Формирование культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера 9
1.1. Сущность культуры безопасности человека 9
1.2. Изучение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 18
1.3. Характеристика педагогических условий формирования культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 33
2.1. Выявление уровня сформированности культуры безопасности
у обучающихся 34
2.2. Реализация комплекса занятий по формированию культуры
безопасности обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 35
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 40
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложения 50
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера 9
1.1. Сущность культуры безопасности человека 9
1.2. Изучение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 18
1.3. Характеристика педагогических условий формирования культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 33
2.1. Выявление уровня сформированности культуры безопасности
у обучающихся 34
2.2. Реализация комплекса занятий по формированию культуры
безопасности обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 35
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 40
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложения 50
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации различного происхождения стали объективной реальностью жизнедеятельности человека и несут угрозу его жизни, здоровью, влекут огромные материальные потери и наносят значительный ущерб окружающей природной среде. Важной задачей образовательного учреждения является защита учащихся от наступления не
желательных угроз относительно учащихся организации и персонала.
Безопасность - необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации в целом. В настоящее время решение проблем безопасности невозможно без учета человеческого фактора. Поэтому развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Формирование культуры безопасности должно быть организовано в рамках школьного обучения на уроках безопасности жизнедеятельности, а в последующем в процессе производственной или обслуживающей деятельности.
Но учёт человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений. Практика показывает, что успех деятельности в любой области зависит от качеств и способностей человека, мотивов его поведения, уверенности в необходимости и действенности проводимых им мероприятий. Комплексное развитие всех этих качеств и свойств отдельных людей, социума в целом возможно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Необходимость сохранения здоровья и жизни детей определяет актуальность поиска новых ресурсов развития системы образования в ФГОС
ООО. Отсюда вытекает масштабная задача развития образования и
обеспечения безопасности образовательного пространства - формирование культуры безопасности. Реализация данной задачи связана с изучением предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Безопасность образования как социально-педагогическая проблема и теоретические основы культуры безопасности рассматривалась многими исследователями: Н.П. Абаскаловой, В.И. Каракеяном, О.А. Керимшеевой, Б.С. Мастрюковой, С.Э. Некляевым, С.В. Петровым, Ю.П. Подоляном и др.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы нами была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий формирования культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Актуальность данного исследования состоит в том, что задача формирования культуры безопасности у подрастающего поколения является важной для реализации государственной политики в области безопасности жизнедеятельности.
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и опытным путем доказать их эффективность.
Объект: образовательный процесс, направленный на изучение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет: педагогические условия формирования культуры безопасности у обучающихся.
Гипотеза: формирование культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера будет эффективной, если соблюдаются следующие педагогические условия:
- организация тренингов, практикумов и т.п. по отработке умений реагирования и соблюдения правил поведения при чрезвычайных ситуациях;
- проведение тематических недель, посвященных формированию культуры безопасности у обучающихся;
- включение школьников в пропаганду культуры безопасности, создание наглядных дидактических и агитационных материалов по правилам поведения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характераи др.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность культуры безопасности человека.
2. Провести анализ учебно-методического комплекта по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» с точки зрения изучения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3. Охарактеризовать педагогические условия формирования культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4. Вывить уровень сформированности культуры безопасности у обучающихся.
5. Разработать и реализовать комплекс занятий по формированию культуры безопасности обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ учебно-методического комплекта по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» (Т.А. Смирнов);
- методика выявления уровня сформированности культуры безопасности у обучающихся;
- опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный
анализ её результатов.
База исследования: МБОУ «Кадетская школа г. Бийска» Алтайского края.
Практическая значимость: разработанный комплекс
занятий по формированию культуры безопасности обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера может использоваться в практике учителей-предметников по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили Биология и Безопасность жизнедеятельности.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» раскрыта сущность культуры безопасности человека, проведен анализ содержания учебно-методического комплекта «Основы безопасности жизнедеятельности» (Т.А. Смирнов и др.) с точки зрения изучения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, охарактеризованы педагогические условия формирования культуры безопасности обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы. Библиографический список состоит из 34 источников.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.
желательных угроз относительно учащихся организации и персонала.
Безопасность - необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации в целом. В настоящее время решение проблем безопасности невозможно без учета человеческого фактора. Поэтому развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Формирование культуры безопасности должно быть организовано в рамках школьного обучения на уроках безопасности жизнедеятельности, а в последующем в процессе производственной или обслуживающей деятельности.
Но учёт человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений. Практика показывает, что успех деятельности в любой области зависит от качеств и способностей человека, мотивов его поведения, уверенности в необходимости и действенности проводимых им мероприятий. Комплексное развитие всех этих качеств и свойств отдельных людей, социума в целом возможно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Необходимость сохранения здоровья и жизни детей определяет актуальность поиска новых ресурсов развития системы образования в ФГОС
ООО. Отсюда вытекает масштабная задача развития образования и
обеспечения безопасности образовательного пространства - формирование культуры безопасности. Реализация данной задачи связана с изучением предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Безопасность образования как социально-педагогическая проблема и теоретические основы культуры безопасности рассматривалась многими исследователями: Н.П. Абаскаловой, В.И. Каракеяном, О.А. Керимшеевой, Б.С. Мастрюковой, С.Э. Некляевым, С.В. Петровым, Ю.П. Подоляном и др.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы нами была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий формирования культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Актуальность данного исследования состоит в том, что задача формирования культуры безопасности у подрастающего поколения является важной для реализации государственной политики в области безопасности жизнедеятельности.
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и опытным путем доказать их эффективность.
Объект: образовательный процесс, направленный на изучение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет: педагогические условия формирования культуры безопасности у обучающихся.
Гипотеза: формирование культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера будет эффективной, если соблюдаются следующие педагогические условия:
- организация тренингов, практикумов и т.п. по отработке умений реагирования и соблюдения правил поведения при чрезвычайных ситуациях;
- проведение тематических недель, посвященных формированию культуры безопасности у обучающихся;
- включение школьников в пропаганду культуры безопасности, создание наглядных дидактических и агитационных материалов по правилам поведения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характераи др.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность культуры безопасности человека.
2. Провести анализ учебно-методического комплекта по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» с точки зрения изучения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3. Охарактеризовать педагогические условия формирования культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4. Вывить уровень сформированности культуры безопасности у обучающихся.
5. Разработать и реализовать комплекс занятий по формированию культуры безопасности обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ учебно-методического комплекта по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» (Т.А. Смирнов);
- методика выявления уровня сформированности культуры безопасности у обучающихся;
- опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный
анализ её результатов.
База исследования: МБОУ «Кадетская школа г. Бийска» Алтайского края.
Практическая значимость: разработанный комплекс
занятий по формированию культуры безопасности обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера может использоваться в практике учителей-предметников по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили Биология и Безопасность жизнедеятельности.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» раскрыта сущность культуры безопасности человека, проведен анализ содержания учебно-методического комплекта «Основы безопасности жизнедеятельности» (Т.А. Смирнов и др.) с точки зрения изучения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, охарактеризованы педагогические условия формирования культуры безопасности обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы. Библиографический список состоит из 34 источников.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.
Современный процесс обучения должен быть направлен на формирование у детей и подростков представлений о безопасности жизнедеятельности, отработку практических умений безопасного поведения, установок на безопасный образ жизни.
Одной из актуальных проблем современного образования является формирование у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности, отработку практических умений безопасного поведения, установок на безопасный образ жизни. Культуру безопасности школьников, как важнейший элемент качества жизни, необходимо рассматривать в контексте образования. Формирование культуры безопасности в учебном процессе взаимосвязано с урочной и внеурочной работой, с семейным воспитанием и процессом социализации школьников в целом.
В УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» представлен учебный материал, направленный на формирование представлений школьников о безопасности жизнедеятельности. Обучающиеся изучают важнейшие требования безопасного поведения на улицах и дорогах, осваивают правила экологической безопасности, основные гигиенические нормы и нормы экологически приемлемого поведения, обеспечивающие сохранение здоровой окружающей среды. В данном УМК даются представления о пожарной, военной и пр. безопасности, грамотном реагировании в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Формирование культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера будет эффективной, если соблюдаются следующие педагогические условия: организация тренингов, практикумов и т.п. по отработке умений реагирования и соблюдения правил поведения при чрезвычайных ситуациях; проведение тематических недель, посвященных формированию культуры безопасности у обучающихся; включение школьников в пропаганду культуры безопасности, создание наглядных дидактических и агитационных материалов по правилам поведения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и др.
В ходе опытно-экспериментальной работы в МБОУ СОШ «Кадетская СОШ» г. Бийска Алтайского края на констатирующем этапе было установлено, что у обучающихся преобладает низкий уровень сформированности культуры безопасности. На формирующем этапе нами были реализован комплекс занятий по формированию культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с соблюдением педагогических условий. Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно- экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность внедрения разработанного нами комплекса занятий по формированию культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, поставленные цель и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованный комплекс занятий по формированию культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является эффективным.
Одной из актуальных проблем современного образования является формирование у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности, отработку практических умений безопасного поведения, установок на безопасный образ жизни. Культуру безопасности школьников, как важнейший элемент качества жизни, необходимо рассматривать в контексте образования. Формирование культуры безопасности в учебном процессе взаимосвязано с урочной и внеурочной работой, с семейным воспитанием и процессом социализации школьников в целом.
В УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» представлен учебный материал, направленный на формирование представлений школьников о безопасности жизнедеятельности. Обучающиеся изучают важнейшие требования безопасного поведения на улицах и дорогах, осваивают правила экологической безопасности, основные гигиенические нормы и нормы экологически приемлемого поведения, обеспечивающие сохранение здоровой окружающей среды. В данном УМК даются представления о пожарной, военной и пр. безопасности, грамотном реагировании в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Формирование культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера будет эффективной, если соблюдаются следующие педагогические условия: организация тренингов, практикумов и т.п. по отработке умений реагирования и соблюдения правил поведения при чрезвычайных ситуациях; проведение тематических недель, посвященных формированию культуры безопасности у обучающихся; включение школьников в пропаганду культуры безопасности, создание наглядных дидактических и агитационных материалов по правилам поведения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и др.
В ходе опытно-экспериментальной работы в МБОУ СОШ «Кадетская СОШ» г. Бийска Алтайского края на констатирующем этапе было установлено, что у обучающихся преобладает низкий уровень сформированности культуры безопасности. На формирующем этапе нами были реализован комплекс занятий по формированию культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с соблюдением педагогических условий. Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно- экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность внедрения разработанного нами комплекса занятий по формированию культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, поставленные цель и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованный комплекс занятий по формированию культуры безопасности у обучающихся при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является эффективным.
Подобные работы
- Формирование культуры безопасности у учащихся в рамках Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности»
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Формирование культуры безопасности учащихся на разных уровнях безопасности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ЭФФЕКТИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Магистерская диссертация, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование культуры безопасности обучающихся в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование культуры безопасности учащихся
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7100 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 6900 р. Год сдачи: 2020 - Формирование основ безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций криминального характера у обучающихся старшей школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - Формирование личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



