ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ
ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ НА ОСНОВЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ РАБОТЫ С ЧЕРТЕЖОМ 6
1.1 Г еометрические задачи в курсе средней школы 6
1.2 Этапы и методы решения геометрических задач 9
1.3 Функции геометрического чертежа при решении задач 12
1.4 Приемы работы с чертежом в процессе решения геометрических
задач и действия учеников, адекватные данным приемам 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 21
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ
ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ НА ОСНОВЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ РАБОТЫ С ЧЕРТЕЖОМ 22
2.1 Анализ УМК на предмет методов и приёмов работы с чертежом при
решении задач 22
2.2 Формирование приемов работы с чертежом 23
2.3 Разработка материалов для формирования, самостоятельного переноса
на новые виды деятельности и контроля умений решать геометрические задачи на основе работы с чертежом 30
2.4 Разработка технологических карт уроков 33
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Приложение 64
Одним из основных требований, которые определяет ФГОС ООО к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, является владение умениями создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Эта задача является одной из важнейших, поскольку обеспечивает в рамках образовательного процесса связь теории с практикой. Наилучшим образом решение данной задачи реализуется в рамках курса геометрии.
Геометрия как предмет способствует не только получению непосредственно предметных результатов, но и интеллектуальному развитию ребёнка, активизации исследовательских и творческих начал. Если в курсе алгебры школьники учатся оперировать абстрактными количественными соотношениями, осуществлять над ними преобразования, то геометрия создаёт эмпирическую базу для алгебраических расчётов. В рамках курса геометрии школьник учится видеть математические соотношения в окружающем мире, выражать их через схемы, создавать адекватную графическую модель объекта. Он осуществляет преобразования графической модели в символьную, вербальную, и наоборот, а также развивает мышление и воображение.
В обучении геометрии большое значение имеет умение работать с чертежом. Пространственный образ объекта, отражённый в виде чертежа, является основой для решения геометрических задач. Однако опыт обучения геометрии свидетельствует о том, что затруднения у учеников вызывают именно геометрические задачи, выполнение чертежа, его чтение и преобразование в процессе решения. От того, как ученик владеет умениями работы с чертежом, зависит успешность процесса решения задачи.
Вышесказанное обусловливает актуальность темы организации процесса решения геометрической задачи на основе целенаправленной работы с чертежом.
Объект исследования: процесс обучения школьников решению геометрических задач в средней школе.
Предмет исследования: целенаправленная работа с чертежом как средство обучения школьников решению геометрических задач.
Цель исследования: выявить теоретические и методические аспекты решения геометрических задач на основе целенаправленного формирования приемов работы с чертежом и разработать средства реализации данного процесса.
Задачи исследования:
1. Проанализировать роль геометрических задач в курсе средней школы;
2. Выявить этапы решения геометрических задач, методы их решения;
3. Определить функции геометрического чертежа при решении задач, а также требования к чертежу;
4. Выявить приемы работы с чертежом и действия учеников, адекватные данным приемам;
5. Проанализировать УМК на предмет методов и приемов работы с чертежом при решении задач;
6. Описать методику формирования приемов работы с чертежом при решении геометрических задач;
7. Разработать материалы для формирования, самостоятельного переноса на новые виды деятельности и контроля умений решать геометрические задачи на основе работы с чертежом;
8. Разработать технологические карты уроков.
Методы исследования:
1. Анализ предметной и методической литературы по теме
исследования;
2. Содержательный отбор заданий при разработке материалов исследования....
В представленной выпускной квалификационной работе была поставлена цель выявить теоретические и методические аспекты решения геометрических задач на основе целенаправленного формирования умений работать с чертежом и разработке средств реализации данного процесса.
Можно сделать вывод, что успешность процесса решения геометрической задачи во многом зависит от корректно выполненного чертежа, от формирования соответствующих приемов работы с ним. Чертеж дополняет задачу и обладает важнейшими методическими функциями, непосредственно влияющими на процесс решения.
В первой главе исследования проанализирована роль геометрических задач в курсе средней школы, а также методы и этапы их решения, определены функции геометрического чертежа при решении задач, требования к чертежу, а также выявлены приемы работы с чертежом при решении геометрических задач и действия учащихся, соответствующие данным приемам.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проанализированы УМК на предмет методов и приёмов работы с чертежом при решении геометрических задач, описана методика формирования приёмов работы с чертежом при решении задач на примере темы «Центральные и вписанные углы» (8 класс), разработаны материалы для формирования, самостоятельного переноса на новые виды деятельности и контроля умений решать геометрические задачи на основе работы с чертежом: практическая работа обучающего характера по теме «Градусная мера дуги окружности», лабораторная работа исследовательского характера по теме «Теорема о вписанном угле» с использованием программы Geogebra, дифференцированная самостоятельная работа по теме «Центральные и вписанные углы», а также коллекция нестандартных задач и задач с прикладным содержанием по данной теме. Кроме того, составлены технологические карты уроков по темам «Теорема о вписанном угле» (урок «открытия» нового знания) и «Центральные и вписанные углы» (урок обобщения и систематизации знаний).
Можно выделить следующие методические рекомендации по организации процесса решения геометрической задачи на основе целенаправленной работы с чертежом:
1) Необходимо научить детей грамотному анализу условия задачи, соотнесению условия и чертежа, а также анализу каждого шага решения;
2) Следует уделять значительное внимание грамотному построению чертежа, аккуратности его исполнения, влиянию на ход решения;
3) Необходимо акцентировать внимание на том, что выводы, сделанные на основе чертежа, должны быть доказаны;
4) Формирование приемов работы с чертежом должно осуществляться постепенно, от простого к сложному, в системе;
5) Важно демонстрировать, что приемы применимы как к данному конкретному материалу, так и ко всем задачам в той или иной степени;
6) Необходимо давать ученикам приемы в понятной и удобной форме для усвоения.
Таким образом, задачи данного исследования решены в полной мере, цель достигнута. Результаты данного исследования могут быть использованы в учебной-методической деятельности школьного учителя.
1. Балл Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М. : Педагогика, 1990. 184 с.
2. Блинков Ю. А., Горская Е. С. Вписанные углы. М. : МЦНМО, 2017. 169 с.
3. Волчкевич М. А. Уроки геометрии в задачах. 7-8 классы. М. : МЦНМО, 2016. 208 с.
4. Геометрия. 7-9 класс : учебник для общеобразовательных организаций / Атанасян Л. С. [и др.]. 2-е издание. М. : Просвещение, 2014. 383 с.
5. Геометрия : учебник для 8 классов общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке : перевод с украинского / Мерзляк А. Г. [и др.]. Х. : Гимназия, 2016. 224 с.
6. Гурова Л. Л. Психологический анализ решения задач / под ред. Соколова А. Н. Воронеж : Воронежский университет, 1976. 327 с.
7. Гусев В. А., Кашыцина В. А. Обеспечение предметного и метапредметного результата на современном уроке геометрии // Начальная школа плюс До и После, 2013. № 10. С. 20-25.
8. Кондратьева Е. В. Обучение школьников работе с чертежом в процессе решения планиметрических задач: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Пенза, 2002. 168 с.
9. Кузьмина Н. М. Развитие конструктивных умений и навыков учащихся на уроках геометрии // Педагогический форум «Качественное образование - инвестиции в развитие региона». Якутск : Мир науки, 2015. С. 234-236.
10. Мардахаева Е. Л. Построение урока геометрии деятельностной направленности с использованием практической работы // Конференциум
АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических
конференций. М. : Академия социального управления, 2015. № 1. С. 303-304.
11. Митенева С. Ф. Принципы методической системы обучения геометрии // Журнал о Науке и Образовании. 2016. №1 (57). С. 3-11.
12. Крымская Ю. А., Ячинова С. Н. Роль упражнений на готовых чертежах в процессе обучения решению геометрических задач // Молодой ученый. 2014. №17 (76). С. 498-501. URL: https://moluch.ru/archive/76/13093/. Заглавие с экрана (дата обращения: 19.04.2022).
13. Обучение геометрии с использованием возможностей GeoGebra : учебно-методическое пособие / Безумова О. Л. [и др.]. Архангельск : КИРА, 2011. 140 с.
14. Погорелов А. В. Геометрия. 7-9 классы : учебник для общеобразовательных организаций. 2-е изд. М. : Просвещение, 2014. 240 с.
15. Саранцев Г. И. Методика обучения математике в средней школе : учебное пособие для студентов математических специальностей педагогических вузов и университетов. М. : Просвещение, 2002. 224 с....23