Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимодействие ДОО и семьи в процессе преодоления кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста

Работа №148070

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие и характеристика кризиса трех лет 7
1.2. Особенности преодоления кризиса трех лет у детей 18
1.3. Понятие и характеристика взаимодействия ДОО и семьи 20

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика проявления симптоматики кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста 24
2.2. Содержание работы по преодолению кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста в условиях семьи и ДОО 35
2.3. Определение эффективности проведенной работы по преодолению кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61


Становление личности – процесс неравномерный. Кроме постепенных изменений, сопровождающихся приобретением навыков и знаний, существуют этапы, когда развитие носит стремительный, скачкообразный характер. На протяжении относительно короткого времени – от нескольких месяцев до одного года, наблюдается нарастание трудностей общения взрослого с ребенком, который становится капризным и трудновоспитуемым. Именно эти поворотные пункты и получили название кризисов детского развития. Хотя подобного рода проявления характерны не для всех детей, но чаще всего в той или иной степени они все-таки существуют [2].
Кризисов, которые будет преодолевать ребенок несколько: это кризис новорожденности, кризис одного года, трех лет, семи лет, кризис подросткового возраста. Время их возникновения зависит от конкретного ребенка и условий его жизни. Общим для всех кризисов развития являются несколько основных критериев: острый период, трудновоспитуемость, впечатление регресса.
В возрасте трех лет происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности.
Кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение устоявшейся системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я» [7].
Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни.
«Кризис трех лет» как период развития начальных форм самосознания широко представлен в научной литературе и, как правило, изучается в границах с трех до шести лет (кризисный и посткризисный период). Многие авторы рассматривают возрастные кризисы как необходимые периоды в процессе формирования личности, отмечая их тесную взаимосвязь с важнейшими преобразованиями в психике ребенка.
Анализ работ российских психологов, посвященных изучению особенностей возрастного кризиса трех лет, позволяет рассматривать критические периоды как необходимые моменты развития, в которых происходит особая психологическая работа, состоящая из двух разнонаправленных, но единых в своей основе преобразований: возникновения новообразования и преобразования социальной ситуации развития
Анализ литературы по теме исследования позволил выделить противоречие: между важностью данного аспекта и отсутствием конкретных методических разработок по преодолению у детей кризиса 3 лет. Исходя из выделенного противоречия, считаем актуальной и недостаточно изученной тему нашего исследования.
Объектом исследования является процесс проявления и преодоления у детей младшего дошкольного возраста кризиса 3 лет.
Предметом исследования является организация взаимодействия ДОО и семьи в работе по преодолению кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Кризис 3 лет – это перестройка социальных отношений ребенка, смена его позиции по отношению к окружающим взрослым, прежде всего к авторитету родителей. Он пытается установить новые, более высокие формы отношений с окружающими. У ребенка появляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка. Ребенок может действовать наперекор своим желаниям (наоборот). Так, отказываясь от минутных желаний, он может показать свой характер, свое «Я».
Самым ценным новообразованием этого возраста является желание ребенка сделать что-то самостоятельно. Он начинает говорить: «Я сам».
В этом возрасте ребенок может несколько завышать свои возможности и способности (т. е. самооценку), но уже многое он может делать самостоятельно. Ребенок нуждается в общении, ему необходимы одобрение взрослого, новые успехи, появляется желание стать лидером. Развивающийся ребенок противится прежним отношениям. Он капризничает, показывая негативное отношение к требованиям взрослого.
Кризис 3 лет – явление преходящее, но связанные с ним новообразования (отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми) – важный шаг психического развития ребенка.
Проведенное нами окнстатирующее исследование показало, что проявления симптоматики кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста соответствует тяжелой степени.
На формирующем этапе эксперимента нами было определено содержание работы по преодолению кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста, включающей в себя совместные занятия детей и родителей, сказкутерапию, мероприятия с родителями. Данная работа велась с детьми экспериментальной группы.
Данные контрольного исследования показали, что после проведения формирующего эксперимента наблюдалась положительная динамика в преодолении кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста ЭГ. В контрольной группе только половина детей смогли его преодолеть.
Таким образом, совместная работа ДОО и семьи по преодолению кризиса трех лет у детей младшего дошкольного возраста показала свою результативность, следовательно, выдвинутая нами перед началом исследования гипотеза нашла свое практическое подтверждение.
В перспективе наших исследований мы видим продолжение работы в данном направлении и определение наиболее эффективных средств, которые можно использовать с целью преодоления кризисных периодов у детей дошкольного возраста.


1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 350 с.
2. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. – 1976. – №6. – С. 12-20.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 224 с.
4. Выготский Л.С. Кризис трех лет. – СПб.: Союз, 1997. – 210 с.
5. Выготский Л.С. Проблема возраста. // Собрание сочинений: в 6-ти т.; Т.4. – М.: Педагогика, 1984. – 268 с.
6. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.
7. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Как развивается малыш в раннем возрасте. – М., 2008. – 230 с.
8. Гуськова Т.В. Особенности кризиса 3 лет в психическом развитии ребенка. // Тезисы в сборник: «Исследование проблемы дошкольного воспитания в трудах молодых ученых». / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Г.Г. Кравцова. – М., 1985. – 200 с.
9. Гуськова Т.В. Трехлетние дети в детском саду и дома. // Дошкольное воспитание. – 1984. – №5. – С. 14-24.
10. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет. // Вопросы психологии. – 1987. – №5. – С. 10-21.
11. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 376 с.
12. Ефимкина Р.П. Детская психология: методические указания. –Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 420 с.
13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М., 1986. – 520 с.
14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.: Академия, 1997. – 460 с.
15. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: курс лекций. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. – 146 с.....32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ