Формирование патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе конструирования и моделирования
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирование патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе конструирования и моделирования 8
1.1 Сущность формирования патриотических качеств 8
1.2 Методика конструирования и моделирования в начальной школе 11
1.3 Педагогические условия формирования патриотических качеств учащихся
третьего класса в процессе конструирования и моделирования 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе
конструирования и моделирования 25
2.1 Выявление уровня сформированности патриотических качеств учащихся
третьего класса 27
2.2 Реализация серии уроков технологии по формированию патриотических
качеств учащихся третьего класса в процессе конструирования и моделирования 36
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 40
Заключение 49
Список использованной литературы и информационные источники 51
Приложения 57
Глава 1. Теоретические основы формирование патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе конструирования и моделирования 8
1.1 Сущность формирования патриотических качеств 8
1.2 Методика конструирования и моделирования в начальной школе 11
1.3 Педагогические условия формирования патриотических качеств учащихся
третьего класса в процессе конструирования и моделирования 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе
конструирования и моделирования 25
2.1 Выявление уровня сформированности патриотических качеств учащихся
третьего класса 27
2.2 Реализация серии уроков технологии по формированию патриотических
качеств учащихся третьего класса в процессе конструирования и моделирования 36
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 40
Заключение 49
Список использованной литературы и информационные источники 51
Приложения 57
Актуальность выбора нашей темы обусловлена тем, что в настоящее время формирование патриотических качеств является ведущим направлением государственной политики. Закон РФ «Об образовании в РФ» определяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности и любви к Родине, что говорит о необходимости формирования патриотических качеств.
Формирование у школьников патриотических качеств (в том числе в процессе конструирования и моделирования) является одной из главных задач начальной школы, поскольку они это необходимо как для дальнейшего обучения, так и для их практической жизни.
Исследованиями о патриотизме, а также о формировании патриотических качеств занимались Е.Е. Казаева, Т.Т. Зубова, Т.Н. Антонова, Л.Л. Кондрыкинская, Е. П. Арнаутова, В. Г. Нечаева, Т. Н. Виноградова.
Методика конструирования и моделирования описывается в трудах: А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван, П.И. Рогов и другие.
Проблема исследования заключается в выявлении педагогических условий формирования патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе конструирования и моделирования.
Цель исследования - выявить педагогические условия формирования патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе конструирования и моделирования и доказать их эффективность.
Объект исследования - процесс конструирования и моделирования на уроках технологии у учащихся третьего класса.
Предмет исследования - формирование патриотических качеств учащихся.
Гипотеза исследования: заключается в том, что формирование патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе
- использование в работе разных способов изготовления различных изделий;
- привлечение детей к отбору материала на основе информации о родной стране;
- вовлечение детей в обсуждение патриотических поступков и чувств героев детской литературы;
- использование отрывков литературных произведений патриотического содержания;
- проведение терминологической работы на уроке;
- организация экскурсий с младшими школьниками в музеи, направленные на формирование патриотических качеств;
- систематичность и целенаправленность работы по формированию патриотических качеств и другое.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность формирования патриотических качеств.
2. Изучить методику конструирования и моделирования в начальной школе.
3. Выявить педагогические условия формирования патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе конструирования и моделирования.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе конструирования и моделирования.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, опытно-экспериментальная работа, ее качественный и количественный анализ результатов.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные уроки по технологии, направленные на формирование патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе конструирования и моделирования могут быть использованы учителями начальной школы.
Результаты исследования представлены: на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и информационных источников, приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень её разработанности, сформулирована проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе конструирования и моделирования» отражена сущность формирования патриотических качеств. Рассмотрена методика конструирования и моделирования. Также обозначены педагогические условия формирования патриотических качеств в процессе конструирования и моделирования.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе конструирования и моделирования» представлена серия уроков по формированию патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе конструирования и моделирования.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы.
Список использованной литературы и информационных источников состоит из 51 наименования.
В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы.
Формирование у школьников патриотических качеств (в том числе в процессе конструирования и моделирования) является одной из главных задач начальной школы, поскольку они это необходимо как для дальнейшего обучения, так и для их практической жизни.
Исследованиями о патриотизме, а также о формировании патриотических качеств занимались Е.Е. Казаева, Т.Т. Зубова, Т.Н. Антонова, Л.Л. Кондрыкинская, Е. П. Арнаутова, В. Г. Нечаева, Т. Н. Виноградова.
Методика конструирования и моделирования описывается в трудах: А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван, П.И. Рогов и другие.
Проблема исследования заключается в выявлении педагогических условий формирования патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе конструирования и моделирования.
Цель исследования - выявить педагогические условия формирования патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе конструирования и моделирования и доказать их эффективность.
Объект исследования - процесс конструирования и моделирования на уроках технологии у учащихся третьего класса.
Предмет исследования - формирование патриотических качеств учащихся.
Гипотеза исследования: заключается в том, что формирование патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе
- использование в работе разных способов изготовления различных изделий;
- привлечение детей к отбору материала на основе информации о родной стране;
- вовлечение детей в обсуждение патриотических поступков и чувств героев детской литературы;
- использование отрывков литературных произведений патриотического содержания;
- проведение терминологической работы на уроке;
- организация экскурсий с младшими школьниками в музеи, направленные на формирование патриотических качеств;
- систематичность и целенаправленность работы по формированию патриотических качеств и другое.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность формирования патриотических качеств.
2. Изучить методику конструирования и моделирования в начальной школе.
3. Выявить педагогические условия формирования патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе конструирования и моделирования.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе конструирования и моделирования.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, опытно-экспериментальная работа, ее качественный и количественный анализ результатов.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные уроки по технологии, направленные на формирование патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе конструирования и моделирования могут быть использованы учителями начальной школы.
Результаты исследования представлены: на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и информационных источников, приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень её разработанности, сформулирована проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе конструирования и моделирования» отражена сущность формирования патриотических качеств. Рассмотрена методика конструирования и моделирования. Также обозначены педагогические условия формирования патриотических качеств в процессе конструирования и моделирования.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе конструирования и моделирования» представлена серия уроков по формированию патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе конструирования и моделирования.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы.
Список использованной литературы и информационных источников состоит из 51 наименования.
В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы.
Для формирования патриотических качеств наиболее благоприятным периодом является младший школьный возраст. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы патриотизма подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий для его становления в современном мире и обществе. Уровень развитости патриотических качеств у граждан любой страны имеет большое влияние на развитие всех сфер данного государства, что обуславливает необходимость формирование указанного качества у подрастающего поколения. В связи с этим не случайно обращение ученых и практиков к данной проблематике.
Большим потенциалом для формирования патриотических качеств обладает детская литература. В России большое количество произведений написаны о красотах и любви к Родному краю. Однако, сравнительно небольшое количество таких произведений изучается непосредственно в курсе школьной программы. Отсюда возникает проблема формирования патриотических качеств, поскольку книга является едва ли не самым главным источником знаний о своей Родине. Также очень мало методических разработок для классных и внеклассных занятий.
В МБОУ «Сростинская СОШ им.В.М. Шукшина с.Сростки Бийского района Алтайского края нами была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе конструирования и моделирования.
Полученные результаты обусловили на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы разработку и реализацию комплекса занятий, направленных на формирование патриотических качеств учащихся 3 «Б» класса (опытной группы) при изучении уроков технологии с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе.
На констатирующем этапе мы выявили уровень сформированности патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе конструирования и моделирования обучающихся в опытной и контрольной группах и установили преобладание низкого и среднего уровней.
Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно¬экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность внедрения разработанного нами комплекса занятий.
Проблема, над которой мы работали - актуальна, поэтому необходимо продолжить разработку серии уроков технологии по формированию патриотических качеств учащихся в процессе конструирования и моделирования. Данная тема может рассматриваться не только в рамках урока, но и во внеурочное время.
Таким образом, поставленные цели и задачи выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованный комплекс занятий является эффективными в процессе формирования патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе конструирования и моделирования.
Большим потенциалом для формирования патриотических качеств обладает детская литература. В России большое количество произведений написаны о красотах и любви к Родному краю. Однако, сравнительно небольшое количество таких произведений изучается непосредственно в курсе школьной программы. Отсюда возникает проблема формирования патриотических качеств, поскольку книга является едва ли не самым главным источником знаний о своей Родине. Также очень мало методических разработок для классных и внеклассных занятий.
В МБОУ «Сростинская СОШ им.В.М. Шукшина с.Сростки Бийского района Алтайского края нами была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе конструирования и моделирования.
Полученные результаты обусловили на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы разработку и реализацию комплекса занятий, направленных на формирование патриотических качеств учащихся 3 «Б» класса (опытной группы) при изучении уроков технологии с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе.
На констатирующем этапе мы выявили уровень сформированности патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе конструирования и моделирования обучающихся в опытной и контрольной группах и установили преобладание низкого и среднего уровней.
Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно¬экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность внедрения разработанного нами комплекса занятий.
Проблема, над которой мы работали - актуальна, поэтому необходимо продолжить разработку серии уроков технологии по формированию патриотических качеств учащихся в процессе конструирования и моделирования. Данная тема может рассматриваться не только в рамках урока, но и во внеурочное время.
Таким образом, поставленные цели и задачи выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованный комплекс занятий является эффективными в процессе формирования патриотических качеств учащихся третьего класса в процессе конструирования и моделирования.



