Психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска»
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития эмоций детей младшего школьного возраста посредством театрализации 9
1.1. Сущность психоэмоционального состояния детей и их классификация в научной литературе 9
1.2. Особенности развития эмоций младших школьников 13
1.3. Развитие эмоций детей младшего школьного возраста посредством театрализации 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию
эмоций детей младшего школьного возраста посредством театрализации 27
2.1. Выявление уровня проявления эмоций детей младшего школьного возраста 28
2.2. Реализация комплекса занятий, направленного на развитие эмоций детей младшего школьного возраста посредством театрализации 34
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию эмоций детей младшего школьного возраста 39
Выводы по второй главе 45
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложения
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития эмоций детей младшего школьного возраста посредством театрализации 9
1.1. Сущность психоэмоционального состояния детей и их классификация в научной литературе 9
1.2. Особенности развития эмоций младших школьников 13
1.3. Развитие эмоций детей младшего школьного возраста посредством театрализации 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию
эмоций детей младшего школьного возраста посредством театрализации 27
2.1. Выявление уровня проявления эмоций детей младшего школьного возраста 28
2.2. Реализация комплекса занятий, направленного на развитие эмоций детей младшего школьного возраста посредством театрализации 34
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию эмоций детей младшего школьного возраста 39
Выводы по второй главе 45
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложения
Социальный престиж интеллекта и научного знания стремительно повышается в современном обществе. С этим связано желание дать детям знания, научить их чтению, письму и счету, а не способность чувствовать, думать и творить.
Возникновение у детей страхов, срывов, заторможенности, развязности и суетливости приводит к эмоционально-духовной сущности ребенка как вторичной ценности. Педагогическая установка направлена в первую очередь на развитие мышления, навыков произвольного поведения, а так же памяти и внимания.
Влияние на психоэмоциональное состояние детей (трудностей в учебе, замечания учителей, повышенное чувство несправедливости социума) приводит к нарушению психоэмоционального равновесия в поведении, к негативным реакциям - замкнутости, тревожности, конфликтности, обидчивости.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через театральную игру, фантазирование, сочинительство. Все это может реализоваться в театрализации или театральной деятельности. Театрализация и драматизация как более популярный вид детского творчества, основанный на действии, совершаемом ребенком, объединяет художественное творчество с личными его переживаниями.
Увлекаясь компьютером и телевизором, дети стали менее общительны со взрослыми и ровесниками, а ведь общение в театрализованной деятельности в большей степени обогащает эмоциональную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Поэтому, на основании вышесказанного, работа направленная на развитие эмоций в театрализованной деятельности, очень важна и актуальна.
Театральная деятельность построена на органическом единстве игры, речи, общении (М.А. Васильева, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.А. Леонтьев, С.И. Мерзлякова, Л.Г. Миланович, Н.Ф. Сорокина, Е.Л. Трусова).
В процессе жизни человека возникают целостные новообразования. Они всегда включают аффективные компоненты и обладают непосредственной побудительной силой, что доказано в исследовательских работах Л.С. Выготского, В.С.Мухиной и других.
Исследование эмоциональной сферы представлено в работах П.К. Анохина, Л.И. Божович, В.К. Вилюнаса, К. Изарда, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова - как важнейшая система психики, тесно связанной с когнитивной, волевой и мотивационной сферами.
Современными исследователями А.П.Ершовой, Н.С. Карпинской,И.Л.Люблинским, А.Я.Михайловой, Т.Г.Пеня, М.А.Разбаш, Ю.И.Рубиной, М.П.Стуль, Е.К.Чухман, В.П.Шильгави разработана проблема использования театрального искусства в педагогическом процессе. Они считают, что театр является важным условием формирования всестороннего гармонического развития личности, её художественно-творческих способностей, интереса к искусству, что и определяет круг развития эмоций.
Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии.
Театрализация - это то, что помогает развиваться человеку, умеющему воспринимать окружающий мир как живой, единый организм. Театр - коллективное искусство. Дети исследуют то, чего не всегда возможно добиться от них во время общеобразовательного процесса в школе. Взаимодействие в театральной деятельности постоянно выявляет существенные характеристики личности, особенно в системе субъект - субъектных отношений, что оказывает непосредственное влияние на весь ход развития ребенка.
Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена противоречием между развивающим потенциалом театральной деятельности, наработанных методов, форм театрализации и недостаточностью использования, слабой востребованностью в работе по развитию эмоций младших школьников.
Практическая актуальность, недостаточная разработанность и обоснованность использования театрализации в процессе развития эмоций младших школьников позволили определить тему и цель исследования.
Цель: теоретическое обоснование и определение влияния театрализации на развитие эмоций младшего школьника.
Объект исследования: эмоции младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития эмоций младших школьников посредством театрализации.
Гипотеза исследования: развитие эмоций в младшем школьном возрасте посредством театрализации будет эффективным, если:
- учить умению выражать разные эмоции и управлять ими посредством театрализации;
- использовать в театрализованной деятельности инсценировки игровых жизненных ситуаций, диалоги, сочинение-импровизацию рассказа, истории или сказки, упражнения на развитие мимики и жестов.
Цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы, раскрыть основные понятия исследования, определить эффективные методы, формы театрализации в решении проблемы исследования.
2. Выявить уровень развития эмоций детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и апробировать комплекс занятий, направленный на развитие эмоций детей младшего школьного возраста посредством театрализации, доказать его эффективность и проанализировать результаты исследования.
База исследования: Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа №2» с. Троицкое Алтайского края.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; диагностирование; психолого-педагогический эксперимент; метод количественной и качественной обработки результатов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного комплекса занятий, направленного на развитие эмоций детей младшего школьного возраста посредством театрализации специалистами учебных учреждений. Основой для совершенствования развития эмоций детей младшего школьного возраста могут послужить основные положения и выводы исследования.
Апробация результатов исследования: основные теоретические положения и результаты опытно-экспериментальной работы докладывались на XIX и XX Международной научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (г. Бийск, 2016г., 2017г., 2018г.) Доклады: «Коррекция негативного психоэмоционального состояния младших школьников посредством сказкотерапии», «Формирование положительных эмоций у детей младшего школьного возраста», «Театрализация как средство развития эмоций детей младшего школьного возраста» (имеются публикации).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении представлены актуальность исследования, методологический аппарат, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, база исследования, методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития эмоций детей младшего школьного возраста посредством театрализации» раскрыта сущность психоэмоционального состояния детей, их классификация, особенности развития эмоций младших школьников, показана возможность использования театрализации как средства развития эмоций в младшем школьном возрасте, представлены выводы по теоретическому обоснованию проблемы исследования.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию эмоций детей младшего школьного возраста посредством театрализации» описаны констатирующий, формирующий и контрольный этапы опытно-экспериментальной работы и представлены выводы по данной части исследования.
В заключении представлены итоги всей работы с учетом ее практической значимости.
В списке использованной литературы указаны 55 источников.
Приложение содержит 8 таблиц, 7 рисунков, методические материалы.
Возникновение у детей страхов, срывов, заторможенности, развязности и суетливости приводит к эмоционально-духовной сущности ребенка как вторичной ценности. Педагогическая установка направлена в первую очередь на развитие мышления, навыков произвольного поведения, а так же памяти и внимания.
Влияние на психоэмоциональное состояние детей (трудностей в учебе, замечания учителей, повышенное чувство несправедливости социума) приводит к нарушению психоэмоционального равновесия в поведении, к негативным реакциям - замкнутости, тревожности, конфликтности, обидчивости.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через театральную игру, фантазирование, сочинительство. Все это может реализоваться в театрализации или театральной деятельности. Театрализация и драматизация как более популярный вид детского творчества, основанный на действии, совершаемом ребенком, объединяет художественное творчество с личными его переживаниями.
Увлекаясь компьютером и телевизором, дети стали менее общительны со взрослыми и ровесниками, а ведь общение в театрализованной деятельности в большей степени обогащает эмоциональную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Поэтому, на основании вышесказанного, работа направленная на развитие эмоций в театрализованной деятельности, очень важна и актуальна.
Театральная деятельность построена на органическом единстве игры, речи, общении (М.А. Васильева, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.А. Леонтьев, С.И. Мерзлякова, Л.Г. Миланович, Н.Ф. Сорокина, Е.Л. Трусова).
В процессе жизни человека возникают целостные новообразования. Они всегда включают аффективные компоненты и обладают непосредственной побудительной силой, что доказано в исследовательских работах Л.С. Выготского, В.С.Мухиной и других.
Исследование эмоциональной сферы представлено в работах П.К. Анохина, Л.И. Божович, В.К. Вилюнаса, К. Изарда, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова - как важнейшая система психики, тесно связанной с когнитивной, волевой и мотивационной сферами.
Современными исследователями А.П.Ершовой, Н.С. Карпинской,И.Л.Люблинским, А.Я.Михайловой, Т.Г.Пеня, М.А.Разбаш, Ю.И.Рубиной, М.П.Стуль, Е.К.Чухман, В.П.Шильгави разработана проблема использования театрального искусства в педагогическом процессе. Они считают, что театр является важным условием формирования всестороннего гармонического развития личности, её художественно-творческих способностей, интереса к искусству, что и определяет круг развития эмоций.
Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии.
Театрализация - это то, что помогает развиваться человеку, умеющему воспринимать окружающий мир как живой, единый организм. Театр - коллективное искусство. Дети исследуют то, чего не всегда возможно добиться от них во время общеобразовательного процесса в школе. Взаимодействие в театральной деятельности постоянно выявляет существенные характеристики личности, особенно в системе субъект - субъектных отношений, что оказывает непосредственное влияние на весь ход развития ребенка.
Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена противоречием между развивающим потенциалом театральной деятельности, наработанных методов, форм театрализации и недостаточностью использования, слабой востребованностью в работе по развитию эмоций младших школьников.
Практическая актуальность, недостаточная разработанность и обоснованность использования театрализации в процессе развития эмоций младших школьников позволили определить тему и цель исследования.
Цель: теоретическое обоснование и определение влияния театрализации на развитие эмоций младшего школьника.
Объект исследования: эмоции младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития эмоций младших школьников посредством театрализации.
Гипотеза исследования: развитие эмоций в младшем школьном возрасте посредством театрализации будет эффективным, если:
- учить умению выражать разные эмоции и управлять ими посредством театрализации;
- использовать в театрализованной деятельности инсценировки игровых жизненных ситуаций, диалоги, сочинение-импровизацию рассказа, истории или сказки, упражнения на развитие мимики и жестов.
Цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы, раскрыть основные понятия исследования, определить эффективные методы, формы театрализации в решении проблемы исследования.
2. Выявить уровень развития эмоций детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и апробировать комплекс занятий, направленный на развитие эмоций детей младшего школьного возраста посредством театрализации, доказать его эффективность и проанализировать результаты исследования.
База исследования: Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа №2» с. Троицкое Алтайского края.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; диагностирование; психолого-педагогический эксперимент; метод количественной и качественной обработки результатов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного комплекса занятий, направленного на развитие эмоций детей младшего школьного возраста посредством театрализации специалистами учебных учреждений. Основой для совершенствования развития эмоций детей младшего школьного возраста могут послужить основные положения и выводы исследования.
Апробация результатов исследования: основные теоретические положения и результаты опытно-экспериментальной работы докладывались на XIX и XX Международной научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (г. Бийск, 2016г., 2017г., 2018г.) Доклады: «Коррекция негативного психоэмоционального состояния младших школьников посредством сказкотерапии», «Формирование положительных эмоций у детей младшего школьного возраста», «Театрализация как средство развития эмоций детей младшего школьного возраста» (имеются публикации).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении представлены актуальность исследования, методологический аппарат, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, база исследования, методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития эмоций детей младшего школьного возраста посредством театрализации» раскрыта сущность психоэмоционального состояния детей, их классификация, особенности развития эмоций младших школьников, показана возможность использования театрализации как средства развития эмоций в младшем школьном возрасте, представлены выводы по теоретическому обоснованию проблемы исследования.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию эмоций детей младшего школьного возраста посредством театрализации» описаны констатирующий, формирующий и контрольный этапы опытно-экспериментальной работы и представлены выводы по данной части исследования.
В заключении представлены итоги всей работы с учетом ее практической значимости.
В списке использованной литературы указаны 55 источников.
Приложение содержит 8 таблиц, 7 рисунков, методические материалы.
Анализ современных научных подходов к осмыслению содержания проблемы развития эмоционального фона у учащихся школы показал, что чувства имеют большое значение в психической жизни учащихся начальных классов. У детей начальной школы преобладают положительные эмоции, жизнерадостное, веселое, бодрое настроение. Нужно отметить, что количество эмоций данной возрастной категории ограниченно. Как правило, это грусть, радость, страх, веселье. Эмоции всегда ярко проявляются в речи ребенка, мимике и пантомимике, в плаче или смехе.
Таким образом, развитие эмоций в младшем школьном возрасте может происходить через различные средства и приемы в игровой, театральной деятельности и в знакомстве с произведениями искусства.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе был выявлен недостаточный уровень развития эмоций у детей младшего школьного возраста, что потребовало разработки и реализации комплекса занятий по развитию эмоций у детей младшего школьного возраста посредством театрализации.
Комплекс занятий по развитию эмоций у детей младшего школьного возраста включает театральные этюды, музыкальное оформление.
В результате реализации комплекса занятий по развитию эмоций у детей младшего школьного возраста посредством театрализации, классный руководитель отмечает, что дети стали эмоционально богаче, общительнее, спокойнее и спектр выраженности эмоционального фона расширился. А также эмоционально отзывчивее к чувствам и переживаниям других детей.
Таким образом, было установлено наличие позитивной динамики в развитии эмоций у испытуемых. Проанализировав полученные данные, можно констатировать, что проведенная опытно-экспериментальная работа оказалась достаточно эффективной.
Произошли положительные изменения в эмоциональном состоянии учащихся во время занятий и в обычной жизни, а также повысилась способность к управлению эмоциями и восприимчивости к переживаниям других людей.
Следовательно, цель достигнута, задачи решены, гипотеза доказана: развитие эмоций в младшем школьном возрасте посредством театрализации будет эффективным, если:
- обучать детей умению выражать различные эмоции посредством театрализованной деятельности;
- использовать в театрализованной деятельности инсценировки игровых жизненных ситуаций, диалог, сочинение-импровизация рассказа, истории или сказки, упражнений на развитие мимики и жестов.
Таким образом, развитие эмоций в младшем школьном возрасте может происходить через различные средства и приемы в игровой, театральной деятельности и в знакомстве с произведениями искусства.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе был выявлен недостаточный уровень развития эмоций у детей младшего школьного возраста, что потребовало разработки и реализации комплекса занятий по развитию эмоций у детей младшего школьного возраста посредством театрализации.
Комплекс занятий по развитию эмоций у детей младшего школьного возраста включает театральные этюды, музыкальное оформление.
В результате реализации комплекса занятий по развитию эмоций у детей младшего школьного возраста посредством театрализации, классный руководитель отмечает, что дети стали эмоционально богаче, общительнее, спокойнее и спектр выраженности эмоционального фона расширился. А также эмоционально отзывчивее к чувствам и переживаниям других детей.
Таким образом, было установлено наличие позитивной динамики в развитии эмоций у испытуемых. Проанализировав полученные данные, можно констатировать, что проведенная опытно-экспериментальная работа оказалась достаточно эффективной.
Произошли положительные изменения в эмоциональном состоянии учащихся во время занятий и в обычной жизни, а также повысилась способность к управлению эмоциями и восприимчивости к переживаниям других людей.
Следовательно, цель достигнута, задачи решены, гипотеза доказана: развитие эмоций в младшем школьном возрасте посредством театрализации будет эффективным, если:
- обучать детей умению выражать различные эмоции посредством театрализованной деятельности;
- использовать в театрализованной деятельности инсценировки игровых жизненных ситуаций, диалог, сочинение-импровизация рассказа, истории или сказки, упражнений на развитие мимики и жестов.
Подобные работы
- Психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Индивидуальный подход в социально-педагогическом сопровождении подростков группы риска в условиях центра социальной помощи семье и детям
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическое сопровождение подростков,склонных к девиантному поведению
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Педагогическая профилактика нарушений социализации подростков группы риска в санаторной школе-интернате
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2015 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ,
СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение адаптации подростков в условиях детского дома
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот, как средство их социализации.
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Социально-педагогическое сопровождение подростков склонных к агрессивному поведению
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ- СИРОТ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



