Введение 4
Глава 1.Теоретические основы проблемы девиантного поведения в подростковом возрасте 8
1.1 Сущность понятия «девиантное поведение» и его типология 8
1.2 Причины и факторы девиантного поведения подростков 15
1.3 Тренинг как средство проведения профилактики 19
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения подростков 26
2.1 Выявление уровня проявления девиантного поведения подростков 26
2.2 Реализация тренинга, направленного на профилактику девиантного поведения подростков 30
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по профилактике девиантного поведения подростков 47
Вывод по второй главе 49
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение 57
В современных условиях наблюдается нарастающая волна детской преступности и увеличение числа подростков, склонных к девиантным формам поведения. Всё это выдвигает на первый план проблему исследования психологических особенностей, порождающих данные опасные явления, применительно к подростковому возрасту, так как в этот период личность ребёнка находится в стадии своего становления.
В условиях общественной неопределённости, социальных рисков в российском обществе обострились подобные отрицательные моменты как
формирование девиантного поведения в подростковой среде и разнообразные его проявления - агрессия, вредные привычки, противозаконные действия.
Девиантное поведение в подростковой среде проявляется в различных формах, но, несмотря на это все они взаимосвязаны. Алкоголизм, употребление табака и наркотиков, агрессивное поведение, противоправное поведение образуют единый блок, а приобщение подростка к одному виду девиантного поведения увеличивает возможность его вовлечённость в другие.
В педагогической литературе понятие девиантное поведение рассматривается как концепция действий либо единичные действия человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от общепринятых норм. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательные отклонения в поведении человека, противоречащие установленным в обществе правовым и моральным общепризнанным нормам.
Проблема девиантного поведения была предметом исследования таких учёных как Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, Дж. Мид, П. Сорокин, что отражает требования общества, ощущающего на себе возросшее воздействие насилия и жестокости. В настоящее время школа не застрахована от проявлений различных форм девиантного поведения во время уроков, на
В формировании самоконтроля над девиантным поведением значительную роль играет формирование психологических процессов эмпатии, идентификации и децентрализации, лежащих в основе способностей к пониманию других людей и к сопереживанию им, содействующих развитию понятия о другом человеке как уникальной личности.
Проблема девиантного поведения у подростков выдвигает на первый план вопрос разработки, содержания и организации специальной практико-ориентированной деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения посредством которой совершается разрушение прежде сформированных определённых негативных установок, взглядов, ценностей, мотивов, стандартов поведения и развитие новых с целью достижения самореализации личности в обществе.
Существуют разнообразные формы профилактической работы, одной из которых является интенсивное обучение общественно значимым навыкам: общения, управления собственным эмоциональным состоянием, формированию уверенного поведения, умения корректно выражать свои эмоции, самопознания и самоопределения. Эти аспекты актуальны именно в подростковом возрасте, поскольку он является сенситивным для развития данных навыков, а использование активных методов обучения повышает эффективность профилактической работы.
Следовательно данная проблема является актуальной и требует всестороннего изучения.
Цель: исследование особенностей профилактики девиантного поведения в подростковом возрасте.
- использовать активные методы профилактической деятельности;
- обучать социально значимым формам поведения.
Задачи исследования, вытекающие из цели и гипотезы, конкретизированы следующим образом:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме исследования.
2. Определить уровень проявления девиантного поведения подростков подростков.
3. Разработать и провести тренинг, направленный на снижение уровня проявления девиантного поведения подростков.
4. Экспериментально доказать эффективность профилактики девиантного поведения посредством тренинга, направленного на снижение уровня проявления агрессивности подростков.
Методы исследования:
1. Анализ теоретических источников по проблеме исследования.
2. Тестирование
3. Эксперимент.
4. Количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования. Экспериментальное исследование проводилось в МБОУ «Гимназия №11» г. Бийск. В эксперименте принимали участие двадцать детей подросткового возраста, десять детей в контрольной группе и десять в экспериментальной группе.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической работе
специалистами системы образования в работе с подростками.
Апробация результатов исследования: основные теоретические положения и результаты опытно-экспериментальной работы доказывались на XX Международной научно-практической конференции молодых учёных, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (г. Бийск, апрель 2018 г.). Доклад «Особенности профилактики девиантного поведения подростков» (имеется публикация).
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы и методологический аппарат.
В первой главе «Теоретические основы проблемы девиантного поведения в подростковом возрасте» рассмотрены теоретические основы проблемы профилактики девиантного поведения в подростковом периоде.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения подростков» отражены содержание и результаты проведения экспериментального исследования.
В заключении обоснованы выводы по теме исследования, подтверждено положение выдвинутое гипотезой.
Список используемой литературы включает 50 источников.
В приложении представлены материалы опытно- экспериментальной работы.
Одной из форм девиантного поведения в подростковом возрасте является агрессия, так как те или иные формы агрессии свойственны для большинства подростков.
Среди психических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение в подростковом возрасте обычно выделяют недостаточность развития коммуникативных навыков, нарушение в общении со сверстниками, неадекватную самооценку, следовательно, препятствует полноценному развитию и становлению ребенка как личности.
Как следствие, девиантное поведение порождает стойкое отрицательное отношение общества и является значительным препятствием между окружающими людьми и личностью. Поскольку девиантное поведение имеет глубочайшие биологические и социальные истоки, ликвидировать его по всей видимости невозможно. Можно только говорить о необходимости его проявления через разрушение ранее сформулированных негативных мотивов, личностных установок, ценностей, осуществляемое в процессе проведения профилактической деятельности.
Профилактика девиантного поведения подразумевает концепцию единых и специализированных мероприятий. Критериями эффективной профилактической работы считают её своевременность, последовательность, дифференцированность, комплексность.
Профилактика девиантного поведения подразумевает интенсивное обучение общественно значимым навыкам, осуществляемая посредством социально-психологического тренинга, который основывается на принципах
формирования навыков общения, умением корректно выражать свои эмоции, самопознания и самоопределения, формирования уверенного поведения, управление своим эмоциональным состоянием. Эти аспекты актуальны именно в подростковом возрасте, так как общение является ведущей деятельностью подросткового возраста. В тоже время навыки конструктивного общения развиты у подростков не достаточно, что связано в первую очередь с малым социальным опытом. Подростковый возраст сензитивет для развития соответствующих навыков, а социально¬психологический тренинг это активный метод их формирования, так как он основан на активных методах групповой работы.
Результаты экспериментального исследования показали, что имеются позитивные изменения в уровне агрессии у подростков в экспериментальной группе. Результаты повторной диагностики показали, что уровень агрессии в экспериментальной группе снизился, в то время как в контрольной группе увеличился, так как профилактической деятельности деятельности с детьми этой группы не проводилось.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза доказана: профилактика девиантного поведения будет эффективной при следующих условиях:
- использовать активные методы профилактической деятельности,т.е. тренинговые игры и упражнения;
- обучать социально значимым формам поведения