Только Word
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
1.1. Мышление как психический процесс 7
1.2. Методика формирования геометрических представлений старших дошкольников в рамках ФГОС ДО 13
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
2.1. Оценка уровня развития мышления старших дошкольников 27
2.2. Развитие мышления старших дошкольников через формирование геометрических представлений 39
2.3. Сравнительный результат работы по развитию мышления через формирование геометрических представлений 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Говоря о современном мире, вряд ли кто-то удержится от упоминания возросшего темпа жизни, повышенных требований к уровню развития личности и всё увеличивающегося и увеличивающегося потока информации. Эти факторы можно обозначить словосочетанием «вызов времени». Жизнь требует от нас компетентности, осведомленности по многим вопросам, умения быстро принимать решения и адаптироваться к быстро меняющимся условиям.
Меняется жизнь, меняется человек, меняется общество. Именно современная социокультурная ситуация, ее быстрые, а порой и довольно резкие изменения подтолкнули к пересмотру роли дошкольного образования. На современном этапе развития дошкольное образование является неотъемлемой частью общего образования. Для его регулирования был разработан и утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Комментируя его особенности, разработчики отметили, что это не стандарт результата, как, например, ФГОС НОО, а стандарт условий, поскольку основная задача, которая ставится перед любым учреждением дошкольного образования, – создание условий для развития ребенка, для взращивания успешной личности [28].
Один из важных критериев успешности личности – развитие мышления. Человек с развитым мышлением обладает богатым инструментарием методов, с помощью которых он изучает окружающий мир, решает теоретические и практические проблемы.
В этом отношении значение математики и точных наук в современном мире трудно переоценить: основные инновационные технологии строятся целиком на математических расчетах и логических выкладках. Для современного человека математические знания – необходимый элемент культуры, профессиональной и личной компетентности. Именно поэтому особое внимание в наши дни уделяется математическому образованию, основы которого закладываются еще в дошкольных учреждениях.
Согласно «Концепции математического образования в Российской Федерации» основная задача дошкольных учреждений – создать «условия для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни» [15]. Благодаря этому современные дошкольники осваивают то содержание математической направленности, которое в современной методике математического развития именуется предматематикой. Геометрические представления являются одним из важнейших компонентов математического образования, и в то же время их формирование – одна из самых сложных интеллектуальных задач, стоящих перед ребенком.
Часто обыватели, люди, далекие от образования, удивляются тому объему знаний, которым обладает выпускник дошкольного учреждения. Бытует даже мнение об излишней «сложности», «умозрительности», о «ненужности» этих знаний. Такую точку зрения поддерживают и некоторые авторы публикаций в СМИ. Именно поэтому все чаще звучит: «Зачем ребенку это знать?» Следовательно, вопрос о необходимости изучения основ математики и, в частности, геометрии актуален на данный момент.
ФГОС ДО, регулируя первую ступень образования, подчеркивает, что основная ее цель – всестороннее развитие личности. Мышление – это важная составляющая личности, поэтому перед нами встал вопрос о том, как знакомство с элементарными геометрическими представлениями влияет на мышление.
Объект исследования – процесс формирования мышления
Предмет исследования – формирование геометрических представлений как средство развитие мышления.
Цель работы – изучить проблему развития мышления старших дошкольников в процессе изучения геометрических представлений....
Мышление – это один из самых важных элементов психики человека. Ни один вид деятельности не может протекать без него. Именно поэтому, как утверждал Л.С. Выготский, развитие мышления является «центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций» [11].
Наиболее интенсивно развитие мышления происходит в период с пяти до восьми лет, т.е. у старших дошкольников и учеников начальной школы. Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. В процессе воспитания ребенок овладевает речью и предметными действиями, учится решать различной степени сложности, обучается следовать правилам, установленным взрослыми, понимать и выполнять их требования. Постепенное расширение содержания мысли, последовательное возникновение способов и форм мыслительной деятельности, а также их изменение по мере общего формирования личности свидетельствуют о развитии мыслительных операций. Параллельно с этим идет и другой процесс – усиление познавательных интересов.
Расширение познавательных интересов и содержания мысли становится мощным стимулом развития, т.к. ребенок начинает искать объяснение, обоснование или доказательство полученных сведений. Усвоение системы знаний позволяет дошкольнику более плодотворно решать интеллектуальные проблемы, причем усвоение следует рассматривать не как самоцель, а как средство развития мышления.
В предыдущих главах нами был изучен материал по развитию мышления дошкольников в процессе усвоения геометрических представлений. Прежде всего мы изучили различные исследования, посвященные изучению развития мышления дошкольников, возрастных особенностей мышления, а также способам развития мышления. На основе полученных сведений мы дали характеристику мышления вообще и у детей старшего дошкольного возрасте, выявили особенности его развития.
На следующем этапе мы изучили методику формирования геометрических представлений и выявили его потенциал для развития мышления. Нами было установлено, что работа по формированию геометрических представлений напрямую связана с развитием мышления. Те формы работы и задания, которые используются при ознакомлении старших дошкольников с геометрическими понятиями, способствуют развитию всех трех форм мышления.
Результаты первого и второго этапа отражены в первой главе. Вторая глава посвящена педагогическому эксперименту, в ходе которого нашей целью было подтвердить эффективность работы по формированию геометрических представлений как способа развития мышления. На данном этапе был изучен исходный уровень развития мышления у старших дошкольников. В ходе данного эксперимента выявлено, что большая часть детей (15 человек – 50%) имеет средний уровень развития мышления, высокий уровень развития был выявлен у двух воспитанников (7%), у 13 (43%) – низкий. Из выше изложенного видно, что все дети справились с заданием и большее количество детей имеют средний уровень.
Согласно гипотезе изменению уровня мыслительных операций в положительную сторону должна поспособствовать работа по формированию геометрических представлений. На формирующем этапе эксперимента с детьми, которые входили в экспериментальную группу, велись дополнительные занятия по разработанной нами системе занятий, которые были направлены на формирование геометрических представлений. На контрольном этапе эксперимента, где мы повторно изучили уровень сформированности мыслительных операций у старших дошкольников в экспериментальной и контрольной группе наша гипотеза была подтверждена.
В обеих группах произошел прирост показателей, вырос средний балл, причем в экспериментальной группе рост значительнее. Это свидетельствует о том, что дополнительная целенаправленная и систематическая работа по изучению геометрического материала способствовала развитию наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления у старших дошкольников. Исходя из результатов исследования, мы пришли к выводу, что, формируя начальные геометрически представления, мы не просто закладываем основу для дальнейшего изучения геометрии в школе, но и развиваем мышление ребенка.
1. Артемова Г.О., Гусарова Н.Ф. Психология применения интеллектуальных систем в гуманитарной сфере. – СПб.: НИУ ИТМО, 2012. –138 с.
2. Безруких М.М. Чему и как учить до школы? // Дошкольное воспитание. – 2002. – №3. – С. 62-65.
3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
4. Белякова Т.Г., Родионов М.А., Шарапова Н.Н., Силкина Е.О. Содержательно-методические особенности реализации преемственности формирования геометрических представлений детей дошкольного и младшего школьного возраста. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – 2017. – №3(43) – С. 142-153.
5. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций. / Под. ред. Т.С. Будько.– Брест: Издательство БрГУ, 2010. – 46 с.
6. Валлон А. От действия к мысли. – М.: Просвещение, 1986. – 286 с.
7. Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей. – М.: Педагогика, 1976. – 256 с.
8. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1989. – 120 с.
9. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Максимова З.Н., Феоктистова Л.И., Васильева Т.Г. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1978. – 120 с.
10. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. – М.: Педагогика, 1983. – 423 с.
11. Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. – С. 471-494.
12. Гин А. ТРИЗ-педагогика: учим креативно мыслить. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. – 96 с.
13. Гин А., Баркан М. Открытые задачи как инструмент развития креативного мышления. – М.: Народное образование, 2014. – 84 с.
14. Гин С. В. Триз-педагогика для малышей. Конспекты занятий для воспитателей и родителей. – М.: КТК Галактика, 2018 – 138 с.
15. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет. / Под. ред. А.А. Столяра. – М., 1991. – 84 с....46