ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР КАК СПОСОБА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ
1.1. Экологическая культура старших дошкольников: сущность,
структура, содержание 6
1.2. Содержание экологического образования и воспитания в дошкольных
организациях в условиях реализации ФГОС ДО 16
1.3 Особенности использования сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании дошкольников 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
2.1. Выявление уровня сформированности уровня экологической
культуры у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Методика работы по формирования экологической культуры у детей
старшего дошкольного возраста с использованием сюжетно-ролевых игр 43
2.3. Анализ и результаты исследования 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
В настоящее время проблемы экологии в мире требуют более пристального внимания. Специалисты находятся в поиске способов для повышения ценности природных ресурсов в сознании населения, ведь природное богатство не является бесконечным и человечеству в большинстве своем трудно принять это как факт. Отсутствие рационального природопользования способствует деградации как природы, так и человеческой личности.
Бытовые проблемы, с которыми мы сталкиваемся ежедневно в повседневной жизни - финансовые, социальные, экологические и другие, имеют единый подтекст - проблема человека и его культуры. Человек и природы тесно связаны между собой, так как постоянно взаимодействуют друг с другом. Поведение человека по отношению к природе является экологической культурой.
Экологическое воспитание - это первоочередная вещь, которую специалисты пытаются донести до всего населения Земли. Особенно осознание бережного отношения к природе важно закладывать еще в дошкольном возрасте, так как этот период является начальным этапом развития личности дошкольника, формирования ценностей и его взглядов на окружающий мир. Очень важно донести до ребенка позитивное отношение к природным богатствам, «рукотворному миру», а также к окружающим людям. В связи с этим первостепенна актуальность темы экологического воспитания детей дошкольного возраста, и она нуждается в современных методах и подходах к решению.
Для работы с детьми наиболее подходящими способами являются творческие методы работы, которые позволят сформировать позитивное отношение к основам экологической культуры. К числу таких средств можно отнести сюжетно-ролевую игру.
Сюжетно-ролевая игра как средство экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией.
Объектом исследования выступает процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является сюжетно-ролевая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель исследования состоит в анализе формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с использованием сюжетноролевых игр.
Задачи исследования:
1) рассмотрение содержания экологического образования и воспитания в дошкольных организациях в условиях реализации ФГОС ДО;
2) изучение особенностей использования сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании дошкольников;
3) экспериментальное исследование процесса формирования
экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с использованием сюжетно-ролевых игр.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (июнь-август 2020 года) был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
II этап (сентябрь 2020 года) предполагал выявление уровня развития экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста;
III этап (сентябрь-декабрь 2020 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и реализацию системы НОД, направленных на развитие экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста;....
Воспитание экологической культуры включает в себя следующее: надлежащее отношение к окружающей природе, правильное понимание и видение; гуманное отношение к природе (нравственное воспитание).
Гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир уникален и неповторим. Он нуждается в нашей заботе. Это отношение и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка.
Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, ведь то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых.
Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Иными словами экологическая культура рассматривает совокупность взглядов на природу и осознанное отношение к ней, в надлежащем поведении и во всей практической деятельности.
При формировании экологического сознания и экологической культуры у детей дошкольного возраста большую роль имеет игра.
Игра - это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям людей поведения. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. В игровой деятельности дети усваивают правила поведения в природе, нравственные нормы, развивается ответственность, бескорыстная помощь и сострадание.
Важную роль играет сюжетно-ролевая игра. Это дает воспитателю возможность сделать диагностику отношений детей к природе, к другим детям, к взрослым, а также условия для понимания степени сформированности этических качеств личности.
В игре, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у ребенка экологической этики. Среди воспитательных задач, которые решают педагоги с помощью игры, немаловажное значение имеет создание благоприятных психологических условий для погружения в мир природы.
Таким образом, в процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умения и желание активно беречь и защищать природу. Игры помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистему, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой системы, так и за ее пределами. В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
1. Андриянова М.Н. Экологическое воспитание дошкольников. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2017. - С. 42-43.
2. Анисимова С.Г., Бажина И.Р., Гильманова Л.В., Соловьева К.В. Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности. // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - №2. - С. 73-75.
3. Бутенко Н.В. Роль воспитателя-эколога в формировании экологической культуры у старших дошкольников. // Детский сад от А до Я. - 2015. - №3. - С. 37-40.
4. Бутова Н.А., Токарев А.А. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС. // Молодой ученый. - 2018. - №40. - С. 163-165.
5. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых: учеб. пособие. - М.: Юрайт, 2013. - 510 с.
6. Воронина К.С. Проблемы и перспективы экологического образования в дошкольном учреждении. // Дошкольное образование. - 2015. - №5. - 36 с.
7. Дикарева И.Г. Организация экологического воспитания школьников «Экологический год». // Молодой ученый. - 2019. - №7. - С. 257-262.
8. Дьяченко О.Е. Экологическое воспитание дошкольников: создание Красной книги. // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - №2.1. - С. 12-13.
9. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. - М.: Академия, 2011. - 320 с.
10. Жамалова З.Т. Экологическое воспитание посредством ознакомления с природой города Нижневартовска. // Молодой ученый. - 2018. - №1. - С. 700-702.
11. Замятина В.В. Воспитание нравственных чувств у дошкольников через экологическое развитие. // Молодой ученый. - 2018. - №46. - С. 287-288.
12. Зарипова М.Д. Формы и методы экологического воспитания учащихся. // Молодой ученый. - 2017. - №1. - С. 524-525.
13. Захарова О.А. Приоритетные направления современного образования - экологическое воспитание. // Молодой ученый. - 2017. - №2. - С. 384-386.
14. Иванова А.И. Мир растений: экологические наблюдения и
эксперименты в детском саду. - М.: Сфера, 2010. - 240 с.
15. Ивлиева Ю.А. Знакомство с миром природы или воспитание экологической культуры ребёнка. // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). - М.: Буки-Веди, 2017. - С. 158-160....43