Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 8 СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЛЕТНИХ ЛАГЕРЯХ
1.1. Современное образование и значение спортивно - оздоровительной
деятельности в летний период 8
1.2. Специфика физического воспитания учащихся в детских лагерях 14
1.3. Особенности спортивно-оздоровительной работы с детьми 9-10 лет в 20 условиях летнего лагеря
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ 27 ФИЗИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
2.1. Общая характеристика лагеря 27
2.2. Организация и методы исследования 29
2.3. Диагностика уровня физических умений здоровья у младших школьников
2.4. Экспериментальная работа по развитию физических умений у младших 39
школьников спортивно-оздоровительном лагере 59
2.5. Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что физкультурно-массовые и спортивные мероприятия, которые проводятся в детских лагерях с целью полноценного решения задач физического воспитания, формирования здорового образа жизни школьников, повышения двигательной активности, спортивных достижений.
Формами общелагерной физкультурно-массовой и спортивной работы являются: дни здоровья и спорта, соревнования младших школьников «Веселые старты», массовые соревнования «Старты надежд», разные внутрилагерные соревнования, физкультурные праздники и др. И важное значение приобретает работа классного руководителя.
Спортивные соревнования в лагерях должны отвечать требованиям массовости и проводиться при объективном и грамотном судействе. Следует тщательно подготавливать места проведения соревнований, украшать их лозунгами, плакатами, вымпелами. На соревнованиях у учеников должно быть создано радостное, приподнятое настроение. Дети должны приходить на соревнования, как на праздник.
В существующей методической литературе и в периодической печати часто встречается, когда спортивные соревнования называют праздниками спорта. Действительно, хорошо организованные соревнования с парадом открытия и закрытия, торжественным награждением победителей являются своеобразным праздником спорта. Но для специалиста физкультурные праздники— это нечто другое. Это комплексное мероприятие, включающее в себя соревнования, показательные выступления, конкурсы, викторины, игры и, самое главное, охватывающее всех учащихся.
Объект исследования: процес спортивно-оздоровительной работы в летнем лагере.
Предмет исследования: особенности спортивно-оздоровительной работы с младшими школьниками в спортивно-оздоровительном лагере .
Цель выпускной квалификационной работы — разработка проекта спортивно - оздоровительных мероприятий детского лагеря и оценка ее эффективности.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Построение и формы общелагерной физкультурно-массовой и спортивной работы
2. Изучить научно-методическую литературу по формированию здорового образа жизни.
3. Изучить методику общелагерного направления физического воспитания учащихся
4. Дать понятие современного образования и значения спортивно - оздоровительной деятельности
5. Провести диагностику уровня физических умений здоровья у младших школьников 9-10 лет.
6.Экспериментально обосновать эффективность программы
В процессе написания выпускной квалификационной работы были использован материалы специальной литературы: Бондаревский Е.Я., Мирончук Б.А., И. М. Амосова, И. А.. Арямов, Ю. К. Бабанский, В. В. Белорусова, Г. А. Васильков и другие.
Практическая значимость: материал выпускной квалификационной работы может являться дополнительным материалом для рассмотрения студентами физической культуры и спорта вопросов при проведении спортивных праздников и дней здоровья в работе классного руководителя сельской школы.
В работе каждого тренера есть трудная, но очень важная миссия - быть хорошим специалистом. Как бы ни была трудна работа тренерсокой деятельности, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в лагере является физическое развитие. Именно в лагерях организуется спортивная деятельность, формируются социальные отношения между детьми. В отрядах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности детей, координатором воспитательных воздействий остается воспитатель. Именно он непосредственно взаимодействует как с детьмси, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в дружном коллективе, интересно и с пользой организовать лагерную жизнь. Тренер ( физрук) выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной, спортивной работы в лагере и наставником детей, организует и воспитывает детский коллектив, объединяет воспитательные усилия воспитателей, родителей и общественности. Тренерское руководство как проблема собирает в узел всю совокупность самых разных и сложнейших вопросов воспитания и подготовки детей. И поэтому её рассмотрение вдвойне интересно: оно позволяет раскрыть широкую картину научного видения воспитательного процесса и выверить лагерные традиции организации воспитания детей, устоявшиеся в течение многих десятилетий, а заодно развернуть идеальную конструкцию логически точного и ясного практического воплощения научно-педагогических идей.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
1. На основании проведенных экспериментальных исследований были установлены особенности функционирования летних оздоровительных лагерей:
• летний оздоровительный лагерь посещают дети, имеющие отклонения в физическом развитии и низкий уровень физической подготовленности (32% и более от общего количества детей в лагере);
• недостаточная материально-техническая база;
• не полностью разработанная нормативно-законодательная документация;
• применительно к условиям летних оздоровительных лагерей отсутствует в содержании и методики физического воспитания научное обоснование.
В ходе исследований, было выявлено, что в летних оздоровительных лагерях система физического воспитания имеет спортивно-прикладной, а не
оздоровительный характер, что дает основание для формирования методических положений о том, что педагогический подход к физическому воспитанию детей 8¬10 лет в условиях летнего оздоровительного лагеря имеет специфическую направленность и отличается от уроков по физическому воспитанию в школе адекватными учебными программами и структурой средств сориентированными на оздоровительную направленность.
2. Полученные экспериментальные данные определили информативные показатели и критерии физического развития и общей физической подготовленности. Установлено, что экспресс-методика включает следующие показатели: состояние осанки; жизненный индекс; весо-ростовой индекс; индекс развития грудной клетки; максимальная сила кисти; скоростные способности; скоро-стно-силовые способности; силовая выносливость туловища; гибкость, на основании которых целесообразно распределять детей в группы по пяти режимам для занятий физическими упражнениями, где для каждой группы будет особая направленность, интенсивность и объем физических нагрузок, а также использование средств физического воспитания:
• спортивный режим - для детей, наиболее физически развитых и подготовленных;
• поддерживающий режим - для детей с уровнем физического развития и физической подготовленности выше среднего;
• развивающий режим - для детей со средним уровнем физического развития и физической подготовленности;
• подготовительный режим - для детей с уровнем физического развития и физической подготовленности ниже среднего;
• специальный режим - для детей с низким уровнем физического развития и физической подготовленности, с выраженными отклонениями состояния здоровья.
Результаты проведенных исследований показали, что процесс физического воспитания детей 10 лет в летнем оздоровительном лагере будет более эффективным, если он строиться на основании дифференцированных учебных программ, учитывающих базовый уровень физического развития и физической подготовленности школьников конкретной группы.
. С целью благоприятного протекания физиологических процессов в период адаптации к тренировочной нагрузке и максимального тренирующего воздействия необходимо:
а) использование тренировочного режима, адекватного ведущей стороне моторики занимающихся, преобладающим двигательным качеством которых являются скоростно-силовые качества или выносливость.
б) применение тренировочного режима, при котором физические качества
развиваются комплексно для подростков, имеющих равномерно¬
пропорциональное развитие двигательных качеств. Соотношение объемов рекомендуется следующее: по 35% - на развитие выносливости и скоростно-силовых качеств и 30% - на развитие силы.
3. Для совершенствования процесса управления физической подготовкой подростков рекомендуется использовать индивидуальную карту регистрации результатов школьников, в которую ежемесячно заносить данные о физическом состоянии школьников.[1,5,8]
Разработанные учебные программы оздоровительной направленности для занятий в летнем оздоровительном лагере детей 10 лет показали свою высокую эффективность.
1. Аркин Е.А. Особенности школьного возраста. - М.: Учпедгиз, 1947. - 48 с.
2. Банникова, Т.А. Организационно-методические основы физического воспитания детей в летнем оздоровительном центре: Автореф. дис канд. пед. наук / Т.А. Банникова. - СПб., 2015. - 21с.
3. Белоконная Л.А., Лащук З.П. Лагеря труда и отдыха старшеклассников: Справочно-методическое пособие / Л.А. Белоконная, З.П.Лащук. - М.: Профиздат, 1986. - 80 с.
4. Бондаревский Е.Я., Мирончук Б.А. Физическое воспитание в пионерском лагере / Е.Я.Бондаревский, Б.А.Мирончук. -М.: Просвещение, 1996. - 143 с.
5. Булгакова Н.Ж. Плавание в пионерском лагере / Н.Ж.Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 1970.-48 с.
6. Васильев А.П., Оценка физического развития детей 1-11 классов. РАН. 2004
7. Вилькин Я.Р., Каневец Т.М. Организация по массовой физической культуре и спорту: Учеб. пособие для ин- тов физ. культ. / Я.Р.Вилькин, Т.М.Каневец. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
8. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. - К.: Здоров'я, 1981. - 120 с.
9. Гужаловский А. Ф. Развитие двигательных качеств у школьников.-- Минск: Нар. освгга, 1978.--88 с.
10. Дворкин Л.С., Младинов Н.И. Силовая подготовка юных атлетов. - Екатеринбург: Уральский гос. ун-т, 1992. - 80 с.
11. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 512 с.: ил.
12. Евтушенко С.Ф. Силовая подготовка школьников 12-15 лет с учетом соматической зрелости: Автореф. канд. дис. Краснодар. 1999. - 24 с.
13. Зациорский В.М. Воспитание физических качеств: Учебн. ТиМФВ для ИФК. - М.: ФиС, 1967, с. 168-236
14. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970.--148 с.
15. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. -М.: Высш. школа, 1983...37