирский" [Электронный ресурс]. URL: https://xn----9sblcmbaihf5ad3agdbey7e.xn--p1ai/ (дата обращения: 26.02.2024)
29. Кукушкин, В.С. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы/ В.С. Кукушкин. -М.: Март, 2016. – 78 с.
30. Мамакова З.А. Технологии социальной работы с многодетными семьями//Роль и место информационных технологий в современной науке : сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. – 2017. – С. 60-61.
31. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Основы курса: Учебник для вузов и ссузов / Л.В. Мардахаев. - Люберцы: Юрайт, 2015. – 376 с.
32. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. — Санкт-Петербург : Речь, 2005. – 150 с.
33. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)
34. Микроперепись населения. 2015: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 17.04.2024)
35. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации: [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/ (дата обращения: 11.05.2024)
36. Минсоцзащита Алтайского края, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.aksp.ru/ (дата обращения 24.04.2024)
37. Мой семейный центр «Притяжение» [Электронный ресурс]. // Портал "Моя новая семья". URL: https://usynovi-moskva.ru/ (дата обращения 02.05.2024)
38. Молодая семья в современном обществе [электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Е.В. Рыбак, Н.Г. Слепцова, А.Б. Федулова, Н.В. Цихончик, под общей ред. А.Б. Федуловой. - 2-е изд., испр. и доп. - Архангельск: САФУ имени М.В. Ломоносова, 2017. - 238 с.;
39. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 106 с.
40. Объединение многодетных семей города Москвы [Электронный ресурс]. // URL: https://oms.msk.ru/ (дата обращения: 9.05.2024)
41. Павленок, Гойхман, Акмалова: Основы социальной работы. Учебник ; Издательство · ИНФРА-М, 2019 г. – 534 с.
42. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, 29 февраля 2024 года, Москва, Кремль / Президент России, офиц. сайт. - Москва, 2024. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/ (дата обращения: 15.05.2024)
43. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. № 1608 «Об организации Всероссийской переписи населения 2020 года»
44. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»"
45. Проект «Нас много» [Электронный ресурс] // Многодетный Волгоград, 2018 – 2024. URL: https://xn--80adcbaded0bvfmdkbfc1b3a5p.xn--p1ai/ (дата обращения 9.05.2024)
46. Прохорова, О.Г. Психология семьи. Психологическое здоровье учебное пособие для вузов / О.Г. Прохорова, В.С. Торохтий. – 2-е изд., испр. и доп. – 2018. – 154 с.
47. Прохорова, О.Г. Семьеведение: теория и практика: учебник для академического бакалавриата / О.Г. Прохорова, Е. И. Холостова; отв. ред. О. Г. Прохорова, Е. И. Холостова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. – 403 с.
48. Русская формула успеха [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/ (дата обращения: 18.05.2024)
49. Рябков В.М. Теоретико-методологические основы понятия «Эффективность социально-культурной деятельности» - Вестник МГУКИ. 3 – 2008. – С. 85-102.
50. Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения. М.: ИНФРА-М, 2016 – 346 с.
51. Ткаченко, В. Е. Организация социальной работы с многодетными семьями / В. Е. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый, № 30 (320),2020. – 256 с.
52. Семенова Д.М., Рачкова М.В. Оценка эффективности социокультурных проектов - Наука Красноярья, № 4(37), 2016. С. 9-24.
53. Семья и дети в России. 2021: Стат. сб./ Росстат, Общественная палата Российской Федерации
54. Семья как ценность [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/ (дата обращения: 15.05.2024)
55. Семья, материнство и детство: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL:https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 19.03.2024)
56. Социально-культурная деятельность: словарь / В. Н. Наумчик, М. А. Паздников, О. В. Ступакевич. - Минск: Адукацыя i выхаванне, 2008. - 96 с.
57. Социально-психологическая устойчивость семьи в современной России: монография /Е.И. Холостова, Т.В. Шинина. -М.: Изд-торг корпорация «Дашков и К*, 2016 7. – 342 с.
58. Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года"
59. Указ Президента Российской Федерации от 14.05.1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики»
60. Указ Президента Российской Федерации от 23.01.2024 № 63 "О мерах социальной поддержки многодетных семей"
61. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"
62. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ(ред. от 25.12.2023)"О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
63. Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации"
64. Хухлаева, О. В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями / О. В. Хухлаева. — Москва : Генезис, 2015. – 160 с.
65. Ценности молодежи [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/ (дата обращения: 15.05.2024)
66. Ценность #1: навстречу году семьи [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/ (дата обращения: 15.05.2024)
67. Центр поддержки молодой студенческой семьи Ульяновского государственного университета [Электронный ресурс] // Управление внутренней политики URL: https://ulgov.ru/ (дата обращения: 18.05.2024)
68. Черепанова И.М. Основные направления и методы социальной работы с многодетными семьями// Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: Издательство Юрайт,2018 – 170 с.
69. Шульга, А.А. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми: организация защиты детей: учебное пособие для СПО / А.А. Шульга. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2019. – 192 с. – (Профессиональное образование)
70. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник. Москва: МГУКИ, 2013. – 286 с.