Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения аудированию в старших классах помощью видеофрагментов
1.1 Аудирование как один из видов речевой деятельности
1.2 Обучение аудированию с учетом требования ФГОС
1.3 Способы применения видеофрагментов на уроках английского
1.4 Психолого-педагогические особенности старшеклассников
Выводы по первой главе
Глава 2. Практические основы обучения аудированию с помощь видеофрагментов
1.1 Анализ УМК
1.2 Виды видеофрагментов и их функции в обучении иностранного языка....
1.3 Разработка комплекса упражнений на основе
1.4 Применение разработанного комплекса упражнений на уроке
английского языка
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение 1
В сегодняшнее время аудирование занимает одно из самых главных ниш в числе других видов речевой деятельности, которое может применятся на уроках английского языка по ФГОС. Основная цель - тренировать и совершенствовать устную речь на английском языке в будущем.
Аудирование - сложная рецептивная мыслительно-мнемическая деятельность, связанная с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении [гальскова].
Аудирование, помимо чтения и письма, является одним из объектов контроля в Основном Государственном Экзамене и Государственной Итоговой Аттестации. Стоит отметить, что аудирование является одним из самых тяжелых типов РД. Это вызывает трудности и понимании аудиотекста и в последующем использовании прослушанной информации.
В повседневном общении важно больше слушать. Чем лучше и четче усвоиться информация на прослушивание, тем адекватнее может использоваться в дальнейшем. В аудировании чаще всего используются тексты максимально приближенные к повседневной жизни. В аудио можно услышать посторонние шумы, звуки природы, телевизора, шагов, постукивания. Это сделано для того, чтобы сложнее было воспринимать речь и максимально погрузиться в обыденность.
Одной из задач образовании является научить учеников понимать речь, которая звучит из колонок. Какой бы она не была сложной. Для достижения этой задачи большое значение имеют аутентичные материалы: аудио- и видеоматериалы.
При помощи видео речь дается немного легче, так как основная суть понимается с помощью движения актеров, жестов, громких разговор. Тут играет языковая догадка. Когда учащийся не понимает на сто процентов речь, он может понять суть исходя из видео. Это немного облегчает задачу понимание.
Существует несколько видов видеоматериалов, полученные при анализе работ Г.В. Роговой, Е.Н. Солововой, В.М Филатова.
• новости;
• учебное видео (оно прилагается к УМК);
• интервью;
• документальные фильмы;
• трейлеры;
• реклама;
• ток-шоу;
• музыкальные видеоклипы;
• видео-экскурсии;
• художественные фильмы;
• музыкальные клипы;
• мультики и т. д.
Благодаря использованию видеофрагментов у учащихся повышается мотивация к изучению языку. На собственном примере можно убедиться в этом на производственной практике в школе. Их внимание сразу заостряется на видео, они откладывают все ненужные дела, и включаются в работу. При просмотре видеофрагментов у обучающегося расширяются знания о стране изучаемого языка. Рассматривая различные видео, расширяется кругозор, не только в плане языка, но и каких-то обыденных вещей.
К тому же, достижению поставленных методических целей может способствовать:
1) легкий доступ к видеоматериалам;
2) технические возможности видео;
3) психологические особенности воздействия видеоматериалов на обучающихся;....
Не находясь в стране изучаемого языка, овладеть коммуникативной компетенцией на английском языку трудно. Одной из важных задач учителя - создать максимально реальные условия общения на уроке английского языка. Чтобы сделать уроки интересные, учитель использует ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.
Так же важно приобщать школьников к культуре страны, язык которой он изучает. Считается, что при использовании видеофильмов, цель приобщиться к культуре другого языка все выше. Через фильмы, мы познаем о другой жизни, традициях других народов.
Использование видеоматериалов на уроке иностранного языка может служить отличным способом при обучении аудированию, так как фильм - это отличный способ слушать, видеть и реагировать одновременно.
Ведь аудирование составляет основу общения, и именно с него начинается овладение устной коммуникацией.
Видеоматериалы, используемые на занятиях по иностранному языку отличаются большим многообразием и выполняют различные функции.
Одним из факторов, обеспечивающим результативность использования видеоматериалов, является их правильный отбор.
Видеоматериалы, используемые на уроках английского языка, позволяют сделать учебный процесс более интересным и увлекательным, так как:
• они имитируют условия естественного общения;
• иллюстрируют нормы изучаемого языка;
• влияют на прочность запечатления страноведческого и языкового материала;
• оказывают эмоциональное воздействие;
• способствуют интенсификации учебного процесса.
Использование видеоматериалов на уроке организуется поэтапно. Самым важным, из которых является преддемонстрационный этап, направленный на снятие речевых, грамматических и языковых трудностей, что обеспечивает дальнейшее понимание содержания видеоматериала. Следующий это демонстрационный этап, направленный на работу с упражнениями по видео. И последний это после демонстрационный. На данном этапе учащиеся анализируют фрагмент, высказывают свое мнение, впечатление в письменной или устной форме.
Мы проанализировали многие источники и пришли к выводу, что обучение английскому языку с помощью видео - это очень эффективный метод. В данный момент он прогрессирует и доказывает своё право на существование. Мы доказали, что уроки с использованием видео очень хорошо привлекают внимание ученика, развивают многие аспекты речевой деятельности, а также дают возможность творческому проявлению личности. Также, сопоставив использование видеопрограмм на уроках и особенности обучения именно в начальных классах, мы поняли, что этот метод наиболее актуален и эффективен для средней ступени обучения, когда у ученика имеется уже определённый багаж знаний.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что как средство развития навыков говорения видеоматериал является довольно эффективным. Также использование видео на уроках способствует повышению качества произношения, лучшего понимания иностранной речи непосредственно из источника, мотивации к обучению.
1. Brown, D. Teaching Aural English // The English Journal. 1950 Vol. 39 No. 3 С. 128-136.
2. Caffrey, J. Auding. / Review of Educational Research. 1955 Vol. 25 No. 2 P. 123-138.
3. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М., - 2009. - 448 с.
4. Александрова, Е. Еще раз об индивидуализации старшеклассников / Е. Александрова // Воспитательная работа в школе. - 2008. - №6. - С.27-46.
5. Барменкова, О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи /О.И. Барменкова // Иностранные языки в школе. - 1999. - №3. - С. 20-25.
6. Беляев, Б. В Очерки по психологии обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 4. - С. 48-54.
7. Бим, Н. Л. Пассов, Е. И. Организация работы по обучению чтению и аудированию [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1986. - № 3. - С. 1114.
8. Верисокин, Ю. И. Видеофильмы как средство мотивации школьников при обучении иностранным языкам [Текст] / Ю. И Верисокин // Иностранные языки в школе. - 2003 - №5. - С. 31-35.
9. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст]: пособие для учителя. - 3-е изд. - М.: АРКТИ. - 2004. - 192 с.
10. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д.галь Гальскова, Н. И. Гез. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия». - 2009. - 336 с.
11. Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст]. - М.: Высшая школа. - 1982. - 373 с.
12. Елухина, Н. В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способностей устно общаться [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 4. - С. 25-29. - № 5. - С. 20-22.
13. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов-на- Дону: Изд-во Феникс, - 1997. - 480с.
14. Каменецкая, Н. П. Использование видеофильмов при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе / Н.П. Каменецкая, М. И. Мятова // Иностранные языки в школе. - 2006. - № 4. - С. 31-39.
15. Каменецкая, Н.П. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка / Н. П. Каменецкая, В. А Ефременко // Иностранные языки в школе. - 2007. - №8. - С. 18-21....26