Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических исследований по проблеме полоролевых стереотипов и этапов их формирования
1.1. Понятие полоролевых стереотипов 7
1.2. Гендерные исследования: история и современность 11
1.3. Гендерная социализация: основные теории и подходы 19
1.4. Гендерная социализация: основные этапы 25
Глава 2. Анализ различий гендерных стереотипов учеников средних и старших классов
2.1. Описание процедуры и методов исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 39
Выводы 56
Заключение 58
Список используемых источников 59
Приложение
Гендерные исследования приобретают всю большую популярность, однако, существует тенденция к тому, что гендерные проблемы в научной литературе и практической деятельности представлены лишь как различия между носителями гендеров. При этом целью подобных исследований является лишь выявление этих различий, в то время как их анализ и интерпретация упускаются, кроме того, не изучено и влияние стереотипов на данные различия.
Гендер конструируется в процессе социализации с помощью трансляции институтами социализации представлений о том, как следует вести себя представителям мужского и женского пола, какими качествами они должны обладать. Данные представления, скристаллизовавшиеся в культуре, часто являются устаревшими и в некотором смысле становятся нерелевантными для текущего периода, включающего в себя множество социальных трансформаций. Такое расхождение между «культурными» требованиями в полоролевой сфере и требованиями реалий, касающихся адаптивности, могут препятствовать, тормозить и даже искажать развитие личности и ее самореализацию.
В отечественной научной литературе гендер, в первую очередь, рассматривался через призму стереотипов женского и мужского поведения на производстве и в семье, таким подходом характеризуются такие отечественные исследователи, как И.С. Кон, С.И. Голод, Т.А. Гурко. В целом, термин «гендер» появляется в отечественной литературе в начале 90-х годов, этот термин использовался для обозначения стереотипов, касающихся полоролевых различий. Помимо описанных работ, некоторые исследования были посвящены гендерной социализации детей младшего школьного возраста, однако формирование полоролевых стереотипов и идентификации с гендером у детей среднего и старшего школьного возраста не были тщательно изучены в отечественной традиции (Захаров А.И., 1983; Клецина И.С., 1997; Кон И.С., 1988 и др.).
Таким образом, проблему гендерной социализации детей указанных возрастных групп, формирование полоролевых стереотипов и гендерной идентичности являются неразработанной темой в психологии, несмотря существование практического запроса.
Это связано с увеличением запросов в психологической практике касающихся сферы психосексуального развития подростков. Увеличению подобных проблем способствует увеличение количества неполных, неблагополучных семей, кроме того, отсутствие информации (или информированности) психологов, педагогов и родителей об особенностях половозрастных психологических изменений. Это влечет за собой необходимость изменения и адаптации поведения родителей, а также отношений в процессе обучения и воспитания. С другой стороны, несформированность представлений юношей и девушек о паттернах полоролевого поведения в процессе межличностного общения, в первую очередь, может быть связана с тем, что у них отсутствует опыт наблюдения конструктивных способов взаимодействия. Причиной этому может служить, например, неполнота или дисфункциональность семей.
Слабая разработанность данной проблемы, неоднозначность и непоследовательность теоретических интерпретаций и трактовок замедляет решение проблем данной сферы на практике. Таким образом, в качестве проблемы данного исследования мы рассматриваем расхождение между существующими теоретическими знаниями и потребностями, возникающими на практике.
Исходя из заявленной проблемы, мы можем сформулировать цель нашего исследования, как изучение различий в полоролевых стереотипах учеников средних и старших классов. Результаты данного исследования могут быть использованы в консультативной практике с клиентами
указанных возрастных групп, а также в процессе консультирования.....
Сейчас общество находится на таком этапе развития, когда одной из основных задач является создание условий, в которых будет происходить здоровое становление личности, которое будет адаптивно, будет согласоваться с текущими условиями, и будет учитывать полоролевую идентичность, внутренний потенциал, потребности и специфику усвоения культурно-исторического опыта. Множество традиционных ценностей изменяются, полоролевые модели поведения, отражающие стереотипы маскулинности и феминности, размываются и смешиваются.
Таким образом, наше исследование является достаточно актуальным, так как оно раскрывает достаточно важные аспекты и особенности современной молодежи и ее отношения к стереотипным образам, того насколько она сама воплощает эти стереотипы, какие половозрастные различия прослеживаются.
Можно отметить сдвиг, который произошел относительно традиционных моделей: происходят существенные изменения, касающиеся полоролевой сферы, и эти изменения не могли не отразиться на юных членах социума, так как они, скажем так, являются, в некотором смысле, индикатором изменений.
Сложно судить о том, насколько конструктивны или деструктивны такие изменения относительно традиционных ценностей, и к чему они приведут, с другой стороны, наиболее важным является то, что эти изменения адаптивны, они следуют за изменениями общества, за новыми требованиями, предъявляемыми им.
1. Антология гендерной теории / Составители: Е. Гапова, А. Усманов. - Мн., 2000. - 384 с.
2. Бердяев Н. Письмо будущей жене Л.Ю. Рапп // Эрос и личность. Философия пола и любви. - М., 1989. - С. 15-16.
3. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. - М.: Прайм - Еврознак, 2007. - 158 с.
4. Борисенко Ю.В., Портнова А.Г. Проблема отцовства в современном обществе. // Вопросы психологии. - 2006, Т. 3. - С. 122-130.
5. Боулби Дж. Привязанность. - М.: Гардарики, 2003. - 477 с.
6. Бурлинская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. «Возрастнопсихологическое консультирование проблемы психического развития детей», - М., 1990. - 136 с.
7. Вейнингер О. Пол и характер, - М.: Латард, 1999. - 358 с.
8. Вопросы практической психодиагностики и консультирования в вузе. Под ред. Обозова Н.Н. - Л., 1994. - 152 с.
9. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерных теорий в России и на Западе, // журнал «Общественные науки и современность», 2000, № 4. - С. 9-26.
10. Горлач М.Г. Гендерный аспект семейно-ролевого диссонанса, // журнал «Социологические исследования», 2002, № 1. - С. 135-136.
11. Гусева Ю.Е. Формирование гендерных представлений и полоролевого поведения у дошкольников в семье и детском саду //Г ендерные проблемы в современном обществознании. Материалы первой межвузовской студенческой конференции. - СПб.: СЗАГС, НИЯК. - 2001. - С. 141-146.
12. Давыдова Н.М. Глава семьи: распределение ролей и способов выживания, // журнал «Общественные науки и современность». 2000. № 4. - С. 51-57.
13. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448 с.
14. Захарова И.В. Роль родителей в гендерной социализации ребенка / И.В. Захарова // Молодой ученый. - 2011. - №5. Т.2. - С. 140-142.
15. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Исследования женщин и гендерные исследования на западе и в России, // журнал «Общественные науки и современность», 1999, № 6. - С. 177-192....54