ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА... .6
1.1. Понятие и цели экологического мониторинга по законодательству РФ 6
1.2. Виды экологического мониторинга 16
2. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА 21
2.1. Полномочия субъектов, осуществляющих государственный экологический мониторинг 21
2.2. Ограничения и запреты на пользование данными государственного экологического мониторинга 28
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 33
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА... .6
1.1. Понятие и цели экологического мониторинга по законодательству РФ 6
1.2. Виды экологического мониторинга 16
2. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА 21
2.1. Полномочия субъектов, осуществляющих государственный экологический мониторинг 21
2.2. Ограничения и запреты на пользование данными государственного экологического мониторинга 28
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 33
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Институт экологического мониторинга становится всё более значимым в Российской Федерации, и заслуживает повышенного внимания. Обосновывается это тем, что высокие концентрации загрязняющих веществ, содержащихся в атмосферном воздухе, почве, воде, оказывают негативное влияние на здоровье людей и экосистемы. Поэтому необходимо проводить регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, чтобы, вовремя предотвратить и остановить процессы загрязнения.
Человеческая деятельность приводит к ухудшению природной среды. А ведь согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21.07.2014 г.) (далее по тексту Конституция РФ) каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Быстрое загрязнение природы связано с развитием топливно-энергетического комплекса, транспорта и производства, переработки нефти и газа и т.д. Данное обстоятельство вызывает интерес к изучению этого процесса, к разработке мероприятий направленных на улучшение природы и общества. Мониторинг является основой изучения природной среды в целом и её изменений, это источник получения объективной информации о важных характеристиках состояния окружающей среды. Мониторинг помогает выявить проблему еще до её развития. Своевременное выявление проблем, связанных с нарушением экологического баланса облегчает антропогенную нагрузку на окружающую среду. На современном этапе развития общества эффективная работа по наблюдению за окружающей средой возможна при взаимодействии различных органов и систем. Этим обосновано включение в 2011 году статей 63.1 и 63.2 в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» о Единой системе государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и государственного фонда данных государственного экологического мониторинга. Но с тех пор данные статьи не претерпевали значительных изменений. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости развития данной сферы. Важно определить состояние нормативной правовой базы в области мониторинга окружающей среды, и степень ее реализации в настоящее время для того, чтобы представлять какие направления представлены в области экологического мониторинга, и каким образом происходят наблюдения за окружающей средой. Эти обстоятельства определяют актуальность предлагаемой в данной работе темы исследования.
Цель исследования состоит в рассмотрении понятия экологического мониторинга, его содержания, в выявлении особенностей его реализации.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением государственного экологического мониторинга.
Предмет исследования составили правовые нормы, регулирующие осуществление экологического мониторинга, а также практика их применения.
Для достижения поставленных целей необходимо решение ряда задач:
- проанализировать, что представляет собой и что включает государственный экологический мониторинг в соответствии с законодательством РФ;
- определить цели и виды мониторинга окружающей среды;
- охарактеризовать права органов осуществляющих государственный мониторинг окружающей среды;
- рассмотреть ограничения на информацию, полученную в ходе экологического мониторинга.
Методологическую основу исследования составили методы: формально-логический, сравнительно-правовой, метод системного анализа, метод классификации.
Теоретическую основу исследования составили труды российских ученых в области экологического права: О.Л. Дубовик, А.П. Анисимова, О.И. Крассова, М.М. Бринчука, Н.Л. Румянцева....
Человеческая деятельность приводит к ухудшению природной среды. А ведь согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21.07.2014 г.) (далее по тексту Конституция РФ) каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Быстрое загрязнение природы связано с развитием топливно-энергетического комплекса, транспорта и производства, переработки нефти и газа и т.д. Данное обстоятельство вызывает интерес к изучению этого процесса, к разработке мероприятий направленных на улучшение природы и общества. Мониторинг является основой изучения природной среды в целом и её изменений, это источник получения объективной информации о важных характеристиках состояния окружающей среды. Мониторинг помогает выявить проблему еще до её развития. Своевременное выявление проблем, связанных с нарушением экологического баланса облегчает антропогенную нагрузку на окружающую среду. На современном этапе развития общества эффективная работа по наблюдению за окружающей средой возможна при взаимодействии различных органов и систем. Этим обосновано включение в 2011 году статей 63.1 и 63.2 в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» о Единой системе государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и государственного фонда данных государственного экологического мониторинга. Но с тех пор данные статьи не претерпевали значительных изменений. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости развития данной сферы. Важно определить состояние нормативной правовой базы в области мониторинга окружающей среды, и степень ее реализации в настоящее время для того, чтобы представлять какие направления представлены в области экологического мониторинга, и каким образом происходят наблюдения за окружающей средой. Эти обстоятельства определяют актуальность предлагаемой в данной работе темы исследования.
Цель исследования состоит в рассмотрении понятия экологического мониторинга, его содержания, в выявлении особенностей его реализации.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением государственного экологического мониторинга.
Предмет исследования составили правовые нормы, регулирующие осуществление экологического мониторинга, а также практика их применения.
Для достижения поставленных целей необходимо решение ряда задач:
- проанализировать, что представляет собой и что включает государственный экологический мониторинг в соответствии с законодательством РФ;
- определить цели и виды мониторинга окружающей среды;
- охарактеризовать права органов осуществляющих государственный мониторинг окружающей среды;
- рассмотреть ограничения на информацию, полученную в ходе экологического мониторинга.
Методологическую основу исследования составили методы: формально-логический, сравнительно-правовой, метод системного анализа, метод классификации.
Теоретическую основу исследования составили труды российских ученых в области экологического права: О.Л. Дубовик, А.П. Анисимова, О.И. Крассова, М.М. Бринчука, Н.Л. Румянцева....
Подводя итоги, отметим, что государственный мониторинг окружающей среды обеспечивает своевременное выявление изменений состояния компонентов природной среды, прогноз и выработку рекомендаций по устранению негативных процессов, обеспечивает информационное обеспечение заинтересованных лиц. Экологический мониторинг осуществляется в рамках единой системы, состоит из множества видов наблюдений. Содержит различные направления своей деятельности, наблюдения за состоянием окружающей среды, и её компонентов, атмосферного воздуха, почвы, поверхностных вод водных объектов, озонового слоя атмосферы, ионосферы и околоземного космического пространства, животного мира, геологической среды, водных биологических ресурсов, морской среды и донных отложений, охотничьих ресурсов, уникальной экологической системы озера Байкал. Рассматривает различные факторы воздействия на природную среду - антропогенные, климатические, биологические, радиационные, медико-экологические и т.д.
Информация, касающаяся мониторинга, в основном имеет свободный доступ. Ограничение доступа к информации, касающейся мониторинга, осуществляется посредством закрепления случаев, когда она не подлежит предоставлению или распространению.
Мониторинг окружающей среды осуществляется при взаимодействии различных субъектов системы. Но, к сожалению, органы местного самоуправления не уполномочены на осуществление государственного мониторинга. Это говорит о том, что во многих местах нашей страны нет данных о состоянии окружающей среды. Поэтому, в целях эффективной работы системы экологического мониторинга, её расширения в рамках национального мониторинга, а так же для получения достоверной информации о состоянии окружающей среды всем жителям России, в том числе жителям муниципальных образований, считаем необходимым, произвести распределение полномочий между органами субъектов РФ и 51
органами местного самоуправления. В частности, подведомственным администрациям органов местного самоуправления, отделам по охране окружающей среды, необходимо передать полномочия по участию в осуществлении экологического мониторинга с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории муниципального образования, для проведения мониторинга атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв, и информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.
Органы государственной власти субъектов в таком случае будут содействовать реализации органами местного самоуправления полномочий по осуществлению мониторинга окружающей среды, предоставляя им поддержку, прежде всего, финансовую. А так же будут анализировать полученную, от органов местного самоуправления, информацию в целях своевременного выявления и прогнозирования изменений состояния окружающей среды.
Данное перераспределение полномочий расширит границы мониторинга по всей стране. Что приведет к нахождению путей решения экологических проблем, для улучшения жизни общества.
Проводя, анализ судебных решений мы выявили, что большинство дел связано с отсутствием проведения мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, нарушения порядка осуществления государственного мониторинга. Уменьшения нарушений за последние годы не выявлено. Эти обстоятельства говорят о том, что необходимо пересмотреть размеры наказаний, связанных с нарушением охраны окружающей среды. А именно, необходимо повышение размера административного штрафа по ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, так как размер данного штрафа не менялся еще с 2008 года. Возможно, по этой причине нарушения не сокращаются.
Информация о состоянии окружающей среды всегда будет являться актуальной. Так как состояние окружающей среды, непосредственно влияет здоровье человека. От того на сколько мы сохраним природу сейчас зависит наше будущее и будущее всего человечества.
Информация, касающаяся мониторинга, в основном имеет свободный доступ. Ограничение доступа к информации, касающейся мониторинга, осуществляется посредством закрепления случаев, когда она не подлежит предоставлению или распространению.
Мониторинг окружающей среды осуществляется при взаимодействии различных субъектов системы. Но, к сожалению, органы местного самоуправления не уполномочены на осуществление государственного мониторинга. Это говорит о том, что во многих местах нашей страны нет данных о состоянии окружающей среды. Поэтому, в целях эффективной работы системы экологического мониторинга, её расширения в рамках национального мониторинга, а так же для получения достоверной информации о состоянии окружающей среды всем жителям России, в том числе жителям муниципальных образований, считаем необходимым, произвести распределение полномочий между органами субъектов РФ и 51
органами местного самоуправления. В частности, подведомственным администрациям органов местного самоуправления, отделам по охране окружающей среды, необходимо передать полномочия по участию в осуществлении экологического мониторинга с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории муниципального образования, для проведения мониторинга атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв, и информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.
Органы государственной власти субъектов в таком случае будут содействовать реализации органами местного самоуправления полномочий по осуществлению мониторинга окружающей среды, предоставляя им поддержку, прежде всего, финансовую. А так же будут анализировать полученную, от органов местного самоуправления, информацию в целях своевременного выявления и прогнозирования изменений состояния окружающей среды.
Данное перераспределение полномочий расширит границы мониторинга по всей стране. Что приведет к нахождению путей решения экологических проблем, для улучшения жизни общества.
Проводя, анализ судебных решений мы выявили, что большинство дел связано с отсутствием проведения мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, нарушения порядка осуществления государственного мониторинга. Уменьшения нарушений за последние годы не выявлено. Эти обстоятельства говорят о том, что необходимо пересмотреть размеры наказаний, связанных с нарушением охраны окружающей среды. А именно, необходимо повышение размера административного штрафа по ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, так как размер данного штрафа не менялся еще с 2008 года. Возможно, по этой причине нарушения не сокращаются.
Информация о состоянии окружающей среды всегда будет являться актуальной. Так как состояние окружающей среды, непосредственно влияет здоровье человека. От того на сколько мы сохраним природу сейчас зависит наше будущее и будущее всего человечества.
Подобные работы
- Система экологического мониторинга окружающей среды в Российской Федерации
Бакалаврская работа, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ УНИВЕРСИАДЫ 2019 В КРАСНОЯРСКЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование обращения углеродных единиц в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экологическое право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Дистанционные методы экологического мониторинга
Бакалаврская работа, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - Конституционно-правовые проблемы обеспечения в Российской Федерации права на жизнь в свете правовых стандартов Совета Европы
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ГИС-ПРИЛОЖЕНИЯ: ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
Дипломные работы, ВКР, картография. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, . Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Направления укрепления экономической безопасности региона: экономико-правовой аспект исследования
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПАВ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ
НАРУШЕННЫХ АРКТИЧЕСКИХ ЗЕМЕЛЬ
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2019





