Система льгот для сотрудников органов внутренних дел и членов их семей: состояние и практика обеспечения реализации (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
|
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ И ЕГО НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА…………………12
1.1. Понятие социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел России…………12
1.2. Система нормативных правовых актов, регламентирующих социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел России….17
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ………………23
2.1. Охрана здоровья сотрудников органов внутренних дел России……… 23
2.2. Вопросы денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел России………29
2.3. Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел России 36
2.4. Особенности социальной защиты женщин - сотрудников органов внутренних дел России40
2.5. Вопросы социальной защиты членов семей сотрудников органов внутренних дел России46
2.6. Особенности социальной поддержки сотрудников органов внутренних дел России………49
ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……56
3.1. Основные проблемы в сфере социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел России………………………………………………56
3.2. Перспективы совершенствования законодательства, регулирующего социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел России…..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…73
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ И ЕГО НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА…………………12
1.1. Понятие социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел России…………12
1.2. Система нормативных правовых актов, регламентирующих социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел России….17
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ………………23
2.1. Охрана здоровья сотрудников органов внутренних дел России……… 23
2.2. Вопросы денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел России………29
2.3. Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел России 36
2.4. Особенности социальной защиты женщин - сотрудников органов внутренних дел России40
2.5. Вопросы социальной защиты членов семей сотрудников органов внутренних дел России46
2.6. Особенности социальной поддержки сотрудников органов внутренних дел России………49
ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……56
3.1. Основные проблемы в сфере социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел России………………………………………………56
3.2. Перспективы совершенствования законодательства, регулирующего социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел России…..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…73
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблемы, связанные с социальной защитой личности, в последнее время становятся приоритетными. Конституция РФ закрепляет и устанавливает основополагающий принцип, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а главное, закрепляет обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека.
Учитывая важность прав и свобод человека и гражданина в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества, стоит отметить, что без государственного регулирования этой сферы реализация личностью своих прав была бы невозможной или затруднительной. В связи с этим существенное значение приобретает изучение проблем, связанных с социальной защитой и с защищенностью сотрудников органов внутренних дел, анализом конституционных, судебных, административно-правовых способов их обеспечения.
Цель любого органа государственной власти, а МВД России не исключение, подчинена обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Это является его прямой и важнейшей конституционной обязанностью и заключается в создании экономических, организационных, правовых и иных условий для обеспечения социальной защиты и защищенности полицейских.
Здесь на первое место выходит процесс совершенствования правового механизма реализации социальной защиты и защищенности граждан, что объективно необходимо, и сотрудники полиции не исключение. Однако, несмотря на это, приходится констатировать, что на пути создания правовых и организационных основ социальной защиты сотрудников полиции имеется достаточно много правовых и организационных проблем, решить которые государство в полной мере пока не может.
Создание подлинно социального и правового государства - достаточно длительный процесс, требующий значительных усилий как органов публичного управления, так и институтов гражданского общества, включая международное гражданское общество. Социальное государство дает личности возможность спокойно и планомерно развиваться, берет под особую защиту отдельные категории граждан, которые не могут в полной мере реализовать свои права в различных сферах публичного управления в силу объективных и субъективных причин.
Сотрудники органов внутренних дел занимают особое место среди объектов социальной защиты. В этой связи государство неслучайно определило специальные меры социальной защиты и поддержки сотрудников органов внутренних дел. Однако сегодня говорить о том, что правовой механизм социальной защиты сотрудников органов внутренних дел эффективно работает, а меры социальной защиты в полной мере достигают своей цели, пока невозможно.
Не вызывает сомнений, что социальная защита сотрудников органов внутренних дел самым непосредственным образом связана с престижностью службы, а также эффективным выполнением возложенных на сотрудников полиции задач и функций. В идеале меры социальной защиты должны компенсировать сложность и напряженность службы в органах внутренних дел, стимулировать служебную деятельность сотрудников полиции, а также давать возможность минимизировать коррупционные правонарушения в деятельности полиции. В действительности же те социальные гарантии, которые закреплены в нормативных правовых актах, используются сотрудниками полиции далеко не в полном объеме. Их содержание совершенно не адекватно современным социально-экономическим условиям. Подобное положение дел, разумеется, не может в полной мере стимулировать служебную деятельность сотрудников ОВД, и, как следствие этого, мы наблюдаем систематические и циничные факты нарушения законности, прав граждан, а также различного рода коррупционные правонарушения со стороны сотрудников ОВД.
В этой связи именно для укрепления кадрового потенциала органов полиции, повышения престижа службы в ОВД необходимо совершенствование правового механизма социальной защиты сотрудников полиции, оно не должно быть статично. Закрепление новых и упрочение имеющихся социальных гарантий для сотрудников ОВД, а также формирование правового, организационного и финансового механизма их реализации должны внести свой вклад в дело повышения престижа службы в полиции и обеспечения законности ее деятельности.
Степень разработанности (изученности) темы исследования. Вопросы правового регулирования социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации исследовалось в научных трудах С.В. Бондаря, А.С. Венедиктова, А.С. Емельянова, Р.Р. Закирова, Е.В. Клокова, М.А. Ковалевского, A.A. Лумповой, А.И. Мачкасова, Ю.А. Медяника, О.В. Титовой, А.П. Толстова, Т.С. Шакирова и др. Выводы и рекомендации данных авторов, несомненно, внесли большой вклад в теоретический и практический аспекты социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел. Вместе с тем, проведенные ими исследования, не в полной мере ликвидировали всю проблематику, которая существует на сегодняшний день. К тому же, большинство из проработанных ими положений следует отнести к ранее действующему законодательству.
Цель исследования состоит в выявлении и всестороннем анализе правового регулирования системы льгот для сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации, а также разработке на основе эмпирических данных и теоретических знаний предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в данной сфере.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел России;
- рассмотреть систему нормативных правовых актов, регламентирующих социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел России;
- исследовать охрану здоровья сотрудников органов внутренних дел;
- раскрыть вопросы денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел России;
- проанализировать пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел России;
- определить особенности социальной защиты женщин - сотрудников органов внутренних дел России;
- охарактеризовать вопросы социальной защиты членов семей сотрудников органов внутренних дел России;
- раскрыть особенности социальной поддержки сотрудников органов внутренних дел России;
- выявить основные проблемы в сфере социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел России;
- проанализировать перспективы совершенствования законодательства, регулирующего социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся в области осуществления социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.
Предметом исследования являются нормы законодательства, регулирующие социальную защиту сотрудников органов внутренних дел, а также практический аспект их применения.
Методы исследования. Методологической основой исследования выступают основополагающие законы и категории диалектики. Данная основа предопределила выбор общенаучных и частнонаучных мето¬дов познания, составивших в своей совокупности методику исследования. Прежде всего, применен системный анализ объекта, а также предмета иссле-дования, который позволил проследить взаимосвязь теории и практики реали¬зации системы льгот для сотрудников внутренних дел. Логический метод, а также методы дедукции и ин¬дукции способствовали обоснованию социальной обусловленности рассматриваемого вида социального обеспечения. Нормативно-догматический метод был применен при содержательном анализе правовых терминов, выделении условий назначения льгот для сотрудник внутренних дел.
Структура работы. Логика и цель исследования определяют структуру дипломной работы. Она состоит из введения, трех глав, включающих десять параграфов, заключения и библиографического списка.
Учитывая важность прав и свобод человека и гражданина в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества, стоит отметить, что без государственного регулирования этой сферы реализация личностью своих прав была бы невозможной или затруднительной. В связи с этим существенное значение приобретает изучение проблем, связанных с социальной защитой и с защищенностью сотрудников органов внутренних дел, анализом конституционных, судебных, административно-правовых способов их обеспечения.
Цель любого органа государственной власти, а МВД России не исключение, подчинена обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Это является его прямой и важнейшей конституционной обязанностью и заключается в создании экономических, организационных, правовых и иных условий для обеспечения социальной защиты и защищенности полицейских.
Здесь на первое место выходит процесс совершенствования правового механизма реализации социальной защиты и защищенности граждан, что объективно необходимо, и сотрудники полиции не исключение. Однако, несмотря на это, приходится констатировать, что на пути создания правовых и организационных основ социальной защиты сотрудников полиции имеется достаточно много правовых и организационных проблем, решить которые государство в полной мере пока не может.
Создание подлинно социального и правового государства - достаточно длительный процесс, требующий значительных усилий как органов публичного управления, так и институтов гражданского общества, включая международное гражданское общество. Социальное государство дает личности возможность спокойно и планомерно развиваться, берет под особую защиту отдельные категории граждан, которые не могут в полной мере реализовать свои права в различных сферах публичного управления в силу объективных и субъективных причин.
Сотрудники органов внутренних дел занимают особое место среди объектов социальной защиты. В этой связи государство неслучайно определило специальные меры социальной защиты и поддержки сотрудников органов внутренних дел. Однако сегодня говорить о том, что правовой механизм социальной защиты сотрудников органов внутренних дел эффективно работает, а меры социальной защиты в полной мере достигают своей цели, пока невозможно.
Не вызывает сомнений, что социальная защита сотрудников органов внутренних дел самым непосредственным образом связана с престижностью службы, а также эффективным выполнением возложенных на сотрудников полиции задач и функций. В идеале меры социальной защиты должны компенсировать сложность и напряженность службы в органах внутренних дел, стимулировать служебную деятельность сотрудников полиции, а также давать возможность минимизировать коррупционные правонарушения в деятельности полиции. В действительности же те социальные гарантии, которые закреплены в нормативных правовых актах, используются сотрудниками полиции далеко не в полном объеме. Их содержание совершенно не адекватно современным социально-экономическим условиям. Подобное положение дел, разумеется, не может в полной мере стимулировать служебную деятельность сотрудников ОВД, и, как следствие этого, мы наблюдаем систематические и циничные факты нарушения законности, прав граждан, а также различного рода коррупционные правонарушения со стороны сотрудников ОВД.
В этой связи именно для укрепления кадрового потенциала органов полиции, повышения престижа службы в ОВД необходимо совершенствование правового механизма социальной защиты сотрудников полиции, оно не должно быть статично. Закрепление новых и упрочение имеющихся социальных гарантий для сотрудников ОВД, а также формирование правового, организационного и финансового механизма их реализации должны внести свой вклад в дело повышения престижа службы в полиции и обеспечения законности ее деятельности.
Степень разработанности (изученности) темы исследования. Вопросы правового регулирования социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации исследовалось в научных трудах С.В. Бондаря, А.С. Венедиктова, А.С. Емельянова, Р.Р. Закирова, Е.В. Клокова, М.А. Ковалевского, A.A. Лумповой, А.И. Мачкасова, Ю.А. Медяника, О.В. Титовой, А.П. Толстова, Т.С. Шакирова и др. Выводы и рекомендации данных авторов, несомненно, внесли большой вклад в теоретический и практический аспекты социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел. Вместе с тем, проведенные ими исследования, не в полной мере ликвидировали всю проблематику, которая существует на сегодняшний день. К тому же, большинство из проработанных ими положений следует отнести к ранее действующему законодательству.
Цель исследования состоит в выявлении и всестороннем анализе правового регулирования системы льгот для сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации, а также разработке на основе эмпирических данных и теоретических знаний предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в данной сфере.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел России;
- рассмотреть систему нормативных правовых актов, регламентирующих социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел России;
- исследовать охрану здоровья сотрудников органов внутренних дел;
- раскрыть вопросы денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел России;
- проанализировать пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел России;
- определить особенности социальной защиты женщин - сотрудников органов внутренних дел России;
- охарактеризовать вопросы социальной защиты членов семей сотрудников органов внутренних дел России;
- раскрыть особенности социальной поддержки сотрудников органов внутренних дел России;
- выявить основные проблемы в сфере социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел России;
- проанализировать перспективы совершенствования законодательства, регулирующего социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся в области осуществления социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.
Предметом исследования являются нормы законодательства, регулирующие социальную защиту сотрудников органов внутренних дел, а также практический аспект их применения.
Методы исследования. Методологической основой исследования выступают основополагающие законы и категории диалектики. Данная основа предопределила выбор общенаучных и частнонаучных мето¬дов познания, составивших в своей совокупности методику исследования. Прежде всего, применен системный анализ объекта, а также предмета иссле-дования, который позволил проследить взаимосвязь теории и практики реали¬зации системы льгот для сотрудников внутренних дел. Логический метод, а также методы дедукции и ин¬дукции способствовали обоснованию социальной обусловленности рассматриваемого вида социального обеспечения. Нормативно-догматический метод был применен при содержательном анализе правовых терминов, выделении условий назначения льгот для сотрудник внутренних дел.
Структура работы. Логика и цель исследования определяют структуру дипломной работы. Она состоит из введения, трех глав, включающих десять параграфов, заключения и библиографического списка.
Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены. В частности, насколько это представляется возможным в рамках ВКР разработаны рекомендации и предложения по совершенствованию системы льгот для сотрудников органов внутренних дел. В результате проделанной работы, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, в целях совершенствования законодательства о социальном обеспечении сотрудников ОВД предлагаем законодательно закрепить понятие «социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел»:, социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел – система мер, направленная на предоставление компенсации сотрудникам органов внутренних дел и (или) членам их семей в случае неблагоприятных последствий при исполнении служебных обязанностей в соответствии с настоящим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также стимулирование труда сотрудников и создания благоприятных условий для реализации профессиональных задач.
Во-вторых, система источников правового регулирования социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел имеет большое значение для регламентации анализируемых отношений. Тем не менее, вряд ли можно положительно оценить существующую систему правовых норм, регулирующих социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, с точки зрения их эффективности и достаточности. Безусловно, наше государство должно прилагать еще большие усилия с целью решения проблем, касающихся механизма реализации того или иного вида социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел РФ.
С учетом отмеченного выше правомерно ставить вопрос о кодификации нормативного материала, регламентирующего различные направления социальной защиты сотрудников ОВД. Востребованным в аспекте применения логики проектирования и принципов юридической техники видится разработка кодифицированного нормативного правового акта с позиции широкого (общегосударственного) подхода. При таком понимании нормы о социальной защите и обеспечении сотрудников ОВД будут выступать частью норм общей системы социальной защиты населения страны в целом, подобно тому, как сотрудник ОВД, обладая специальным статусом, одновременно является носителем общего правового статуса гражданина РФ и, соответственно, пользуется правами, социальными гарантиями и льготами, установленными для российских граждан.
В-третьих, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы из органов внутренних дел с правом на пенсию, и членов их семей регламентировано в достаточно полном объеме, единичные случаи нарушений рассматриваемых прав могут быть разрешены в рамках осуществления правосудия.
В-четвертых, анализ рассмотренных нормативно-правовых актов позволяет прийти к выводу о том, что денежное довольствие является одной из центральных гарантий в системе социального обеспечения сотрудников полиции. Положительный эффект, проявляющийся в фиксированности как окладов по должности и званию, так и различных надбавок, не позволяет руководителям подразделений полиции на настоящем этапе субъективно подходить к вопросу выплаты денежного довольствия, то есть оплата труда данной категории служащих является объективно определенной.
Однако, необходимо отметить, что нормативно закрепленный размер должностного оклада не дает сотруднику необходимого уровня мотивации для выполнения своих обязанностей максимально эффективно, так как он осознает, что в любом случае получит фиксированную законодателем сумму. В качестве предложения по усовершенствованию законодательства, регулирующего порядок выплаты денежного довольствия, предлагаем установить минимальный и максимальный порог должностных окладов сотрудников полиции с целью дифференцированного подхода к исполнению обязанностей сотрудниками.
В-пятых, пенсионное законодательство органов внутренних дел неизбежно требует реформирования. Повышение общего пенсионного возраста в Российской Федерации, несомненно, приведет к увеличению минимальной продолжительности службы в органах внутренних дел, однако указанный процесс должен сопровождаться увеличением денежного довольствия и пенсии в будущем соответственно на примере положительного опыта европейских государств. Кроме того, целесообразно подойти к увеличению продолжительности минимальной службы в органах внутренних дел дифференцированно. Стоит рассмотреть возможность установления 25- тилетней минимальной продолжительности службы для лиц, принимаемых на службу после принятия и вступления в силу указанной нормы. А для лиц, которые на момент принятия и вступления в силу нормы, проходят службу – предоставить возможность выбирать, при какой выслуге лет им выходить на пенсию.
В-шестых, в действующем законодательстве о службе в правоохранительных органах должным образом не учитывается специфика прохождения службы женщинами. Отсутствуют гарантии государственной социальной защиты женщин-сотрудников, что может отрицательно сказываться на результативности деятельности, а также морально-психологическом состоянии как отдельных сотрудников, так и служебных коллективов.
На наш взгляд, целесообразным будет выделить несколько приоритетных положений, выносимых на рассмотрение:
- представляется необходимым иметь в федеральных законах и других основополагающих актах об отдельных видах правоохранительной службы главу «Особенности прохождения службы и меры социальной защиты женщин-сотрудников»;
- необходимо разработать и принять отдельный Федеральный закон, который бы детально раскрывал все аспекты социальной защиты женщин-служащих, акцентируя внимание на принципах равенства и недискриминации по признаку пола, гарантий равного доступа к профессиональному образованию, профессиональной подготовке, повышению квалификации, возможности занятия руководящих должностей, перспективы служебной карьеры. Учитывать баланс осуществления правоохранительных функций наряду с выполнением функций материнства и воспитания детей;
- следует заключать отдельный вид контракта о прохождении службы в правоохранительных органах, с учетом особенностей прохождения службы женщинами-сотрудниками.
В-седьмых, льготы, выплаты и компенсации семьям сотрудников органов внутренних дел чаще всего точечно направлены. Они не имеют в своём содержании широкого охвата социальной защиты для членов семей сотрудников. На сегодняшний день существует необходимость пересмотра и совершенствования системы социальных гарантий касающихся членов семей сотрудников органов внутренних дел.
На наш взгляд можно предложить следующие направления по совершенствованию некоторых социальных гарантий:
1. Повысить в денежном эквиваленте компенсацию расходов за наем (поднаем) жилья до обеспечения собственной квартирой;
2. Заменить неработающее льготное ипотечное кредитование со сниженными ставками, если выслуга в МВД превысила 10 лет, беспроцентной ссудой, с возможностью погашения части задолженности за счёт рождения последующего ребёнка или в случае усыновления.
В-восьмых, представляется возможным применять к сотрудникам органов внутренних дел специальной программы ипотеки военнослужащих, что сократило бы ряд трудностей возникающих при реализации норм по обеспечению жильем сотрудников органов внутренних дел. К сожалению, сейчас, в условиях современно развивающегося общества, сотрудники органов внутренних дел не были наделены правом на получение ипотеки по льготным условиям, так закон закрепляет четко определенный круг субъектов, которые могут воспользоваться этой программой. Из всего вышеуказанного следует, что действующее законодательство необходимо модернизировать таким образом, чтобы сотрудникам органов внутренних дел было предоставлено аналогичное право на льготное кредитование для приобретения жилья.
В-девятых, представляется целесообразным и необходимым создание в системе органов внутренних дел специальной комиссии по социальным вопросам, в целях оперативного разрешения возникающих перед сотрудниками проблем в социальной сфере. Утвердить ее персональный состав и разработать инструкцию по организации деятельности комиссии. Комиссии могут быть созданы на постоянно действующей основе и может включать представителей профсоюза и выбираемых сотрудников органов внутренних дел. Таким образом, постоянный контроль со стороны квалифицированных лиц за соблюдением социальных прав сотрудников лиц позволит исключить их нарушение и, как следствие, - возникновения конфликтных ситуаций.
Подводя итог, верно отметить, что имеются определенные перспективы дальнейшей разработки темы исследования, в частности эффективное осуществление мер социальной защиты сотрудников органов внутренних дел стимулирует действенность правоохранительной работы сотрудников, дает возможность минимизировать коррупционные правонарушения в их деятельности. Существующие и возникающие трудности при реализации законодательства о социальной защите сотрудников органов внутренних дел наталкивают на дальнейшее модернизирование социальной политики государства.
Во-первых, в целях совершенствования законодательства о социальном обеспечении сотрудников ОВД предлагаем законодательно закрепить понятие «социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел»:, социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел – система мер, направленная на предоставление компенсации сотрудникам органов внутренних дел и (или) членам их семей в случае неблагоприятных последствий при исполнении служебных обязанностей в соответствии с настоящим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также стимулирование труда сотрудников и создания благоприятных условий для реализации профессиональных задач.
Во-вторых, система источников правового регулирования социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел имеет большое значение для регламентации анализируемых отношений. Тем не менее, вряд ли можно положительно оценить существующую систему правовых норм, регулирующих социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, с точки зрения их эффективности и достаточности. Безусловно, наше государство должно прилагать еще большие усилия с целью решения проблем, касающихся механизма реализации того или иного вида социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел РФ.
С учетом отмеченного выше правомерно ставить вопрос о кодификации нормативного материала, регламентирующего различные направления социальной защиты сотрудников ОВД. Востребованным в аспекте применения логики проектирования и принципов юридической техники видится разработка кодифицированного нормативного правового акта с позиции широкого (общегосударственного) подхода. При таком понимании нормы о социальной защите и обеспечении сотрудников ОВД будут выступать частью норм общей системы социальной защиты населения страны в целом, подобно тому, как сотрудник ОВД, обладая специальным статусом, одновременно является носителем общего правового статуса гражданина РФ и, соответственно, пользуется правами, социальными гарантиями и льготами, установленными для российских граждан.
В-третьих, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы из органов внутренних дел с правом на пенсию, и членов их семей регламентировано в достаточно полном объеме, единичные случаи нарушений рассматриваемых прав могут быть разрешены в рамках осуществления правосудия.
В-четвертых, анализ рассмотренных нормативно-правовых актов позволяет прийти к выводу о том, что денежное довольствие является одной из центральных гарантий в системе социального обеспечения сотрудников полиции. Положительный эффект, проявляющийся в фиксированности как окладов по должности и званию, так и различных надбавок, не позволяет руководителям подразделений полиции на настоящем этапе субъективно подходить к вопросу выплаты денежного довольствия, то есть оплата труда данной категории служащих является объективно определенной.
Однако, необходимо отметить, что нормативно закрепленный размер должностного оклада не дает сотруднику необходимого уровня мотивации для выполнения своих обязанностей максимально эффективно, так как он осознает, что в любом случае получит фиксированную законодателем сумму. В качестве предложения по усовершенствованию законодательства, регулирующего порядок выплаты денежного довольствия, предлагаем установить минимальный и максимальный порог должностных окладов сотрудников полиции с целью дифференцированного подхода к исполнению обязанностей сотрудниками.
В-пятых, пенсионное законодательство органов внутренних дел неизбежно требует реформирования. Повышение общего пенсионного возраста в Российской Федерации, несомненно, приведет к увеличению минимальной продолжительности службы в органах внутренних дел, однако указанный процесс должен сопровождаться увеличением денежного довольствия и пенсии в будущем соответственно на примере положительного опыта европейских государств. Кроме того, целесообразно подойти к увеличению продолжительности минимальной службы в органах внутренних дел дифференцированно. Стоит рассмотреть возможность установления 25- тилетней минимальной продолжительности службы для лиц, принимаемых на службу после принятия и вступления в силу указанной нормы. А для лиц, которые на момент принятия и вступления в силу нормы, проходят службу – предоставить возможность выбирать, при какой выслуге лет им выходить на пенсию.
В-шестых, в действующем законодательстве о службе в правоохранительных органах должным образом не учитывается специфика прохождения службы женщинами. Отсутствуют гарантии государственной социальной защиты женщин-сотрудников, что может отрицательно сказываться на результативности деятельности, а также морально-психологическом состоянии как отдельных сотрудников, так и служебных коллективов.
На наш взгляд, целесообразным будет выделить несколько приоритетных положений, выносимых на рассмотрение:
- представляется необходимым иметь в федеральных законах и других основополагающих актах об отдельных видах правоохранительной службы главу «Особенности прохождения службы и меры социальной защиты женщин-сотрудников»;
- необходимо разработать и принять отдельный Федеральный закон, который бы детально раскрывал все аспекты социальной защиты женщин-служащих, акцентируя внимание на принципах равенства и недискриминации по признаку пола, гарантий равного доступа к профессиональному образованию, профессиональной подготовке, повышению квалификации, возможности занятия руководящих должностей, перспективы служебной карьеры. Учитывать баланс осуществления правоохранительных функций наряду с выполнением функций материнства и воспитания детей;
- следует заключать отдельный вид контракта о прохождении службы в правоохранительных органах, с учетом особенностей прохождения службы женщинами-сотрудниками.
В-седьмых, льготы, выплаты и компенсации семьям сотрудников органов внутренних дел чаще всего точечно направлены. Они не имеют в своём содержании широкого охвата социальной защиты для членов семей сотрудников. На сегодняшний день существует необходимость пересмотра и совершенствования системы социальных гарантий касающихся членов семей сотрудников органов внутренних дел.
На наш взгляд можно предложить следующие направления по совершенствованию некоторых социальных гарантий:
1. Повысить в денежном эквиваленте компенсацию расходов за наем (поднаем) жилья до обеспечения собственной квартирой;
2. Заменить неработающее льготное ипотечное кредитование со сниженными ставками, если выслуга в МВД превысила 10 лет, беспроцентной ссудой, с возможностью погашения части задолженности за счёт рождения последующего ребёнка или в случае усыновления.
В-восьмых, представляется возможным применять к сотрудникам органов внутренних дел специальной программы ипотеки военнослужащих, что сократило бы ряд трудностей возникающих при реализации норм по обеспечению жильем сотрудников органов внутренних дел. К сожалению, сейчас, в условиях современно развивающегося общества, сотрудники органов внутренних дел не были наделены правом на получение ипотеки по льготным условиям, так закон закрепляет четко определенный круг субъектов, которые могут воспользоваться этой программой. Из всего вышеуказанного следует, что действующее законодательство необходимо модернизировать таким образом, чтобы сотрудникам органов внутренних дел было предоставлено аналогичное право на льготное кредитование для приобретения жилья.
В-девятых, представляется целесообразным и необходимым создание в системе органов внутренних дел специальной комиссии по социальным вопросам, в целях оперативного разрешения возникающих перед сотрудниками проблем в социальной сфере. Утвердить ее персональный состав и разработать инструкцию по организации деятельности комиссии. Комиссии могут быть созданы на постоянно действующей основе и может включать представителей профсоюза и выбираемых сотрудников органов внутренних дел. Таким образом, постоянный контроль со стороны квалифицированных лиц за соблюдением социальных прав сотрудников лиц позволит исключить их нарушение и, как следствие, - возникновения конфликтных ситуаций.
Подводя итог, верно отметить, что имеются определенные перспективы дальнейшей разработки темы исследования, в частности эффективное осуществление мер социальной защиты сотрудников органов внутренних дел стимулирует действенность правоохранительной работы сотрудников, дает возможность минимизировать коррупционные правонарушения в их деятельности. Существующие и возникающие трудности при реализации законодательства о социальной защите сотрудников органов внутренних дел наталкивают на дальнейшее модернизирование социальной политики государства.
Подобные работы
- Социальное обеспечение сотрудников правоохранительных органов в Российской Федерации (Московский Финансово-Промышленный Университет «СИНЕРГИЯ»)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Социальное обеспечение сотрудников правоохранительных органов в Российской Федерации: вопросы теории и практики (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025



