Развитие творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности 7
1.1 Сущность развития творческих способностей младших школьников 7
1.2 Методика правополушарного рисования младших школьников во внеурочной деятельности 13
1.3 Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности 19
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности 25
2.1 Выявление уровня развития творческих способностей младших школьников 25
2.2 Проведение серии внеурочных занятий, включающих развитие творческих способностей обучающихся 32
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 37
Заключение 43
Список литературы информационных источников 45
Приложения 51
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности 7
1.1 Сущность развития творческих способностей младших школьников 7
1.2 Методика правополушарного рисования младших школьников во внеурочной деятельности 13
1.3 Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности 19
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности 25
2.1 Выявление уровня развития творческих способностей младших школьников 25
2.2 Проведение серии внеурочных занятий, включающих развитие творческих способностей обучающихся 32
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 37
Заключение 43
Список литературы информационных источников 45
Приложения 51
Проблема развития творческих способностей младших школьников является актуальной в современном мире. Современному обществу необходимы творчески активные личности, обладающей способностью нестандартно решать жизненные проблемы. В связи с этим перед современной школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что предусматривает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Проблемой развития творческих способностей занимались К.Р. Роджерс, А.Н. Лук, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.И. Петрушин, В.А. Крутецкий, Д.Б. Богоявленская, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др. Изучением внеурочной деятельностью занимались Д.В. Григорьев, Е.А. Малышева, В.А. Горский, М.В. Писчаскина, Н.А. Бердяев, Д.Б. Григорьев, В.И. Казаренков, А.С. Макаренко, В.А. Сластенин, С.Т. Шацкий, и др. Правополушарное рисование изучали Р.У. Сперри, Б. Эдвардс, Е.Г. Ершова и др. Однако, вопросы связанные с развитием творческих способностей младших школьников, в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности разработаны недостаточно. Наблюдаются противоречия между необходимостью развития творческих способностей младших школьников и недостаточной разработанностью этого вопроса во внеурочной деятельности.
Проблемой исследования является выявление педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности.
Цель исследования: выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности и доказать их эффективность.
Объект исследования: внеурочная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческих способностей обучающихся в процессе правополушарного рисования.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности будет осуществлено, если реализуются следующие педагогические условия:
- систематическое использование правополушарного рисования во внеурочной деятельности;
- использование разнообразных техник и материалов правополушарного рисования;
- развитие интереса к правополушарному рисованию;
- сочетание индивидуальных и групповых форм работы с обучающимися.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить сущность развития творческих способностей младших школьников.
2. Раскрыть особенности методики правополушарного рисования младших школьников во внеурочной деятельности.
3. Выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности.
Экспериментальной базой послужили муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Карасукская основная общеобразовательная школа» села Карасук Майминского района Республики Алтай и муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сростинская средняя общеобразовательная школа имени В.М. Шукшина» села Сростки Бийского района Алтайского края.
В процессе написания выпускной квалификационной работы использовались следующие методы: теоретический анализ литературы по теме исследования, беседа (с обучающимися и педагогами), опытно-экспериментальная работа, ее количественный и качественный анализ.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы учителями начальных классов при организации внеурочной деятельности и студентами в период прохождения педагогической практики; выявлены педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности; разработана серия внеурочных занятий; сформулированы методические рекомендации для учителей.
Апробация результатов исследования. По материалам исследования была подготовлена статья «Правополушарное рисование младших школьников» и опубликована в сборник в XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Бийск, 2018).
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, выявлено противоречие, сформулированы проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методы исследования, определена теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности» раскрыта сущность развития творческих способностей младших школьников, выявлены особенности методики правополушарного рисования младших школьников во внеурочной деятельности, выявлены педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности» выявлены уровни развития творческих способностей младших школьников, описаны организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ результатов исследования.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы, намечены перспективы дальнейшего изучения темы.
В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы.
Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 67 страниц. В работе содержится 5 таблиц, 6 гистограмм, 5 приложений, библиографический список включает 60 наименований.
Проблемой развития творческих способностей занимались К.Р. Роджерс, А.Н. Лук, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.И. Петрушин, В.А. Крутецкий, Д.Б. Богоявленская, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др. Изучением внеурочной деятельностью занимались Д.В. Григорьев, Е.А. Малышева, В.А. Горский, М.В. Писчаскина, Н.А. Бердяев, Д.Б. Григорьев, В.И. Казаренков, А.С. Макаренко, В.А. Сластенин, С.Т. Шацкий, и др. Правополушарное рисование изучали Р.У. Сперри, Б. Эдвардс, Е.Г. Ершова и др. Однако, вопросы связанные с развитием творческих способностей младших школьников, в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности разработаны недостаточно. Наблюдаются противоречия между необходимостью развития творческих способностей младших школьников и недостаточной разработанностью этого вопроса во внеурочной деятельности.
Проблемой исследования является выявление педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности.
Цель исследования: выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности и доказать их эффективность.
Объект исследования: внеурочная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческих способностей обучающихся в процессе правополушарного рисования.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности будет осуществлено, если реализуются следующие педагогические условия:
- систематическое использование правополушарного рисования во внеурочной деятельности;
- использование разнообразных техник и материалов правополушарного рисования;
- развитие интереса к правополушарному рисованию;
- сочетание индивидуальных и групповых форм работы с обучающимися.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить сущность развития творческих способностей младших школьников.
2. Раскрыть особенности методики правополушарного рисования младших школьников во внеурочной деятельности.
3. Выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности.
Экспериментальной базой послужили муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Карасукская основная общеобразовательная школа» села Карасук Майминского района Республики Алтай и муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сростинская средняя общеобразовательная школа имени В.М. Шукшина» села Сростки Бийского района Алтайского края.
В процессе написания выпускной квалификационной работы использовались следующие методы: теоретический анализ литературы по теме исследования, беседа (с обучающимися и педагогами), опытно-экспериментальная работа, ее количественный и качественный анализ.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы учителями начальных классов при организации внеурочной деятельности и студентами в период прохождения педагогической практики; выявлены педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности; разработана серия внеурочных занятий; сформулированы методические рекомендации для учителей.
Апробация результатов исследования. По материалам исследования была подготовлена статья «Правополушарное рисование младших школьников» и опубликована в сборник в XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Бийск, 2018).
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, выявлено противоречие, сформулированы проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методы исследования, определена теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности» раскрыта сущность развития творческих способностей младших школьников, выявлены особенности методики правополушарного рисования младших школьников во внеурочной деятельности, выявлены педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности» выявлены уровни развития творческих способностей младших школьников, описаны организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ результатов исследования.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы, намечены перспективы дальнейшего изучения темы.
В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы.
Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 67 страниц. В работе содержится 5 таблиц, 6 гистограмм, 5 приложений, библиографический список включает 60 наименований.
Обобщение результатов теоретического анализа литературы и опытно-экспериментальной работы по исследованию развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности позволяет сделать вывод об актуальности проведенного исследования.
В ходе работы была достигнута цель настоящего исследования, были выявлены педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности и была доказана их эффективность.
Результаты проведенного теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы, в целом, доказали выдвинутые в гипотезе предположения и позволили сформулировать следующие выводы:
- развитие творческих способностей младших школьников состоит в том, чтобы выявлять, развивать творческие способности в доступной и интересной деятельности;
- внедрена методика правополушарного рисования во внеурочную деятельность, которая является процессом увлекательным, способствующим быстрому обучению приемам рисования и созданию законченных изображений;
- выявлены педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности, к которым относятся следующие: развитие интереса к изучению рисования; использование на занятиях видеоматериалов, которые позволяют рассмотреть создания произведений в процессе правополушарного рисования; систематическое использование упражнений для правополушарного рисования; использование разнообразных техник правополушарного рисования во внеурочной деятельности и др.
- разработана и проведена серия внеурочных занятий, включающих развитие творческих способностей обучающихся.
В выпускной квалификационной работе представлены теоретические аспекты развития творческих способностей младших школьников, проанализировано понятие «творческие способности», доказана актуальность, рассмотрены педагогические условия, проанализированы уровни развития творческих способностей.
Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. Выпускная квалификационная работа не претендует на полноту исследования и дальнейшее изучение.
В ходе работы была достигнута цель настоящего исследования, были выявлены педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности и была доказана их эффективность.
Результаты проведенного теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы, в целом, доказали выдвинутые в гипотезе предположения и позволили сформулировать следующие выводы:
- развитие творческих способностей младших школьников состоит в том, чтобы выявлять, развивать творческие способности в доступной и интересной деятельности;
- внедрена методика правополушарного рисования во внеурочную деятельность, которая является процессом увлекательным, способствующим быстрому обучению приемам рисования и созданию законченных изображений;
- выявлены педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе правополушарного рисования во внеурочной деятельности, к которым относятся следующие: развитие интереса к изучению рисования; использование на занятиях видеоматериалов, которые позволяют рассмотреть создания произведений в процессе правополушарного рисования; систематическое использование упражнений для правополушарного рисования; использование разнообразных техник правополушарного рисования во внеурочной деятельности и др.
- разработана и проведена серия внеурочных занятий, включающих развитие творческих способностей обучающихся.
В выпускной квалификационной работе представлены теоретические аспекты развития творческих способностей младших школьников, проанализировано понятие «творческие способности», доказана актуальность, рассмотрены педагогические условия, проанализированы уровни развития творческих способностей.
Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. Выпускная квалификационная работа не претендует на полноту исследования и дальнейшее изучение.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ УМСТВЕННОЙ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ПРОФИЛЯ ЛАТЕРАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ УМСТВЕННОЙ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ПРОФИЛЯ ЛАТЕРАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019



