ЗАЯВЛЕНИЕ О САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ВЫПОЛНЕНИИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 2
ОГЛАВЛЕНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И МОДЕЛИ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА 8
Сравнительный подход 10
Доходный подход 15
Затратный подход 24
Выводы по главе I 26
ГЛАВА II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРАВЕДЛИВОЙ СТОИМОСТИ ФИРМЫ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И ЕЕ ДРАЙВЕРОВ НА ПРИМЕРЕ X5 RETAILGROUPN. V. 27
Краткая характеристика организации и выбор методов оценки 27
Метод мультипликаторов 28
Метод дисконтированных свободных денежных потоков 29
Прогноз выручки 30
Прогноз капитальных затрат 35
Построение отчета о прибылях и убытках 36
Построение баланса и отчета о движении денежных средств 38
Свободный денежный поток 39
Оценка ставки дисконтирования 40
Расчет стоимости фирмы и собственного капитала 42
Выявление драйверов стоимости бизнеса 44
Выбор компании-аналога и построение модели DCF 45
Выбор факторов 47
Анализ чувствительности 48
Выводы по главе II 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Проблема определения стоимости компании и факторов, влияющих на нее, волнует множество теоретиков и практиков финансового мира в силу большого влияния результатов процесса оценивания на принятие ключевых финансовых решений. Постоянное развитие финансового рынка подогревает интерес к теме оценки бизнеса не только у профессиональных специалистов, но и у академических исследователей, владельцев бизнеса, менеджмента фирм, частных и институциональных инвесторов, представителей государственного сектора. Результаты оценки играют ключевую роль при управлении портфелем активов, в случае проведения анализа во время сделок слияний и поглощений, при первичном публичном размещении акций компании, принятии решений о финансировании и стратегическом планировании, а также при выборе объекта инвестиций и выводе о том, что актив недооценен или переоценен.
Актуальность работы заключается в недостаточном внимании русскоязычного академического сообщества к проблеме оценки справедливой стоимости публичных компаний отрасли розничной торговли. Тема определения справедливой стоимости компании, к которой должна стремиться рыночная цена, выявления драйверов фундаментальной стоимости фирмы волнует исследователей, но статьи датируются ранее 2020 г. Неактуальные оценки не отражают влияния пандемии, усилившей до этого плавный переход классического продуктового ритейла в онлайн, результатов санкционного давления 2022 г., макроэкономических (уровень инфляции, реальных доходов населения) и отраслевых (консолидация рынка, развитие новых форматов) факторов, играющих значительную роль при определении справедливой стоимости фирмы и принятии решения об инвестировании. Некоторые из работ рассматривают стоимость фирмы, подсчитанную точечно единственным методом, исключая множество подходов, другие же не обозначают движущие силы, влияющие на оценку стоимости совокупности компаний или одной конкретно взятой для иллюстрации фирмы.
Практическая актуальность работы заключается в уже упомянутом множестве способов применения процесса оценки бизнеса и рекомендациях, которые можно впоследствии дать принимающим решения лицам, от обоснования решений об инвестициях в акционерный капитал в фирмы до стоимостной оценки результатов корпоративных действий менеджмента. Кроме того, практический аспект актуальности работы поддерживается в сообществе профессионалов высоким интересом аналитиков инвестиционных банков к лидерам отрасли, оценка справедливой стоимости акций одного из которых представлена в данной работе.
Целью данной работы является определение влияния драйверов справедливой стоимости фирмы в розничной торговле на рынках развивающихся стран.
Для того, чтобы достичь поставленной цели, в ходе работы необходимо решить следующий ряд задач:
• По итогам обзора литературы определить основные подходы к оценке стоимости компании и критерии выбора подходящего метода;
• Выделить релевантные для проведения оценки особенности ведения бизнеса и бизнес-модели X5 Retail Group N.V.;
• Спрогнозировать будущие операционные и финансовые результаты деятельности фирмы;
• Выбрать подходящие модели оценки стоимости компании, оценить справедливую стоимость фирмы с помощью построенных моделей, провести сравнение оценок разными методами с рыночной ценой;
• Рассмотреть широкую выборку компаний для выявления сопоставимой компании на рынке развивающихся стран и построения аналогичной модели для неё;
• Составить список драйверов стоимости, играющих большую роль для конкретной отрасли и рынка;
• По результатам анализа чувствительности выявить, каким образом изменение факторов влияет на стоимость рассматриваемых компаний;
• Интерпретация результатов и практические рекомендации по управлению стоимостью.
Таким образом, в соответствии с поставленной целью и обозначенным списком задач структура выпускной квалификационной работы выглядит следующим образом:
1. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И МОДЕЛИ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА. В первой главе представлено подробное описание преобладающих подходов к оценке стоимости фирмы, проведено сравнение преимуществ и недостатков описанных методов, описаны критерии возможности использования подхода к оценке.
2. ГЛАВА II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРАВЕДЛИВОЙ СТОИМОСТИ ФИРМЫ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И ЕЕ ДРАЙВЕРОВ НА ПРИМЕРЕ X5 RETAILGROUPN. V. Во второй главе внимание сосредоточено на основных особенностях ведения бизнеса конкретной публичной компании, её фундаментальных характеристиках, обосновывающих применимость подходов к оценке собственного капитала. Полученные оценки сравниваются с рыночными значениями. Изучается влияние изменения ключевых выделенных факторов стоимости на справедливую цену для рассматриваемой компании и компании-аналога, осуществляющей свою деятельность также на рынке развивающихся стран.
Целью данной выпускной квалификационной работы было определение влияния драйверов ценности фирмы, ведущей свою деятельность на рынке розничной торговли в условиях развивающейся экономики.
В работе автором были рассмотрены наиболее распространенные подходы к оценке справедливой стоимости фирмы, проанализированы недостатки и преимущества конкретных методов, возможность и целесообразность их применения.
Принимая во внимание выводы, сделанные по итогам обзора подходов к оценке, в работе представлен пример оценки стоимости компании из розничной торговли - одного из лидеров отрасли в РоссииX5 RetailGroupN. V., под управлением которой находятся продуктовые сети различных форматов, а также ряд цифровых бизнесов. Для достижения поставленной цели было принято решение оценить справедливую стоимость собственного капитала компании с помощью метода мультипликаторов и метода дисконтированных свободных денежных потоков.
Согласно методу мультипликаторов, оценка фирмы сравнительным подходом в несколько раз превосходит рыночную капитализацию. Так, стоимость собственного капитала в соответствии с медианными значениями мультипликаторов по выборке находится в диапазоне от 2 952,61 до 4793,42 рублей за депозитарную расписку. Это подчеркивает неоднозначность результатов применения данного метода.
При применении метода дисконтированных свободных денежных потоков интервал оценки собственного капитала согласно трём наиболее вероятным сценариям сужается до 1206,27–2 463,14 рублей за депозитарную расписку. Стоимость фирмы в целом в базовом сценарии оценивается в 1 223 399 млн рублей.
Для измерения влияния драйверов стоимости было принято решение рассмотреть изменение следующих пяти факторов: роста среднего чека, роста посещаемости, величины капитальных затрат, коммерческих, общих и управленческих расходов, а также себестоимости. Анализ чувствительности был проведен для DCF-модели рассматриваемой отечественной компании, а также её ближайшего иностранного аналога, в целях определения факторов, присущих не только конкретной компании, а совокупности фирм-ритейлеров, ведущих свою деятельность в условиях развивающегося рынка.
Была рассмотрена широкая выборка компаний потребительского сектора развивающихся стран: так, исследование стоимости захватывало список из 70 потенциальных фирм-аналогов. Критериями выбора ближайшего аналога послужили сходства предлагаемых форматов, а также сопоставимые размеры бизнеса.
Таким образом, следующие факторы определены как наиболее значимые для создания стоимости для акционеров X5 RetailGroup и CPAllPlc (в порядке убывания значимости): величина себестоимости продаж, величина коммерческих, общих и управленческих расходов, рост посещаемости, рост корзины, величина капитальных затрат.
В главе II данного исследования были получены результаты, которые могут быть использованы для управления ценностью фирмы в продуктовых сетях схожего размера и формата. Для достижения максимального благосостояния акционеров менеджмент может сосредоточиться на снижении издержек, повышении лояльности покупателей, увеличении чека и других менее важных в соответствии с анализом чувствительности направлениях работы.
1. Антилл, Н. Оценка компаний: анализ и прогнозирование с использованием отчетности по МСФО / Н. Антилл, К. Ли. – Москва: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 440 с.
2. Брейли, Р. Принципы корпоративных финансов. Базовый курс / Р. Брейли, С. Майерс, Ф. Аллен - 2-е изд. - ООО «И.Д. Вильямс», 2018. – 576 с.
3. Волков, Д. Л. Теория ценностно-ориентированного менеджмента: финансовый и бухгалтерский аспекты : монография / Д. Л. Волков. – 2-е изд. – СПб. : Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2008. – 320 С.
4. Дамодаран, А. Инвестиционная оценка: инструменты и методы оценки любых активов: учебник / А. Дамодаран. – Москва: Альпина Бизнес Букс, 2016. – 536 с.
5. Ковалёв, В. В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью : учебно-практическое пособие / В. В. Ковалёв. – М. : Проспект, 2016. – 338 с.
6. Коупленд, Т. Стоимость компании: оценка и управление / Т. Коупленд, Т. Колер, Д. Мурин – 3-е изд. - М.: Олимп-Бизнес, 2005. ― 576 с.
7. Кривая бескупонной доходности государственных облигаций // Банк России URL: https://www.cbr.ru/hd_base/zcyc_params/zcyc/
8. Облигации: ИКС 5 ФИНАНС, 002Р-03 4B02-03-36241-R-002P, RU000A105NE8, ИКС5Фин2P3 // Cbonds URL: https://cbonds.ru/bonds/1378106/
9. Оборот розничной торговли в России в 2022 году снизился почти на 10% // Retail.ru URL: https://www.retail.ru/news/oborot-roznichnoy-torgovli-v-rossii-v-2022-godu-snizilsya-pochti-na-10-27-dekabrya-2022-224240/
10. Российский рынок e-grocery может вырасти на 48% в 2023 году // New Retail URL: https://new-retail.ru/novosti/retail/rossiyskiy_rynok_e_grocery_mozhet_vyrasti_na_48_v_2023_godu/
11. Рост ВВП РФ Минэкономразвития ждет не раньше 2024 года // Финмаркет URL: http://www.finmarket.ru/main/article/5805424
12. Сеть дискаунтеров «Чижик» планирует открыть 3000 магазинов за 3 года // Retail.ru URL: https://www.retail.ru/news/set-diskaunterov-chizhik-planiruet-otkryt-3000-magazinov-za-3-goda-28-sentyabrya-2021-209618/
13. Спиридонова, Е. А. Оценка стоимости бизнеса: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Спиридонова – М. :Юрайт, 2018. – 299 С.
14. Финансовые и операционные результаты // X5 Retail Group URL: https://www.x5.ru/ru/investors/financial-and-operational-results/
15. Чижик планирует вырасти до 5 тысяч магазинов в 2026 году // Retail.ru URL: https://www.retail.ru/news/chizhik-planiruet-vyrasti-do-5-tysyach-magazinov-v-2026-godu-30-noyabrya-2022-223144/
16. Что будет с e-grocery в 2023 году // Retailer URL: https://retailer.ru/chto-budet-s-e-grocery-v-2023-godu/
17. Country Default Spreads and Risk Premiums // Damodaran Online URL: https://pages.stern.nyu.edu/~adamodar/New_Home_Page/datafile/ctryprem.html
18. CP All PCL (CPALL) // Investing.com URL: https://www.investing.com/equities/cp-all
19. CP ALL Public Company Limited (CPALL.BK) // Yahoo Finance URL: https://finance.yahoo.com/quote/CPALL.BK/analysis?p=CPALL.BK
20. Domestic bonds: CP ALL // Cbonds URL: https://cbonds.com/bonds/337275/
21. Fama, E. F. Common risk factors in the returns on stocks and bonds / E. F. Fama, K.R. French // Journal of Financial Economics. – 1993. - 33. – P. 3–56
22. FY22 Performance Highlights // CP ALL Public Company Limited URL: https://www.cpall.co.th/wp-content/uploads/2023/02/FY22_Presentation_CPALL_distribute.pdf
23. International Valuation Standards (IVS) // International Valuation Standards Council URL: https://viewpoint.pwc.com/dt/gx/en/ivsc/international_valuat/assets/IVS-effective-31-Jan-2022.pdf
24. MSCI Emerging Markets Index // MSCI.com URL: https://www.msci.com/documents/10199/c0db0a48-01f2-4ba9-ad01-226fd5678111
25. P/E to Growth Ratio (PEG) // AnalystPrep URL: https://analystprep.com/study-notes/cfa-level-2/p-e-to-growth-ratio-peg/
26. Stewart, B. The Quest for Value: A Guide for Senior Managers. / B. Stewart // Harper Business: N. Y. – 1999
27. Thailand 5 Years Bond - Historical Data // World Government Bonds URL: http://www.worldgovernmentbonds.com/bond-historical-data/thailand/5-years/#:~:text=The%20Thailand%205%20Years%20Government,%3A15%20GMT%2B0.
28. THB/RUB - Thai Baht Russian Ruble // Investing.com URL: https://www.investing.com/currencies/thb-rub
29. Useful Data Sets // Damodaran Online URL: https://pages.stern.nyu.edu/~adamodar/New_Home_Page/datacurrent.html
30. Vashakmadze, Т. Creating value in a retail business. Evidence from the Russian food retail market/ T. Vashakmadze, E. Martirisyan, A. Sergeeva // Journal of Corporate Finance Research / Корпоративные финансы. - 2015. - №1(33). - P. 48-58.
31. X5 Retail Group (FIVE) капитализация МСФО (годовые значения) // Smart-Lab URL: https://smart-lab.ru/q/FIVE/MSFO/market_cap/
32. X5 остановила «Карусель» // X5 Retail Group URL: https://www.x5.ru/ru/news/x5-ostanovila-karusel/?highlight=%22%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%22
33. X5 планирует в 2023 году довести торговую сеть «Пятёрочка» до 20 тыс. магазинов // Retail Loyalty URL: https://retail-loyalty.org/news/x5-planiruet-v-2023-godu-dovesti-torgovuyu-set-pyatyerochka-do-20-tys-magazinov/