Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных умений застенчивых подростков 9
1.1. Понятие и природа застенчивости в психолого-педагогической литературе.9
1.2. Особенности формирования коммуникативных умений застенчивых подростков 13
1.3. Способы формирования коммуникативных умений застенчивых подростков 21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование коммуникативных умений застенчивых подростков 29
2.1. Выявление уровня коммуникативных умений застенчивых подростков 29
2.2. Комплекс занятий, направленный на формирование коммуникативных умений застенчивых подростков 35
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 45
Выводы по второй главе 53
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложения
Личность считается социальным существом, испытывая сильную необходимость в общении с другими людьми. Эта необходимость имеет развитие от элементарного общения к абсолютному личностному и сотрудничеству. Данный фактор обусловливает возможную непрерывность общения как важного условия жизнедеятельности. Коммуникация требует явных знаний и умений. Высокий уровень коммуникативности рассматривается как условие эффективной адаптации к окружающей социальной среде, что обусловливает практическую важность формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста.
Коммуникация является неотъемлемой частью любого воспитательного процесса, поэтому формирование коммуникативных умений подростков приводит к повышению как учебно-воспитательного процесса так и развитию личности подростка.
Коммуникативные умения — это умения адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению грамотно и правильно, доступно, объяснить свою мысль. Коммуникативные умения это сочетание осмысленных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий созидательно использовать навыки для воспроизведения и преобразования действительности.
В нынешнее время проблема коммуникативных умений интенсивно дискуссируется такими учёными как: доктора психологических наук А. В Петровского и И.А. Зимней, С.П. Баранова, В.А. Сластенина, доктора педагогических наук А.В. Мудрика а так же выдающегося социолога и психолога И.С. Кона.
Хорошо известно, что застенчивые люди замкнуты, необщительны или малообщительны, им не хватает социальных умений. Это оказывать влияние на их взаимоотношения с другими людьми, что в свою очередь, усугубляет нездоровую самооценку и приводит к тому, что человек уходит в себя. Внешне застенчивые люди нередко занимают более низкое положение в социуме, чем этого заслуживают и изредка становятся лидерами.
Застенчивость - самая распространенная коммуникативная проблема подростков и юношей. Психологический анализ показал, что те, кто считает себя застенчивым, действительно отличаются пониженным уровнем экстраверсии, более беспокойны и переживают большие коммуникативные трудности.
Ученый, который попытался пояснить проблему застенчивости в целом - это Филипп Зимбардо - известный американский психолог, профессор Стэндфордского университета. В последующем над вопросами застенчивости работали М.Е. Бруно и Д. Бретт, И.С. Кон. В своих исследовательских работах проблемой застенчивости в подростковом возрасте также касались и российские педагоги и психологи: Л.И. Божович, В.Н. Куницина, Т.Л. Шишова и другие.
Многие исследователи в работе с подростками по формированию коммуникативных умений застенчивых подростков добавляют различные средства: игровые упражнения, тренинги, рефлексия. На сегодняшний день, проблема организации тренингов и игр с подростками относится к разряду наиболее актуальных и практически значимых, что в полной мере отражено в работах таких ученых как С.И. Макшанова, Г.И. Марасанова, В.В. Петрусинского, В.Г. Пузикова и многих других.
Актуальность проблемы, а также сложность и многогранность личностных изменений в подростковом возрасте, его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности обуславливает актуальность выбранной темы
исследования: «Формирование коммуникативных умений застенчивых подростков».
Цель исследования: обоснование проблемы исследования, выявление эффективности комплекса занятий, направленного на формирование коммуникативных умений застенчивых подростков.
Объект: коммуникативные умения застенчивых подростков.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных умений застенчивых подростков.
Гипотеза: процесс формирования коммуникативных умений застенчивых подростков будет эффективным, если:
- формировать адекватные формы поведения, уверенность в себе; развивать умения выражать свои чувства, снимать нервное напряжение, развивать навыки группового взаимодействия;
- использовать в комплексе занятий по формированию коммуникативных умений застенчивых подростков игры, упражнения, рефлексию.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были сформированы следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования коммуникативных умений застенчивых подростков.
2. Выявить уровень коммуникативных умений застенчивых подростков.
3. Разработать и реализовать комплекс занятий, проанализировать эффективность проведенного комплекса занятий, направленного на формирование коммуникативных умений застенчивых подростков.
4. Описать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; психолого-педагогический эксперимент; тестирование, количественная и качественная обработка результатов.
Практическая значимость работа заключается в возможности использования результатов опытно-экспериментальной работы специалистами сферы образования.
Апробация результатов исследования: основные теоретические положения и результаты опытно-экспериментальной работы докладывались на XVIII - XX Всероссийской научно-практической конференции «Наука и образование: проблемы и перспективы» (г. Бийск, 2016-18 г.). Доклад: «Коррекция застенчивости подростков посредством тренинговых занятий», «Предупреждение затруднений в общении застенчивых подростков», «Формирование коммуникативных умений застенчивых подростков» (имеются публикации).
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением музыки и ИЗО» г. Бийска.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении дается общая характеристика выпускной квалифицированной работы: обоснование актуальности выбранной темы, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования, база исследования, практическая значимость, методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных умений застенчивых подростков» раскрыт смысл понятий «застенчивость», «коммуникативные умения», а так же представлены способы формирования коммуникативных умений застенчивых подростков.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование коммуникативных умений застенчивых подростков» на констатирующем этапе выявлен уровень коммуникативных умений застенчивых подростков, разработан и реализован комплекс занятий, направленный на формирование коммуникативных умений застенчивых подростков, представлен анализ эффективности внедрения комплекса занятий.
В заключении обобщаются выводы теоретического анализа и практического исследования, направленного на формирование коммуникативных умений застенчивых подростков.
Список используемой литературы состоит из 54 источников.
Приложение содержит материалы по констатирующему, формирующему и контрольному этапам опытно-экспериментальной части исследования.
В современной психологии проблема формирования коммуникативных умений застенчивых подростков является одной из, наиболее разрабатываемых и сложных. Но, несмотря на это, многочисленные авторы не приходят к единому мнению относительно статуса самого понятия застенчивость или точнее явления, которое обозначается им.
Застенчивость это черта характера, проявляющаяся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе окружающих людей. Данная проблема связана с изменением социальной ситуации развития ребенка, со смещением в обществе ценностных ориентиров и как следствие, наблюдаем у подростков сложности в общении, трудности в выражении мнения, в излишней сдержанности, в чрезмерной сосредоточенности на себе и т.д.
Коммуникативные умения формируются у подростка в его общении с окружающими и в процессе жизнедеятельности. Успешность и интенсивность их формирования зависят от того, насколько осознаются коммуникативные умения (владение сложной системой психических и практических действий), насколько подросток осознано способствует их развитию, присутствует ли в процессе формирования этих умений момент целенаправленного их развития со стороны педагогов
В качестве формирования коммуникативных умений застенчивых подростков был разработан комплекс игровых занятий.
Тренинг (игра) - психолого-педагогическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это интенсивная подготовка личности к более активной и полноценной жизни. Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности.
Для участия в опытно-экспериментальном исследовании были отобраны 20 подростков в возрасте 14-15 лет, они были разделены на две группы экспериментальную и контрольную, по 10 человек и с каждым была проведена диагностика на выявление уровня коммуникативных умений.
Для проведения диагностики коммуникативных умений в подростковом возрасте был выбран тест коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений (Л. Михельсон, перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха), на выявление коммуникативных умений у застенчивых подростков.
Анализ полученных данных показал, что в экспериментальной группе на констатирующем этапе у пяти подростков зависимый способ общения, у трех подростков компетентный способ общения, у двух испытуемых агрессивный способ общения. В контрольной группе на констатирующем этапе у двух подростков зависимый способ общения, у шести подростков компетентный способ общения, и у двух испытуемых агрессивный способ общения.
Таким образом, результаты опытно-экспериментального исследования демонстрируют о необходимости создания условий для формирования коммуникативных умений застенчивых подростков.
Для формирования коммуникативных умений застенчивых подростков был составлен комплекс занятий, в которые входит: тренинговая игра, релаксация, игра-медитация, групповые упражнения.
На занятиях подростки получили знания о том, как снять нервно¬мышечное и психоэмоциональное напряжение, как расслабиться и успокоиться, как сохранять спокойствие в любой ситуации, также научились
На контрольном этапе в экспериментальной группе уровень значительно повысился, испытуемых с зависимым способом общения стало два (20%), с компетентным способом общения стало семь подростков (70%), с агрессивным способом общения остался один подросток (10%).
В контрольной группе на контрольном этапе, показатели не изменились.
Результаты опытно-экспериментального исследования наглядно демонстрируют об эффективности проведенного комплекса занятий, направленного на формирование коммуникативных умений застенчивых подростков.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза доказана: комплекс занятий, направленные на формирование коммуникативных умений застенчивых подростков будет эффективным, если:
- формировать адекватные формы поведения, уверенность в себе; развивать умения выражать свои чувства, снимать нервное напряжение, развивать навыки группового взаимодействия;
- использовать в комплексе занятий по формированию коммуникативных умений застенчивых подростков игры, упражнения, рефлексию.