Дискурсивные особенности современного русского песенного текста
|
Введение ………………………………………………………............. 3
ГЛАВА I. Теоретические основы лингвистического анализа современного песенного текста
§1. Песенный текст как объект лингвистического рассмотрения
§2. Песня как поликодовый текст…………………. ………………… 8
§3. Лексические особенности песенного текста ………..…………… 14
§4. Явление интертекстуальности в песенном дискурсе …………… 24
§5. Исследования дискурса в современной лингвистике
§6. Корпус как способ представления языкового материала
Выводы по Главе I
ГЛАВА II. Применение метода дискурс-анализа к песенному тексту 36
§1. Создание корпуса современного русского песенного текста …... 36
§2. Модус коммуникации современного русского песенного текста. 43
§3. Текст популярной русской песни как текст поликодовый ……… 46
§4. Неинтерактивный песенный текст и интерактивный песенный дискурс
Выводы по главе
Заключение
Список использованных источников
ГЛАВА I. Теоретические основы лингвистического анализа современного песенного текста
§1. Песенный текст как объект лингвистического рассмотрения
§2. Песня как поликодовый текст…………………. ………………… 8
§3. Лексические особенности песенного текста ………..…………… 14
§4. Явление интертекстуальности в песенном дискурсе …………… 24
§5. Исследования дискурса в современной лингвистике
§6. Корпус как способ представления языкового материала
Выводы по Главе I
ГЛАВА II. Применение метода дискурс-анализа к песенному тексту 36
§1. Создание корпуса современного русского песенного текста …... 36
§2. Модус коммуникации современного русского песенного текста. 43
§3. Текст популярной русской песни как текст поликодовый ……… 46
§4. Неинтерактивный песенный текст и интерактивный песенный дискурс
Выводы по главе
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы «Дискурсивные особенности современного русского песенного текста» обусловлена несколькими причинами. Во-первых, песенное искусство играет огромную роль в русскоязычной культуре, а авторский песенный текст все чаще становится объектом исследования лингвистов. Во-вторых, песня существенно отличается от поэтического текста как собственно лингвистической характеристикой, так и особенностями функционирования текстов в жизни языкового коллектива, но остается намного менее подробно описанной. В-третьих, для современной лингвистики крайне актуальны исследования поликодового текста, ярчайшим представителем которого является жанр песни. Более того, набирают популярность исследования дискурса, рассматривающие функционирование разных типов текстов. Дискурсивный анализ традиционно применяется для изучения устной речи, однако его подходы и методы допустимо применять и к письменному тексту, в то время как дискурсивные исследования зачастую обходят его стороной. Существуют исследования, посвященные дискурсивным особенностям видеоблогов (Грушевская В.Ю.), портрета делового человека (Долгова Е.В.), современной университетской газеты (Максимов В.В., Найдён Е.В., Серебренникова А.Н.), немецких научно-популярных телепередач (Филёва Е.О.), британских новостных и аналитических телепрограмм (Подольских Е.А.), Инстаграм-блогов (Шабала Д.В.) и многих других текстовых единиц. Также с дискурсивными исследованиями тесно связана корпусная лингвистика, еще одно актуальное направление лингвистики, которому посвящена часть данной работы.
Цель работы – выявить и описать дискурсивные особенности русскоязычного песенного текста и составить его лингвистическую характеристику.
Перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать предшествующую научную литературу по ряду тем, таким как язык современного песенного текста, дискурсивный анализ, особенности и функционирование поликодовых текстов, стилистика, текстология, интертекстуальность, корпусная лингвистика, и др.;
2) создать корпус современной русской песни и описать инструменты работы с ним;
3) проанализировать материал корпуса;
4) описать песенный текст с точки зрения дискурс-анализа.
В материал исследования входят современные русскоязычные песенные тексты. В рамках ВКР создается корпус песенных текстов, который будет включать в себя материалы, доступные в Интернете. Отдельное внимание уделяется текстологическим проблемам и вопросу подбора текстов, выбора вариантов текста.
При анализе материалы используются следующие методы: описательный, квантитативный, сравнительный, контекстуальный, дистрибутивный анализ, интертекстуальный анализ, стилистический анализ.
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Введение включает в себя информацию о цели, задачах, актуальности работы, характеристику материала и методов его анализа.
В первой главе содержится обзор предшествующей научной литературы. Рассматривается роль песенного искусства в русскоязычной культуре в целом. Изучается вопрос сравнения песенного текста с другими видами поэтического текста и особой природы современного песенного текста, связанной с его поликодовостью. Рассматриваются исследования, посвященные текстологической работе, необходимой при анализе современного песенного текста. Анализируется литература, посвященная проблемам интертекстуальности и вопросу текстовых категорий автора и адресата в художественном тексте. Дается обзор литературы, посвященной основным принципам создания языковых корпусов и методам работы с ними.
Вторая глава условно делится на две части. В первой части описывается процесс создания языкового корпуса, его наполнения и разметки. Анализируются языковые особенности, выявленные в процессе работы с корпусом. Во второй части описываются дискурсивные особенности песенного текста, связанные с формой их существования и распространения, их поликодовостью, способами их восприятия, наличием в них интертекстуальных связей.
В заключении подводятся итоги работы, анализируются результаты выполнения поставленных задач и формулируются выводы. Высказываются предположения о дальнейших возможных исследованиях.
Цель работы – выявить и описать дискурсивные особенности русскоязычного песенного текста и составить его лингвистическую характеристику.
Перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать предшествующую научную литературу по ряду тем, таким как язык современного песенного текста, дискурсивный анализ, особенности и функционирование поликодовых текстов, стилистика, текстология, интертекстуальность, корпусная лингвистика, и др.;
2) создать корпус современной русской песни и описать инструменты работы с ним;
3) проанализировать материал корпуса;
4) описать песенный текст с точки зрения дискурс-анализа.
В материал исследования входят современные русскоязычные песенные тексты. В рамках ВКР создается корпус песенных текстов, который будет включать в себя материалы, доступные в Интернете. Отдельное внимание уделяется текстологическим проблемам и вопросу подбора текстов, выбора вариантов текста.
При анализе материалы используются следующие методы: описательный, квантитативный, сравнительный, контекстуальный, дистрибутивный анализ, интертекстуальный анализ, стилистический анализ.
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Введение включает в себя информацию о цели, задачах, актуальности работы, характеристику материала и методов его анализа.
В первой главе содержится обзор предшествующей научной литературы. Рассматривается роль песенного искусства в русскоязычной культуре в целом. Изучается вопрос сравнения песенного текста с другими видами поэтического текста и особой природы современного песенного текста, связанной с его поликодовостью. Рассматриваются исследования, посвященные текстологической работе, необходимой при анализе современного песенного текста. Анализируется литература, посвященная проблемам интертекстуальности и вопросу текстовых категорий автора и адресата в художественном тексте. Дается обзор литературы, посвященной основным принципам создания языковых корпусов и методам работы с ними.
Вторая глава условно делится на две части. В первой части описывается процесс создания языкового корпуса, его наполнения и разметки. Анализируются языковые особенности, выявленные в процессе работы с корпусом. Во второй части описываются дискурсивные особенности песенного текста, связанные с формой их существования и распространения, их поликодовостью, способами их восприятия, наличием в них интертекстуальных связей.
В заключении подводятся итоги работы, анализируются результаты выполнения поставленных задач и формулируются выводы. Высказываются предположения о дальнейших возможных исследованиях.
В ходе исследования была достигнута поставленная перед ним цель: дискурсивные особенности современного песенного текста были выявлены и подробно описаны. Для этого были выполнены следующие задачи:
1) Была проанализирована существующая научная литература по нескольким темам: язык современной песни, поликодовые тексты, корпусная лингвистика, дискурсивный анализ и др..
2) С помощью программыBootCaT создан корпус песенных текстов. Для этого был выбран и собран подходящий под критерии исследования материал, который составил 52 песенных текста певицы Монеточки, написанные в период в 2015 до 2023 гг..
3) Для поиска по материалам корпуса была выбрана программа AntConC, с ее помощью производится поиск языковых единиц в корпусе.
4) Песенный текст был описан с точки зрения некоторых основных категорий изучения дискурса, таких как модус, домен и жанр. При этом наиболее актуальным для данного материала оказалось понятие модуса. Песня имеет черты двух модусов: письменного и устного. Также песенный текст был описан с точки зрения двух других важных для понимания его природы категорий: невербальных компонентов текста, а также связей с другими текстами.
Работа может стать основой для дальнейших исследований. Например, возможно расширение материала корпуса текстами других исполнителей или создание мультимодального корпуса для анализа взаимодействия письменного варианта существования песни и его устной реализации. Также на материале корпуса возможно исследование сочетаемости языковых единиц с помощью поиска коллокаций и коллострукций, исследование наиболее частотных или ключевых лексических единиц, а также исследование дискурса вcorpus-drivenподходе.
1) Была проанализирована существующая научная литература по нескольким темам: язык современной песни, поликодовые тексты, корпусная лингвистика, дискурсивный анализ и др..
2) С помощью программыBootCaT создан корпус песенных текстов. Для этого был выбран и собран подходящий под критерии исследования материал, который составил 52 песенных текста певицы Монеточки, написанные в период в 2015 до 2023 гг..
3) Для поиска по материалам корпуса была выбрана программа AntConC, с ее помощью производится поиск языковых единиц в корпусе.
4) Песенный текст был описан с точки зрения некоторых основных категорий изучения дискурса, таких как модус, домен и жанр. При этом наиболее актуальным для данного материала оказалось понятие модуса. Песня имеет черты двух модусов: письменного и устного. Также песенный текст был описан с точки зрения двух других важных для понимания его природы категорий: невербальных компонентов текста, а также связей с другими текстами.
Работа может стать основой для дальнейших исследований. Например, возможно расширение материала корпуса текстами других исполнителей или создание мультимодального корпуса для анализа взаимодействия письменного варианта существования песни и его устной реализации. Также на материале корпуса возможно исследование сочетаемости языковых единиц с помощью поиска коллокаций и коллострукций, исследование наиболее частотных или ключевых лексических единиц, а также исследование дискурса вcorpus-drivenподходе.
Подобные работы
- Языковые особенности современного песенного текста (на примере творчества Монеточки)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2021 - Средства выражения речевой агрессии в современном англоязычном
песенном дискурсе
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Лингвостилистические особенности современного молодежного песенного дискурса (на материале английского языка)
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - ТЕКСТ СОВРЕМЕННОЙ ПЕСНИ: ЛИНГВОАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (на материале хитов жанра «альтернативный рок»)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2023 - НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА
РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА «ЛЮБОВЬ» В РУССКИХ
И ВЬЕТНАМСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСНЯХ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПЕСЕННОЙ ФОРМЫ РЕКЛАМНОГО ДИСКУРСА В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - КОНЦЕПТ ЛЮБОВЬ В ПЕСЕННОМ ДИCКУPCЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА ПЕРЕВОДА ЛЕКСИКИ СОВРЕМЕННОЙ ПОП-КУЛЬТУРЫ С КИТАЙСКОГО НА РУССКИЙ ЯЗЫК
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2024 - КОНЦЕПТ «ПЛАНЕТА» В НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ТЕКСТАХ НА РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016



