Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Работа №147898

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы63
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Характеристика связной речи и ее особенностей в научной
литературе 6
1.2. Многообразие речевого недоразвития и пути их преодоления 9
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
2.1. Экспериментальное изучение связной речи младших школьников с
общим недоразвитием речи 14
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 18
ГЛАВА III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Организация и содержание логопедической работы по формированию связной монологической речи у младших школьников с
общим недоразвитием речи 25
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49

Речь выполняет многообразные функции в жизни человека. Первоначальной и основной является коммуникативная функция. Ведь предназначение речи быть средством общения, поддерживать социальные контакты, обмениваться информацией.
Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении детей - школьников и активно ими осваиваются.
Именно формирование функций речи побуждает детей к овладению языком, его грамматическим строем, лексикой и фонетикой, к освоению монологической и диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Монологическая речь способствует передаче информации в более развернутом виде, выражению ребенком своих мыслей и намерений, построению логически последовательного высказывания.
В современном обществе проблема формирования речи становится все более актуальной. Связная речь является предпосылкой успешного обучения ребенка в школе. Развитие связной речи и формирование навыков общения - одна из главных задач школьного образования. Ученик, владеющий связной речью, успешно справится со сложными вопросами школьной программы. Сможет полно, последовательно, аргументированно излагать свои собственные суждения; пересказывать содержание текстов из учебной и художественной литературы, произведений устного народного творчества; давать развернутые ответы на поставленные вопросы; грамотно писать программные сочинения и изложения.
Владеть связной речью, значит иметь богатый словарный запас языка, усвоить языковые законы и нормы (т.е. овладеть грамматическим строем), а также применять их на практике, умело пользуясь усвоенным языковым материалом. Умение полно, последовательно, связно, понятно передать
Формирование связной речи у детей при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс. Если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР), то этот процесс многократно усложняется. Недоразвитие основных компонентов языковой
системы - фонетико-фонематического, грамматического, лексического, недостаточная сформированность произносительной (звуковой) и
семантической (смысловой) сторон речи вызывают значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР. Осложняет процесс овладения связной монологической речью наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.).
Формирование связной монологической речи - важнейшая задача логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Это необходимо для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития у детей школьного возраста.
Монологическая речь базируется на глубокой познавательной и, прежде всего, мыслительной деятельности. Она сложна по своей структуре, использует сложные синтаксические конструкции, требует строгого отбора лексических средств. Поэтому монолог обязательно предварительно планируется.
Со своей стороны, она влияет на развитие логического мышления и словесно-логическую память. Монологическая речь - это речь полная, развернутая, контекстная, логически связанная и законченная,
композиционно и грамматически оформленная.
Среди ученых, занимающихся изучением особенностей формирования связной речи, разработкой методик обучения следует отметить В.К. Воробьева, В.П. Глухова, Н.С. Жукову, С.Л. Рубинштейн, Т.А.Ткаченко, Т.Б. Филичеву, А.В. Ястребову и других. В своих трудах авторы
подчеркивают необходимость специального обучения связной описательно­повествовательной речи детей с общим речевым недоразвитием для полного преодоления дефекта и успешного обучения в школе.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе анализа психолого-педагогической, лингвистической, логопедической и методической литературы мы изучили характеристику связной речи, ее особенности и уровни развития. Пристальное внимание было уделено специфике связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи.
Мы уделили внимание вопросам подбора методик и проведения диагностического обследования связной монологической речи младших школьников с ОНР.
Под связной речью понимается смысловое развернутое высказывание (ряд логически соединенных предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Монологическая речь - это связная речь одного человека, коммуникативной целью которой является сообщение какой-либо информации. Одной из ключевых проблем развития младших школьников является освоение ими связной речи. Владение связной речью является результатом речевого воспитания.
Связный язык неразрывно связан с миром мыслей. Речевая связность означает связность мыслей: отдельные высказывания характеризуются смысловым единством и понятны окружающим, исходя из собственного субъективного содержания; без учета конкретной ситуации, в которой она произносится.
По сравнению с нормально развивающимися сверстниками, у школьников с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности в овладении навыками рассказывания, в воспроизведении развернутых высказываний, в лексико-грамматическом оформлении высказываний, прослеживаются смысловые пропуски. Описание предмета, как правило, сводится к перечислению свойст и признаков. Характерно для связной речи детей с ОНР нарушение связности и последовательности изложения. Дети данной категории не умеют самостоятельно составлять рассказы, им необходима помощь в виде наводящих вопросов. Они испытывают затруднения в подборе нужных слов, их ответы «пестрят» длительными паузами. Так же эти дети не замечают и не могут исправить свои ошибки.
Обучение рассказыванию - сложный и длительный процесс, который требует умелого педагогического воздействия и
коррекционно-логопедической работы. Это самый трудный раздел речевого развития учащихся. Учить ребенка рассказывать - значит формировать его связную речь. Овладение связными формами высказываний вызывают трудности у детей с общим недоразвитием речи. В школе развитие связной монологической речи осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на учебных занятиях.
Нами было проведено эксперементальное обследование сформированности связной монологической речи у младших школьников с ОНР. В нем принимали участие учащиеся первого класса.
В обследовании использовались различные методики, акцент делался на методику В.П. Глухова.
Обследование проводилось по следующим направлениям:
• формирование лексического играмматического строя речи;
• формирование связной речи.
Была выявлена специфика коррекционно-логопедической работы по формированию связной монологической речи младших школьников с ОНР. В ходе результатов исследования было выявлено, что задания дети выполняли в основном на высоком и среднем уровне.
Мы проводили коррекционно-педагогическую работу с учетом индивидуальных особенностей детей, потребностей группы, стараясь комплексно воздействовать на все компоненты речи.
В разработанном нами методическом комплексе по формирования связной монологической речи у младших школьников с ОНР были учтены основные принципы. Игры и упражнения мы использовали для обогащения словарного запаса, развития умения активно пользоваться различными способами словообразования, развития и совершенствования грамматического оформления речи, развития навыков построения связных высказываний, для отбора языковых средств построения высказываний.
Результаты нашей работы были проверены в ходе проведения контрольного эксперимента, который показал, что использование дидактических игр с применением картинок обогащает словарный запас детей, помогает точному и четкому формированию их мысли в процессе подготовки связного высказывания, делает речь более доказательной, учит детей рассуждать, передавать содержание текста по сюжетной картине.


1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А.К. Аксенова. - М.: Владос, 2004. - 320 с.
2. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. - М.: URSS, 2008. - 248 с.
3. Акименко, В.М. Новые логопедические технологии: учебно- метод. пособие / В.М. Акименко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 105 с.
4. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии / В.М. Акименко. - Ростов на-Дону: Феникс, 2011. - 109 с.
5. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной
речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева // под ред. Р.И. Лалаевой. -
М.: Владос, 2009. - 182 с.
6. Бардышева, Т.Ю. Обучение связной речи детей 6-7 лет. Картиннографические планы рассказов (комплект из 30 наглядных пособий) / Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. - М.: Скрипторий, 2012. - 30 с.
7. Виноградова, Е.А. Конспекты логопедических занятий. Обучение грамоте детей с недоразвитием речи / Е.А. Виноградова. - М.: Феникс, 2022. - 205 с.
8. Виноградова, Н.Ф. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой / Н.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 2004. - 25 с.
9. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь. - 5-е изд., испр. /
Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2007. — 352 с.
11. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. - 1994. - № 2. - 56 с.
12. Глухов, В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. / В.П. Глухов.
• М.: Аркти, 2004. - 240 с.
13. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. - М.: Просвещение, 1991. - 112 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: - https://eruditor.io/file/361347
14. Жукова, Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. - М.: Эксмодетсво, 2016. - 120 с.
15. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.Г. Зикеев. - М.: Академия, 2000. - 200 с....34


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ