ВВЕДЕНИЕ 5
1 ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ, КАК ПРАВОВАЯ
КАТЕГОРИЯ 9
1.1 Понятие и правовая природа деловой репутации 9
1.2 Право юридического лица на деловую
репутацию 21
2 ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕЛОВОЙ
РЕПУТАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 31
2.1 Условия защиты деловой репутации юридического лица 31
2.2 Порядок защиты деловой репутации юридического лица 42
3 СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ
ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 49
3.1 Опровержение сведений порочащих деловую репутацию
юридического лица 49
3.2 Право на ответ 57
3.3 Удаление соответствующей информации и удаление информации
в сети «Интернет», как способы защиты деловой репутации 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
Актуальность темы исследования. Права и свободы человека и гражданина признаны Конституцией Российской Федерации высшей ценностью. Каждому физическому и юридическому лицу гарантирована защита его благ как материальных, так и нематериальных. Именно нематериальные блага, одним из которых является деловая репутация, отражают положение лица в обществе. В условиях конкуренции и рыночной экономики каждое юридическое лицо стремится к формированию безупречной деловой репутации, ведь это важная составляющая его успешной деятельности, от которой зависит его конкурентоспособность, устойчивость развития и достижение целей деятельности. Умаление деловой репутации влечет неблагоприятные последствия для организации, главным из которых является потеря приобретенного статуса в обществе.
Актуальность проблемы защиты деловой репутации в современном мире значительно возросла. На данном этапе развития общества все больше способов распространения и донесения информации до широкого круга лиц: средства массовой информации, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет». Более того распространение информации осуществляется моментально и имеет глобальный характер. Наряду с положительной оценкой развития технологий, можно выявить ряд опасностей. Одной из них является распространение не соответствующих действительности порочащих деловую репутацию определенного лица сведений.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 г. Верховный Суд Российской Федерации изучил практику рассмотрения дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судами в 2010 - 2015 годах и отметил, что на основе данные судебной статистики можно сделать вывод о том, что является стабильным количество данных споров, рассматриваемых как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах. В среднем ежегодно рассматривается 5000 дел в судах общей юрисдикции и 800 - в арбитражных судах1.
Сейчас каждое лицо обладает широким кругом прав, к которым относится свобода мысли и слова, гласность, право на поиск, получение и распространение информации. Но не нужно забывать о том, что права и свободы не безграничны. Так, указанные права и свободы граничат с правом на деловую репутацию. При таких обстоятельствах государство должно стремиться к нахождению баланса интересов всех лиц.
В доктрине гражданского права на данный момент существуют дискуссии по основным положениям, относящимся к деловой репутации, в частности: определение понятия «деловая репутация» и ее правовая природа, принадлежность деловой репутации, правовая природа права на деловую репутацию, возможность использования такого способа защиты, как компенсация репутационного вреда и порядок определения размера такой компенсации. Не все из спорных вопросов урегулированы на законодательном уровне, в связи с этим противоречия возникают и в судебной практике.
Развитие Российской Федерации, как правового государства невозможно без всестороннего и полного обеспечения защиты прав и свобод всем лицам. Деловая репутация важнейшее благо, которому должна быть гарантирована надлежащая защита со стороны государства.
Цель и задачи исследования.
Цель - комплексный анализ защиты деловой репутации юридического лица. В рамках цели поставлены следующие задачи:
• раскрыть понятие деловой репутации;
• определить место деловой репутации среди объектов гражданских прав;
• исследовать правовую природу права юридического лица на деловую репутацию, его содержание и момент возникновения;....
Подводя итоги представленного исследования можно сделать следующие выводы.
Бесспорно, деловая репутация юридического лица является одним из условий их успешной деятельности, от которой зависит его конкурентоспособность, устойчивость развития и достижение целей деятельности. Поэтому она требует надлежащей гарантированной защиты со стороны государства в случае умаления распространением не соответствующих действительности сведений.
В доктрине гражданского права на данный момент существуют дискуссии по основным положениям, относящимся к деловой репутации и ее защите. Не все из спорных вопросов урегулированы на законодательном уровне, в связи с этим противоречия возникают и в судебной практике. Данная работа была посвящена исследованию спорных вопросов.
В частности, проведен анализ правовой природы и определения
понятия «деловая репутация», на основании которого сделан вывод, что деловая репутация является нематериальным благом и предложено
следующее определение: деловая репутация - это сложившееся
общественное мнение, в котором выражена оценка деловых качеств лица, то есть таких качеств, которые имеют отношение к какой-либо его социальнозначимой деятельности. Уделено внимание вопросу о праве юридического лица на деловую репутацию, а также о его содержании и моменте возникновения. Сделан вывод, что право юридического лица на деловую репутацию - это абсолютное субъективное право, которое возникает с момента создания юридического лица.
Защита деловой репутации юридического лица допускается в случаях и порядке установленных Гражданским Кодексом Российской Федерации и другими законами. В работе подробно изучены условия и порядок защиты деловой репутации, так как при защите деловой репутации необходимо решить важный вопрос о нахождении баланса между правом на деловую репутацию и такими правами, как свобода слова, гласность, право на поиск, получение и распространение информации.
ГК РФ наделяет обладателя деловой репутации достаточно широким выбором конкретного способа защиты или их совокупности. Раскрыты особенности каждого из них. Самым известным и распространенным признается опровержение порочащих сведений, а самым противоречивым - компенсация репутационного вреда. Несмотря на существующие дискуссии такой способ защиты, как компенсация репутационного вреда необходим юридическому лицу. Его закрепление в законодательстве прекратит существующие разногласия и урегулирует спорные вопросы.
Проблема защиты деловой репутации юридических лиц остается одной из центральных проблем в современном мире. Интерес к ней вызван постоянно развивающимся технологиями, возможностями быстрого и глобального распространения и поиска информации. Но так как существует право на деловую репутацию такие права и свободы, как свобода слова, гласность не будут безграничны. В таких условиях государство должно стремиться обеспечить надлежащую защиту каждому лицу.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008, № 7- ФКЗ, от 05.02.2014, № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1- ФКЗ, от 04.10.2022 №5- ФКЗ, от 04.10.2022 № 6 — ФКЗ, от 04.10.2022 № 7 — ФКЗ, от 04.10.2022 № 8 - ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.10.2020. - № 11. - Ст. 1416.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2022) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть вторая: Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.
5. Федеральный закон от 28.11.2011 N 335-ФЗ «Об инвестиционном
товариществе» (ред. от 02.07.2021 г.) // Собр. Законодательства Рос
Федерации. - 2011. - № 49 (ч.1). - Ст.7013.
6. Федеральный закон от 02.07.2013 N 142-ФЗ "О внесении
изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 27. - Ст. 3434.
7. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 05.12.2022) "О средствах массовой информации" // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1992. - № 7. - Ст. 300.
8. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) [Электронный ресурс] : приказ Министерства финансов Рос. Федерации от 27.12.2007 г. № 153н : (ред. от 16.05.2016 г.) // Консультант Плюс : справ. правовая система.
9. О рекламе оккультных услуг и недобросовестной рекламе [Электронный ресурс] : письмо Федеральной антимонопольной службы Рос. Федерации от 30 сент. 2011 г. № АК/37027 // Консультант Плюс : справ. правовая система.
10. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик утверждены Постановлением Верховного Совета СССР 31.05.1991г. № 2212 - 1 // Ведомости СНД и ВС СССР. - 1991. - № 26. - Ст. 734.
11. Постановление Европейского суда по правам человека по делу от 23 июля 2005 г. № 23472/03 Гринберг против Российской Федерации [Электронный ресурс] : // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2017. (дата обращения: 12.02.2017).
12. Постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 9
июля 2013 г. № 18 - П По делу о проверке конституционности положений пунктов 1, 5 и 6 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.В. Крылова [Электронный ресурс] : //
Официальный интернет-портал правовой информации. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2005-2017. - URL: http://pravo.gov.ru. (дата обращения: 20.02.2017).
13. Определение Конституционного Суда Рос. Федерации 82 от 04 дек. 2003 г. № 508 - О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шлафмана Владимира Аркадьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс] : // Официальный интернет- портал правовой информации. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2005-2017. - URL: http: //pravo .go уш.(дата обращения: 27.02.2017).
14. Определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 01 марта 2010 г. № 323 - О - О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ускова Антона Игоревича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 46 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и пунктом 3 статьи 152 Гражданского Кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс] : // Официальный интернет- портал правовой информации. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2005-2017. - URL: http: //pravo .go уш.(дата обращения: 18.02.2017).
15. Постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 24 февр. 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» [Электронный ресурс]: // КонсультантПлюс : справ. правовая система. -.....106