Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОЛИМПИЙСКОГО СПОРТА 7
1.1. Разработка основных принципов олимпийского спорта на I Олимпийском
конгрессе в 1894 г. 7
1.2. Россия у истоков современного олимпийского движения 21
1.3. Олимпийский комитет России в системе управления олимпийским
спортом в Российской Федерации 27
Выводы 39
ГЛАВА 2. ЗНАНИЯ ОБ ОЛИМПИЗМЕ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 41
2.1. Принципы подачи олимпийских знаний в системе современного
школьного физкультурного образования 41
2.2. Уровень олимпийской образованности школьников 46
2.3. Методологические основы использования олимпийских знаний в
практике физкультурного образования школьников 49
ВЫВОДЫ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Актуальность исследования. Олимпийское образование занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. Олимпийское движение - важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека. Включение олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию.
Олимпийское образование в школе предполагает формирование у учащихся определенной системы знаний, определенной системы мотивации интересов, ценностных ориентаций и установок, определенной системы умений и навыков. Олимпийское образование — это процесс и результат усвоения систематизированных знаний современного олимпизма, его принципов и ценностей, роли в современном обществе. Эти принципы и ценности формируют соответствующую внутреннюю потребность и убежденность человека руководствоваться ими в своей предметно-практической деятельности.
Олимпийское образование в школе должно включать: социализацию личности и её связь с олимпийскими идеалами; гуманизацию образования и его связь с олимпийским движением; воспитательную функцию олимпийского образования; особенности олимпийского образования в России. Важная роль в социализации личности, в том числе и олимпийском образовании личности, принадлежит спорту, олимпийским идеалам. Основными направлениями реализации олимпийского образования в школе должны быть: научно-методическая работа, учебно-воспитательная работа и спортивно-массовая работа.
Методическая база исследования. В процессе работы мы будем пользоваться широкой теоретической базой отечественной и зарубежной литературы. Основные теоретические вопросы возрождения и развития олимпизма и его принципов освещены в работах таких исследователей, как В.Н. Платонов, И. Андонов, А. А. Исаев, Е.А. Чиглинцева, М.М.Боген и другие исследователи.
Объект исследования: Процесс распространения в мире Международного олимпийского движения.
Предмет исследования: олимпизм в системе современного школьного физкультурного образования в России.
Цель исследования: очертить положение ОИ и знаний об олимпизме в общем и в системе современного школьного физкультурного образования в России.
Задачи исследования:
• описать разработку основных принципов олимпийского спорта на I Олимпийском конгрессе в 1894 г.
• охарактеризовать роль России у истоков современного олимпийского движения
• очертить деятельность олимпийского комитета России в системе управления олимпийским спортом в Российской Федерации
• рассмотреть принципы подачи олимпийских знаний в системе современного школьного физкультурного образования
• выявить уровень олимпийской образованности школьников
• привести методологические основы использования олимпийских знаний в практике физкультурного образования школьников
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Список литературы составил 50 источников.
У истоков современных Олимпийских игр и создания МОК стоит барон Пьер де Кубертен. 16 июня 1894 года он объединил более 2000 человек на открытии конгресса по ОИ, которые на первом конгрессе, посвященном Олимпийским играм по его инициативе, создали МОК, продумали концепцию олимпизма и разработали Олимпийскую Хартию. В результате конгресса были выработаны основные положения концепции олимпизма, которые включали в себя 6 основных принципов олимпизма, соблюдающиеся до сих пор.
На этом же конгрессе была принята Олимпийская Хартия - базовый правовой документ для всего олимпийского движения, который определяет правила взаимоотношения МОК с НОК (национальными олимпийскими комитетами), а также с другими спортивными организациями международного уровня.
Явление олимпизма и сами Олимпийские игры были объектом пристального интереса со стороны российского дворянства, так, В.В.Столбов говорит о том, что к понятию «Олимпийские игры» неоднократно обращались ученые, поэты и писатели, политики, общественные деятели, художники. Развитие научно-теоретических вопросов, связанных с Олимпийскими играми способствовало созданию базиса для вступления России в Международное Олимпийское движение.
Несмотря на активное участие в истоках олимпийского движения, Россия приняла участие только в IV ОИ в 1908 году, поскольку в первую очередь не осуществлялось никакой государственной поддержки этой инициативы, соответственно, не было финансирования. Спортивные организации были мало связаны друг с другом, а также немаловажен был факт наличия большого количества скептиков, которые отвергали не только возможность участия России в Олимпийских играх, но и саму реальность их существования в дальнейшем будущем. Последний пример - проведение зимних ОИ в Сочи показал, что Россия - полноправный член МОК, а также имеет значительный спортивный потенциал.
Олимпийский комитет России будет и в дальнейшем содействовать укреплению дружественных отношений между народами посредством пропаганды принципов и идеалов олимпийского движения, спорта высших достижений, осуществлять поддержку массового спорта для всех, формируя у населения нашей страны, и, прежде всего, у детей и молодежи, потребности в занятиях физической культурой и спортом как основы здорового образа жизни.
Олимпийское образование занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. Олимпийское движение - важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека. Включение олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию.
Нами выявлено, что выявлено, что знания старших подростков я по вопросам олимпийского движения довольно скудны и поверхностны. Поэтому актуально и необходимо теоретическое изучению вопросов Олимпийских игр и олимпийского движения в школьном образовании в рамках олимпийского образования и на основании рекомендованных вопросов к изучению в примерных рабочих программах по физической культуре.
Проведенный в ходе данного исследования анализ процесса формирования системы олимпийского образования школьников позволяет сделать научно-обоснованные рекомендации по завершению формирования российской системы олимпийского образования путем создания подсистемы олимпийского образования в нефизкультурных вузах и подсистемы олимпийского образования взрослого населения.
1. Алексеев С.В. Международное спортивное право: учебник для вузов. - М: Юнити-дана; Закон и право, 2014. - 895 с.
2. Андронов О.П. Физическая культура, как средство влияния на формирование личности. - М. Мир, 2013.
3. Базунов Б. А. Кумиры стадионов Эллады: повесть о рождении, расцвете и гибели Олимпийских, Пифийских, Истмийских, Немейских, Панафинейских игр античности / Борис Базунов. - М.: Совет. спорт, 2014. - 370 с.
4. Бочинин А. Н. 100 мгновений спорта. - М.: Совет. спорт, 2017. - 95 с.
5. Буравлева Н. А, Грицкевич Н. К. Личностное развитие школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 21-26
6. Васильченко А. Нордические олимпийцы / А. Васильченко. - М.: Вече, 2018. - 320 с.
7. Великие моменты великих Игр. С 1896 года до наших дней. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 306 с.
8. Год Олимпийский 76. XII зимние Олимпийские игры. XXI летние Олимпийские игры. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 238 с.
9. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. - М: Академия, 2011. - 300 с.
10. Голощапов Б.Р., Кулишенко И.В., Крякина Е.В. Учебно-исследовательская работа студентов на факультете физической культуры: учебное пособие - М.: Издательство МГОУ, 2012.
11. Григоревич В. В. Всеобщая история физической культуры и спорта: учеб. пособие для образоват. учреждений высш. проф. образования, осуществляющих образоват. деятельность по направлению 032100 - Физическая культура / В. В. Григоревич. - М.: Совет. спорт, 2014. - 285 с.
12. Деметер Г. С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения. - М.: Советский спорт, 2015. - 323 с.
13. Джонсон М. Золотая лихорадка. Как делают олимпийских чемпионов / Майкл Джонсон. - М.: Эксмо, 2015. - 636 с.
14. Жаров К. П. Олимпийский пьедестал. Спортсмены ЦСКА, Вооруженных сил - чемпионы и призеры Олимпийских игр / К.П. Жаров. - М.: Детская книга 2018. - 204 с.
15. Замостьянов Арсений Олимпийское противостояние. Поколение победителей / Арсений Замостьянов. - М.: Алгоритм, 2016. - 672 с...50