Введение 2
Глава 1. Теоретические основы обучения иноязычному говорению с использованием проблемных ситуаций на старшем этапе в средней общеобразовательной школе 6
1.1. Обучение иноязычному общению как проблема современных научных исследований 6
1.2 Проблемное обучение как способ организации учебновоспитательного процесса в средней общеобразовательной школе... 15
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Практические основы обучения иноязычному говорению с использованием проблемных ситуаций на старшем этапе в средней общеобразовательной школе 25
2.1 Использование проблемных ситуаций при обучении
иноязычному говорению на старшем этапе обучения английскому языку 25
2.2 Методические рекомендации по организации процесса обучения
иноязычному говорению с использованием проблемных ситуаций на старшем этапе средней общеобразовательной школы 32
Выводы по второй главе 39
Заключение 41
Список литературы 43
Обучение иноязычному говорению является важной задачей современного языкового образования. Иностранный язык - реальное средство общения между людьми разных стран, средство познания мира, а также популяризации своей культуры.
Особую актуальность приобретает проблема организации общения на всех этапах обучения иностранному языку. Обучение иноязычному общению в контексте диалога культур является одной из основных целей обучения иностранным языкам, в том числе в старшем школьном возрасте.
Решением проблемы эффективной организации процесса обучения
иноязычному общению в старшем школьном возрасте является
использование элементов проблемного обучения.
По мнению В. И. Загвязинского, проблемное обучение последовательно реализует принцип проблемности, предполагающий использование объективной противоречивости изучаемого, организацию на этой основе поиска знаний, применения способов педагогического руководства, позволяющих управлять интеллектуальной деятельностью и развитием обучаемых (развитием потребностей и интересов, речемышления и других сфер личности).
Активизация познавательной деятельности слушателей, развитие интереса к предмету «Иностранный язык», формирование самостоятельности, творческого отношения к изучаемому происходят успешнее, если преподаватель не декларирует, а постоянно рассуждает, размышляет, полемизирует с представителями других точек зрения, с аудиторией, вовлекает обучающихся в активный процесс доказательства, обоснования. Такие занятия превращаются в диалог, совместные размышления, исследовательскую работу. Познаваемое не преподносится в готовом виде, оно служит предметом исканий, оно создается, конструируется с участием обучающихся или ими самими в так называемых проблемных ситуациях.
В психолого-педагогической литературе проблемная ситуация представляет собой ощущение мыслительного затруднения.
Развитие продуктивного мышления, обеспечение прочных результатов обучения иностранному языку, формирование умений монологической и диалогической речи в процессе решения проблемных ситуаций являются важными задачами обучения иностранному языку на старшем этапе и подтверждают актуальность исследования.
Необходимость более глубокого изучения проблемы организации обучения иноязычному общению с использованием проблемных ситуаций обусловило тему исследования: «Обучение иноязычному говорению с использованием проблемных ситуаций на старшем этапе в средней общеобразовательной школе», цель которого состоит в изучении теоретических и практических основ использования проблемных ситуаций в процессе обучения иноязычному говорению учащихся старших классов.
Объект исследования - процесс обучения иноязычному говорению в старших классах средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования - организация процесса обучения иноязычному говорению в старших классах средней общеобразовательной школы с использованием проблемных ситуаций.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
• выявить особенности обучения иноязычному общению в средней общеобразовательной школе;
• охарактеризовать проблемное обучение как способ организации учебновоспитательного процесса в средней общеобразовательной школе;
• выявить и описать возрастные особенности старших школьников;
• разработать фрагменты уроков по обучению иноязычному говорению с использованием проблемных ситуаций на старшем этапе в средней общеобразовательной школе;
• сформулировать методические рекомендации по организации процесса обучения иноязычному говорению с использованием проблемных ситуаций на старшем этапе средней общеобразовательной школы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение, синтез,
систематизация); эмпирические (изучение и обобщение передового педагогического опыта организации процесса обучения иноязычному говорению с использованием проблемных ситуаций на старшем этапе в средней общеобразовательной школе).....
Обучение общению в устной форме (говорению) - важная составляющая иноязычной коммуникативной компетенции. В процессе говорения осуществляется выражение мысли. Процесс речевой деятельности тесно связан с мыслительной деятельностью. Любая коммуникативная задача является речемыслительной задачей.
Однако, учебная речевая ситуация отличается от естественной определенной детализацией в описании компонентов ситуаций, наличием вербального стимула, возможностью многократного воспроизведения, наличием опор. Проблемная ситуация отличается от учебной речевой ситуации, прежде всего, коммуникативностью. Участник общения совершает речевой поступок, направленный на осознанное и целенаправленное порождение целостных речевых произведений с целью определённого воздействия на партнёра, что приближает подобное общение к естественному. Преднамеренно создаваемые проблемные ситуации имеют особое значение для обучения устному общению на старших этапах, что обусловлено возрастными особенностями (стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям и пр.).
Проблемная ситуация рассматривается в научной литературе как ощущение мыслительного затруднения, целенаправленно организованное учителем, это сложнейшая система активности субъекта и одновременно результат этой активности, наполняющая его жизнь предметным содержанием и смыслом. Каждая ситуация предполагает особую позицию субъекта, соответствующий опыт, пути и способы выхода из неё.
Использование проблемных ситуаций при обучении иностранному языку способствуют развитию умений иноязычного общения, логического мышления, формирует языковые автоматизмы в структурном оформлении речи, помогает совершенствовать навыки и умения творческого применения 41
языковых средств, выбору правильного стиля изложения в различных сферах общения, использованию формул речевого этикета и пр.
В работе представлены фрагменты уроков по обучению иноязычному говорению с использованием проблемных ситуаций для учащихся 10-11 классов, сформулированы методические рекомендации по организации процесса обучения иноязычному говорению с использованием проблемных ситуаций на старшем этапе средней общеобразовательной школы:
• Процесс обучения иноязычному говорению старшеклассников сопровождается учётом возрастных особенностей: выработка мировоззрения, убеждений и жизненного самоопределения;
• Предлагаемые проблемные ситуации должны ставить учащегося старших классов в условия множественного выбора путей и альтернатив их решения, предоставлять возможность принимать самостоятельные решения, связанные с языковым и структурным оформлением высказывания;
• Организуя процесс обучения иноязычному говорению с
использованием проблемных ситуаций на старшем этапе средней
общеобразовательной школы, следует использовать коллективную форму работы.
Результаты и общие выводы свидетельствуют о том, что цели и задачи исследования достигнуты.
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2010. 288 с.
2. Байер Е. А., Стародубцев С. В. Педагогика для студентов вуза. Ростов н / Д: Феникс, 2006. 156 с.
3. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы. - М.: Просвещение, 1988. 256 с.
4. Бодалев А. А. Личность и общение. Избранные труды. - М.:
Педагогика, 1983. 271 с.
5. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред.
Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 672 с.
6. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М. 1991.
7. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. 336 с.
8. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. 192с.
9. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987. 190 с.
10. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. 176 с.
11. Куклина С. С. Коллективная учебная деятельность в группе на завершающих этапах овладения иноязычным общением // Иностранные языки в школе. 2000. №6. С. 37-41.
12. Леонтьев А. А. Психология общения: М.: Смысл, 1999. 365 с.
13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.
Политиздат, 1975. 304 с.
14. Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии: Сб. Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975.
15. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебн. пособие для студентов педагогических колледжей (Под ред. В. М. Филатова). - Ростов н/Д: Феникс, 2004. 416 с....31