Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности

Работа №14785

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
989
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности 7
1.1 Сущность развития творческих способностей младших школьников 7
1.2 Методика правополушарного рисования младших школьников во внеурочной деятельности 13
1.3 Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности 19
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности 25
2.1 Выявление уровня развития творческих способностей младших школьников 25
2.2 Проведение серии внеурочных занятий, включающих развитие творческих способностей обучающихся 32
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 37
Заключение 43
Список литературы информационных источников 45
Приложения 51


Проблема развития творческих способностей младших школьников является актуальной в современном мире. Современному обществу необходимы творчески активные личности, обладающей способностью нестандартно решать жизненные проблемы. В связи с этим перед современной школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что предусматривает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Проблемой развития творческих способностей занимались К.Р. Роджерс, А.Н. Лук, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.И. Петрушин, В.А. Крутецкий, Д.Б. Богоявленская, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др. Изучением внеурочной деятельностью занимались Д.В. Григорьев, Е.А. Малышева, В.А. Горский, М.В. Писчаскина, Н.А. Бердяев, Д.Б. Григорьев, В.И. Казаренков, А.С. Макаренко, В.А. Сластенин, С.Т. Шацкий, и др. Правополушарное рисование изучали Р.У. Сперри, Б. Эдвардс, Е.Г. Ершова и др. Однако, вопросы связанные с развитием творческих способностей младших школьников, в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности разработаны недостаточно. Наблюдаются противоречия между необходимостью развития творческих способностей младших школьников и недостаточной разработанностью этого вопроса во внеурочной деятельности.
Проблемой исследования является выявление педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности.
Цель исследования: выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности и доказать их эффективность.
Объект исследования: внеурочная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческих способностей обучающихся в процессе правополушарного рисования.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности будет осуществлено, если реализуются следующие педагогические условия:
- систематическое использование правополушарного рисования во внеурочной деятельности;
- использование разнообразных техник и материалов правополушарного рисования;
- развитие интереса к правополушарному рисованию;
- сочетание индивидуальных и групповых форм работы с обучающимися.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить сущность развития творческих способностей младших школьников.
2. Раскрыть особенности методики правополушарного рисования младших школьников во внеурочной деятельности.
3. Выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности.
Экспериментальной базой послужили муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Карасукская основная общеобразовательная школа» села Карасук Майминского района Республики Алтай и муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сростинская средняя общеобразовательная школа имени В.М. Шукшина» села Сростки Бийского района Алтайского края.
В процессе написания выпускной квалификационной работы использовались следующие методы: теоретический анализ литературы по теме исследования, беседа (с обучающимися и педагогами), опытно-экспериментальная работа, ее количественный и качественный анализ.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы учителями начальных классов при организации внеурочной деятельности и студентами в период прохождения педагогической практики; выявлены педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности; разработана серия внеурочных занятий; сформулированы методические рекомендации для учителей.
Апробация результатов исследования. По материалам исследования была подготовлена статья «Правополушарное рисование младших школьников» и опубликована в сборник в XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Бийск, 2018).
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, выявлено противоречие, сформулированы проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методы исследования, определена теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности» раскрыта сущность развития творческих способностей младших школьников, выявлены особенности методики правополушарного рисования младших школьников во внеурочной деятельности, выявлены педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности» выявлены уровни развития творческих способностей младших школьников, описаны организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ результатов исследования.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы, намечены перспективы дальнейшего изучения темы.
В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы.
Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 67 страниц. В работе содержится 5 таблиц, 6 гистограмм, 5 приложений, библиографический список включает 60 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщение результатов теоретического анализа литературы и опытно-экспериментальной работы по исследованию развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности позволяет сделать вывод об актуальности проведенного исследования.
В ходе работы была достигнута цель настоящего исследования, были выявлены педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности и была доказана их эффективность.
Результаты проведенного теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы, в целом, доказали выдвинутые в гипотезе предположения и позволили сформулировать следующие выводы:
- развитие творческих способностей младших школьников состоит в том, чтобы выявлять, развивать творческие способности в доступной и интересной деятельности;
- внедрена методика правополушарного рисования во внеурочную деятельность, которая является процессом увлекательным, способствующим быстрому обучению приемам рисования и созданию законченных изображений;
- выявлены педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности, к которым относятся следующие: развитие интереса к изучению рисования; использование на занятиях видеоматериалов, которые позволяют рассмотреть создания произведений в процессе правополушарного рисования; систематическое использование упражнений для правополушарного рисования; использование разнообразных техник правополушарного рисования во внеурочной деятельности и др.
- разработана и проведена серия внеурочных занятий, включающих развитие творческих способностей обучающихся.
В выпускной квалификационной работе представлены теоретические аспекты развития творческих способностей младших школьников, проанализировано понятие «творческие способности», доказана актуальность, рассмотрены педагогические условия, проанализированы уровни развития творческих способностей.
Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. Выпускная квалификационная работа не претендует на полноту исследования и дальнейшее изучение.



1. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук [Текст] / Т.В. Башаева. - Ярославль: 2014. - 239 с.
2. БерДяев, Н.А. Смысл творчества [Текст] / Н.А. Бердяев. - Москва: УИПКПРО, 2010. - 267с.
3. Бетти, Э. Откройте в себе художника [Текст] / Э. Бетти. - Минск: Попурри, 2000. - 240 с.
4. Богоявленская, Д.Б. О предмете исследования творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская // Nauka-Rastudent.ru (Электронный журнал). - 2016. - № 5. - Библиогр.: с. 36-37. - ISSN 2311-8814.
5. Божович, Л.И. Очерки психологии детей [Текст] / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в школе. - Новосибирск: СибАК, 2013. - №2 28. - Библиогр.: с. 52-58.
6. Болотина, Л.Р. Школьная педагогика [Текст] / Т.С. Комарова, С.П. Баранов // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический проект культура, 2010. - 240 с.
7. Боровик, О.В. Развитие воображения [Текст] / О.В. Боровик // Учебное пособие. - М.: Логос, 2012. - 235 с.
8. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П. Блонский // Академия психологических и социальных наук. - М.: МПСИ. Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006. - 631 с. 2006. - 631с.
9. Венгер, А.Л. Особенности психического развития детей школьного возраста [Текст] / А.Л. Венгер, Д.В. Эльконин // Педагогтка. - Москва, 2009. - 137 с.
10. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия [Текст] / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Составители: И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2010. - 231 с.
11. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - Изд. 2-е, М., 2003. - 96 с.
12. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2006. - 266 с.
13. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 2006 146 с.
14. ГилфорД, Д.П. Концепция креативности [Текст] / Д.П. Гилфорд, Э.П. Торренс // Академия развития. - СПб: Реноме, 2013. - 120 с.
15. Гин, С.И. Мир фантазии [Текст] / С.И. Гин // Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 176 с.
16. Григорович, Л.А. Развитие творческого потенциала как актуальная педагогическая проблема [Текст] / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская // Учебное пособие для учителей. - Челябинск, 2016. - 271 с.
17. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов // Методический конструктор: пос. для учителя. - М.: Просвещение, 2012. - 223 с.
18. Гридина, Т.А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи [Текст] / Т.А. Гридина // Лингвистика креатива: коллективная монография. - М.: Академия, 2014. - 379 с.
19. Давыдов, В.В. Эльконин Д.Б., Маркова А.К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста [Текст]/ В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М.: Просвещение, 2013. - 287 с.
20. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 2010. - 182 с.
21. Долян, Е.И. Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития [Текст] / Е.И. Долян // Наука и современность, 2014. - с. 51-58.
22. Дроздова, С.Б. Изобразительное искусство. 3 класс. [Текст] / С.Б. Дроздова // Поурочные планы по учебнику В.С. Кузина, Э.И.Кубышкиной «Изобразительное искусство в начальной школе 1-4 классы» в 2 частях. Часть 2 // Сост. С.Б. Дроздова. - Волгоград: Учитель АСТ, 2015. - 96 с.
23. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н.Дружинин // Учебник для гуманитарных вузов. - СПб.: Питер, 2012. - 368 с.
24. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества [Текст]/ Л.Б. Ермолова-Томина // Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2013. - 296 с.
25. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя // Учебник для вузов. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
26. Ипполитова, Н. В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация [Текст] / Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. - № 1. - Библиогр.: с. 8-14. - ISSN 2084-1469.
27. Казакова, И.С. Учимся рисовать и лепить животных [Текст] / И. С. Казакова. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.
28. Казачкова, С.П. Начальная школа. Требование стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности ФГОС [Текст] / С.П. Казачкова. - М.: Планета, 2014. - 256 с. - ISBN: 978-5-91658-638-1
29. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко [Текст] / И.Ф. Козлов // Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2004. - 987 с.
30. Козырева, Е.И. Педагогические условия [Текст] / Е.И. Козырева // Наука. - Челябинск, 2014. - 135 с.
31. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества [Текст] / Т.С. Комарова // Учебное пособие для вузов. - М., 2005. - 190 с.
32. Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников [Текст] / Т.С. Комарова // Монография. - М.: мозаика-синтез, 2014. - 144 с.
33. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / Т.С. Комарова // Учеб. пособие - М., 2007. - 142 с.
34. Лук, А. Н. Психология творчества [Текст] / А.Н. Лук. - Москва: Наука, 2005. - 126 с.
35. Лыкова, И.А. Изобразительное искусство 1-4 класс. [Текст] / И.А. Лыкова // Рабочая программа. Цветные ладошки. Издательство: Дрофа, 2011. - 46 с.
36. Мещанкина, С.В. Изобразительное искусство 1-4 класс. [Текст] / С.В. Мещанкина // Рабочая программа. Волшебная школа рисования. - Издательство: Дрофа, 2014. - 34 с.
37. Мусийчук, М.В. Практикум по развитию креативности личности [Текст] / М.В. Мисийчук // Учебное пособие для вузов. - МГПИ, 2012. - 48 с.
38. Мухина, В.С. Возрастная психология феноменология развития творчества [Текст] / В.С. Мухина // Учебное пособие. - М., 2013. -456 с.
39. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина // Учебное пособие
для студентов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2010. - 272 с.
40. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка [Текст] / В.С. Мухина // Учебное пособие - М., Педагогика, 2012. - 274 с.
41. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования [Текст] / А.В. Никитина // Планирование, конспекты занятий: пособие для учителей.- СПб.: Каро, 2014. - 96 с.
42. Павлов, С.Н. Организационно-педагогические условия [Текст] / С. Н. Павлов // Автореф. дис. канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2016. - 23 с.
43. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества [Текст] / В.И. Петрушин // Учебник для вузов. - Издательство: Юрайт, 2017. - 221 с.
44. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] / С.В. Погодина // Издательский центр академия. - Москва, 2013. - 224 с.
45. Претте, М. К. Творчество и выражение [Текст] / М.К. Претте. - Т. 1, 2. - М., 2014. - 176 с.
46. РоДжерс, К.Р. Теории творчества [Текст] / К.Р. Роджерс // Открытость опыту: экстенсиональность. - М., 2006. - 324 с.
47. Рожкова, Е.Е. Изобразительное искусство в школе [Текст] / Е.Е. Рожкова. - М.: Просвещение, 2003. - 118 с.
48. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе [Текст] / Н.Н.Ростовцев. - М.: Просвещение, 2005. - 250 с.
49. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - изд. 2-е. - М, 1998. - 388 с.
50. СайбеДинова, А.Г. Изобразительное искусство 1-4 класс. Рабочая программа [Текст] / А.Г. Сайбединова // Внеурочная деятельность. - М.: Дрофа, 2008. - 38 с.
51. Сверчков, А. В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов [Текст] / А. В. Сверчков // Молодой ученый. - 2009. - № 4. - Библиогр.: с. 279-282.
52. Семёнова, Т.В. Нетрадиционные методы рисования [Текст] / Т.В.
Семёнова. - Истоки № 1. - 2016. - 26 с.
53. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов // Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
54. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст] / Н.М. Сокольникова // Учеб. пособие. - М., 2017. - 334 с.
55. Субботина, Л.Ю. Развитие творчества у детей [Текст] / Л.Ю. Субботина // Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 2012. - 226 с.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: [Текст] с изменениями и дополнениями на 2011 г. / М- образован. и науки Рос. Федер. - М.: Просвещение, 2011. - 33 с. -(Стандарты втор. поколения). ISBN978-5-09-025287-4.
57. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // Электронный ресурс. - Режим доступа (дата обращения - 11.12.2017): http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_140174.
58. Фромм, Э.З. Искусство быть [Текст] / Э.З. Фромм // Пособие для учителей. - М., 2017. - 68 с.
59. Щербакова, А.В. Искусство и художественное творчество младших школьников [Текст] / А.В.Щербакова - М.: Просвещение, 2011. - 253 с.
60. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск.: Изд-во РБИУ, 2010 - 317 с. ISBN 978-5-91394-039-1.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ