Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования иноязычных языковых навыков с использованием песенного материала на уроке иностранного языка в средней общеобразовательной школе 6
1.1. Обучение фонетической стороне иноязычной речи как проблема методических исследований 6
1.2. Проблема формирования лексических навыков на уроке иностранного языка 13
1.3. Проблема обучения грамматической стороне иноязычной речи в средней общеобразовательной школе 21
1.4. Использование песенного материала при обучении иностранным языкам в средней общеобразовательной школе в контексте ФГОС 28
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию песенного материала как средства формирования иноязычных языковых навыков в средней общеобразовательной школе 39
2.1. Анализ использования песенного материала в современных УМК по немецкому языку в 5-8 классах 39
2.2. Апробация использования песенного материала для формирования иноязычных языковых навыков 45
2.3. Методические рекомендации по использованию песенного материала в средней общеобразовательной школе 61
Выводы по второй главе 65
Заключение 66
Список литературы 69
Приложения 74
Формирование иноязычных языковых навыков – одна из важнейших проблем современных методологических исследований. Развитие каждого иноязычного навыка – фонетического, лексического или грамматического – обладает своими характерными особенностями.
Формирование фонетических навыков – важный этап в изучении иностранного языка, являющийся базой для улучшения основных видов речевого процесса, включающего в себя говорение, аудирование и чтение.
Стоит отметить, что в общении, прежде всего, огромную роль играет именно звуковое оформление речи. Чтобы адекватно понимать сообщение говорящего и при этом правильно выражать свои собственные мысли, нужно обладать хорошо отработанными фонетическими навыками. Поэтому во время коммуникации нарушение фонетических норм будет причиной неправильного восприятия речи говорящего.
Обучение лексическим языковым навыкам также является сложнейшей и наиболее противоречивой проблемой в методике обучения иностранным языкам. С помощью лексики передаётся и воспринимается содержательная сторона речи. Лексика – это строительный материал нашей речи, поэтому она также важна, как фонетика, и грамматика.
Кроме того, навыки письменного и устного общения нельзя выработать без обращения к разделу грамматики. При обучении грамматической стороне речи имеют смысл не только теоретические знания, но и их дальнейшее практическое применение. Именно поэтому учителю стоит уделять должное внимание формированию и совершенствованию не только одного языкового навыка, а всех языковых навыков в целом.
Одним из наиболее эффективных современных средств формирования и совершенствования иноязычных языковых навыков обучающихся средней общеобразовательной школы является использование на уроках иностранного языка аутентичного песенного материала. Так как музыкальный материал является универсальным, он поможет создать прочную связь между обучающимся и иностранным языком. Кроме того, использование песни на уроке делает процесс обучения более интересным и повышает мотивацию учащегося. Однако основной задачей преподавателя является правильный подбор и использование песенного материала в соответствии с целями обучения. Этим обусловлена актуальность данной работы, посвящённой теоретическим и практическим аспектам использования песенного материала как средства формирования иноязычных языковых навыков в средней общеобразовательной школе.
Цель исследования: выявить и изучить особенности использования песенного материала на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе при обучении иноязычным языковым навыкам.
Задачи исследования:
– охарактеризовать обучение фонетической стороне иноязычной речи как проблему методических исследований;
– рассмотреть проблему формирования лексических навыков на уроке иностранного языка;
– проанализировать теоретические основы обучения грамматической стороне иноязычной речи;
– выявить возможности использования песенного материала при обучении иностранным языкам в средней общеобразовательной школе в контексте ФГОС;
– проанализировать современные УМК по немецкому языку в 5-8 классах на предмет использования песенного материала;
– провести апробацию разработанных уроков с использованием песенного материала в 7 классе средней общеобразовательной школы;
– разработать методические рекомендации по использованию песенного материала в средней общеобразовательной школе.
Объект исследования: песенный материал как средство формирования иноязычных языковых навыков....
Целью нашего исследования являлось выявление и изучение особенностей использования песенного материала на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе при обучении иноязычным языковым навыкам.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были охарактеризованы лексические, фонетические и грамматические навыки как проблема методологических исследований. Согласно М.И. Матусевич, фонетический навык – это доведённый до совершенства произносительный навык, то есть навык воспроизведения иноязычных звуков и звукосочетаний, их различение в потоке речи, расстановка фразовых и логических ударений и грамотное интонационное оформление иностранной речи. Исходя из определения Р.К. Миньяр-Белоручева, лексический навык – это умение автоматически осуществлять относительно самостоятельно порядок действий и операций, которые связаны с вызовом из долговременной памяти эталона слова, исходя из определённой поставленной речевой задачи и добавлением его в речевую цепь. По Э.Г. Азимову грамматический навык – это автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающий правильное безошибочное употребление грамматической формы в речи. Было выявлено, что формирование иноязычных навыков имеет большую практическую значимость в ходе обучения иностранному языку. Доведённая до совершенства фонетика и артикуляция благоприятно влияют на процесс общения, в ходе которого не возникает никаких трудностей с пониманием и выражением мысли говорящего. Кроме того, лексические навыки вызывают большие трудности в ходе изучения немецкого языка. Именно поэтому нами были выделены определённые схемы работы над лексическими языковыми навыками. Не менее важным является и обучение грамматическим навыкам иноязычной речи, так как грамматика является основой языка. Без знаний примитивных грамматических конструкций ученик средней школы не сможет построить самое простое предложение на немецком языке.
Путём теоретического анализа была дана характеристика возможностей использования песенного материала при обучении иностранным языкам в средней общеобразовательной школе в контексте ФГОС. Активное использование песенного материала на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе является неотъемлемой частью всего учебного процесса. Прежде всего, песни являются отличной мотивацией для обучающихся в ходе совершенствования иноязычных навыков, что служит хорошей почвой для достижения личностных результатов. Слушая аутентичные песни на иностранном языке, ученики стараются имитировать звуки, повторяя их за исполнителем, что поможет сформировать правильные произносительные навыки. Песенный материал должен быть богат разнообразной лексикой и грамматическими конструкциями, что позволяет добиться предметных результатов согласно ФГОС.
Был проведён анализ следующих УМК по немецкому языку в 5, 6, 7, 8 классах на предмет использования песенного материала с целью обучения иноязычным языковым навыкам: Н.Д. Гальскова «Мозаика» 5 класс, И.Л. Бим 5 класс, Г.В. Яцковская «Вундеркинды» 5 класс, М.М. Аверин «Горизонты» 6 класс, И.Л. Бим 7, 8 классы. Был сделан вывод, что такового материала в современных УМК недостаточно.
Нами была проведена работа над лексическими, грамматическими и фонетическими навыками в ходе реализации двух разработанных уроков с использованием аутентичного песенного материала по теме “Meine Heimat“ УМК И.Л. Бим в 7А классе средней общеобразовательной школы №43 г. Пензы. Параллельно были проведены обычные уроки без использования песенного материала в 7Б классе. Для выявления уровня сформированности иноязычных навыков в двух параллельных классах до опытно-экспериментальной работы был проведён вступительный тест. Результаты тестирования учащихся двух классов были зафиксированы в диаграмме. После проведения апробирования мы провели заключительный контрольный тест с целью выявления эффективности разработанных нами уроков. Был сделан вывод, что уровень сформированности иноязычных навыков у обучающихся 7Б класса остался прежним, а у обучающихся 7А класса он повысился, но незначительно, что связано с непродолжительной работой над песенным материалом.....
Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. Немецкий язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение; Cornelsen, 2013.
2. Азимов Э.Г, Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков. СПб: Златоуст, 1999.
3. Арсланьян В.П., Стюхина Г.А. ФГОС: достижение личностных и метапредметных результатов М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
4. Афанасьева О.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе // Иностранные языки в школе. 2002. № 2. С. 35-36.
5. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам: 2-е изд. М.: Просвещение, 1965.
6. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977.
7. Бим И.Л. Немецкий язык. Базовый курс. М.: Новая школа, 1995.
8. Бим И.Л.,Садомова Л.В, Санникова Л.М. Немецкий язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2011.
9. Бим И.Л., Садомова Л.В Немецкий язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2011. 224 с.
10. Бим И.Л. Садомова Л.В., Каплина О.В. Немецкий язык. 5 класс. Книга для учителя: учеб.-метод. пособие для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2012.
11. Бим И.Л., Садомова Л.В., Крылова Ж.Я. Немецкий язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2013.
12. Бим И.Л. Немецкий язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. оранизаций. М.: Просвещение, 2015.
13. Борзова Е. В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе. Петрозаводск; Verso, 2007.
14. Бухбиндер В. А. Вопросы обучения лексике // Иностранные языки в школе. 1972. № 6. С. 39-46.
15.Вавилова Е.Н. Лексические интерференции в речи китайских учащихся // Молодой учёный. 2011. № 7. Т.1. С.143-146....55