Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дискурсивные особенности современного русского песенного текста

Работа №147935

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы75
Год сдачи2023
Стоимость4970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение ………………………………………………………............. 3
ГЛАВА I. Теоретические основы лингвистического анализа современного песенного текста
§1. Песенный текст как объект лингвистического рассмотрения
§2. Песня как поликодовый текст…………………. ………………… 8
§3. Лексические особенности песенного текста ………..…………… 14
§4. Явление интертекстуальности в песенном дискурсе …………… 24
§5. Исследования дискурса в современной лингвистике
§6. Корпус как способ представления языкового материала
Выводы по Главе I
ГЛАВА II. Применение метода дискурс-анализа к песенному тексту 36
§1. Создание корпуса современного русского песенного текста …... 36
§2. Модус коммуникации современного русского песенного текста. 43
§3. Текст популярной русской песни как текст поликодовый ……… 46
§4. Неинтерактивный песенный текст и интерактивный песенный дискурс
Выводы по главе
Заключение
Список использованных источников


Актуальность темы «Дискурсивные особенности современного русского песенного текста» обусловлена несколькими причинами. Во-первых, песенное искусство играет огромную роль в русскоязычной культуре, а авторский песенный текст все чаще становится объектом исследования лингвистов. Во-вторых, песня существенно отличается от поэтического текста как собственно лингвистической характеристикой, так и особенностями функционирования текстов в жизни языкового коллектива, но остается намного менее подробно описанной. В-третьих, для современной лингвистики крайне актуальны исследования поликодового текста, ярчайшим представителем которого является жанр песни. Более того, набирают популярность исследования дискурса, рассматривающие функционирование разных типов текстов. Дискурсивный анализ традиционно применяется для изучения устной речи, однако его подходы и методы допустимо применять и к письменному тексту, в то время как дискурсивные исследования зачастую обходят его стороной. Существуют исследования, посвященные дискурсивным особенностям видеоблогов (Грушевская В.Ю.), портрета делового человека (Долгова Е.В.), современной университетской газеты (Максимов В.В., Найдён Е.В., Серебренникова А.Н.), немецких научно-популярных телепередач (Филёва Е.О.), британских новостных и аналитических телепрограмм (Подольских Е.А.), Инстаграм-блогов (Шабала Д.В.) и многих других текстовых единиц. Также с дискурсивными исследованиями тесно связана корпусная лингвистика, еще одно актуальное направление лингвистики, которому посвящена часть данной работы.
Цель работы – выявить и описать дискурсивные особенности русскоязычного песенного текста и составить его лингвистическую характеристику.
Перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать предшествующую научную литературу по ряду тем, таким как язык современного песенного текста, дискурсивный анализ, особенности и функционирование поликодовых текстов, стилистика, текстология, интертекстуальность, корпусная лингвистика, и др.;
2) создать корпус современной русской песни и описать инструменты работы с ним;
3) проанализировать материал корпуса;
4) описать песенный текст с точки зрения дискурс-анализа.
В материал исследования входят современные русскоязычные песенные тексты. В рамках ВКР создается корпус песенных текстов, который будет включать в себя материалы, доступные в Интернете. Отдельное внимание уделяется текстологическим проблемам и вопросу подбора текстов, выбора вариантов текста.
При анализе материалы используются следующие методы: описательный, квантитативный, сравнительный, контекстуальный, дистрибутивный анализ, интертекстуальный анализ, стилистический анализ.
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Введение включает в себя информацию о цели, задачах, актуальности работы, характеристику материала и методов его анализа.
В первой главе содержится обзор предшествующей научной литературы. Рассматривается роль песенного искусства в русскоязычной культуре в целом. Изучается вопрос сравнения песенного текста с другими видами поэтического текста и особой природы современного песенного текста, связанной с его поликодовостью. Рассматриваются исследования, посвященные текстологической работе, необходимой при анализе современного песенного текста. Анализируется литература, посвященная проблемам интертекстуальности и вопросу текстовых категорий автора и адресата в художественном тексте. Дается обзор литературы, посвященной основным принципам создания языковых корпусов и методам работы с ними.
Вторая глава условно делится на две части. В первой части описывается процесс создания языкового корпуса, его наполнения и разметки. Анализируются языковые особенности, выявленные в процессе работы с корпусом. Во второй части описываются дискурсивные особенности песенного текста, связанные с формой их существования и распространения, их поликодовостью, способами их восприятия, наличием в них интертекстуальных связей.
В заключении подводятся итоги работы, анализируются результаты выполнения поставленных задач и формулируются выводы. Высказываются предположения о дальнейших возможных исследованиях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования была достигнута поставленная перед ним цель: дискурсивные особенности современного песенного текста были выявлены и подробно описаны. Для этого были выполнены следующие задачи:
1) Была проанализирована существующая научная литература по нескольким темам: язык современной песни, поликодовые тексты, корпусная лингвистика, дискурсивный анализ и др..
2) С помощью программыBootCaT создан корпус песенных текстов. Для этого был выбран и собран подходящий под критерии исследования материал, который составил 52 песенных текста певицы Монеточки, написанные в период в 2015 до 2023 гг..
3) Для поиска по материалам корпуса была выбрана программа AntConC, с ее помощью производится поиск языковых единиц в корпусе.
4) Песенный текст был описан с точки зрения некоторых основных категорий изучения дискурса, таких как модус, домен и жанр. При этом наиболее актуальным для данного материала оказалось понятие модуса. Песня имеет черты двух модусов: письменного и устного. Также песенный текст был описан с точки зрения двух других важных для понимания его природы категорий: невербальных компонентов текста, а также связей с другими текстами.
Работа может стать основой для дальнейших исследований. Например, возможно расширение материала корпуса текстами других исполнителей или создание мультимодального корпуса для анализа взаимодействия письменного варианта существования песни и его устной реализации. Также на материале корпуса возможно исследование сочетаемости языковых единиц с помощью поиска коллокаций и коллострукций, исследование наиболее частотных или ключевых лексических единиц, а также исследование дискурса вcorpus-drivenподходе.



1) Открытый Интернет-ресурс «ВКонтакте»: https://vk.com/@lisamonetka-raskraski-dlya-vzroslyh-vse-teksty
2) Открытый Интернет-ресурс «ВКонтакте»: https://vk.com/lisamonetka
3) Открытый Интернет-ресурс «Вконтакте»: https://vk.com/lisamonetka?w=wall-110880655_6
4) ОткрытыйИнтернет-ресурсAppleMusicforArtists: https://artists.apple.com/ru-ru/support/1108-get-your-next-release-on-apple-music
5) Открытый Интернет-ресурс Genius: https://genius.com
6) Открытый Интернет-ресурс Genius: https://genius.com/Genius-russia-how-to-add-songs-to-genius-annotated
7) Открытый Интернет-ресурс LyricFind: https://lyrics.lyricfind.com/lyrics/monetochka-картинки-про-мемы

II. Научная и справочная литература
1) Авдеенко И. А. Символ и образ города в русской рок-поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2021. №21.
2) Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов. - М.: Academia, 2003. 128 с.
3) Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. №1. С. 37-68.
4) Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: аспекты изучения // Политическая лингвистика. Екб, 2006. Вып. 20. С. 180-189.
5) Гавриков В. А. Вербальная парадигматика песенно-поэтического текста // Новый филологический вестник. 2012. №3 (22). С. 79-86.
6) Голованова Е. И. «Война» в национальном сознании: концептуальные доминанты русского песенного дискурса [Текст] / Е. И. Голованова II Лингвистика XXI века: сб. науч. ст.: к 65-летнему юбилею проф. В. А. Масловой. -М.: Флинта: Наука, 2013. - С. 108-116.
7) Григорьева Т.А. Стереотип-ситуация и стереотип-образ в текстах шлягера // Мир русского слова. 2003. №3. С. 82-88.
8) Григорьева Т.А. Стереотипность шлягера как текста массовой культуры: Автореф… дис. кан. филол. наук. СПб.: 2003. 18 с.
9) Грушевская В.Ю. Дискурсивные особенности молодежных видеоблогов в российском сегменте YouTube // Научный журнал «Дискурс-Пи». 2021. Т. 18. № 3. С. 160–175.
10) Долгова Е.В. Дискурсивные и коммуникативные особенности речевого жанра «Портрет делового человека», автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.ф.н. М. 2010.
11) Доманский Ю.В. Русская рок-поэзия: Вопросы текстологии и издательская практика // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 6. Тверь, 2002. С. 97-103.
12) Земская, Е. А., ред. (1973). Русская разговорная речь. М.: Наука.
13) Зубова Л.В. Грамматические вольности современной поэзии, 1950 – 2020. М.: Новое Литературное Обозрение, 2021.
14) Зубова Л.В. Современная русская поэзия в контексте истории языка. М.: Новое литературное обозрение, 2000.
15) Зубова Л.В. Языки современной поэзии. М.: Новое литературное обозрение, 2010.
16) Зуева Т. В., Фраёнова Е. М. Колыбельные песни // Большая российская энциклопедия. Том 14. Москва, 2009,
17) Казарин Ю.В. Филологический анализ поэтического. М.: Академический Проект, 2004. 432 с.
18) Карапетян Е.А. Экспрессивно-семантическая структура русской лирической песни как жанровой формы художественной речи и лексические средства ее формирования. Дисс. . канд. филолог, наук. Ставрополь, 2001. 254 с.
19) Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994.
20) Кибрик, А. А. (2003). «Анализ дискурса в когнитивной перспективе».М.: ИЯ РАН.
21) Кибрик, А. А. (2009). «Модус, жанр и другие параметры классификации дискурсов». В: Вопросы языкознания 2, с. 3—21.
22) Кибрик, А. А. и В. И. Подлесская, ред. (2009). Рассказы о сновидениях: Корпусное исследование устного русского дискурса. Москва: ЯСК.
23) Коньков В.И. Старовойтова О.А. Семантика молодежной песни (группа «Любэ») // Вестник СПбГУ. 1994. Вып. 2 (№9). С. 102-108.
24) Копотев М. Введение в корпусную лингвистику (Учебное пособие). AnimediaCompany, Прага, 2014.
25) Коса / Усачева В. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). С. 616—618.
26) Кострюкова О.С. Текст современной популярной лирической песни в когнитивном, коммуникативном и стилистическом аспектах: Автореф… дис. кан. филол. наук. М.: 2007. 24 с.
27) Курская В. А. Песня Васи Обломова «Начальник» в русле традиции песни-поношения // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2016. №16.
28) Ли О.Д. Песенный текст как объект лингвистического исследования // МНИЖ. 2020. №8-3 (98). С. 86-89.
29) Лопатин Н.М., Прокунин В.П. «Русские народные лирические песни» М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. 458 с.
30) Максимов В.В., Найдён Е.В., Серебренникова А.Н. Дискурсивные особенности современной университетской газеты. Известия Томского политехнического университета. 2010.
31) Максимова О.В. Лингвокульторологический потенциал русской авторской песни в практике преподавания русского языка как иностранного: Автореф. дис. кан. пед. наук. СПб.: 2008. 29 с.
32) Манович, 2018 - Манович Л. Язык новых медиа / Пер. с англ. Д. Кульчицкой. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. 399 с.
33) Матрусова А.Н. Современный песенный текст: зеркало языка. «Динамика языковых и культурных процессов в современной России. №5. 2016. Общество преподавателей русского языка и литературы. СПб. С. 374-377.
34) Медведева Д.И. Образ песни как отражение ценностной картины мира (на материале русскоязычных песенных текстов XX – начала XXI вв.) // Многоязычие в образовательном пространстве. 2014. №6. С. 190-199.
35) Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. М.,1988.
36) Михайлова А.И. Интертекстуальность в современном песенном дискурсе // SIBERIALINGUA. 2017. №3, стр. 127-137.
37) Нагибина Е.В. Содержательные и языковые особенности текстов современных эстрадных песен: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Ярославль, 2002. - 220 с.
38) Найденова Н.С., Мурадян А.А. К вопросу об исследовании песенного дискурса: лингвокультурологический аспект. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2013. № 1. С. 96-101
39) Нестеров М.Н., Карапетян Е.А. Речевая структура русской лирической песни и ее лексические средства. Армавир, 2004. 309 с.
40) Никольская Г.В. Современный песенный текст как вид креолизованного текста // Приволжский научный вестник. 2014. №7 (35). С 75-77.
41) Открытый интернет-ресурс Ruthenia, Сравнительный указатель сюжетов: http://www.ruthenia.ru/folklore/sus/index.htm
42) Открытый интернет-ресурс Ruthenia, Сравнительный указатель сюжетов: http://www.ruthenia.ru/folklore/sus/index.htm
43) Открытый интернет-ресурс Ruthenia, Сравнительный указатель сюжетов: http://www.ruthenia.ru/folklore/sus/index.htm
44) Панченко В.А. Песенный текст vs текст поэтический // НауковийвісникМіжнародногогуманітарногоуніверситету. Сер.: Філологія. 2016 №21 Т. 1. С. 54-56.
45) Плотницкий Ю. Е. Лингвостилистические и лингво-культурные характеристики англоязычного песенного дискурса: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Самара, 2005. 21 с.
46) Подольских Е. А. Дискурсивные особенности телевизионных новостей и аналитических программ в британской лингвокультуре // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. №2-4.
47) Пойманова О.В. Семантическое пространство видеовербального текста. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1997. 26 с.
48) Расплетание косы // Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Владос: Филологический факультет СПбГУ, 2002. — Т. 2.
49) Родионова А.А. Новейшая поэзия в контексте цифровой текстуальности: между поэтикой и транскодингом // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, обществе. 2019. №1.
50) Самохин И.С. Слова-сигналы различных видов эмоциональной модальности в дискурсе поп-музыки 1970-х гг. (на материале англо- и русскоязычных песенных текстов). Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20. М., 2010. - 232 с.
51) Самохин И.С. Соотношение мелодической и вербальной составляющих в песенном дискурсе/ И.С. Самохин //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2010. №3 (63). С. 144-147.
52) Свиридов С.В. Альбом и проблема вариативности синтетического текста / С.В. Свиридов // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2003. Вып. 7. Тверь. С. 13-45.
53) См об этом: Доманский Ю.В. Циклизация в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 3. Тверь, 2000. С. 99-110.
54) Сорокин Ю.А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия / Н.А. Безменова, В.П. Белянин, Н.Н. Богомолова и др. М.: Наука, 1990. С. 180-186.
55) Стернин И. А. Песня и русское общение // Коммуникативное поведение. Вып. 18. Песня как коммуникативный жанр. Воронеж: Истоки, 2004. С. 3-6.
56) Удод Д.А. Денотативность невербального в креолизованном тексте буклета музыкального альбома Вестник ТвГУ. Серия "Филология". 2015. No 2. С. 220–223.
57) Федорова, 2011 - Федорова Н. Вдоль и поперек: формы диалогизации слова в комбинаторной литературе // Транслит: литературно-критический альманах. Санкт-Петербург, 2011.
58) Филёва Е.О. Дискурсивные особенности немецких научно-популярных телепередач / Е.О. Филёва // Язык и репрезентация культурных кодов. VII Всероссийская с международным участием научная конференция молодых ученых. (Самара, 19 мая 2017 г.). Материалы и доклады Часть II. / М-во образования и науки Рос. Федерации; Самар. нац. исслед. ун-т им. С. П. Королева (Самар. ун-т), под общ. ред.: А.А. Безруковой – Самара: изд-во «Инсома-пресс», 2017. – С. 91-94.
59) Хуттунен Т. «Невы Невы»: интертекстуальное болото Бориса Гребенщикова // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2007. №9.
60) Частушка // Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966. 376 с.
61) Чернявская, 2009 - Чернявская В.Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность.Учебное пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
62) Шабала Д.В. Дискурсивные особенности микроблогов (на материале американских fitness аккаунтов в сетиInstagram). Красноярск. 2020.
63) Шинкаренкова М.Б. Метафорическое моделирование художественного мира в дискурсе русской рок-поэзии: дисс. ... канд. филол. наук. Екб, 2005. 314 с.
64) Atkins, S., Clear, J. and Ostler, N. 1992. Corpus design criteria. Literary and Linguistic Computing 7(1), 1-16.
65) Baker P., Hardie A., McEnery T. A glossary of corpus linguistics
66) Baroni M., Bernardini S. 2004. BootCaT: Bootstrapping corpora and terms from the web. Proceedings of LREC 2004.
67) Baroni M., Ueyama M. 2004. Retrieving Japanese specialized terms and corpora from the World Wide Web. Proceedings of KONVENS 2004.
68) Biber, D. 1993. Representativeness in corpus design. Literary and Linguistic Computing 8(4), 243-57
69) Chafe, W. L. (1994). Discourse, consciousness, and time: The flow and displacement of conscious experience in speaking and writing. Chicago, IL, US: University of Chicago Press.
70) Corpus Linguistics. An international handbook (2 части)
71) McEnery T., Hardie A. Corpus linguistics: method, theory and practice
72) Sharoff S. 2006. Creating general-purpose corpora using automated search engine queries. In Baroni and Bernardini (eds.) Wacky! Working papers on the Web as Corpus. Bologna: GEDIT.
73) Sinclair, J., Jones, S., Daley, R. and Krishnamurthy, R. 2004. English Collocational Studies: The OSTI Report. London: Continuum.
74) Stubbs M. 1995. ‘Collocations and semantic profiles: on the cause of the trouble with quantitative studies’, Functions of Language 2 (1): 23–55.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ