ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 РОЛЬ PUBLIC RELATIONS В ФОРМИРОВАНИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Внутрифирменные PR-инструменты формирования
корпоративной культуры 7
1.2 Российский и зарубежный опыт развития корпоративной культуры
предприятий 20
ГЛАВА 2 КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА АО «НАУЧНО
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» 30
2.1 Характеристика деятельности предприятия 30
2.2 Исследование корпоративной культуры АО «НИИФИ» 36
2.3 Рекомендации и предложения по совершенствованию
корпоративной культуры АО «НИИФИ» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Промышленность занимает особенное место в структуре экономики России в общем. Огромную значимость в промышленности России играет отрасль авиакосмической промышленности. Фонды авиастроения России авиастроения сосредоточены в двух профильных интегрированных структурах: Объединенная авиастроительная корпорация (в ней состоят крупнейшие самолетостроительные предприятия) и Оборонпром (в нее входят крупнейшие вертолетостроительные и двигателестроительные предприятия). Наикрупнейшими научными центрами авиастроения являются: ВИАМ, ЦИАМ, ЦАГИ, ЛИИ, ГосНИИАС, ОНПО «Технология».
В структуру Роскосмоса, опираясь на данные с официального сайта, входит 66 предприятий. Крупнейшие предприятия космической индустрии: ОАО «РКК «Энергия» им. С. П. Королева», ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, ЦСКБ-Прогресс, Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения», НПО машиностроения, ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко», ОАО «Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева» (ОАО «ГРЦ Макеева»), Научно-производственное объединение им. С. А. Лавочкина, АО «НИИФИ».
Опираясь на эти данные, нам представляется интересным и актуальным проанализировать корпоративную культуру такого промышленного научноисследовательского предприятия, как АО «НИИФИ» (г. Пенза), которое, в свою очередь, входит в структуру Роскосмоса. Новизна данной работы заключается в том, что изучение корпоративной культуры промышленного научно-исследовательского предприятия является довольно малоизученным аспектом.
Актуальность изучения процессов формирования корпоративной культуры состоит в том, что любая организация имеет свою культуру, историю и традиции. Развитие и поддержание корпоративной культуры напрямую влияет на деятельность компании и рабочую обстановку. Основным двигателем организации является руководство и коллектив, именно сплоченность этих двух факторов ведет организации к успеху. Очевидно, что развитая корпоративная культура положительно влияет на жизнь предприятия в целом, с чем и связана тема данной работы.
Объект - корпоративная культура научно-исследовательского предприятия.
Предмет - корпоративная культура АО «НИИФИ».
Цель - анализ особенностей формирования корпоративной культуры и разработка рекомендаций по повышению мотивации участия сотрудников в корпоративной жизни АО «НИИФИ».
Задачи:
1. Рассмотреть основные внутрифирменные PR-инструменты развития корпоративной культуры, а также формы и виды корпоративных и PR- мероприятий.
2. Рассмотреть российский и зарубежный опыт развития корпоративной культуры предприятия
3. Дать характеристику деятельности АО «Научно-исследовательский институт физических измерений».
4. Провести исследование корпоративной культуры АО «НИИФИ».
5. Разработать рекомендации и предложения по совершенствованию корпоративной культуры АО «НИИФИ».
Методологической основой темы выпускной квалификационной работы послужили нормативные акты, а также учебная и специализированная литература.
Стоит отметить, что литературы по данной теме сравнительно много, она представлена в учебниках, учебных пособиях, публикациях Интернет- библиотек.
Так, в учебно-методическом пособии Лапиной Т.А. «Корпоративная культура» изучаются проблемы теории корпоративной культуры, ее составляющие, функции. Представлен материал, который был использован при диагностике, оценке и управлению культурой в соответствии с условиями стратегического управления....
Корпоративная культура представляет собой одну из форм проявления культуры общества, которая создается и действует по тем же законам, что и любая другая культура, но имеет свои особенности. Корпоративная культура, определяется как модель поведенческих норм, разделяемых всеми, которая была использована в прошлом и признана правильной и, следовательно, должна быть передана для усвоения новым членам организации как единственно правильный способ восприятия, представления и отношения. На сегодняшний день в России это понятие все еще кажется достаточно новым, хотя многие элементы современного термина «корпоративная культура» использовались и в советскую эпоху в нашей стране.
Корпоративная культура, как составная часть культуры в целом, отражает уровень развития предприятия, творческих сил и способностей сотрудников.
В ходе работы были изучены особенности корпоративной культуры, методы, формы, PR-инструменты корпоративной культуры и основные виды корпоративных PR-мероприятий. Также были проанализированы основные критерии корпоративной культуры на примерах российских и зарубежных предприятий.
Инструменты внутреннего PR практически не отличаются от традиционно применяемых в области связей с общественностью во внешней среде. PR-инструменты разделяются на управляемые и неуправляемые. К управляемым относятся: исследования, собрания сотрудников,
внутрикорпоративные издания, доски объявлений, доски почета, письма- поздравления, фирменный стиль, корпоративный кодекс, телеконференции, музей фирмы, корпоративные мероприятия. К неуправляемым PR- инструментам относятся: сарафанное радио, негативные слухи.
Такие мероприятия разряжают обстановку в коллективе, создают благоприятные условия для выполнения работы.
Для успешного функционирования корпоративной культуры проводятся различные внутрифирменные корпоративные PR-мероприятия. Такие мероприятия направлены на внутреннюю аудиторию предприятия: сотрудников, членов их семей. Виды корпоративные PR-мероприятий: обучающие тренинги, корпоративные семинары и конференции, деловые презентации, слеты дилеров, церемонии награждения, развлекательные вечеринки, интеллектуальные и спортивные мероприятия.
В рамках выпускной квалификационной работы изучаемым предприятием выступало АО «НИИФИ» - ведущее предприятие космической отрасли, специализирующееся на разработке, производстве и поставке датчиков, преобразователей и систем измерения, диагностики, контроля, управления, мониторинга и аварийной защиты.
АО «НИИФИ» является корпоративным отраслевым центром компетенций «Датчико-преобразующая аппаратура и пьезотехника» в составе Российской корпорации ракетно-космического приборостроения и информационных систем. Предприятие обладает уникальным опытом создания приборов для экстремальных условий эксплуатации в космосе и на земле. В настоящее время продукция АО «НИИФИ» используется также для оснащения существующих и перспективных образцов вооружения, военной и авиационной техники, для систем аварийной защиты реакторных установок и контроля технологических процессов атомных станций России, Украины, Индии, Болгарии, Ирана, Китая, для железнодорожного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, нефтегазодобывающей и других отраслей промышленности.
В работе было проведено социологическое исследование, которое играет очень важную роль. Оно помогло реально оценить корпоративную культуру АО «НИИФИ». В ходе исследования были проведены два опроса: сотрудников и руководящего состава предприятия .
Проведенное исследование показало, что большинство респондентов положительно относятся к предприятию. Они гордятся его статусом и успехом на мировом уровне. Благодаря долгой истории успешной работе и АО «НИИФИ», данное предприятие заслужило уважение и признание среди рабочего персонала.....
1. Абрамов, Р.Н. Связи с общественностью / Р.Н. Абрамов. - М.: Академический Проект, 2009. - 255 с.
2. Аверин, А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации: учебное пособие / А.Н. Аверин. - М.: РАГС, 2008. - 230 с.
3. Алешина, И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров / И. В. Алешина.
• М.: Эксмо, 2006. - 350 с.
4. Баландина, Т.А. Корпоративная культура / Т.А. Баландина // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. - 2005. - №3 (40). - 233 с.
5. Василенко, А.Б. ПИАР крупных российских корпораций / А.Б. Василенко. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 280 с.
6. Глотова, А. Внутренний PR: технология успеха / А. Глотова // Справочник по управлению персоналом. - 2008. - №9 . - С.60-75.
7. Гойхман, О.Я. Организация и проведение мероприятия / О.Я. Гойхман. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 350 с.
8. Грунт, Е.В. Современное состояние корпоративной культуры в органах государственной службы и факторы ее формирования: социологический анализ/ Грунт, Е.В. - Челябинск: Центр анализа и прогнозирования, 2008. - 223 с.
9. Даулинг, Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности / Г. Даулинг. - М.: Имидж-Контакт, 2003. - 198 с.
10. Демин, Д.И. Корпоративная культура: Десять самых
распространенных заблуждений / Демин Д.И. - М.: Альпина Паблишер, 2016.
• 360 с.
11. Демин, Ю.М. Бизнес PR / Ю.М. Демин. - М.: Бератор-Пресс, 2003.
• 240 с.
12. Заславская, Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция / Т.И. Заславская. - М.,
2002. - 285 с.
13. Ивченко, С.В. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / С.В. Ивченко. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. - 321 с.
14. Ильинский, С.В. Общественные связи. Реклама. Маркетинг / С.В. Ильинский. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2006. - 165 с.
15. Идрисов Ш.А. Маркетинг: учебное пособие / Ш.А. Идрисов, Л.А. Волкова. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2013. - 238 с....51