Психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» 6
1.1. Понятие «подростки «группы риска»», принципы психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» 6
1.2. Психологические особенности подростков «группы риска» 13
1.3. Формы и методы психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» 21
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по психолого¬
педагогическому сопровождению подростков «группы риска» 32
2.1. Выявление детей, относящихся к подросткам «группы риска» 32
2.2. Комплекс тренинговых занятий психолого-педагогического
сопровождения подростков «группы риска» 42
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 47
Выводы по второй главе. 57
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» 6
1.1. Понятие «подростки «группы риска»», принципы психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» 6
1.2. Психологические особенности подростков «группы риска» 13
1.3. Формы и методы психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» 21
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по психолого¬
педагогическому сопровождению подростков «группы риска» 32
2.1. Выявление детей, относящихся к подросткам «группы риска» 32
2.2. Комплекс тренинговых занятий психолого-педагогического
сопровождения подростков «группы риска» 42
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 47
Выводы по второй главе. 57
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение
На данный момент одной из актуальных проблем является психолого-педагогическая работа с подростками «группы риска», так как рост преступности среди подростков, а также уровень детей с девиантным поведением ежегодно только возрастает. Перед учебными и коррекционными учреждениями в современном мире важной задачей является профилактика и коррекция детей с отклонениями в поведении.
Категория детей «группы риска» включает в себя детей с нарушениями психической либо социальной адаптациями, а также с ярко выраженным агрессивным поведением и другими формами делинквентности.
В условиях обостренной обстановки во многих сферах жизнедеятельности, а также динамики роста девиаций среди подростков, которые больше всего склонны к депривированному поведению психолого-педагогическое сопровождение более чем уместно. Выбор личной деятельности, в постоянно изменяющейся форме существования, определяется личностными смыслами. Формирование социального здоровья и личности подростка является следствием протекания процесса социализации.
В социализации личности важную роль играет семья, так как именно в кругу родных начинают закладываться ценностные основы бытия. С семьи начинается социальное взросление подростка, формируется духовно-практическая сфера, связанная с осознанием им смысла жизни, построением в будущем своей семьи. Ценности семьи, обстановка существования в семье, характер отношений внутри семьи влияют на процесс социализации, личностного развития подростка, саморазвитию и самореализации. Также, немаловажная роль отводится человеку,умеющему мотивировать себя на преодоление трудностей, способному принимать решения вне зависимости от внешних воздействий.
Одной из актуальных проблем современности является социализация подростков группы риска. Правонарушения среди детей данной категории с каждым годом увеличивается, а именно: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция. У подростков «группы риска» ценностно-нормативная позиция личности отличается от общепринятых в обществе норм и правил, это обусловлено трудностями во взаимодействиях с окружающими, привычкой жить по указке других, поверхностью чувств, иждивенчеством, проявлениями грубого нарушения дисциплины.
В связи с этим приоритетом нынешней государственной политики в отношении данных детей признается обеспечение гарантии их прав на выживание, эволюцию и защиту. В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Конвенцией ООН о правах ребёнка, система образования обязана быть адаптирована к возможностям ребенка, а также должны быть сформированы условия для детей «группы риска», которые должны соответствовать потребностям, возможностям и родителей, а дифференциация социального и индивидуального в развитии личности ребёнка требует психолого-педагогического сопровождения.
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска» в современной науке, с другой стороны, её недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Цель исследования: выявление эффективности комплекса занятий по психолого-педагогическому сопровождению подростков «группы риска».
Объект исследования: подростки «группы риска».
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска».
Гипотеза: психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» будет эффективным при соблюдении следующих условий:
1) изучить причины вхождения подростков в «группу риска»;
2) использовать методы психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска»: беседа, упражнения, рефлексия, тесты.
Для доказательства гипотезы поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему попадания детей в «группу риска».
2. Выявить причины попадания детей в «группу риска».
3. Составить и реализовать комплекс занятий по психолого-педагогическому сопровождению подростков «группы риска».
Методы исследования:
1. Психолого-педагогический анализ литературы.
2. Тестирование.
3. Психолого-педагогический эксперимент.
4. Количественная и качественная обработка данных.
Апробация результатов исследования: основные теоретические положения и результаты опытно-экспериментальной части докладывались на XVIII Международной научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся "Наука и образование: проблемы и перспективы".
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8».
Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Категория детей «группы риска» включает в себя детей с нарушениями психической либо социальной адаптациями, а также с ярко выраженным агрессивным поведением и другими формами делинквентности.
В условиях обостренной обстановки во многих сферах жизнедеятельности, а также динамики роста девиаций среди подростков, которые больше всего склонны к депривированному поведению психолого-педагогическое сопровождение более чем уместно. Выбор личной деятельности, в постоянно изменяющейся форме существования, определяется личностными смыслами. Формирование социального здоровья и личности подростка является следствием протекания процесса социализации.
В социализации личности важную роль играет семья, так как именно в кругу родных начинают закладываться ценностные основы бытия. С семьи начинается социальное взросление подростка, формируется духовно-практическая сфера, связанная с осознанием им смысла жизни, построением в будущем своей семьи. Ценности семьи, обстановка существования в семье, характер отношений внутри семьи влияют на процесс социализации, личностного развития подростка, саморазвитию и самореализации. Также, немаловажная роль отводится человеку,умеющему мотивировать себя на преодоление трудностей, способному принимать решения вне зависимости от внешних воздействий.
Одной из актуальных проблем современности является социализация подростков группы риска. Правонарушения среди детей данной категории с каждым годом увеличивается, а именно: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция. У подростков «группы риска» ценностно-нормативная позиция личности отличается от общепринятых в обществе норм и правил, это обусловлено трудностями во взаимодействиях с окружающими, привычкой жить по указке других, поверхностью чувств, иждивенчеством, проявлениями грубого нарушения дисциплины.
В связи с этим приоритетом нынешней государственной политики в отношении данных детей признается обеспечение гарантии их прав на выживание, эволюцию и защиту. В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Конвенцией ООН о правах ребёнка, система образования обязана быть адаптирована к возможностям ребенка, а также должны быть сформированы условия для детей «группы риска», которые должны соответствовать потребностям, возможностям и родителей, а дифференциация социального и индивидуального в развитии личности ребёнка требует психолого-педагогического сопровождения.
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска» в современной науке, с другой стороны, её недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Цель исследования: выявление эффективности комплекса занятий по психолого-педагогическому сопровождению подростков «группы риска».
Объект исследования: подростки «группы риска».
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска».
Гипотеза: психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» будет эффективным при соблюдении следующих условий:
1) изучить причины вхождения подростков в «группу риска»;
2) использовать методы психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска»: беседа, упражнения, рефлексия, тесты.
Для доказательства гипотезы поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему попадания детей в «группу риска».
2. Выявить причины попадания детей в «группу риска».
3. Составить и реализовать комплекс занятий по психолого-педагогическому сопровождению подростков «группы риска».
Методы исследования:
1. Психолого-педагогический анализ литературы.
2. Тестирование.
3. Психолого-педагогический эксперимент.
4. Количественная и качественная обработка данных.
Апробация результатов исследования: основные теоретические положения и результаты опытно-экспериментальной части докладывались на XVIII Международной научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся "Наука и образование: проблемы и перспективы".
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8».
Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Проблема психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в настоящем времени является актуальной, как с позиции социальной практики, так и с научной точки зрения. Для эффективного сопровождения требуется проанализировать множество литературы, индивидуальные особенности, причины и факторы, влияющие на подростков, а также разработать оптимальный комплекс тренинговых занятий.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило решить поставленные задачи. Подростки «группы риска» крайне часто находятся под воздействием негативных факторов, а также не находят помощи, сочувствия со стороны окружающих, тогда как во время оказанная помощь может предотвратить попадание ребенка в «группу риска».
Подростков «группы риска» характеризует:
1. Недостаток коммуникативных умений;
2. Эмоциональная деградация;
3. Неудовлетворенность личностных особенностей;
4. Склонность к депривированному поведению.
В ходе исследования выяснилось, что невозможно выделить главную причину попадания ребенка в «группу риска», так как влияет множество факторов. Специалисты сопровождения выделяют сочетание следующих основных факторов: алкоголизм одного или обоих родителей, девиантное поведение; нахождение родителя (обоих родителей) в местах лишения свободы; конфликты с другими подростками; отсутствие постоянного места жительства; жестокое обращение со стороны родственников, сверстников или образовательного учреждения; наследственного психического заболевания; ограничение в духовной сфере.
Психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» осуществляются следующими этапами:
1. Выявление подростков «группы риска» и организация работы с ними;
2. Индивидуальная и групповая работа, исходя из особенностей подростков.
Психолого-пелагическая работа с подростками «группы риска» осуществляется двумя направлениями:
1. Непосредственная - индивидуальная работа с подростком (психологическая поддержка);
2. Посредническая - работа с педагогическим коллективом, с семьями (организация собраний, классных часов).
Таким образом, удалось доказать гипотезу, выдвинутую вначале исследования, что психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» будет эффективным при соблюдении следующих условий:
1) изучение причин вхождения подростков в «группу риска»;
2) использование методов психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска»: беседа, упражнения, рефлексия.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило решить поставленные задачи. Подростки «группы риска» крайне часто находятся под воздействием негативных факторов, а также не находят помощи, сочувствия со стороны окружающих, тогда как во время оказанная помощь может предотвратить попадание ребенка в «группу риска».
Подростков «группы риска» характеризует:
1. Недостаток коммуникативных умений;
2. Эмоциональная деградация;
3. Неудовлетворенность личностных особенностей;
4. Склонность к депривированному поведению.
В ходе исследования выяснилось, что невозможно выделить главную причину попадания ребенка в «группу риска», так как влияет множество факторов. Специалисты сопровождения выделяют сочетание следующих основных факторов: алкоголизм одного или обоих родителей, девиантное поведение; нахождение родителя (обоих родителей) в местах лишения свободы; конфликты с другими подростками; отсутствие постоянного места жительства; жестокое обращение со стороны родственников, сверстников или образовательного учреждения; наследственного психического заболевания; ограничение в духовной сфере.
Психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» осуществляются следующими этапами:
1. Выявление подростков «группы риска» и организация работы с ними;
2. Индивидуальная и групповая работа, исходя из особенностей подростков.
Психолого-пелагическая работа с подростками «группы риска» осуществляется двумя направлениями:
1. Непосредственная - индивидуальная работа с подростком (психологическая поддержка);
2. Посредническая - работа с педагогическим коллективом, с семьями (организация собраний, классных часов).
Таким образом, удалось доказать гипотезу, выдвинутую вначале исследования, что психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» будет эффективным при соблюдении следующих условий:
1) изучение причин вхождения подростков в «группу риска»;
2) использование методов психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска»: беседа, упражнения, рефлексия.
Подобные работы
- Психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Индивидуальный подход в социально-педагогическом сопровождении подростков группы риска в условиях центра социальной помощи семье и детям
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическое сопровождение подростков,склонных к девиантному поведению
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Педагогическая профилактика нарушений социализации подростков группы риска в санаторной школе-интернате
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2015 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ,
СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение адаптации подростков в условиях детского дома
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот, как средство их социализации.
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Социально-педагогическое сопровождение подростков склонных к агрессивному поведению
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ- СИРОТ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



