ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАРКИРОВКИ ТОВАРОВ 7
1.1 Определение, суть, цели, задачи и роль маркировки товаров 7
1.2 Виды маркировки товаров 16
1.3 Законодательное регулирование маркировки товаров в Российской Федерации 22
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОЙ МАРКИРОВКИ И СИСТЕМЫ ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ТОВАРОВ В РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32
2.1 Исследования и стадии внедрения системы маркировки товаров 32
2.2 Национальная система цифровой маркировки «Честный знак» 37
2.3 Особенностях импорта маркированных товаров 46
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС – ПРОЦЕССОВ РАСПОЗНАВАНИЯ ШТРИХОВЫХ КОДОВ И ИХ ПРОСЛЕЖИВАНИЕ В РФ 50
3.1 Общие сведения проблем штрих-кодов в цепочке поставок 50
3.2 Проблемные ситуации распознавания национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров 57
3.3 Оптимизация и улучшение системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
Актуальность данного исследования внедрения обязательной маркировки товаров в 2023 году – борьба с некачественной, контрафактной продукцией. Выбор категорий товаров, подлежащих маркировке, осуществляет Министерство промышленности и торговли, анализируя продукцию на рынке и выявляя наиболее часто подвергающуюся подделке. В Российской Федерации особенно важны задачи по оптимизации контроля за внешнеторговыми операциями в связи с высоким уровнем нелегальной продукции на рынке. В рамках стратегии по борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции до 2020 года и на период до 2025 года [14] планируется внедрение системы маркировки товаров специальными контрольными знаками на территории РФ. Это позволит потребителям проверять легальность промышленной продукции, включая использование мобильной связи в этом процессе.
Для решения данной проблемы предполагается маркировка всех товаров, которые продаются в розничной торговле, уникальным цифровым DataMatrix кодом. Производители и импортеры будут обязаны осуществлять данную маркировку на каждой единице товара. Национальная система цифровой маркировки "Честный ЗНАК" становится ключевым инструментом в решении этой проблемы, поэтому изучение ее преимуществ и особенностей внедрения представляет собой важную задачу.
Проблема, изучаемая в данном исследовании, хорошо освещена в научной литературе. Существует значительное количество работ, посвященных нормативно-правовому регулированию в области цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. Важно отметить работы таких авторов, как Т.О. Акишева, Р. Б. Головкин, Д. Д. Корсая, которые внесли значительный вклад в изучение данной темы.
В своем исследовании Т.О. Акишева подробно рассматривает процесс разработки национальной системы цифровой маркировки под названием "Честный ЗНАК", а также предоставляет информацию о способах маркировки продукции и оценке эффективности внедрения данной системы [27].
Р.Б. Головкин проводит анализ вопросов, связанных с теорией и практикой современного юридического регулирования цифровой идентификационной маркировки разнообразной продукции [28]. Д.Д. Корсая рассматривает основные методы внедрения цифровой маркировки на территории Российской Федерации [30].
И.А. Иващук и М.Н. Белая исследуют нормативно-правовую базу, определяющую требования к маркировке пищевых продуктов. По мнению этих авторов, одной из главных задач, нацеленных на потребителя, является предоставление ему достоверной, актуальной, объективной, правдивой и легкодоступной информации о продукции. Передача потребителю основных характеристик и свойств продукции, которую он покупает, возможна только через информацию, представленную на упаковке продукта и в идущих вместе с ним документах [29].
Объектом исследования выступает система цифровой маркировки и прослеживаемости движения товаров в Российской Федерации.
Предметом исследования является процесс развития системы маркировки и прослеживаемости движения товаров в Российской Федерации.
Цель этого исследования заключается в улучшении системы цифровой маркировки и отслеживания перемещения товаров в России.
Задачи исследования:
1. Изучить суть, определение, цели и функции маркировки товаров.
2. Рассмотреть виды маркировки товаров.
3. Рассмотреть законодательное регулирование маркировки товаров в Российской Федерации.
4. Определить этапы внедрения системы маркировки товаров в Российской Федерации.
5. Дать характеристику национальной системе цифровой маркировки «Честный знак».
6. Изучить процедуры и особенности таможенного контроля товаров с маркировкой.
7. Выявить недостатки существующей в настоящее время национальной системы цифровой маркировки и отслеживаемости товаров.
8. Оптимизировать процесс по усовершенствованию системы цифровой маркировки и отслеживаемости товаров в России.
Нормативно-правовая основа исследования. Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (2 февраля 2018 года) [2]; решение коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 января 2016 г. № 8 «О внесении изменений в пункт 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары» [3]; федеральный закон от 31 декабря 2017 года № 487ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных средств платежа» и статью 5 и 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [5]; федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [6]; распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 № 2963р «Об утверждении Концепции создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» [11]; распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 791-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации» [12]; распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р «Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».
Основу исследования составляют официальные правовые документы, регулирующие внедрение системы цифровой маркировки товаров, такие как распоряжение Правительства РФ от 28.12.2018 № 2963-р "Об утверждении Концепции создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров", а также данные от Федеральной таможенной службы РФ о выявленных случаях контрафактной продукции и нарушений законодательства. Эти документы определяют процедуры внедрения цифровой маркировки и регулируют предполагаемые результаты этого процесса [11].
В основу исследования были положены работы таких авторов, как С. А. Агамагомедова, Г. В. Зенина А. В. Кулешова, О. Г. Старикова, В.И. Боброва, Л.Г. Варепо, И.В. Черной, Т. Ф. Балабановой, О. В. Балабановой и других ученых.
Исследование опиралось на методологические инструменты обобщения, сравнения, систематизации, индукции и дедукции, а также на сравнительный анализ.
Структура работы включает введение, три главы с подразделами, заключение и список использованных источников.
Проведенный теоретический анализ позволяет определить маркировку товара как информацию об основных свойствах о товарах, которая наносится на упаковку и может быть представлена как текст, условное обозначение либо штрих-код. Следовательно, главной функцией, которую выполняет маркировка, является идентификация товара и доведение основных сведений о товаре до потребителя. Кроме того, функциям маркировки относятся информационная, идентифицирующая и мотивационная. В рамках информационной функции предполагается доведение до потребителей сведений о товаре.
В Российской Федерации разработана обширная нормативная правовая база, регулирующая маркировку товар, включающая в себя технические регламенты, национальные стандарты, а также федеральное законодательство, определяющее перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Что касается таможенного контроля маркируемых товаров, то совершенствование использование всех методов и форм таможенного контроля, которые предусмотрены законодательством ЕАЭС, будет способствовать развитию внешней торговли между государствами-участниками ЕАЭС, а также обеспечивать их экономическую безопасность.
Проведенный анализ транспортно-штриховой маркировки товара позволил выделить ряд ее недостатков, к которым были отнесены потеря времени за счет нечитаемых кодов, проблемы с работой оборудования и.т.п.
С целью устранения данных недостатков в работе был предложен ряд следующих мер совершенствования системы цифровой маркировки, которые включают в себя: расширение меры по улучшению считываемости (распознаванию штрих-кода) и получения дополнительной информации о товаре. Что позитивно отразится на бизнес-процессах малого и среднего бизнеса.
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 01.04.2024).
2. Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (Заключено в г. Алматы 02.02.2018) Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_
LAW_289918/ (дата обращения: 01.04.2024).
3. Решение коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 января 2016 г. № 8 «О внесении изменений в пункт 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары». Электронный ресурс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192983/ (дата обращения: 01.04.2024).
4. Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 488‑ФЗ (последняя редакция) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314270/,(дата обращения: 02.04.2024)
5. Федеральный закон 31.12.2017 N 487ФЗ (последняя редакция) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_286746/, (дата обращения: 02.04.2024)
6. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381ФЗ (последняя редакция) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru
/document/cons_doc_LAW_95629/, (дата обращения: 02.04.2024)
7. Федеральный закон от 22.05.2003 N 54ФЗ (последняя редакция) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42359/ (дата обращения: 02.04.2024)
8. Федеральный закон от 07.02.1992 N 23001 (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения: 05.04.2024).
9. Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 N 515 (ред. от 21.12.2023) «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» (вместе с «Правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», «Положением о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации») [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons
_doc_LAW_323818/ (дата обращения: 05.04.2024).
10. Постановление Правительства РФ от 05.07.2019 N 860 (ред. от 28.03.2024) «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_328548/ (дата обращения: 05.04.2024).
11. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2018 N 2963-р «Об утверждении Концепции создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314921/ (дата обращения: 05.04.2024).
12. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 791р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_
doc_LAW_297119/ (дата обращения: 05.04.2024).
13. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р (ред. от 27.03.2024) «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» Электронный ресурс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297114/ (дата обращения: 05.04.2024).
14. Распоряжение Правительства РФ от 05.12.2016 N 2592р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208435/ (дата обращения: 05.04.2024).
15. Федеральный закон от 19.01.1998 N 55 (ред. от 16.05.2020) «Об утверждении правил продажи» [Электронный ресурс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17579/ (дата обращения: 05.04.2024).
16. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (последняя редакция) «О техническом регулировании» «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/ (дата обращения: 05.04.2024).
Специальная литература
17. Егорова М.А. Основные подходы к формированию моделей нормативного регулирования отношений в сфере цифровых технологий // Актуальные проблемы современного права и экономики Европы и Азии: монография. – М.: Юстицинформ, 2018. – Т. 1. – 344 с. – С. 134 – 135. – ISBN: 9785720514860.
Учебники и учебные пособия
18. Агамагомедова С.А. Таможенный контроль после выпуска товаров: учебное пособие / С.А. Агамагомедова, О.В. Шишкина. – СПб: Троицкий мост, 2014. – 224 с. – ISBN: 9785437700358.
19. Бобров В.И. Технология и дизайн маркировки: учеб. пособие / В.И. Бобров, Л.Г. Варепо, И.В. Черная. – М: МГУП, 2010. – 376 с. – ISBN: 9785812210489. c
20. Донченко Л. В. Безопасность пищевой продукции: учебник для СПО: в 2 ч. – Ч. 2 / Л. В. Донченко, В. Д. Надыкта. – 3е изд., испр. и доп. – М: Юрайт, 2018. – 161 с. C 45,46,47,50,56,57 – ISBN: 9785534077992.
21. Зенин Г.В. Назначение и производство таможенных экспертиз: учебное пособие /Г.В. Зенин – СПб: Интермедия, 2017. – 196с. C 51 – ISBN: 9785438300489.
22. Кулешов А.В. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: учебное пособие / А.В. Кулешов, В.А. Черных, О.В. Шишкина. – М.: Издво Российской таможенной академии, 2013. – 420 с. – ISBN: 9785959007232.
23. Поликарпов И. С. Товарная информация: учебник для ВУЗов /
И. С. Поликарпов, О. В. Шумский. – М: Центр учебной литературы, 2016. – 616 с. C33 – ISBN: 9785438300526.
24. Стандартизация в упаковке и маркировке товаров и грузов: лабораторный практикум / сост.: Т. Ф. Балабанова, О. В. Балабанова. – Минск: БНТУ, 2019. – 122 с. C32 – ISBN: 9789855506721.
25. Старикова О.Г. Основы таможенного дела: учебник/О.Г. Старикова. – СПб: Интермедия, 2014. – 408 с. C120– ISBN: 9785438300366.
26. Федько В. П. Маркировка и сертификация товаров и услуг: учебное пособие / В. П. Федько, А. У. Альбеков. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 640 с. – ISBN: 5222006026.
Статьи
27. Акишева Т. О. Национальная система цифровой маркировки товара как способ обеспечения национальной безопасности страны /Т.О. Акишева // Информационные технологии в современном мире – 2019 : материалы XV Всероссийской (с международным участием) студенческой конференции (Гуманитарный унт, 14 мая 2019 года) / под науч. ред. Н. В. Хмельковой. – Екатеринбург: Гуманитарный унт, 2019. – С. 16–21.
28. Головкин Р.Б. Правовые аспекты цифровой идентификационной маркировки некоторых объектов и субъектов правоотношений /
Р.Б. Головкин, О.А. Цыганова // Вестник Владимирского юридического института. – № 3(52). – 2019. – С. 143–147.
29. Иващук И. А. Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей требования к маркировке пищевой продукции (на примере маркировки потребительской упаковки сока)/ И. А. Иващук,
М. Н. Белая // в сборнике: Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование сборник научных трудов 5-й международной молодежной научно-практической конференции. – Курск: Университетская книга, 2018. – С. 236–239.
30. Корсая Д. Д. Цифровая экономика Российской Федерации: особенности внедрения национальной маркировки товаров //Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 3 (104). – С. 180–183.
Электронные ресурсы
31. Честный ЗНАК: национальная система цифровой маркировки [Электронный ресурс]. URL: https://честныйзнак.рф/ (дата обращения: 05.04.2024).
32. Маркировка: изменения с 1 декабря 2023 года и другие новости законодательства [Электронный ресурс]. URL: https://torg.1c.ru/articles/markirovka-izmeneniya-s-1-dekabrya-2023-goda-i-drugie-novosti-zakonodatelstva/ (дата обращения: 05.04.2024).
33. Обязательная маркировка товаров в 2024 году [Электронный ресурс]. URL: https://sbis.ru/articles/marking/product (дата обращения: 05.04.2024).
34. Какие лекарства чаще всего попадали в забраковку в 2023 году [Электронный ресурс]. URL: https://pharmvestnik.ru/content/articles/Kakie-lekarstva-chashe-vsego-popadali-v-zabrakovku-v-2023-godu.html (дата обращения: 05.04.2024).
35. Розничная торговля меховыми изделиями: главное изменение 2023 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.atol.ru/blog/roznichnaya-torgovlya-mekhovymi-izdeliyami-glavnoe-izmenenie-2023-g/?ysclid=lvj9v3dvox531277700&utm_source=ya.ru&utm_medium=referral&utm_campaign=ya.ru&utm_referrer=ya.ru (дата обращения: 05.04.2024).
36. Маркировка товаров 2019-2024 [Электронный ресурс]. URL: https://online-kassa.ru/blog/markirovka-tovarov-2019-2024/ (дата обращения: 05.04.2024).
37. Честный знак – как отличить подделку? [Электронный ресурс]. URL: https://flexo.ru/poleznaya-informatsiya/259-chestnyj-znak-kak-zashchitit-sebya-ot-poddelok (дата обращения: 05.04.2024).
38. НК — Национальный каталог. Зачем описывать товары, как создать карточку товара и что с ней делать? [Электронный ресурс]. URL: https://markirovka.ru/knowledge/fast_start/start/nk-natsionalnyy-katalog-zachem-opisyvat-tovary-kak-sozdat-kartochku-tovara-i-chto-s-ney-delat (дата обращения: 05.04.2024).
39. Маркировка товаров принесла в российский бюджет 470 млрд рублей [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2024/03/22/pod-znakom-plius.html (дата обращения: 05.04.2024).
40. В 2023 году пациентов защитили от покупки подделок [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2024/01/23/v-2023-godu-pacientov-zashchitili-ot-pokupki-449-serij-nedobrokachestvennyh-lekarstv.html (дата обращения: 24.04.2024)
41. Об особенностях импорта маркированных товаров [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/74388/ (дата обращения: 05.04.2024).
42. Интерфакс о табачном контрафакте [Электронный ресурс]. – URL: https://www.interfax.ru/presscenter/943891 (дата обращения: 24.04.2024).
43. Как внедряют маркировку [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/Xr1EkW8GCj-zB9Io (дата обращения: 28.04.2024).
44. Штрафы по маркировке в 2024 году [Электронный ресурс]. URL: https://astral.ru/articles/markirovka/25752/ (дата обращения: 28.04.2024)
45. Как работает система маркировки [Электронный ресурс. – URL: https://kontur.ru/articles/5365 (дата обращения: 28.04.2024).