ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Специфика развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности……………………………………………….15
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Исследование сформированности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Технология развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 34
2.3. Определение эффективности использования игровой деятельности в работе над развитием творческого воображения детей старшего дошкольного возраста 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Процесс творческого воображения изучался П.Я Гальпериным, О.М. Дъяченко, А.Н. Леонтьевым, Н.Н. Поддъяковым и др. В их исследованиях подчеркивается мысль о том, что творческое воображение связано с существенной новизной и неопределенностью познаваемой ситуации, разрешение которой предполагает неограниченное разнообразие возможных способов [13].
Психологические исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с предшествующими периодами проявляется новый тип деятельности – творческий. Своеобразие этой деятельности в том, что создается возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. А.А. Люблинская доказывает, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности, дети все большее внимание начинают уделять идее, то есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет рисунка, игры или рассказа. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы [6, 7]. .
Проблемой развития творческого воображения в игровой деятельности также занимались многие известные педагоги и психологи. В связи с чем, в настоящее время разработаны специальные функционирующие программы развития творческого воображения посредством разных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, игровой (В.Т. Кудрявцев «Тропинки», «Рекорд-старт»; А.В. Шестакова «Росток»; Г.Г. Кравцов «Золотой ключик» и др.). Однако, исходя из изученной нами теоретико-методологической базы, можно сказать, что, в литературе подчеркивается важность указанного значения, но некоторые вопросы остаются недостаточно освещенными. Так, например, недостаточно разработан аспект развития творческого воображения в различных видах игровой деятельности детей.
Объектом исследования является развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство развития творческого воображения.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность использования игровой деятельности в работе по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) выявить состояние исследуемой проблемы, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат исследования;
2) подобрать методику для диагностики состояния творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;
3) провести диагностику развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;
4) разработать технологию развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности;
5) экспериментальным путем проверить эффективность разработанной технологии.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май-август 2018 года) был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по теме исследования, в процессе которого определилась методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза, а также была выбрана методика для диагностики состояния творческого воображения у дошкольников;....
Таким образом, после проведенного исследования и по его результатам можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение. Мы доказали, что разработанная нами технология развития творческого воображения у старших дошкольников в процессе игровой деятельности будет эффективной если:
1) будет разработана технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности;
2) будут определенны приемы, способствующие развитию творческого воображения;
3) будет создана необходимая игровая среда.
В результате проделанной работы, поставленная нами цель нашла свое отражение через выполнение ряда задач. В ходе решения поставленных в исследовании задач нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности; выявлен уровень развития творческого воображения детей. Также была разработана педагогическая технология по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, которая включала в себя 3 этапа: подражательный, конструктивный, творческий.
В ходе внедрения разработанной нами технологии велась работа, направленная на развитие творческого воображения в игровой деятельности, при использовании специальных приемов совершенствования данного психического процесса. Творческое воображение развивалось в процессе сюжетно-ролевых игр, а также в ходе игр, основанных на использовании ТРИЗ и театрализованных игр.
Результаты проведенной нами контрольной диагностики показали, что у детей ЭГ низкого уровня развития творческого воображения выявлено не было. Высокий уровень развития творческого воображения повысился на 70%. По сравнению с констатирующим этапом эксперимента дети проявляли большую оригинальность в использованных нами методиках. В КГ, где не проводилась специальная работа по развитию творческого воображения, показатели практически не изменились.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение, поставленные задачи были решены, цель достигнута.
1. Альбьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 126 с.
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991. – 156 с.
3. Бабаевой Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. / Сборник под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб: Детство-пресс; 200. – 192 с.
4. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. – Ульяновск, 1993. – 116 с.
5. Воображение. Философский энциклопедический словарь. – М.: Инфра-М, 1998. – 576 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997. – 140 с.
7. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Издательство Смысл, 2004. – 512 с.
8. Галанов А.С. Развивающие игры для дошкольников. – М.: Аст-Пресс Книга, 2006. – 304 с.
9. Герасимова Е.Н. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. / Сборник под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб.: Детство-пресс, 200.7 – 192 с.
10. Горшкова В.Г. Учимся танцевать. Путь к творчеству. – М., 1993. – С. 7-11.
11. Григорьева О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников. // Молодой ученый. – 2014. – №20. – С. 568-569. URL https://moluch.ru/archive/79/13928/
12. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000. – 210 с.
13. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1996. – 130 с.
14. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. / Т.Н. Доронова, Е.Г. Доронова. – М., 1997. – 113 с.
15. Захарюта Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника. // Дошкольное воспитание. – 2006. – №9. – С. 7-13....30