Введение 3
Глава 1. Влияние университетов на привлечение иностранных студентов 6
1.1. Проблемы создания университетской системы привлечения иностранных студентов 6
1.2. Международная студенческая мобильность как современное социальное явление 19
Глава 2. Современные системы привлечения иностранных студентов в университетах 34
2.1. Проблемы и способы привлечения иностранных студентов 34
2.2. Механизмы привлечения иностранных студентов 49
2.3. Эмпирическое исследование по теме «Мотивация студентов, решивших уехать за границу для получения образования» 56
Заключение 66
Литература 76
Приложение 1 82
Актуальность темы. Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что глобализационные и интеграционные процессы создали возможность сотрудничества в сфере образования на международном уровне, в частности речь идет об установлении тесных дружественных и партнерских отношений между российскими и китайскими университетами. Исследование привлечения иностранных студентов для обучения в университетах стало актуальным вопросом для многих высших учебных заведений.
Россия и Китай являются дружественными странами, отношения которых переживают период беспрецедентного развития, что обусловлено углублением сотрудничества во всех сферах, в частности и образовательной. При поддержке российского и китайского правительств все более популярным становится обучение китайских студентов в России и российских студентов в Китае. Исследование в рамках заявленной темы поможет повысить конкурентоспособность российских и китайских университетов на международном рынке образования, увеличить их привлекательность для зарубежных образовательных партнеров, изучить опыт двух стран в данной сфере, повысить качество образования и увеличить доходы от экспорта образования.
Степень разработанности темы. В результате начала развития зарубежного образования книга ШуйСиньчэна «Новейшая история зарубежного образования в Китае» (1926) стала первой книгой, посвященной изучению зарубежного образования в Китае. Изменения в сфере образования стали основным мотивом проведения данного исследования. Он говорил: «В настоящее время в Китае вопрос об обучении за рубежом находится в центре почти всех образовательных и политических проблем». ШуйСиньчэн, поняв важность обучения за рубежом, одним из первых в Китае начал изучать данный вопрос.
В российской науке вопрос обучения за рубежом также является предметом многих исследований. Можно отметить таких авторов, как Колесникова Е.Н., Поляченко И.А. и т.д. Важно отметить и соответствующие исследования: сборник «Иностранные студенты в вузах Юга России», монография «Привлечение иностранных студентов», статьи «Развитие системы привлечения иностранных студентов», «Стратегия Китая по привлечению иностранных студентов» и т.д.
Все вышеперечисленные ученые и их работы посвящены изучению механизмов и методов привлечения иностранных студентов в университеты, а также проблемам и контрмерам по их решению. В рамках изучения данной темы изучаются разные аспекты обучения за рубежом, однако было обнаружено, что на современном этапе мало исследований, посвященных изучению мотивации студентов при поступлении в зарубежные университеты. Таким образом, этим обосновывается новизна нашего исследования.
Цель исследования. Проанализировать трудности, с которыми в настоящее время сталкиваются российские и китайские университеты при привлечении иностранных студентов, а также методы и механизмы, разработанные для решения этих трудностей и содействия развитию образования в обеих странах.
Задачи исследования:
1) Проанализировать текущую ситуацию в китайских и российских университетах по привлечению иностранных студентов для обучения, включая документы университетов, государственную и национальную политику стран;
2) Изучить мнение студентов российских и китайских университетов о текущей политике в области обучения за рубежом, а также их ожидания и предпочтения в отношении получения образования за рубежом;
3) Выявить взгляды экспертов и ученых на реформу образования, а также их предложения по улучшению образовательной системы;
4) Изучить опыт других стран по привлечению иностранных студентов и определить применимость этих методов в России и Китае;
5) Изучить региональные различия системы образования в России и Китае и предложить меры по учету этих различий при привлечении иностранных студентов;
6) Оценить возможности Китая и России по инвестированию в сферу образования и вспомогательные объекты, а также предложить источники финансирования;
7) Разработать соответствующие рекомендации для правительств России и Китая в сфере образования с учетом мнения студентов и экспертов, а также опыта других стран и региональных особенностей.
Объект — студенты, обучающиеся за границей
Предмет — внутренняя мотивация выбора зарубежного университета
Методы исследования.
1. анализ российского и китайского законодательства, а также национальных политик, касающихся обучения в стране иностранных студентов. Изучение законодательных и локальных нормативных актов, планов и программ, связанных с привлечением иностранных студентов.
2. сбор российских и китайских статистических данных в сфере обучения за рубежом. Анализ данных о численности студентов, выезжающих на обучение за рубеж, а также доле иностранных студентов по отношению к общему количеству студентов в стране и др.
3. Интервью со студентами и представителями университетов. Интервью с представителями факультетов и кафедр о текущем состоянии системы обучения за рубежом и образовательных программ.
4. Анкетный опрос. Опрос студентов университетов для понимания их восприятия существующей системы образования и программ обучения за рубежом, а также для получения информации об их потребностях и ожиданиях от системы образования.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, содержащих инструментарий эмпирического социологического исследования.
Данная работа является одним из исследований, проведенных с целью построения методов и механизмов привлечения иностранных студентов на основе анализа отечественной и международной практики на примере китайских и российских университетов.
Обучение за рубежом – это развивающееся направление образования. Это новый этап в процессе интернационализации в экономической, политической, культурной и других сферах, показывающий, насколько тесно связан весь мир. Сегодня обучение за рубежом является одной из самых важных тем в международных отношениях и глобальном образовании. Российско-китайское образование также является частью этой сферы. С начала XXI в. российско-китайский образовательный сектор достиг плодотворных результатов. Результаты данной дипломной работе обобщить по пяти следующим направлениям.
1) Теоретическая ценность.
Результаты исследования объясняют, почему университеты должны привлекать иностранных студентов, и какие механизмы и методы следует разработать для привлечения большего количества иностранных студентов. Этот тезис обсуждался учеными и экспертами в предыдущие годы, но не был достаточно разработан, поэтому данное исследование было использовано для обогащения исследований в этой области. Кроме того, на начальном этапе данная тема была выбрана в связи с тем, что с наступлением эры глобальной экономической и образовательной интеграции все больше университетов вступают в международную конкуренцию. Однако многие университеты не разработали систему международного образования и не могут с ней справиться. Результаты исследования могут стать теоретической основой и ценным материалом для университетов в России и за рубежом.
Данная работа состоит из двух глав. В первой главе анализируются проблемы создания системы приема в университеты и распространения информации о наборе иностранных студентов в университеты как социального явления в различных странах. Во второй главе предлагаются соответствующие методы и механизмы привлечения иностранных студентов в университеты и анализируются основные мотивы современных студентов выезда за границу для получения образования. Две вышеуказанные части иллюстрируют тему исследования с точки зрения представления проблемы, ее анализа и разработки методов ее решения. Это может обеспечить более четкую и точную теоретическую базу для будущих исследователей и предоставить данные и материалы для исследования.
Создание правильных методов и механизмов для привлечения иностранных студентов и создание хорошей политики и нормативной среды для обучения за рубежом может способствовать развитию самих студентов. Наблюдается изменение сложившейся в прошлом модели географических характеристик, определяющих масштаб образовательных преимуществ стран на пути к получению образования в других странах, и создание систем и политики с уклоном и ориентацией на содействие согласованному развитию студентов университетов из разных регионов на пути к получению образования в других странах. Исследования показали, что студентов из развитых стран чаще подталкивают к обучению за рубежом преимущества страны обучения, а студентов из развивающихся стран чаще тянут к обучению за рубежом потенциал развития и возможности в их собственных странах. На основе этого исследования правительства должны сосредоточиться на принятии политики поддержки иностранных студентов. Например, добавление специальных стипендий и пособий для высокообразованных и высокоуровневых иностранных студентов, учреждение стипендий и пособий на уровне провинций и университетов, соответствующее смягчение политики трудоустройства иностранных студентов, разработка политики, объединяющей набор, обучение и подготовку, трудоустройство и т.д. Совершенствование политики и правил обучения иностранных студентов является основной гарантией для расширения масштабов обучения иностранных студентов.
Необходимо уточнить позиционирование стратегических целей, изменить прошлую ситуацию нечетких компетентных отделов и неэффективной системы мониторинга качества, а также сформулировать целый набор правил и систем для обслуживания обучающихся иностранных студентов, включая различные аспекты, такие как обучение, управление, социальные услуги и социальное страхование иностранных студентов. Кроме того, должны быть созданы учреждения для защиты юридических прав иностранных студентов. Политика и нормативные акты оказывают важное влияние на развитие образования иностранных студентов. Они должны в полной мере выполнять функции руководства, предвидения и прогнозирования, а также оцениваться и корректироваться в процессе реализации политики, чтобы день ото дня улучшаться и вести за собой развитие образования иностранных студентов.
Уровень интернационализации в развитых странах тесно связан с их четкими и сильными инициативами по интернационализации и отличительными стратегиями в данном направлении. Россия и Китай должны использовать опыт развитых стран для формулирования стратегий международного образования с российской и китайской спецификой и уточнить юрисдикцию международного образования между правительством, университетами и обществом, т.е. правительство является разработчиком законов, правил и политики для развития международного образования, местные органы власти – исполнителем, университеты –непосредственным исполнителем. Так, возможно создание идеального триединства системы управления международным образованием – правительство, местные органы власти и университеты.
Качество образования – это спасательный круг для развития образования с целью привлечения иностранных студентов, а высокий уровень образования – это фундамент для привлечения иностранных студентов и основная гарантия непрерывного развития образования в России иКитае. В 2016 г. Министерство образования Китая выпустило «Инициативу по продвижению образования «Один пояс, один путь», в которой предлагается всесторонне улучшить качество подготовки студентов, приезжающих в Китай, и сделать Китай популярным направлением для студентов из разных стран. В то время, когда дело открытия китайского образования внешнему миру вступило в новый исторический период, основной целью являлось улучшение качества и повышение эффективности образования. Образование иностранных студентов, приезжающих в Китай, вступило в критический период, когда масштаб и качество так же важны друг для друга, и качеству уделяется больше внимания. Качество образования иностранных студентов, приезжающих в Китай, будет напрямую влиять на международную репутацию Китая. Поэтому необходимо повысить качество высшего образования в Китае и создать систему оценки качества для иностранных студентов, приезжающих в Китай.
2) Практическая ценность.
Экономические аспекты. Привлечение иностранных студентов для обучения в университетах способствует росту потребления в странах и регионах, где они обучаются. Расходы иностранных студентов (включая плату за обучение, расходы на проживание, медицинские расходы) вносят положительный вклад в зарубежное потребление. Согласно статистике, в 2011 г. расходы на душу населения иностранных студентов, приезжающих в Китай, в 2,7–3,7 раза превышали потребление на душу населения в Китае, а общие расходы иностранных студентов, приезжающих в Китай, составили 14,486 млрд юаней. В то же время развитие образования для иностранных студентов в разных странах способствовало привлечению иностранных инвестиций. В Китае, например, иностранные студенты, приезжающие в Китай, имеют представление об инвестиционной среде и инвестиционной политике в Китае, и когда они заканчивают обучение и возвращаются в свои страны для трудоустройства, они способствуют увеличению инвестиций в Китай со стороны своих компаний. Кроме того, некоторые иностранные студенты предпочитают остаться в Китае для продолжения своего образования после окончания учебы, что способствует расширению масштабов внешней торговли. Образование в Китае – это экспорт китайской торговли образовательными услугами, а торговля образовательными услугами – это особый вид услуг. С одной стороны, торговля образовательными услугами может стимулировать рост других видов услуг (таких как торговля услугами связи и торговля транспортными услугами). С другой стороны, развитие торговли образовательными услугами также будет способствовать развитию торговли товарами.
Кроме того, развитие образования для иностранных студентов, приезжающих в Китай, способствует накоплению человеческого капитала. С одной стороны, спрос иностранных студентов на инфраструктуру и мягкие условия обучения будет способствовать тому, что университеты будут улучшать учебную базу, преподавательский состав и стиль управления, и таким образом повышать качество преподавания. С другой стороны, иностранные студенты будут оказывать ряд воздействий на местные университеты в стране обучения, включая повышение уровня владения иностранными языками, углубление понимания студентами иностранной культуры и технологий, и таким образом повышать уровень человеческого капитала студентов. Это, в свою очередь, повышает уровень человеческого капитала студентов. Развитие образования за рубежом способствует национальному экономическому росту. Согласно экономическим теориям, таким как теория эффективного спроса, теория торговли и теория экономического роста, потребление, иностранные инвестиции, внешняя торговля и человеческий капитал способствуют экономическому росту. Поэтому, исходя из вышеприведенного анализа, привлечение иностранных студентов в университеты может способствовать экономическому росту страны, в которой они учатся.
Политическое измерение. Развитие образования для обучения за рубежом способствует политическому росту страны. Образование для иностранных студентов является основной платформой для содействия распространению национальной культуры. Во время пребывания в других странах иностранные студенты больше узнают об идеологии и традиционной культуре страны, в которой они учатся, и становятся дружественной силой, которая понимает, любит и поддерживает страну, в которой они учатся, что способствует формированию положительного имиджа и укреплению отношений с другими странами. Некоторые иностранные студенты после возвращения с учебы активно работают в сфере политики и дипломатии. Например, большинство молодых дипломатов в посольствах различных стран в России и Китае – бывшие иностранные студенты, приезжавшие в Россию и Китай, это оказывает сильное влияние на дипломатию страны.
Культурный аспект. Иностранные студенты из разных стран являются мостом между странами и их культурами. Развитие образования для привлечения иностранных студентов в каждой стране будет способствовать не только продвижению лучших национальных культур в мире, но и взаимному признанию и пониманию культур стран происхождения, что в конечном итоге обогатит мировые образовательные и культурные ресурсы.
Аспект «мягкой силы». Привлечение иностранных студентов к образованию является одним из важнейших способов укрепления "мягкой силы" страны. Политическая философия страны, культурные ресурсы, национальное качество и национальный имидж являются основой культурной «мягкой силы». Университетское образование для иностранных студентов является важным средством представления имиджа страны и передачи ее голоса, играя активную роль в политических и культурных аспектах и тем самым способствуя укреплению национальной мягкой силы.
3) Преимущества, сходства и различия, изменения и усовершенствования данного исследования по сравнению с другими.
Существует большое количество литературы по привлечению иностранных студентов для обучения в университетах, методы и механизмы четко расписаны учеными и исследователями. В сравнении с существующими результатами исследования, мы более подробно рассмотрели уровень мотивации китайских и российских студентов к получению образования за рубежом, свели уровни мотивации в соответствующие данные для создания таблицы, а затем сравнили их. В то же время исследование стало более подробным в плане методов, используемых для привлечения иностранных студентов в университет, и было добавлено большое количество таблиц с данными, чтобы дать читателю четкое представление о текущем состоянии исследования.
4) Нерешенные проблемы.
Плохая основа для развития образования и низкий общий уровень человеческих ресурсов. Основа для развития образования не совсем сформирована, поскольку не хватает общего числа преподавателей университетов, относительно мало преподавателей с докторской степенью, многие преподаватели университетов не умеют использовать двуязычное обучение, что мешает многим иностранным студентам адаптироваться при поступлении в университет, языковые барьеры создают ощущение неудачного опыта обучения за рубежом. Стандарт преподавателей относительно низок, и базовое осуществление образования не может быть гарантировано. Содержание обучения серьезно оторвано от реальных потребностей общества, а масштабы подготовки талантов пока не отвечают стратегическим потребностям сильной талантливой нации. Общий уровень грамотности рабочей силы низок.
Недостаточные инвестиции в финансирование образования и несбалансированное развитие образования. Общие инвестиции в образование недостаточны, например, в 2002 г. общие инвестиции в образование в Китае в процентах от ВВП составляли 5,21%, в то время как в Корее, США и Канаде в целом превышали 6%. Особенно с точки зрения финансового финансирования, это значительно ниже международного уровня. Рост инвестиций в образование не поспевает за ростом масштабов выращивания талантов. В 2003 г. расходы на образование студентов обычных университетов на душу населения по всей стране составили 5773 юаня, что на 21% меньше, чем 7310 юаней в 2000 г. Инвестиции в образование сдерживают повышение качества и устойчивое развитие высшего образования. Низкие государственные инвестиции в образование привели к низкому качеству населения, что привело к слабости научно-технических сил и низкому запасу творческих изобретений, что влияет на уровень национального научно-технического развития. Таким образом, страна обеднела и все меньше способна увеличивать инвестиции в образование, создавая порочный круг. В этом круговороте инвестиции государства в образование являются основополагающей гарантией успеха.
Неравномерное развитие образования в стране сдерживает общее, скоординированное и устойчивое развитие экономики и общества. Эти факторы, в свою очередь, сдерживают развитие образования. В основном они отражаются в следующих аспектах.
Неравномерное региональное развитие образования. Например, в Китае образование в центральной и западной частях страны отстает от образования на востоке. В России образование в центральной и восточной частях страны отстает от образования на западе. Из-за недостаточных инвестиций разные регионы в одной и той же стране имеют разные уровни развития образования, численность учителей, зданий университетов и расходов домохозяйств на образование.
Городское и сельское развитие образования неравномерно. Если сравнивать город и село, то в последние годы около 60% национального бюджета на образование было потрачено на обязательное образование, из которых только около 35% было инвестировано в сельское обязательное образование.
Существует дисбаланс доступа к образованию. Различные группы в обществе имеют совершенно разные образовательные ресурсы, мало обеспеченные группы имеют относительно меньший доступ к качественным образовательным ресурсам, особенно девочки в сельской местности, дети рабочих-мигрантов в городах и люди с ограниченными возможностями и умственной отсталостью в системе специального образования, которые находятся в относительно невыгодном положении в плане образования.
5) Рекомендации и ожидания
В плане международных отношений развивать многосторонние обмены с акцентом на привлечение молодых студентов университетов из других стран для получения образования в других странах, таких как Россия и Китай.
Государство должно создать специальный отдел по привлечению иностранных студентов в университеты для получения образования и проводить политику предоставления определенных финансовых субсидий.
1. Вашурина, Е. В. Привлечение иностранных студентов в российские университеты. Практическое руководство: [монография] / Е. В. Вашурина, О. А. Вершинина, Ч. Ф. Газиева, Я. Ш. Евдокимова, А. А. Крылов, С. А. Мухамедиева, О. В. Павлова, Ф. А. Хайдаров. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 234 с.
2. Вашурина, Е.В. Развитие системы привлечения иностранных студентов: региональная модель / Е. В. Вашурина, Я. Ш. Евдокимова // Международная деятельность вузов. 2017–№1. -С.41-48.
3. Гриднева Е. А., Шамарин И.А. Социокультурная адаптация иностранных студентов ВГМУ им. Н. Н. Бурденко как фактор успешного образовательного процесса // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 2.
4. Галичин В. А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2015. 60 с. (Научные доклады: образование) [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifap.ru/library/book559.pdf (дата обращения: 26.02.2023).
5. ДокладОЭСР Education at a glance 2011 http://www.oecd.org/dataoecd/61/32/48631079.pdf (датаобращения:18.03.2023)
6. Жуков, Р.Б. Механизмы и способы обеспечения комфортного пребывания иностранных студентов в российском вузе / Р. Б. Жуков // Иностранные студентов в вузах юга России: проблемы, перспективы и лучшие практики привлечения, обучения, трудоустройства. 2020. С. 20–23.
7. Краснова, Г.А. Стратегия Китая по Привлечению иностранных студентов /Г. А. Краснова //Аккредитация в образовании. 2015. -№8(84). -С.54-57.
8. Кожухарь Елена. Исследование мотивационных особенностей студентов-мигрантов. [курсовая работа].2018.
9. Маркони Г. Международные магистранты и аспиранты: что нам говорит статистика // Международ. высш. образование. 2016. № 86. С. 8–9.
10. Махотаева, М.Ю. Экспорт образовательных услуг vs Интернационализация университета / М. Ю. Махотаева, О. А. Бакуменко, Г. В. Варламов // Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2019.- С. 49–78.
11. С. Мосина. Привлечение иностранных студентов: мотивы, способы, последствия (на примере США) / С. Мосина. // Экономика зарубежных стран. 2012. -№2(21). С. 2–10.
12. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации» (от 29 декабря 2012 г.) [Электронный ресурс]. URL:
http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 03.04.2023).
13. Я. Ш. Евдокимова. Основы управления проектами в сфере образования: учеб.-метод. пособие / Я. Ш. Евдокимова, Н. В. Дрантусова, О. А. Кашина, К. Е. Гришкова. Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. 56 с.
14. China’s National Plan for Medium and Long-term Education Reform and Development (2010–2020). Beijing, 2010. 51 p. [Электронныйресурс]. URL: http://planipolis.iiep.unesco.org/upload/China/China_ National_Long_Term_Educational_Reform_Development_2010-2020_eng.pdf (датаобращения: 26.02.2023).
15. Global flow of tertiary education students [Электронныйресурс]. URL: http://www.uis.unesco.org/EDUCATION/Pages/international-student-flow-viz.aspx (дата обращения: 28.02.2023).
16. Indicator C 4: Who studies abroad and where? in Education at a Glance 2015: OECD Indicators, OECD Publishing. Paris, 2015. P. 352–369 [Электронный ресурс]. URL: http://download.ei-ie.org/Docs/WebDepot/EaG2015_EN.pdf (дата обращения: 28.02.2023).
17. Ван Инци. Исследование образовательных потребностей и стратегий развития иностранных студентов из школ Китая/ Исследование Хэйлунцзянского университета. 2002. -№6.王瑛琦;校来华留学生的教育需求调查及培养策略[J]/《黑龙江高教研究》。2002 年第6期
18. Ван Цзяньцзюнь. Об управлении образованием иностранных студентов в Китае с точки зрения межкультурного взгляда и управления конвергенцией / Образование и карьера. 2011. -№6. 王剑军;论间性文化观和趋同管理视域下来华留学生的教育管理[J]/《教育与职业》。2011年第6期
19. Го юйгуй. Новые пути привлечения американских студентов в Китай для обучения /Всемирная образовательная информация. 2014. -№13. -С26-28. 郭玉贵; 吸引美国学⽣来华留学的新途径/《世界教育信息》。2014年第 13期26-28页
20. Дай Сяося. Интернационализация высшего образования: сравнительный анализ политики в отношении иностранных студентов[J]. Фуданьский образовательный форум, 2004, (5): C.14~15.戴晓霞;高等教育国际化: 外国学生政策之比较分析[J]. 复旦教育论坛,2004,(5):14~15.
21. Как привлечь иностранных студентов в Китай в рамках великой дипломатической стратегии Китая? Образование Sinaweibo (Sina.com.cn) http://edu.Dina.com.cn/a/2015-05-13/0925259879.shtml(дата обращения: 04.04.2023).(中国大外交战略下该如何吸引留学⽣来华?_新浪教育_新浪⽹ (sina.com.cn))
22. Линь Дэсян. "Сравнительное исследование интернационализации китайского высшего образования и его экономического вклада", в материалах 10-го Международного симпозиума по межкультурной коммуникации в Китае 2013.凌德祥;《中国高等教育国际化及经济贡献度比较研究》, 载于《第十届中国跨文化交际国际学术研讨会论文集2013》。
23. Ли Ян. Проблемы и вдохновение управления образованием иностранных студентов в колледжах и университетах [J]/ Журнал Шеньянского университета. 2011. -№6.李洋;高校留学生教育管理问题与启示IJ]/《沈阳大学学报》。2011年第6期.
24. Ли Мэй. Международные рынки высшего образования - глобальная мобильность китайских студентов [М]. Шанхай: Шанхайская образовательная пресса, 2008.李梅;高等教育国际市场一中国学生的全球流动[M]. 上海:上海教育出版社,2008.
25. Лю, Хуэйцзюнь, Ван, Фэй. Анализ состояния исследований мотивации обучения в Китае с 1994 по 2002 гг.Исследование образования, 2004, (12): C. 106-107刘惠军,王斐;1994~2002国内学习动机研究状况分析.教育探索,2004, (12): 106–107
26. Сюй Гуансин. Психология кросс-культурной адаптации к обучению за рубежом [М]. Хэфэй: Аньхойское народное издательство, 2011.徐光兴;跨文化适应的留学心理[M]. 合肥:安徽人民出版社,2011.
27. Сунь Лайсян. Чжоу Хунлинь. Размышления о традиционном китайском образовании и преподавании, которое слишком ориентировано на фундамент [М] / Пекин: Издательство высшего образования. 2004. -№10. 孙莱祥,周洪林;对我国传统教育教学太重基础的反思[M]。北京: 高等教育出版社,2004年第10期
28. Фань Синьюй. Проблемы и контрмеры управления иностранными студентами в Китае [J] / Обсуждение и практика методики преподавания образования. 2015. -№4.范馨予;来华留学生管理问题与对策[J]/《教育教法探讨与实践》。2015 年第4期
29. Хэ Гоцин, Ван Баосин, Чжу Вэньфу. История зарубежного высшего образования [М]. Пекин: Издательство народного образования, 2003.贺国庆, 王保星, 朱文富. 外国高等教育史[M].北京:人民教育出版社,2003.
30. Хуан Синьчен. Поверхностный анализ культуры иностранных студентов/ Хуан Синьчен, Фан линлин. //Газета промышленного университета гуандун. 2005.-№5(B09).⻩鑫城, ⽅玲玲;外国留学⽣培养⼯作浅析《⼴东⼯业⼤学学报》。2005年 5卷 B09期
31. Чжан Чжэнсин. Кратко о стратегии и технике, с которыми наши университеты сотрудничают с иностранными посредническими организациями/ Справочник по технологиям и инновациям. 2011. -№7. -С. 1–2.张正鑫;浅谈我校与外国留学中介合作的策略与技巧/《科技创新导报》。2011年第 17期
32. Чэнь Хуэй. Студенты, обучающиеся в высших университетах, культивируют пути повышения качества/ Рыночная еженедельная газета. 2020. -№33(11).陈辉;⾼校留学⽣培养质量提升路径/《市场周刊》。2020年 33卷 11期
33. Чжао Бохуэй. Анализ социальной роли студенческого образования за границей/ Газета северо-восточного сельскохозяйственного университета. 2010. -№6. -С. 8–22.赵宝辉;浅谈留学⽣教育的社会作⽤/《东北农业⼤学学报》。2010年 6 期
34. Чэнь Цюаньшэн. Приехал в Китай для проведения стратегических исследований в области образования и развития студентов/ Шанхайская наука управления. 2007.-№29(1). 陈全⽣;来华留学⽣教育发展战略研究《上海管理科学》。2007年 29卷 1期
35. Чжан Цзицяо. Размышления об управлении иностранными студентами[J] / Форум профсоюзов. 2005. -№3.张继桥;刍议留学生管理工作[J]/《工会论坛》。2005年第3期
36. Чен Фанцзы. Доклад о китайском образовании [М]/ Пекин: Издательство общественных наук Китая. 2000. -№3. 程方子;中国教育问题报告[M]。北京: 中国社会科学出版社。2000年第3期
37. Чжоу Цзи. Использование научной концепции развития для руководства общей работой образования / Выступление министра Чжоу Цзи на ежегодной рабочей конференции Министерства образования. 2005 г.周济;用科学发展观统领教育工作全局/ 周济部长在教育部2005年度工作会议上的讲话。2005
38. Чжоу Мянь. Международные студенты и социальное развитие Китая [М]. Сюйчжоу: Издательство Китайского горно-технологического университета, 1997. C.4~8.周棉;留学生与中国的社会发展[M]. 徐州:中国矿业大学出版社,1997.4~8.
39. Ян Цзюньхун. Исследование межкультурной адаптации иностранных студентов в Китае [М]. Шанхай: Издательство Шанхайской академии общественных наук, 2009. C.10 ~13.杨军红;来华留学生跨文化适应问题研究[M]. 上海:上海社会科学院出版社,2009.10 ~13.
40. Яо Лин. Кросс-культурный менеджмент в процессе интернационализации высшего образования[J] / Исследования Хэйлунцзянского университета. 2005. -№9. 姚玲;高等教育国际化进程中的跨文化管理[J]/《黑龙江高教研究》。2005年第9期