Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические особенности соматически ослабленных детей младшего школьного возраста

Работа №147919

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психологического развития соматически ослабленных детей 7
1.1. Особенности детей младшего школьного возраста 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 16
1.3. Психологическая характеристика соматически ослабленных детей
младшего школьного возраста 24
Вывод по первой главе 30
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей соматически ослабленными детьми младшего школьного возраста 32
2.1. Организация и содержание исследования 32
2.2. Результаты диагностического исследования 35
2.3. Обсуждение результатов исследования 45
Вывод по второй главе 49
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения 61

Актуальность темы заключается в том, что здоровье детей младшего школьного возраста во многом зависит от факторов: правильное питание, режим дня, прогулки на свежем воздухе, различные закаливающие процедуры, психологическое состояние в семье, двигательная активность ребенка и многое другое.
Многие родители отмечают следующее, что с того момента, как ребенок начинает обучаться в школе, начинают болеть гораздо чаще. Это зависит от того, что ребенок еще не адоптировался к новому учебному заведению и распорядку дня. В данной ситуации родителям не стоит паниковать из-за пропущенных занятий, а наоборот понимать, почему именно с началом обучения в школе у ребенка повышается восприимчивость к вирусным и бактериальным инфекциям. Ребенок, который болеет ОРВИ больше 4 раз в год, педиатры причисляют к часто болеющим детям [11].
Для младших школьников новый коллектив, это тоже стресс, хотя в некоторых школах есть подготовительные курсы. Ребенок находится в большой компании, где взаимодействует не только со сверстниками, и с учителем. В классе, где большое количество детей увеличивается риск возникновения и распространения болезни. Поэтому чем больше детей, тем выше вероятность заболеть. С началом обучения в школе первоклашкам приходится адаптироваться к новому распорядку, который отличается от дома и детский сад. У детей возрастает умственная активность, и физическая которая, тоже нагружает растущий организм младших школьников.
В чем же все-таки опасность частых простуд у младших школьников. Во-первых, частые простуды и ОРВИ не кому не идут на пользу, а школьникам тем более. Из-за болезни ребенку приходится пропускать уроки в школе, что в свою очередь приводит к отставанию от школьной программы. Зачастую организм ребенка и так ослабший от долгой болезни приходится вдвое больше нагружать себя, чтобы успеть за другими. На фоне стресса и больших нагрузок организм ребенка, который еще не оправился от старой болезни, может подвернуться новой [6].
ОРВИ, как считают педиатры, сильно ослабляет иммунитет детей, что приводит к высокой восприимчивости к различным инфекциям. Чем часто ребенок болеет, тем ему сложнее успокоить новый материал и наладить устойчивые взаимоотношения со сверстниками. Поэтому очень важно проводить профилактику ОРВИ. Лучше предотвратить, чем её лечить!
Что ж делать, если ребенок часто болеет в школе? Для этого существует ряд несложных правил, при соблюдении, которых можно повысить сопротивляемость к инфекциям. В частности, важно: проветривать помещение, в котором находится ребенок, соблюдать культурно­гигиенические навыки, прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима сна и питания, проводить закаливающие процедуры в зависимости от времени года.
Соматически ослабленные младшие школьники зачастую имеют мало друзей, круг их интересов во многом отличаются от интересов классного коллектива, испытывают психологический дискомфорт. Вследствие того, что дети часто болеют, они замкнутые, нервозные, у них переменчивое настроение, так же развивается «комплекс неполноценности» и другие личные проблемы [9].
Соматически ослабший ребенок в школе нуждается в помощи не только медиков, но еще в постоянной психологической поддержки, как со стороны взрослого, так и родителей.
Цель исследования: выявление психологических особенностей соматически ослабших детей младшего школьного возраста и уточнение возможностей психологической помощи им.
Объект исследования: психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности соматически ослабленных детей младшего школьного возраста....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Здоровье младших школьников зависит от правильного питания, соблюдение режима дня, прогулки на улице. Детский организм чаще всего подвергается различным заболеваниям. Младшие школьники, особенно первоклассники, обучаясь в школе, приходится адаптироваться к новому учебному заведению, к режиму дня, знакомиться с новыми детьми. У младшего школьника появляются новые обязанности, чем старше, тем больше, возрастает ответственность. Для здоровых детей процесс учения дается легче, чем соматически ослабленным детям. Болеющий ребенок считается тот, кто болеет больше 4 раз в год длительность заболевания более двух недель. Это приводит к тому, что ребенок отстает от школьной программы
Организм ребенка и так ослаб после долгого лечения, подвергается новым стрессам. Болеющий ребенок начинает нагонять пропущенную информацию, что приводит к еще большему истощению организма. В связи с этим ребенок может повторно заболеть.
Младший школьник осуществляет четыре вида деятельности это учеба, труд, общение, игра. Учебная деятельность является ведущей, и она же дается ребенку труднее всех, чем здоровому младшему школьнику. Трудовая деятельность так же, как и учебная дается трудно из-за состояния здоровья ребенка. Общение со сверстниками так же дается не просто, соматически болеющим детям сложно найти друзей среди сверстников.
Родители дома и педагоги в школе должны помогать и поддерживать ребенка в трудных ситуациях. Родители соматически ослабленных детей младшего школьного возраста нужно не только поддерживать и помогать своему ребенку, но и укреплять здоровье. Соблюдение элементарных правил может помочь снизить процент заболеваемости детей. В частности, соблюдение культурно-гигиенических навыков, прогулки с ребенком на свежем воздухе, соблюдение режима сна и питания.
В школе педагогам тоже нужно обращать внимание на таких детей. Помогать и подсказывать, если ребенок затрудняется ответить на тот или иной вопрос или если ребенок не справляется с поставленной ему задачей. Конкретно с соматически ослабленными детьми в школе должен работать не только классный руководитель, но и педагог-психолог. Проводить различные беседы, игры, методики по выявлению уровня тревожности, агрессии, самооценки и т.д.
В нашей работе мы рассмотрели психологические особенности соматически ослабленных детей младшего школьного возраста. Для проведения исследования взяли такие методики, как:
• проектная методика школьной тревожности А.М. Прихожан;
• методика на самооценку «Лесенка» (составитель В.Г. Щур);
• тест тревожности «Выбери нужное лицо»;
• методика «Несуществующее животное».
С помощью этих методик, мы выявили различия в уровне тревожности и самооценку у соматически ослабленных детей и сравнили их со здоровыми детьми младшего школьного возраста.
Рассмотрев результаты исследования по методике школьной тревожности Прихожан, мы сравнили показатели соматически ослабленных и здоровых детей с помощью U-критерия Манна-Уитни. Результаты НЭмп = 15.5, что находится в зоне значимости.
Рассмотрев результаты исследования по методике на выявление уровня самооценки, мы сравнили показатели соматически ослабленных и здоровых детей с помощью U-критерия Манна-Уитни. Результаты U^ = 6, что находится в зоне значимости.
Рассмотрев результаты исследования по методике, тест тревожности «Выбери нужное лицо», мы сравнили показатели соматически ослабленных и здоровых детей с помощью U-критерия Манна-Уитни. Результаты U^ = 12.5, что находится в зоне значимости....


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.-Екатеринбург, 2000.
2. Александрова С.С. Психологические особенности младшего школьника.
3. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети: клинико­социальные аспекты. Пути оздоровления. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1986. - 184 с.
4. Андрющенко Т.Ю., Шишлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: ИЦ «Академия», 2003. - 96 с.
5. Андреева Е.И., Мусина Б.К. Патогенетические основы врачебной тактики оздоровления часто болеющих детей, посещающих дошкольные учреждения // Педиатрия. - 1990. - № 9. - С. 63-67.
6. Акатов Л.И. Диагностический минимум определения психолого­педагогического статуса младшего школьника. - Курск: Изд-во КГУ, 2007. - 89 с.
7. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Пути оздоровления часто болеющих детей // Вопросы охраны материнства и детства. - 1986. - № 8. - С. 65-67.
8. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки // Журнал «Вопросы психологии». - 2007. - № 4.
9. Березанцев А.Ю. Психосоматические и соматоформные расстройства (обзор, часть 1) // Российский психиатрический журнал. - 2001. - № 3. - С. 61-69.
10. Бобович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
11. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: 2003. - 672 с.
12. Бурмистрова Е.В. Детская возрастная психология: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст / Е.В. Бурмистрова, Д.А. Донцов, М.В. Донцова, Н.Ю. Драчёва, С.В. Власова и др. // Вестник практической психологии образования. - 2015. - Т. 1. - № 1(42). - С. 3-14.
13. Викторова В.В. Младший школьный возраст как период нравственного становления личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 5(55). - С. 221-229.
14. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 - 160 с.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с....65


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ