Введение 3
Глава I. Мировые проблемы обеспечения водными ресурсами…….. 10
1.1. Дефицит пресной воды и его международное правовое урегулирование 10
1.2. Формирование и развитие международного водного права и его роль в решении вопросов использования водных ресурсов трансграничных рек 16
Глава II. Водные ресурсы во взаимоотношениях Узбекистана и других центральноазиатских государств 24
2.1. Водный потенциал Узбекистана и проблемы водообеспечения 24
2.2. Политика государств Центральной Азии в сфере совместного водопользования и влияния на межгосударственные отношения стран региона 35
Глава III. Проблемы распределения водных ресурсов и региональное сотрудничество 44
3.1. Водная стратегия Узбекистана 44
3.2. Перспективы сотрудничеств Узбекистана и его соседей в совместном освоении энергетических и водных ресурсов 56
Заключение 63
Список использованных источников и литературы
В связи с глобальным потеплением и ростом населения, конфликты, связанные с водой, в ближайшей перспективе, будут нарастать. Последствия этого сильно влияют на такие регионы, как Центральная Азия, где территория разделена между странами верховья и низовья. С момента распада Советского Союза Таджикистан и Узбекистан выражали своё несогласие с политикой «Центра» по управлению трансграничными водами ЦА.И без того неблизкие отношения между двумя государствами ужесточились, когда Таджикистан объявил о проекте по сооружению гидроэлектрической станции на верховьях реки Вахш откуда берет начало главные водяные артерии ЦА. Несмотря на протесты Узбекистана, в 2016 году Таджикистан начал строительство Рогунской плотины. Проект обуславливался тем, что энергия, которая будет производиться с помощью плотины, поможет Таджикистану стать независимым от импорта нефтяных ресурсов Узбекистана. Однако строительство плотины означает сокращение водозабора Узбекистана, что может сильно повлиять на сельскохозяйственное производство страны, окружающую среду и жителей, живущих рядом с источником воды.
Несмотря на то, что Рогунская плотина физически не будет построена на территории страны, Узбекистан всегда выступал против ее строительства, по крайней мере, до 2017 года. Бывший президент Ислам Каримов занимал жесткую позицию по отношению плотины до своей смерти в 2016 году. При новом президенте Шавкате Мирзиёеве наступила оттепель в отношениях Узбекистана с соседями и в первую очередь с Таджикистаном. Анализируя межгосударственные отношения Узбекистана и Таджикистана, можно заметить то, что тон споров становится менее напряженным, чем в прошлом, с явным желанием сотрудничать с Таджикистаном. Тем не менее сильное противостояние против Рогунской плотины, построенной в прошлые годы, может все еще сохраняться в национальной повестке дня.
Актуальность исследования
Помимо политических изменений, вызванных формированием новых политических субъектов после распада Советского Союза, новые страны стремились преобразовать свою экономику из централизованной командной в рыночную. Опыт земледелия, орошения сельскохозяйственных культур, строительства наземных и надземных ирригационных сооружений формировался и осваивался тысячелетиями во всем Центрально-Азиатском регионе.
Наши предки не тратили ни капли воды, рационально ее использовали и жили гармоничной и благоприятной жизнью у воды. Они контролировали русла рек и ручьев, рыли каналы и добывали воду, сажали различные культуры, обустраивали поселения. Поэтому вода издавна была одним из самых важных богатств для мира и благополучия народов Центральной Азии, и она по-прежнему имеет такую ценность и сегодня.
В XXI веке человечество достигло высочайшего уровня развития, потребность в воде постоянно возрастает. При этом и водные пути, и водные ресурсы всех республик Центрально-Азиатского региона тесно интегрированы, поэтому невозможно не вести "водную дипломатию" с соседними странами.
29 ноября 2019 года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на второй консультативной встрече лидеров стран Центральной Азии, состоявшейся в городе Ташкенте, выступил с предложением о выработке взаимосогласованных подходов к решению проблем водопользования. На конференциях лидеров стран Центральной Азии, одновременно в ходе визитов Президента Узбекистана в соседние страны на высоком уровне рассматриваются вопросы совместного рационального использования трансграничных водных ресурсов, решаются многолетние нерешенные проблемы.
В настоящее время Узбекистан последовательно развивает отношения со странами Центральной Азии по водным вопросам как на многостороннем уровне - в рамках Международного фонда спасения Арала и Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии, так и на двустороннем уровне - в рамках межправительственных рабочих групп по использованию водных ресурсов. В результате взаимного сотрудничества и соглашений, достигнутых в последние годы с Казахстаном, Таджикистаном, Кыргызской Республикой и Туркменистаном, достигнуты успехи в улучшении водообеспеченности бассейнов Сырдарьи и Амударьи.
Целью исследовательской работы является выявление особенностей водной дипломатии Республики Узбекистан как фактора влияния.
Для достижения поставленной цели автором были сформулированы следующие задачи:
• Рассмотреть мировые проблемы обеспечения водными ресурсами, в том числе историю формирования международного водного права;
• Проанализировать вопрос использования водных ресурсов во взаимоотношениях центрально-азиатских государств;
• Исследовать водный потенциал Республики Узбекистан;
• Анализировать водную стратегию Узбекистана;
• Изучить вопрос распределения водных ресурсов и региональное сотрудничество в данной сфере.
В качестве объекта исследования выступает водная дипломатия как фактор влияния.
Предметом исследования является водная дипломатия Республики Узбекистан.
Теоретико-методологической основой исследования являются принцип системности, который позволяет рассмотреть свойства и роль водной дипломатии, а также международное политическое влияние в динамике с момента распада Советского Союза. Кроме того, данный принцип позволяет проанализировать межгосударственную конкуренцию в реализации водной политики центрально-азиатских государств. Этот принцип позволяет выявить основные факторы, этапы, направления и методы по реализации водной политики в качестве политического оружия ЕС.
При проведении исследовательской работы были использованы как общенаучные методы исследования: структурно-функциональный, компаративный, анализ, синтез, так и специально-исторические: ретроспективный, историко-сравнительный, историко-типологический, метод периодизации и другие методы исследования.
В рамках данной работы были использованы различные источники, которые автор разделил на несколько типов:
К первому типу относятся национальные законодательные акты, указы глав государств, регламентирующие водную политику Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Кыргызстана и Туркменистана.
Ко второму типу автор относит межгосударственные соглашения, декларации, посвященные урегулированию водного вопроса.
К третьему типу автор относит документы международных организаций по вопросам использования пресной воды.
Степень изученности проблемы
В отечественной историографии проблематика водопользования в контексте политических изменений и межгосударственных взаимоотношений достаточно исследована. Так, например, работа В.А. Духовного описывает процессы интеграции управления водными ресурсами на теории Центральной Азии. А труд Ю.Х. Рысбекова «Трансграничное сотрудничество на международных реках» включает в себя компиляцию мирового опыта, прогнозов экспертов по урегулированию водного вопроса .
Кроме того, автор выделяет совместную работу Н. Юсупова, С. Миминова, И. Ибрагимова и В. Гойенко, посвященную текущим проблемам управления водными ресурсами и аграрным реформам в Узбекистане .
Узбекские авторы также уделяют большое внимание проблематике водопользования в регионе. Например, М. Абдуллаев исследует данную тему в контексте деятельности Узбекистане в ШОМ. Н. Н. Мирзаев, в свою очередь, детально дает оценку в своей работе проекту управления водными ресурсами в Ферганской долине. С. Муминов уделяет большое внимание эффективности деятельности в вопросах водоснабжения и водопользования ресурсами Узбекистана.
Среди зарубежной историографии автор отмечает большое количество работ, посвященных проблемам пресной воды, приграничным конфликтам и международному сотрудничеству в данной сфере, однако отсутствуют труды по региону Центральной Азии.
Так, автор выделяет работу американского конфликтолога Б. Челани, который изучает глобальный водный кризис в контексте войны и мира. А в работе П.Х. Гляйка, Дж. Кристиан-Смита и Х. Кули отмечается роль использования водных ресурсов в качестве политического инструмента как во внутренней, так и во внешней политике .
Практическая значимость исследования
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования изложенных в исследовательской работе принципов и методических подходов в практической деятельности по использованию водных ресурсов в качестве политического инструмента влияния. Результаты научного исследования могут быть использованы при подготовке учебных пособий, разработке спецкурсов и спецсеминаров по проблемам формирования политики и политического консенсуса среди государств, международной политики, а также изучению межгосударственных отношений.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• проанализирована роль пресной воды в качестве инструмента влияния;
• определены главные аспекты формирования водной дипломатии между государствами;
• сделана попытка комплексного исследования водной дипломатии Узбекистана;
• выявлены основные проблемы взаимоотношений Узбекистана со своими соседями.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения списка использованных источников и литературы.
Чтобы реализовать потенциал влияния кооперативного внешнеполитического поворота Узбекистана на перезагрузку региональных водных отношений, странам Центральной Азии необходимо выйти за рамки многообещающих, но довольно общих совместных форумов и заявлений их лидеров по водным вопросам. Правительствам региона необходимо совместно взять на себя обязательства по решению экономических последствий демографического вызова и изменения климата, используя расширенное региональное сотрудничество для предотвращения эскалации долгосрочных экономических и социальных дестабилизирующих процессов, связанных с водными ресурсами. Реальными ключами к долгосрочной стабильности региона являются: 1) быстрая и продуманная реализация недавно предложенных инициатив в форме обязательных обязательств на техническом уровне и 2) продолжение дипломатического диалога на высшем политическом уровне с привлечением широкого круга заинтересованных сторон для поиска наиболее эффективных решений на обоих уровнях, и с учетом возможности коренного структурного изменения региональных водных отношений с переговорами о заполнении пустых институциональных рамок водного режима Центральной Азии.
У стран Центральной Азии много общих проблем и нерешенных задач в области водоснабжения и санитарии, связанных со здоровьем. Уровень деградации систем водоснабжения и очистных сооружений высок. Это приводит к потенциально высоким потерям воды и недостаточной доступности безопасного водоснабжения, что является специфической проблемой для сельских районов. Низкие тарифы в сочетании с отсутствием приборов учета и низкой собираемостью платы за воду означают, что расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание основных услуг водоснабжения и канализации не покрываются. Необходимо улучшить подготовку кадров для систем водоснабжения и санитарии, а для управления требуется наращивание потенциала. Большие расстояния между отдаленными и малонаселенными деревнями в сельской местности означают, что могут потребоваться альтернативные системы. Такими системами могут быть эффективные и маломасштабные системы водоснабжения и канализации.
Необходимо внедрить и укрепить экологический кодекс и нормативные акты. Экологическая экспертиза должна быть предоставлена как промышленным, так и сельскохозяйственным предприятиям для обеспечения надлежащего экологического мониторинга загрязняющих веществ. Необходимо внедрить и законодательно закрепить принцип загрязнитель платит. Законодательные и контролирующие экологические органы должны быть усилены и более эффективны.
В целом отсутствует интеграция между министерствами, неправительственными организациями и общественностью. При внедрении интегрированного управления водными ресурсами все министерства охраны окружающей среды, сельского хозяйства, водных ресурсов, здравоохранения, местные органы власти, муниципальные власти, неправительственные организации и представители промышленности могут совместно решать водные и экологические проблемы, создавать национальные планы действий, а также планы на региональном и местном уровнях. Экологическое мышление должно быть подчеркнуто в образовании. Также необходимо повышать общую осведомленность об окружающей среде и пагубном влиянии отходов жизнедеятельности человека и промышленности.
Водная дипломатия — это концепция и подход, основанные на использовании водных ресурсов для решения международных конфликтов и достижения сотрудничества между странами. Основная цель водной дипломатии заключается в поиске справедливых и устойчивых решений в области водных ресурсов, которые удовлетворяют потребности всех заинтересованных сторон.
Одной из стран, активно применяющих принципы водной дипломатии, является Узбекистан. Узбекистан расположен в центре Центральной Азии и является пониженным регионом в бассейне реки Амударьи и Сырдарьи. Водные ресурсы этих рек играют важную роль в жизни узбекского народа и экономике страны.
Основные выводы по водной дипломатии Узбекистана:
Международное сотрудничество: Узбекистан активно работает на международной арене, стремясь установить партнерские отношения с соседними и другими странами, разделяющими водные ресурсы рек Амударья, и Сырдарья. Он стремится к сотрудничеству и урегулированию споров через переговоры и диалог.
Региональное сотрудничество: Узбекистан активно сотрудничает с другими странами Центральной Азии, такими как Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Туркменистан, по вопросам водных ресурсов. Он принимает участие в региональных организациях, таких как Межправительственный комитет по координации использования водных ресурсов Центральной Азии, для обеспечения сотрудничества и разработки совместных решений.
Экологические аспекты: Узбекистан придает важное значение экологическим аспектам использования водных ресурсов. Страна стремится к устойчивому использованию воды, предотвращению загрязнения и охране экосистем рек. Это включает в себя реализацию проектов по водоочистке, сбережению воды и экологическому мониторингу.
Повышение эффективности использования воды: Узбекистан активно внедряет инновационные технологии и методы для повышения эффективности использования водных ресурсов в сельском хозяйстве и промышленности. Он разрабатывает и реализует проекты по орошению, внедрению капельного орошения и модернизации систем водоснабжения.
Защита интересов страны: Узбекистан активно отстаивает свои интересы и суверенитет в отношении использования водных ресурсов. Страна стремится к балансу между удовлетворением своих потребностей и учетом интересов других стран в бассейнах рек Амударья и Сырдарья.
Одним из основных выводов по водной дипломатии Узбекистана является его стремление к мирному и сотрудничеству в области водных ресурсов. Страна активно работает на международной и региональной аренах, чтобы найти справедливые и устойчивые решения, которые обеспечат справедливое распределение водных ресурсов и принесут пользу всем заинтересованным сторонам.
1. Водная политика Узбекистана: достижения и проблемы. ИльхамКаримов. Журнал "Central Asian Survey", 2018.
2. Водный Кодекс Республики Казахстан: утв. 2003 г., 9 июля (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.06.2018). https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1042116#pos=0;0 (дата обращения: 25.10.2022).
3. Водный кодекс Республики Таджикистан. Утвержден 2000 г., 20 ноября (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.04.2018). https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30486859#pos=54;-103 (дата обращения: 19.10.2022).
4. Водный Кодекс Туркменистана: утв. 2016 г., 15 октября. http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=89883 (дата обращения: 22.10.2022).
5. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды. – Стокгольм, 1972 г. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml (дата обращения: 21.10.2022);
6. Закон об НПА Республики Таджикистан. – Душанбе. – 2009 г., 26 марта. – № 506 // http://minfin.tj/downloads/onpa.pdf (дата обращения: 25.10.2022);
7. Закон Республики Казахстан: утв. 6 апреля 2016 года № 480-V «О правовых актах». // «Казахстанская правда». – 2016. – апрель – 8. – № 66;
8. Закон Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах»: утв. 2012 г., 5 декабря. https://www.egovernment.uz/ru/resources/normative_documents/156/3767/ (дата обращения: 24.10.2022);
9. Закон Республики Узбекистан о воде и водопользовании: утв. 1993 г., 12 июня (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.07.2018). http://www.lex.uz/pages/GetAct.aspx?lact_id=93202 (дата обращения: 23.10.2022).
10. Закон Туркменистана «О правовых актах»: утв. 2018 г., 9 июня. – №32-VI. http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=98294#B53L0E3100 (дата обращения: 25.10.2022);
11. Зоидов К.Х., Медков А.А. Эволюционно-институциональный подход при исследованиях реализации крупных энергетических проектов и решении водных проблем в странах Центральной Азии // Проблемы рыночной экономики. – 2015. – №1. – с. 55.
12. Изменение климата и водная политика в Центральной Азии. КнинкашвахСадыкова. Журнал "Climate and Development", 2018.
13. Институциональные основы управления водными ресурсами в Узбекистане. Журнал "WaterInternational", 2017.
14. Кодекс Туркменистана «О воде»: утв. 2004 г., 25 октября. – № 244- II. http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31342646&mode=p#pos=4;-260 (дата обращения: 26.10.2022);
15. Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков. – 1997 г., 21 мая. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/watercrs.shtml (дата обращения: 19.10.2022);
16. Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. – 1992 г., 17 марта. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/watercourses_lakes.shtml (дата обращения: 19.10.2022);
17. Конституция Республики Казахстан: утв. 1995 г., 30 августа (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.03.2017). https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1005029#pos=5;-232 (дата обращения: 21.10.2022);
18. Конституция Республики Таджикистан: утв. 1996 г., 6 ноября (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.05.2016). http://www.president.tj/ru/taxonomy/term/5/112 (дата обращения: 25.10.2022);
19. Конституция Туркменистана с изменениями и дополнениями согласно Конституционному закону Туркменистана: утв. 2008 г., 26 сентября. – № ТКК-13. http://www.customs.gov.tm/ru/laws/konstitutsiya-turkmenistana (дата обращения: 20.10.2022);
20. Политика водного хозяйства Узбекистана: проблемы и решения. МухаммадсодикЮсупов. Журнал "Hydrology and Earth System Sciences", 2015.
21. Положение о Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии Центральной Азии (МКВК) (г. Ташкент 5 декабря 1992 г.). http://www.icwc-aral.uz/statute12_ru.htm (дата обращения: 25.10.2022).
22. Приложение 1 к Указу Президента Республики Узбекистана «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан: утв. 2017 г., 7 февраля. – №УП-4947: Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. http://old.lex.uz/pages/getpage.aspx?lact_id=3107042 (дата обращения: 24.10.2022);
23. Реформы в управлении водными ресурсами в Узбекистане: вызовы, сценарии и пути их решения. Брэдли Кэрролл. Журнал "WaterPolicy", 2019.
24. Реформы управления водными ресурсами в Узбекистане: опыт и перспективы. Официальный сайт Международной федерации по сохранению природных ресурсов. URL: https://lex.uz/ru/docs/4892946 (дата обращения: 15.03.2023).
25. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. – Риоде-Жанейро, 3-14 июня, 1992 г. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml (дата обращения: 23.10.2022);
26. Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Казахстан об использовании водохозяйственных сооружений межгосударственного пользования на реках Чу и Талас. – 2000 г., 21 января. http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=4965 (дата обращения: 17.10.2022);
27. Соглашение между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья (г. Бишкек. 17 марта 1998 г.). http://www.cawaterinfo.net/library/rus/gov1.pdf (дата обращения: 26.10.2022);
28. Соглашение Между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской̆ Республики, Правительством Республики Таджикистан, Правительством Туркменистана и Правительством Республики Узбекистан о Статусе Международного Фонда спасения Арала (МФСА) и его организаций (г. Ашгабат 9 апреля 1999 г.). http://www.cawaterinfo.net/library/rus/ifas/ifas_1.pdf (дата обращения: 22.10.2022);
29. Соглашение между Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Узбекистан, Республикой Таджикистан и Туркменистаном «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников». (г. Алма-Ата, 1992 г., 18 февраля). http://www.icwc-aral.uz/statute1_ru.htm (дата обращения: 26.10.2022);
30. Соглашение о совместных действиях по решению проблемы Аральского моря и Приаралья, экологическому оздоровлению и обеспечению социально-экономического развития Аральского региона (г. Кзыл-Орда 26 марта 1993 г.) // http://ifas.kz/upload/userfiles/files/10.docx (дата обращения: 26.10.2022).
31. Стратегия водного сектора Республики Узбекистан 2020-2030 гг. Официальный сайт Центрального комитета по водному хозяйству при Кабинете Министров Республики Узбекистан. URL: https://water.gov.uz/ru/posts/1545735855/396 (дата обращения: 15.03.2023).
32. Узбекистан и водный вопрос в Центральной Азии. Григорий Гулий. Журнал "Известия ПГУ", 2016.
33. Управление водными ресурсами в Узбекистане: тенденции и вызовы. Официальный сайт Международного Союза по сохранению природных ресурсов. URL: https://lex.uz/ru/docs/4892946 (дата обращения: 15.03.2023).
34. Dublin Statement (1992) The Dublin Statement on Water and Sustainable Development, reprinted in Environmental Policy and Law 22. URL: (датаобращения: 19.10.2022).
35. Geneva Strategy and Framework for Monitoring Compliance with Agreements on Transboundary Waters: Elements of a Proposed Compliance Review Procedure, (Expert’s Report), UN Doc. MP. WAT/2000/5 andAdd. 1, Р. 3. URL: https://digitallibrary.un.org/record/408768 (дата обращения: 28.10.2022).
36. IUCN. Draft International Covenant on Environment and Development. Third Edition: Updated Text. Environmental Policy and Law Paper No 31 Rev 2. URL: https://portals.iucn.org/library/sites/library/files/documents/EPLP-031_rev2.pdf (дата обращения: 18.10.2022).
37. Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO). Uzbekistan, 2019. URL: http://www.fao.org/nr/water/aquastat/countries_regions/UZB/ (дата обращения: 20.10.2022).
38. UN Convention on the Law of Non-Navigational Uses of International Watercourses, May 21, 1997, reprinted in International Legal Material 36,1997. URL: https://legal.un.org/ilc/texts/instruments/english/conventions/8_3_1997.pdf (дата обращения: 26.10.2022).
39. UN CSD (1998) Strategic Approaches to Freshwater Management, January 27, 1998 U.N. Doc E/CN.17/1998/2. URL: https://enb.iisd.org/events/csd-intersessional-ad-hoc-working-group-freshwater-management/summary-report-23-27-february (дата обращения: 22.10.2022).
40. UN ECE Convention on Access to Information, Public Participation in Decision-making and Access to Justice in Environmental Matters, 1998. URL: http://www.unece.org/leginstr/cover.htm (дата обращения: 15.10.2022).
41. World Resources: A Guide to the Global Environment, 1996-97 // World Resources Institute, UNEP, UNDP and World Bank. – Oxford University Press, 2016. – Р. 301.
42. World Resources: A Guide to the Global Environment, 1996-97 // World Resources Institute, UNEP, UNDP and World Bank. – Oxford University Press, 2016. – Р. 301.