ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1 Особенности развития и адаптации к обучению у школьников разных
возрастных групп 6
1.2 Зрительный анализатор. Изменение остроты зрения 8
1.3 Опорно-двигательный аппарат. Формирование осанки 14
1.4 Пищеварительная система и болезни органов пищеварения 22
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их анализ 32
3.1 Оценка физического здоровья школьников 32
3.2 Оценка гигиенического режима школьной среды 38
Заключение 41
Список литературы 42
Приложение 1 48
В последние годы здоровье детей стало предметом особой социальной озабоченности и тревоги, поскольку оно связано с фундаментальными ценностями общества, такими как поддержание трудового, оборонного, репродуктивного и интеллектуального потенциала страны [35].
При оценке состояния здоровья детей и подростков важно учитывать баланс между функциональными системами растущего организма и внешней средой, который наилучшим образом обеспечивает видоспецифическое социальное функционирование [23]. Изучение показателей здоровья позволяет оценить влияние различных факторов организм человека и эффективность санитарных мероприятий [13].
Если оценивать данные официальной статистики, то в среднем у детей и подростков-школьников диагностируется наличие 2-х-З-х хронических заболеваний на момент обучения, что может характеризовать состояние здоровья как неудовлетворительное, при этом лидируют заболевания, связанные с нарушениями работы зрительного анализатора, на втором месте - опорно-двигательного аппарата [ 1 ].
На формирование здоровья ребенка влияют следующие факторы:
• параметры школьной среды - 21-27% ;
• параметры окружающей среды - 57%;
• социально-гигиенические условия быта ребенка - 25-40% [12].
Обучающиеся проводят огромное количество времени в стенах школы. Оценка санитарно-эпидемического состояния учебных учреждений показывает, что только 20% из них можно считать полностью соответствующими гигиеническим требованиям. Примерно в 30% случаев регистрируются грубые нарушения различных аспектов санитарноэпидемического режима и требований (в частности, по параметрам освещенности, .состоянию школьной мебели, помещений, воздушному режиму, состоянию воды).
Еще одним важным фактором риска, могущим изменить состояние здоровья ребенка, да и взрослого человека, в не лучшую сторону является режим и качество питания.
Новые реалии, быстрота изменений в мире в целом, требуют перемен и в процессе обучения - оно становится интенсивным, увеличивается учебная нагрузка в школе на уроках, требуется осваивать большие объемы данных в сжатые сроки, что приводит к увеличению времени подготовки вне стен школы. Таким образом, ученик вынужден тратить колоссальное количество времени на сидячую работу, резко снижается двигательная активность, повышается тревожность, увеличивается нагрузка на органы чувств и нервную систему, что не может не сказаться негативно на состоянии здоровья.
Здоровье школьников напрямую зависит от содержания учебной программы, чем выше социальный статус учебного заведения (гимназия, лицей), тем, как правило, больше учебная нагрузка. Такое положение привело к необходимости введения санитарных правил и норм, устанавливающих условия и организационные требования к обучению школьников в различных типах образовательных учреждений [35].
За последние 20 лет система образования подверглась огромным изменениям. Цель модернизации - повысить качество образовательного процесса, сделать его более удобным для всех участников процесса обучения и воспитания. Однако, реальность диктует свои правила: нагрузка в школах только увеличивается, несмотря на уменьшение количества часов, переходы на новые планы обучения требуют все большей самостоятельности от школьников, что безусловно увеличивает время домашней работы и резко снижает двигательную активность детей, которые к ней особенно чувствительны [35]....
Таким образом, нами были изучены показатели физического здоровья и их динамика у детей школьного возраста с. Лопатино. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что здоровье учащихся при переходе из класса в класс только ухудшается.
Эти отклонения в состоянии здоровья в значительной мере определяются учебной нагрузкой, которая только возрастает с каждым годом, а также нарушением гигиенических норм и требований, предъявляемых к школьной среде.
Родители и педагоги должны обратить особое внимание на те аспекты школьной жизни, на которые они действительно могут повлиять:
• убеждать детей пользоваться столовой, что сохранит режим питания, и в организм детей будут поступать необходимые им нутриенты, пусть не в оптимальном соотношении, но более приближенном к возрастным нормам,
• следить за уровнем освещения кабинетов во время активной работы, размещать крупные растения в отведенных нормами местах, а не на подоконниках, проводить небольшую гимнастику для глаз, за продолжительностью непрерывного чтения и соблюдением зрительного режима во внешкольное время,
• следить за правильной установкой пар и рассадкой учеников, в соответствии с гигиеническими правилами.
Только благодаря совместным усилиям учителей, родителей и учеников можно добиться положительных изменений в показателях здоровья детей.
1. Аветисов Э.С. Близорукость. М.: Медицина, 1986.
2. Аветисов Э.С. Охрана зрения детей. М.: Медицина, 1975. 272 с.
3. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. / под ред. Д .В. Колесова . М.: Педагогика, 1989.
4. Баранов А.А. Медико-демографическая ситуация и здоровье детей России. И Материалы второй национальной ассамблеи «Охрана репродуктивного здоровья населения». М.:1997. 5-7 с.
5. Белецкая В.И., Громова З.П., Егорова Т.П. Школьная гигиена. М.: Просвещение, 1983.159 с.
6. Белостоцкая Е.М. Гигиена зрения школьников. М.: Медицина, 1960. 136 с.
7. Большакова М.Д. Гигиена детей и подростков: Учебник для студентов медицинских институтов. / под ред. С.М. Громбаха 2-е изд. Т.: Медицина, 1980.
8. Большая медицинская энциклопедия. М.: Эксмо, 2006. 864 с.
9. Булько А. Н. Современный словарь иностранных слов. М., Мартин, 2006. 43 с.
10. Великанова А.П., Балашова Т.П. // Конгресс педиатров России, 3-й.: Материалы. М.: 1998. 67 с.
11. Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия. М.: 1972. 240 с. [с. 32-42].
12. Воробьев Р.П. Питание и здоровье. М.: Медицина, 1990. 154 с.
13. Выхристюк О.Ф., Самсыгина Г.А., Корникина М.А. / Съезд педиатров России, 8-й. Материалы. М.: 1998 - 31 с.
14. Гигиена детей и подростков. / под ред. Г.Н. Академика Сердюковской и профессора А.Г. Сухарева. М.: Медицина, 1986. 495 с.
15. Гигиена: словарь - справочник: учебное пособие для медицинских вузов. / под общей редакцией В.А. Тутельяна. М.: В. школа, 2006. 399 с....