Психолого-педагогические условия позитивных взаимоотношений воспитанников подготовительной группы детского сада (Московский государственный психолого-педагогический университет)
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 35 детей воспитанников подготовительных групп.
Есть приложения.
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогических условий формирования позитивных взаимоотношений в детском саду 7
1.1 Психологические основы взаимоотношений детей дошкольного возраста: развитие эмоциональной сферы и социализации 7
1.2 Педагогические подходы к организации воспитательного процесса в подготовительной группе детского сада: создание благоприятной образовательной среды 12
1.3 Влияние семейного воспитания на формирование позитивных межличностных отношений у дошкольников: роль родительского участия в образовательном процессе 16
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогических условий позитивных взаимоотношений воспитанников подготовительной группы 24
2.1 Методология эмпирического исследования: цели, задачи, гипотезы и методики 24
2.2 Сбор эмпирических данных: описание использованных методик, процедур и инструментов исследования 26
2.3 Анализ и интерпретация данных: оценка полученных результатов, их обсуждение в контексте исследовательских гипотез и задач 28
Выводы по второй главе 42
Глава 3. Рекомендации по созданию психолого-педагогических условий для формирования позитивных взаимоотношений в подготовительной группе детского сада 43
3.1 Разработка педагогических стратегий и методов формирования позитивных межличностных отношений среди дошкольников 43
3.2 Предложения по оптимизации воспитательной среды детского сада для поддержки позитивных взаимоотношений 48
3.3 Программы и мероприятия для педагогов и родителей, направленные на развитие социально-эмоциональных навыков детей 53
Выводы по третьей главе 57
Заключение 58
Список литературы 59
Приложение 66
Актуальность. Современное общество ставит перед системой дошкольного образования и воспитания ряд вызовов, требующих серьезного внимания и научного подхода. Среди них – социализация ребенка, формирование у него позитивных межличностных отношений и эмоциональная адаптация в коллективе. Разработка психолого-педагогических условий, способствующих успешному преодолению этих вызовов, становится важной задачей для практической деятельности педагогов и психологов.
Объект исследования – психолого-педагогические условия позитивных взаимоотношений дошкольников.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия позитивных взаимоотношений воспитанников подготовительной группы детского сада.
Цель исследования – изучить психолого-педагогические условия, способствующие формированию позитивных взаимоотношений воспитанников подготовительной группы детского сада.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психологических и педагогических аспектов формирования позитивных взаимоотношений в дошкольном возрасте.
2. Изучить особенности взаимоотношений воспитанников подготовительной группы детского сада со сверстниками.
3. Исследовать психолого-педагогические условия, способствующие формированию позитивных взаимоотношений воспитанников подготовительной группы детского сада.
4. Определить эффективность разработанного цикла занятий по формированию позитивных взаимоотношений воспитанников подготовительной группы детского сада.
5. Разработать рекомендации по созданию психолого-педагогических условий, способствующих формированию позитивных взаимоотношений воспитанников подготовительной группы детского сада.
Гипотеза исследования: психолого-педагогические условия, способствующие формированию позитивных взаимоотношений воспитанников подготовительной группы детского сада, следующие:
1. Проведение совместных игровых и творческих занятий, где дети могут совместно решать задачи и взаимодействовать друг с другом.
2. Развитие навыков эмпатии и взаимопонимания через обсуждение различных жизненных ситуаций и проблем.
3. Формирование навыков коммуникации, в том числе умения выслушивать друг друга, выражать свои мысли и чувства, решать конфликты.
4. Организация совместных с родителями мероприятий, которые способствуют укреплению взаимодействия и партнерства между семьей и детским садом.
Методы исследования:
1. Методы теоретического анализа научных источников по проблеме исследования.
2. Обобщение и интерпретация эмпирических данных, полученных в ходе анализа.
3. Метод «Наблюдение».
4. Статистические методы, включая критерий Манна-Уитни и другие соответствующие методы.
Методики исследования:
Методы исследования были выделены из работы Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой «Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция», «наблюдательные практики» Т.В. Фуряевой.
1. «Проблемные ситуации» (О.Е. Тумакова, М.Ю. Евдешина).
2. «Незаконченные истории» (Р. Жиль).
Эмпирическая база и выборка исследования. Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения №138 г. Москва, в двух подготовительных группах. Общая численность выборки составила 35 детей воспитанников подготовительных групп.
Теоретико-методологическая основа исследования:
1. Теории и концепции эмоционального развития (К.Э. Изард, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, Л.М. Веккер и другие).
2. Учение Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой о межличностных отношениях в дошкольном возрасте.
Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами и психологами при разработке и внедрении программ развития коммуникативных способностей дошкольников в подготовительной группе детского сада, а также в работе с родителями для формирования благоприятной воспитательной среды как в семье, так и в дошкольном учреждении.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
В ходе проведенного исследования было обнаружено, что воспитание родителями имеет значительное значение в формировании социальных навыков и установок у их детей. Их образцовое поведение, поддержка и участие в образовательном процессе способствуют созданию благоприятной среды для развития межличностных отношений. Необходимо отметить, что коммуникация, поддержка эмоционального развития и создание благоприятной среды как в семье, так и в образовательном учреждении напрямую влияют на социальное и эмоциональное благополучие детей.
Подтвердилась предположение о том, что активное участие родителей в жизни и образовании детей способствует формированию положительных межличностных отношений. Родители, будучи первоначальными и основными образцами для своих детей, способны создавать благоприятную образовательную среду, где развиваются навыки общения, сотрудничества и эмоциональной поддержки. На основе данного исследования возможно дать следующие рекомендации для последующих исследований:
1. Провести более глубокий анализ влияния различных аспектов семейного воспитания (например, уровень коммуникации между родителями и детьми, степень эмоциональной поддержки) на формирование межличностных отношений у детей.
2. Исследовать влияние культурных и социальных особенностей семейного воспитания на развитие социальных навыков и отношений у детей.
3. Оценить эффективность различных программ и методик привлечения родителей к образовательному процессу для развития социальных навыков и межличностных отношений у детей.
В общем, дальнейшие исследования в данной области помогут более глубоко понять роль родителей в формировании положительных межличностных отношений у детей и разработать эффективные методики работы с семьями для поддержки социального и эмоционального развития детей.
1. Андреев, В.Д. Эмоциональное развитие детей и его взаимосвязь с семейным воспитанием / В.Д. Андреев // Журнал семейной психологии. – 2018. – № 2. – С. 36-42.
2. Андреева, Е.С. Влияние семейного воспитания на формирование социальной компетентности у детей / Е.С. Андреева // Журнал педагогических исследований. – 2022. – № 2. – С. 75-80.
3. Антонова, Л.К. Поддержка развития социальных навыков у детей в семейном воспитании: практические аспекты / Л.К. Антонова // Педагогический опыт и проблемы. – 2021. – № 4. – С. 18-25.
4. Баранова, Н.В. Эмоциональное развитие детей в контексте семейного воспитания: теоретические и прикладные аспекты / Н.В. Баранова // Журнал психологии развития. – 2018. – № 3. – С. 42-48.
5. Белова, А.С. Психологические особенности семейного воспитания и их влияние на формирование социальных навыков у детей / А.С. Белова // Психология семьи и брака. – 2018. – № 2. – С. 42-48.
6. Беляева, Е.А. Влияние семейного воспитания на формирование эмоционального интеллекта у детей / Е.А. Беляева // Психологические исследования детей. – 2022. – № 3. – С. 78-84.
7. Васильев, П.Н. Роль семьи в формировании навыков взаимодействия у детей / П.Н. Васильев // Сборник научных трудов «Семейная педагогика». – 2020. – № 3. – С. 48-54.
8. Васильева, Н.А. Роль семьи в формировании навыков социальной адаптации у детей дошкольного возраста / Н.А. Васильева // Журнал социальной педагогики. – 2021. – № 2. – С. 72-78.
9. Волкова, А.В. Создание условий для развития социальных навыков у детей в семейном воспитании / А.В. Волкова // Семейная психология и педагогика. – 2020. – № 4. – С. 55-61.
10. Герасимова, Е.Д. Родительское влияние на формирование социальных навыков у детей дошкольного возраста / Е.Д. Герасимова // Психологические исследования детей. – 2019. – № 6. – С. 88-94.
11. Головачева, Е.О. Создание эмоционально-благоприятной семейной обстановки для социального развития детей / Е.О. Головачева // Журнал психологии и социальной педагогики. – 2018. – № 3. – С. 80-86.
12. Гончарова, Е.С. Создание поддерживающей среды для эмоционального развития детей в семейном воспитании / Е.С. Гончарова // Сборник научных трудов «Семейная психология». – 2023. – № 3. – С. 15-22.
13. Горбунова, Т.М. Эмоциональное развитие детей в семье: психологические аспекты и практические рекомендации / Т.М. Горбунова // Психология семейных отношений. – 2018. – № 5. – С. 72-79.
14. Григорьев, А.В. Роль родителей в формировании социальной компетентности у дошкольников / А.В. Григорьев // Педагогика развития. – 2023. – № 5. – С. 28-34.
15. Григорьева, Л.М. Поддержка эмоционального развития детей родителями в дошкольном возрасте / Л.М. Григорьева // Вопросы психологии детства. – 2019. – № 6. – С. 105-112.
16. Гришина, Е.Н. Создание условий для эмоционального развития детей в семье / Е.Н. Гришина // Вестник педагогических наук. – 2019. – № 4. – С. 78-84.
17. Дорофеева, О.А. Влияние семейного воспитания на эмоциональное развитие детей: психологические аспекты / О.А. Дорофеева // Психология семьи и брака. – 2020. – № 4. – С. 60-66.
18. Жукова, А.И. Взаимосвязь семейного воспитания и социального развития детей дошкольного возраста / А.И. Жукова // Современные проблемы педагогики. – 2022. – № 6. – С. 45-50.
19. Захарова, М.Н. Роль родителей в формировании коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста / М.Н. Захарова // Психология образования. – 2021. – № 3. – С. 85-91.
20. Захарова, Н.Г. Поддержка родительского примера в формировании социальной компетентности у детей дошкольного возраста / Н.Г. Захарова // Сборник научных трудов «Семейная педагогика». – 2021. – № 1. – С. 34-40.
21. Иванова, Е.П. Влияние семейного воспитания на формирование социальных навыков у детей дошкольного возраста / Е.П. Иванова // Психология и педагогика. – 2019. – № 2. – С. 45-50.
22. Исаева, М.В. Влияние семейного воспитания на формирование социальных навыков у детей дошкольного возраста / М.В. Исаева // Педагогика развития. – 2023. – № 3. – С. 40-46.
23. Казакова, Н.С. Особенности семейного воспитания и развитие социальных навыков у дошкольников / Н.С. Казакова // Педагогика и психология развития. – 2021. – № 5. – С. 25-30.
24. Калинина, Л.С. Психологические аспекты семейного воспитания и развития социальных навыков у детей / Л.С. Калинина // Педагогические науки. – 2019. – № 1. – С. 67-74.
25. Карпова, Н.В. Создание эмоционально поддерживающей обстановки для социального развития детей в семье / Н.В. Карпова // Педагогический опыт и проблемы. – 2020. – № 3. – С. 58-64.
26. Козлов, Д.И. Роль родителей в формировании коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста / Д.И. Козлов // Психология семьи и брака. – 2018. – № 3. – С. 28-35.
27. Козлова, Т.В. Создание позитивной образовательной среды в семье для развития социальных навыков у детей / Т.В. Козлова // Педагогический журнал. – 2022. – № 1. – С. 32-38.
28. Комарова, Т.П. Эмоциональное развитие детей в семье: психологические аспекты и практические рекомендации / Т.П. Комарова // Педагогический опыт и проблемы. – 2022. – С.167-340.
29. Королева, Е.И. Роль семейного воспитания в формировании эмоциональной компетентности у детей дошкольного возраста / Е.И. Королева // Педагогика развития. – 2019. – № 2. – С. 76-82.
30. Костина, Е.И. Психологические особенности семейного воспитания и социализации детей / Е.И. Костина // Семейная психология и педагогика. – 2018. – № 6. – С. 40-47.
31. Красильникова, И.А. Влияние семейного воспитания на формирование навыков общения у детей / И.А. Красильникова // Психологические исследования в образовании. – 2018. – № 3. – С. 60-66.
32. Кудрявцева, Л.Г. Роль родителей в развитии социальных навыков у детей / Л.Г. Кудрявцева // Психология образования. – 2023. – № 1. – С. 92-98.
33. Кузнецова, Т.И. Взаимосвязь межличностных отношений в семье и в образовательной среде / Т.И. Кузнецова // Современная психология. – 2020. – № 3. – С. 88-94.
34. Кузьмина, М.С. Создание условий для развития эмоциональной интеллигентности у детей в семье / М.С. Кузьмина // Психологическая диагностика и консультирование. – 2019. – № 1. – С. 82-89.
35. Ларионова, О.С. Родительская поддержка как фактор формирования социальных навыков у детей / О.С. Ларионова // Психология обучения и развития. – 2019. – № 5. – С. 112-118.
36. Лебедев, Г.А. Взаимосвязь семейного воспитания и социализации детей дошкольного возраста / Г.А. Лебедев // Вестник образования и психологии. – 2019. – № 2. – С. 35-41.
37. Лебедева, Е.А. Взаимосвязь семейного воспитания и эмоционального развития детей / Е.А. Лебедева // Семейная психология. – 2018. – № 3. – С. 95-101.
38. Медведева, С.А. Воспитание коммуникативных навыков у детей в семейной обстановке / С.А. Медведева // Педагогика и психология образования. – 2021. – № 2. – С. 65-72.
39. Михайлова, А.В. Роль родителей в формировании навыков коммуникации у детей / А.В. Михайлова // Психологические аспекты семейного воспитания. – 2018. – № 1. – С. 14-20.
40. Морозова, В.П. Коммуникация и взаимодействие в семейном воспитании и развитии детей / В.П. Морозова // Вопросы психологии образования. – 2022. – № 4. – С. 20-25.
41. Назарова, Л.С. Роль семейного воспитания в развитии эмоционального интеллекта у детей / Л.С. Назарова // Семейная психология и педагогика. – 2022. – № 2. – С. 32-38.
42. Николаев, В.Д. Семейное воспитание и социализация детей: психологические аспекты / В.Д. Николаев // Психология и педагогика семьи. – 2018. – № 4. – С. 20-27.
43. Новикова, И.К. Создание поддерживающей среды в семье для развития социальных навыков у детей / И.К. Новикова // Сборник научных трудов «Семейная психология». – 2023. – № 4. – С. 40-47.
44. Павлова, В.Д. Поддержка эмоционального благополучия детей в семье: роль родителей / В.Д. Павлова // Психология семьи. – 2019. – № 3. – С. 55-60.
45. Панова, Е.М. Формирование социальной компетентности у детей в семейном воспитании / Е.М. Панова // Психология семейных отношений. – 2021. – № 1. – С. 46-52.
46. Петрова, В.И. Влияние родительского примера на формирование эмоциональной компетентности у детей дошкольного возраста / В.И. Петрова // Психологическая наука и образование. – 2019. – № 3. – С. 78-84.
47. Петрова, О.Н. Роль родительского примера в формировании социальных навыков у детей / О.Н. Петрова // Вопросы современной психологии. – 2018. – № 4. – С. 62-68.
48. Петухов, Д.В. Влияние семейного воспитания на формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста / Д.В. Петухов // Психологические исследования детей. – 2019. – № 1. – С. 88-94.
49. Поляков, А.М. Создание эмоционально-поддерживающей среды в семье для развития социальных навыков у детей дошкольного возраста / А.М. Поляков // Психология семьи и брака. – 2020. – № 2. – С. 36-42.
50. Попов, Д.А. Влияние родительского образа на формирование социальных навыков у детей дошкольного возраста / Д.А. Попов // Вестник педагогических наук. – 2022. – № 6. – С. 105-112.
51. Попова, Н.С. Влияние родительского примера на эмоциональное развитие детей / Н.С. Попова // Психология обучения и развития. – 2021. – № 3. – С. 42-48.
52. Романова, Т.С. Взаимосвязь семейного воспитания и формирования эмоциональной интеллектуальности у детей дошкольного возраста / Т.С. Романова // Психология семьи и брака. – 2020. – № 3. – С. 50-57.
53. Рыжова, О.А. Влияние семейного воспитания на формирование социальных навыков у детей: психологический анализ / О.А. Рыжова // Современная психология развития. – 2019. – № 4. – С. 112-118.
54. Савельева, Г.М. Создание эмоционально-поддерживающей обстановки в семье для формирования социальных навыков у детей / Г.М. Савельева // Вопросы психологии семьи. – 2020. – № 4. – С. 64-70.
55. Сергеев, В.Г. Поддержка эмоционального развития детей в семейном воспитании: методы и практики / В.Г. Сергеев // Психология и педагогика семьи. – 2020. – № 5. – С. 28-34.
56. Сидорова, Е.И. Поддержка эмоционального развития детей в семейной обстановке / Е.И. Сидорова // Психологические исследования. – 2023. – № 4. – С. 70-76.
57. Смирнова, А.П. Роль семейного воспитания в формировании социальных навыков у детей дошкольного возраста / А.П. Смирнова // Психология обучения и развития. – 2022. – № 2. – С. 56-63.
58. Смирнова, Н.А. Эмоциональное развитие детей и его связь с семейным воспитанием / Н.А. Смирнова // Психологический журнал. – 2021. – № 1. – С. 30-36.
59. Соколов, П.В. Создание эмоционально благоприятной семейной обстановки для развития социальных навыков у детей / П.В. Соколов // Журнал психологии и социальной педагогики. – 2022. – № 1. – С. 90-97.
60. Соколова, М.П. Роль общения в семье в формировании социальных навыков у детей / М.П. Соколова // Вестник психологии и педагогики. – 2020. – № 2. – С. 78-84.
61. Соловьева, Е.Л. Влияние семейного воспитания на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Е.Л. Соловьева // Психологическая наука и образование. – 2021. – № 4. – С. 95-102.
62. Степанова, Е.Г. Создание благоприятной образовательной среды в семье и его влияние на социальное развитие детей / Е.Г. Степанова // Сборник научных трудов «Социальная психология». – 2020. – № 1. – С. 55-60.
63. Суворова, Т.Г. Роль семьи в формировании эмоциональной устойчивости у детей / Т.Г. Суворова // Вопросы психологии образования. – 2018. – № 4. – С. 48-54.
64. Тарасова, О.Н. Психологические особенности семейного воспитания и развитие эмоциональной устойчивости у детей дошкольного возраста / О.Н. Тарасова // Психологическая диагностика и консультирование. – 2021. – № 5. – С. 110-116.
65. Фролова, Н.И. Воспитание эмоциональной интеллигентности у детей в семье: практические аспекты / Н.И. Фролова // Семейная психология и педагогика. – 2021. – № 1. – С. 28-35.