Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование логических умений на основе использования книжки-малышки в период обучения грамоте

Работа №147955

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
§ 1. Общая характеристика логических умений 5
§2. Диагностика уровня сформированности логических умений у детей в
период обучения грамоте
§3. Психолого-дидактические условия формирования логических умений у младших школьников
§4. Анализ современных дидактических пособий по обучению грамоте в аспекте формирования логических умений 17
§5. Типология заданий, направленных на развитие логических умений на основе графического материала 28
§6. Разработка книжек-малышек как дидактического средства для формирования логических умений в период обучения грамоте.
Методика работы с ними 33
§7. Апробация предлагаемой методики работы с книжками-малышками
и проверка её эффективности

Заключение 59
Список литературы 60
Приложение 1 64
Приложение 2 65
Приложение 3 66
Приложение 4 67
Приложение 5 68

Согласно Федеральному государственному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) деятельность всех учителей нацелена на развитие у детей умения учится. Это умение нужно развивать в течении всей учебной деятельности ребёнка. Но как это сделать в период обучения грамоте?
В настоящее время многие дети, поступая в первые классы, уже овладели слоговым чтением, а некоторые способны читать целыми словами. Об этом свидетельствуют данные опроса. Проведенный опрос (учителей 7 школ города Пензы, общее количество первых классов в которых - 21), показал, что из всех учащихся этих классов (601 человек) только 10% совершенно не владели навыком чтения к началу обучения в школе. Остальные же дети умели читать тексты разной степени сложности.
Вследствие этого возникает проблема заинтересованности таких детей в обучении и проблема их развития. Однако наряду с проблемами это открывает дополнительные возможности в аспекте дальнейшего развития этих детей. Для читающих учащихся возможно использование графического материала как средства формирования умственных способностей, средство развития логических универсальных учебных действий (УУД).
Однако это требует разработки дополнительного дидактического материала. Практика показала, что таким дидактическим материалом может стать книжка-малышка. Так как она удобна в обращении, содержит яркий иллюстративный материал, что привлекает учащихся первых классов в силу своих психолого-педагогических особенностей.
Исходя из сказанного, мы определили объект, предмет, цель, задачи и методы нашего исследования.
Объектом нашего исследования является процесс развития логических умений у первоклассников, умеющих читать.
Предмет исследования - методика использования книжки-малышки для развития логических умений у читающих детей в период обучения грамоте.
Цель работы заключается в определении основ и методики работы над логическими умениями у читающих детей с помощью книжки-малышки в период обучения грамоте.
С учётом поставленной цели, а также в соответствии с предметом и объектом были определенны следующие задачи:
• раскрыть понятие «логические умения»;
• разработать задания для проверки уровня сформированности логических умений в период обучения грамоте;
• выявить уровень сформированности логических умений у детей в период обучения грамоте;
• охарактеризовать содержание и приёмы периода обучение грамоте;
• провести сравнительный анализ заданий учебников в аспекте формирования логических умений;
• разработать задания, направленные на развитие логических умений у детей младшего школьного возраста в период обучения грамоте;
• разработать сюжетные книжки-малыши для формирования логических умений в период обучения грамоте;
• провести занятия с применением книжек-малышек;
• разработать задания для проверки уровня сформированности логических умений после проведённых занятий по книжкам-малышкам;
• выявить уровень сформированности логических умений у детей перед и после занятий с применением книжек-малышек.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, методы диагностики, изучение продуктов деятельности младших школьников, педагогическое проектирование.
§ 1. Общая характеристика логических умений
К логическим умениям, согласно ФГОС НОО, относятся: анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, установление аналогий, подведение под понятие. Дадим общую характеристику каждому из этих умений [30]....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования были решены все поставленные задачи.
На основе анализа теоретической литературы нами было раскрыто понятие «логические умения». Данное понятие послужило основой для разработки заданий для проверки уровня сформированности логических умений у детей в период обучения грамоте. В ходе диагностики мы выявили, что у большинства детей хорошо сформированы такие логические действия как анализ, синтез, сравнение, тогда как умения обобщать, классифицировать, действовать по аналогии и подводить под понятие сформированы значительно хуже.
Поскольку цель нашей работы связана с формированием логических умений в период обучения грамоте, мы охарактеризовали содержание и приёмы работы в данный период. Мы проанализировали задания учебников в аспекте формирования логических умений и выявили, что большинство заданий основаны на предметно-иллюстративном материале и констатировали недостаточность заданий на учебно-графическом материале: буквы, слоги, слова и т.п.
Учитывая недостаточность заданий, основанных на учебно-графическом материале, мы предприняли попытки ликвидировать этот пробел. Нами были разработаны задания на основе выше названного дидактического материала.
В ходе поиска адекватной формы комплектации разработанных заданий мы остановились на сюжетных книжках-малышках.
Мы провели занятия с применением книжек-малышек в первом классе с целью выявления эффективности разработанного дидактического материала, после чего провели повторную диагностику уровня сформированности логических умений. Данный уровень повысился, это доказывает, что разработанные нами задания и выбранная форма их комплектации являются эффективными для развития логических умений.
В ходе выполнения работы нами был создан учебный комплекс книжек- малышек на все буквы алфавита. Этот комплекс подготовлен к изданию и реально может быть использован в массовой практике школы.


1. Андрианова, Т.М. Букварь: для 1-го кл. четырёхл. нач. шк. / Т.М. Андрианова. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 111 с.
2. Андрианова, Т.М. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т.М. Андрианова. - М.: АСТ: Астрель, 2012. - 288 с.
3. Буквы русского алфавита [Электронный ресурс] // Помощь в учёбе и развитии детей. - Режим доступа: http://readik.ru/str1_5_1.php
4. Бушмина, Е.Д., Наумова, Н.И. Читающий дошкольник: читаем, развиваем// Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы. - Сб. ст. XII Всерос. науч. практ. конф. «Артёмовские чтения»: Пенза, 2016. - С. 210-213.
5. Гетманова, А.Д. К.Д. Ушинский и В.А. Сухомлинский о формировании логического мышления вы процессе обучения в начальной школе // Гетманова А.Д. Логика. - М.: - 1995. - с. 234-239.
6. Горецкий, В.Г. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина]. - М.: Просвещение, 2011. - 128 с.
7. Горецкий, В.Г. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина]. - М.: Просвещение, 2011. - 112 с.
8. Горецкий, В.Г. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.Г. Горецкий, М.Н. Белянкова. - М.: Просвещение, 2012. - 301.
9. Дубова, М.В. Диагностирующие задания как средство измерения образовательных компетентностей / М.В. Дубова // Начальная школа. - 2014. - №5. - С. 26-31.
10. Загадки на логику про буквы [Электронный ресурс] // Развитие, обучение и воспитание детей с рождения. - Режим работы: http://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-predmetnom-mire/zagadki-pro- bukvy-i-tsifry/zagadki-na-logiku-pro-bukvy.html
11. Загадки-обманки про буквы [Электронный ресурс] // Развитие, обучение и воспитание детей с рождения. - Режим работы: http://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-predmetnom-mire/zagadki-pro- bukvy-i-tsifry/zagadki-obmanki-pro-bukvy.html
12. Истомина, Н.Б. Методика математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Н.Б. Истомина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 288 с.
13. Кан-Калик, В. А. К учителю о педагогическом общении: кн. для учителя / В.А. Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
14. Климанова Л.Ф. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева; Рос. акад. Наук, Рос. акад. образования. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 111 с.
15. Климанова Л.Ф. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева; Рос. акад. Наук, Рос. акад. образования. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 127 с....31


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ