ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ И
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
Понятие и значение принципов организации и деятельности
прокуратуры 6
Система принципов организации и деятельности органов
прокуратуры 10
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ 14
Принцип законности 14
Принципы единства и централизации деятельности
прокуратуры 16
Принцип гласности 18
Принцип независимости 20
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ 26
Принцип профилирующей надзорной специализации
деятельности органов прокуратуры 26
Принцип внепартийности органов прокуратуры 27
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 29
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
Актуальность исследования принципов организации и деятельности прокуратуры обусловлена следующими обстоятельствами.
Динамика социально-экономической жизни России в последние десятилетия обусловила изменение правового статуса или даже ликвидацию ряда государственных учреждений. В тоже время, объективная реальность показала востребованности прокуратуры с ее традиционно сложившимися принципами организации и деятельности, как эффективного механизма обеспечивающего реализацию воли высших органов государственной власти.
Прокуратура существует, исходя из определенной совокупности принципов. В силу особого места данного органа в структуре механизма государства принципы носят неоднородный, специфический характер и являются основами, фундаментом построения российской прокуратуры и всех направлений ее деятельности.
Это основанные на Конституции Российской Федерации и федеральных законах положения, определяющие место и роль прокуратуры в государственном аппарате страны, организационное построение и деятельность по осуществлению возложенных на прокуратуру функций и стоящих перед органами прокуратуры задач.
Организация и осуществление прокурорского надзора органически взаимосвязаны и практически неразделимы. Основные принципы закреплены Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) (далее Конституция РФ) и Федеральным законом от 17 янв. 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Закон о прокуратуре) (в ред. от 07.03.2017). Законодательное закрепление принципов придает им правовой характер и подчеркивает обязательность их соблюдения каждым прокурорским работником.
Со времен учреждения прокуратуры в России последовательно развивалось законодательство о прокуратуре, способствуя
совершенствованию организации и деятельности данной системы органов, целью которого является эффективный прокурорский надзор.
Проведение политики, направленный на всяческое усиление государства, его целостности, экономической, интеллектуальной и военной мощи, претворение в жизнь Национального плана противодействия коррупции, борьба с терроризмом и экстремизмом невозможны без сильной, независимой, авторитетной прокуратуры. При этом не должен страдать конституционно установленный приоритет прав и свобод человека. Необходимо правовое обеспечение в деятельности прокуратуры баланса публичных и частных интересов, что предполагает устранение правовой неопределенности в регулировании надзорных полномочий органов прокуратуры. Именно на это были направлены изменения в Закон о прокуратуре, внесенные Федеральным законом от 07.03.2017 года № 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре в Российской Федерации» 1, установившие, например, сроки предоставления документов при проведении прокурорских проверок, предельную продолжительность этих проверок. Эти изменения, безусловно, способствовали развитию принципа законности в деятельности прокуратуры, но не все проблемы правового регулирования в рассматриваемой сфере разрешены на настоящий момент.
Таким образом, совершенствование законодательства о прокуратуре и органов прокуратуры, в целом, продолжается, а принципы предопределяют направление и содержание этих процессов.
Поэтому система принципов организации и деятельности прокуратуры неизменно представляет большой интерес.
Объектом данного исследования являются общественные отношения в сфере прокурорского надзора, возникающие в связи с реализацией принципов организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые нормы регулирующие эти отношения, и практика их применения.
Цель данной работы - всесторонний правовой анализ принципов организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации.
...
По результатам дипломного исследования можно сделать следующие выводы и предложения.
За время своего существования прокуратура прошла длительный путь, показывающий эффективность и оправданность ее деятельности. При этом, нельзя не отметить, что современный этап существования прокуратуры характеризуется законодательным совершенствованием ее статуса и дискуссиями по поводу ее перспектив и предназначения.
Характеризуя принципы организации и деятельность прокуратуры Российской Федерации в современных условиях, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что они образуют системообразующее ядро органов прокуратуры. Совокупность присущих ей принципов определяет функции прокуратуры, правовые средства, необходимые для их реализации, организационную структуру прокурорской системы, характер взаимоотношений между ее отдельными элементами (звеньями). Принципы консолидируют прокурорскую систему, придают ей целостность и индивидуальность специализированного государственного органа. Выборочное соблюдение принципов недопустимо. Они действуют только как единое целое.
Система принципов организации и деятельности прокуратуры включает две основные группы. Первую образуют конституционные принципы, то есть которые установлены Конституцией Российской Федерации или могут быть выведены на основе содержащихся в ней положений. Конституционными принципами организации и деятельности прокуратуры являются принципы: законности, единства, централизации, гласности.
Вторую группу представляют принципы, установленные Законом о прокуратуре или выведенные теоретиками прокурорского надзора на основе содержащихся в нем норм. Поскольку данный Федеральный закон воспроизводит в полном объеме конституционные принципы, в последнем случае имеются в виду принципы, которые в Конституции Российской Федерации прямо не называются. К принципам данной группы относятся: принцип независимости прокуроров от внешнего воздействия; принцип внепартийности прокурорских работников.
Закрепленные в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» принципы организации и деятельности прокуратуры тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Они неотделимы друг от друга. Только в совокупности они могут обеспечить деятельность органов прокуратуры.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие предложения по изменению действующего законодательства, направленные на развитие системы принципов организации и деятельности прокуратуры.
Закон о прокуратуре не содержал до внесения в него изменений от 07.03.2017 года положений об обжаловании решений, принимаемых по результатам прокурорских проверок. В п. 5.6. мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 17.02. 2015 № 2-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 ст. 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» подчеркивается универсальность закрепленного в ст. 46 Конституции РФ права на судебную защиту и, соответственно, распространение судебного контроля и на итоговые результаты проверочной деятельности прокуратуры.
В результате в марте 2017 г. ст. 21 Закона о прокуратуре была дополнена п. 15, в соответствии с которым «действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке».
Это положение представляет из себя неопределенную отсылку, непонятную даже профессиональным юристам.
В связи с этим предлагается изложить п. 15 ст. 21 Закона о прокуратуре в следующей редакции: «Действия (бездействие) и решение прокурора, связанные с проведением проверки могут быть обжалованы вышестоящему прокурору или в суд в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации». (Глава 22 КАС РФ регламентирует производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.)
...
Всеобщая декларация прав человека (принята Г енеральной ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1998. 10 дек.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 дек.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002. № 138-ФЗ (в ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 23.05.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. №1 (ч. 1). Ст. 1.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 17.04.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (в ред. от 17.04.2017) // Собрание законодательства РФ. 2001, № 52 (ч. I), Ст. 4921.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 01.06.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.06.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 07.03.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
Федеральный закон от 07.03.2017 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. 2017. 10 марта.
Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (в ред. от 19.12.2016) «О государственной социальной помощи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.
Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ (в ред. от 07.02.2017) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.
Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 (в ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 41. Стр. 8220-8235.
Указ Президента РФ от 01.04.2016 года № 147 «О национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы» // Российская газета. 2016. 13 апр.
Указ Президента РФ от 08.03.2015 № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции // Собрание законодательства РФ. 2015. № 10. Ст. 1506.
Указ Президента РФ от 15 июля 2015 г. №364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции // Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (часть II). Ст. 4477.
... всего 45 источников