ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО
ПОЛОЖЕНИЯ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ 6
1.1. Понятие правового статуса сотрудника полиции 6
1.2. Основные элементы правового статуса сотрудника полиции 9
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКА
ПОЛИЦИИ 19
2.1. Права, обязанности и ответственность сотрудника полиции 19
2.2. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции 37
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕМЕ ВКР 44
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ ВКР 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
Актуальность темы исследования. Современный этап общественного развития предъявляет к праву, как важнейшему социальному регулятору, новые требования. В его основу должен быть положен личностноориентированный подход, направленный на максимальную защищенность прав и свобод человека, которая в свою очередь невозможна в обществе с неустойчивой криминальной обстановкой, поддерживаемой высоким уровнем коррупции. Именно две эти важнейшие задачи - борьбу с преступностью и защиту прав, свобод и законных интересов граждан - в равной степени и призвана сочетать в своей деятельности полиция как формально новый, но в то же время унаследовавший многие черты своего предшественника, орган государственной власти. Для решения этих задач принят Федеральный Закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»1 (в ред. от 03.07.2016), вступивший в силу с 1 марта 2011 г.
В результате принятия вышеуказанного и ряда специализированных законов сформировался новый правовой статус полиции. Все его элементы: цели и задачи, принципы деятельности полиции, набор полномочий (прав и обязанностей), новые требования, предъявляемые к поступающим на службу в полицию, ограничения, связанные с ней, усиление ответственности и т.д. свидетельствует о направлении смещения акцентов функционального назначения рассматриваемого органа с традиционного карательного к еще непривычному правозащитному. Вместе с тем, абсолютизация, данного переориентирования также неприемлема, что наглядно продемонстрировал ряд случаев: стремление «уберечь» права и свободы граждан (а преступники к ним тоже относятся) приводит к тому, что защита требуется уже самим стражам порядка.
Вышеприведенный пример свидетельствует об актуальности поиска наиболее оптимального сочетания элементов в правовом статусе сотрудника полиции, прежде всего, его прав и обязанностей. То есть необходимости действовать во благо общества, с одной стороны, и возможности использовать для этого уникальные, предоставленные только данному органу средства и инструменты - с другой.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с правовым статусом сотрудника полиции.
Предметом исследования послужили правовые нормы, определяющие и регулирующие правовой статус сотрудника полиции, а также практика их применения.
Цель работы заключается в том, чтобы на основе комплексного анализа теоретических работ, правоприменительной и судебной практик, исследовать особенности правового статуса сотрудника полиции.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть понятие правового статуса сотрудника полиции;
• дать характеристику элементов правового статуса сотрудника полиции;
• исследовать права и обязанности сотрудника полиции;
• определить положение юридической ответственности сотрудника полиции;
• проанализировать гарантии правовой защиты сотрудника полиции;
• разработать предложения по оптимизации норм, регулирующих правовой статус сотрудника полиции в Российской Федерации.
Теоретическую основу составляют работы Ю.Е. Аврутина, И.А. Адмираловой, С.П. Булавина, В.С. Виноградовой, А.К. Дубровина, Л.Ш. Музафаровой, Ю.П. Соловей, В.В. Черникова и др.
Методологическую основу составляют как общенаучные (системного подхода, анализа, синтеза, аналогии), так и специальные методы познания (логико-юридический, сравнительно-правовой).
...
В результате проведенного исследования представляется возможным сделать ряд выводов и предложений.
В связи с принятием Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» правовой статус последней, безусловно, приобрел более четкие границы. Непосредственно в первой статье закреплено главное предназначение полиции, во второй - прописаны основные направления ее деятельности. Особо хочется отметить, что законодатель, осознав важность определения базисных начал, неких «незыблемых основ», которыми должны руководствоваться стражи правопорядка в своей каждодневной работе, объединил принципы деятельности полиции в отдельную главу. При этом к уже существовавшим принципам добавлены новые начала, отвечающие требованиям времени (использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем).
Анализируя Закон «О полиции», можно увидеть, что нормы, устанавливающие узловые моменты правового статуса сотрудника полиции, сконцентрированы в главе 6. В этом заключается существенное отличие нового закона от Закона «О милиции», где положения, раскрывающие правовой статус сотрудника милиции, были рассредоточены по разным разделам.
Правовой статус сотрудника полиции составляют его права и обязанности, гарантии и ответственность, которые определяются основными нормативно-правовыми актами, регулирующими прохождение
государственной службы в органах полиции. Сотрудник полиции обладает общим и специальным правовым статусом, а в некоторых предусмотренных законом случаях и особым административно-правовым статусом.
«Ядро» правового статуса полиции также претерпело существенные изменения. Прежде всего, более четко «сцеплены» права и обязанности сотрудников полиции, которые не могут и не должны существовать изолированно друг от друга, а также от задач, которые перед ней поставлены. Перечень функций сотрудника полиции требует более четкого нормативного закрепления.
Более жестко урегулированы наиболее «спорные», в определенном смысле «опасные», полномочия сотрудников полиции (право на применение физической силы, оружия и т.п.), которые должны прекратить быть орудием властного произвола, а стать исключительной мерой охраны интересов личности, общества и государства.
Сегодня необходимо создать все условия для формирования и функционирования современной профессиональной полиции, отвечающей запросам гражданского общества. Важно теперь реализовать все задуманное на ключевых направлениях деятельности полиции, в том числе и по взаимодействию с институтами гражданского общества. Как видится, для решения названных проблем требуется:
• совершенствование правовой базы и эффективной правоприменительной практики в данной сфере;
• осуществление работы по повышению профессиональной квалификации сотрудников, искоренению системной коррупции, которая напрямую связана с интеграцией в организованную преступность, расширению участия общественности в кадровой политике (учет мнения населения);
• повышение доступности полиции для населения;
• совершенствование критериев оценки деятельности полиции и наведение порядка в учете и регистрации преступлений;
• проведение согласованной политики МВД России в области формирования у населения объективной оценки деятельности полиции и создание положительного образа ее сотрудников;
• внедрение в деятельность полиции современных технологий в целях совершенствования практики предоставления институтам гражданского общества государственных услуг, в том числе в электронном виде и по принципу «одного окна».
...
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (в ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.
Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ (в ред. от 05.12.2016) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4595.
Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» (в ред. от 27.07.2010) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503 (утратил силу).
Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (в ред. от 22.12.2015) (вместе с «Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов») // Собрание законодательства РФ. 2010. № 27. Ст. 3446.
Постановление Правительства РФ от 23.07.1993 № 720 «О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 01.12.2007) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 31. Ст. 2856.
Приказ МВД России от 14.12.2016 № 838 «О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.01.2017 № 45177) // URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=210822#0 (дата обращения: 18.01.2017).
... всего 56 источников