ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОРУЖИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОРУЖИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 6
1.1. Правовые и организационные аспекты применения физической силы 6
1.2. Правовые и организационные аспекты применения специальных средств и оружия 9
2. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРАВОМЕРНЫЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОРУЖИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 12
2.1. Критерии наступления уголовной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы за действия, связанные с применением ими физической силы, специальных средств и оружия 12
2.2. Уголовно-правовая оценка действий сотрудников уголовно - исполнительной системы Российской Федерации, связанных с применением ими физической силы, специальных средств и оружия 17
АНАЛИЗ ПРАВОПРЕМИНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕМЕ ВКР 25
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
1. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОРУЖИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 6
1.1. Правовые и организационные аспекты применения физической силы 6
1.2. Правовые и организационные аспекты применения специальных средств и оружия 9
2. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРАВОМЕРНЫЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОРУЖИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 12
2.1. Критерии наступления уголовной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы за действия, связанные с применением ими физической силы, специальных средств и оружия 12
2.2. Уголовно-правовая оценка действий сотрудников уголовно - исполнительной системы Российской Федерации, связанных с применением ими физической силы, специальных средств и оружия 17
АНАЛИЗ ПРАВОПРЕМИНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕМЕ ВКР 25
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что все равны перед законом никто не должен подвергаться пыткам или жестокому обращению. В Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Уголовно - исполнительная система Российской Федерации находится на стадии развития. Концепция развития уголовно - исполнительной системы до 2020 года подразумевает создание условий и порядка исполнения наказаний, обеспечивающих: гуманное отношение к осужденным, подозреваемым и обвиняемым, права человека и его интересы
Анализ деятельности пенитенциарной системы свидетельствует об имеющихся трудностях на данном направлении, что также связано с недостаточностью исследования в науке как общетеоретических, так и прикладных проблем в сфере обеспечения безопасности в исправительных учреждениях и применения таких специфических принудительных мер как физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие.
Актуальность исследования обосновывается необходимостью обеспечения безопасности сотрудников и осужденных в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание.
Объектом исследования является правовое регулирование в сфере применения физической силы, специальных средств и оружия в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Предмет - правовые основания и последствия применения физической силы, специальных средств и оружия в учреждениях и органах, исполняющих наказания.
Цель исследования состоит в выявлении проблем правового регулирования применения физической силы, специальных средств и оружия в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы в учреждениях уголовно - исполнительной системы и разработке правовых мер по их решению.
Достижение целей исследования связано с постановкой следующих задач:
1. обосновать необходимость применения мер безопасности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и соблюдения при применении этих мер прав и законных интересов, осужденных;
2. выявить основные пробелы в законодательстве, регламентирующем основания и порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия персоналом уголовно-исполнительной системы;
3. Определить наиболее характерные трудности в практике применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы.
4. разработать предложения по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения безопасности сотрудников исправительных учреждений и осужденных.
Теоретическую основу работы данной работы составляют труды следующих авторов: Е.М. Данилина, В.Л. Полозюк, Леоновой Е.Ю. Т.А. Яковлева, Н.Т. Чахалян, В.Т. Волотова, А.В. Давыденко, А.И. Дроздова, В.А. Дроздова, В.А. Борченко, Д.Э. Марченко, Л.А. Гаманенко, В.И. Кузнецова, Е.В. Китровой.
Методы исследования: общенаучные методы, такие как анализ, синтез, так и частнонаучные методы - сравнительно-правовой, анализ нормативных правовых актов и материалов судебной практики.
Нормативно - правовая основа работы Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
Уголовно - исполнительный кодекс Российской Федерации 8 января 1997 года № 1 - ФЗ (в ред. Фед. закона от 27.05.2017 № 132-ФЗ).// "Собрание законодательства РФ",1997, № 2, Ст. 198....
Уголовно - исполнительная система Российской Федерации находится на стадии развития. Концепция развития уголовно - исполнительной системы до 2020 года подразумевает создание условий и порядка исполнения наказаний, обеспечивающих: гуманное отношение к осужденным, подозреваемым и обвиняемым, права человека и его интересы
Анализ деятельности пенитенциарной системы свидетельствует об имеющихся трудностях на данном направлении, что также связано с недостаточностью исследования в науке как общетеоретических, так и прикладных проблем в сфере обеспечения безопасности в исправительных учреждениях и применения таких специфических принудительных мер как физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие.
Актуальность исследования обосновывается необходимостью обеспечения безопасности сотрудников и осужденных в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание.
Объектом исследования является правовое регулирование в сфере применения физической силы, специальных средств и оружия в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Предмет - правовые основания и последствия применения физической силы, специальных средств и оружия в учреждениях и органах, исполняющих наказания.
Цель исследования состоит в выявлении проблем правового регулирования применения физической силы, специальных средств и оружия в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы в учреждениях уголовно - исполнительной системы и разработке правовых мер по их решению.
Достижение целей исследования связано с постановкой следующих задач:
1. обосновать необходимость применения мер безопасности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и соблюдения при применении этих мер прав и законных интересов, осужденных;
2. выявить основные пробелы в законодательстве, регламентирующем основания и порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия персоналом уголовно-исполнительной системы;
3. Определить наиболее характерные трудности в практике применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы.
4. разработать предложения по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения безопасности сотрудников исправительных учреждений и осужденных.
Теоретическую основу работы данной работы составляют труды следующих авторов: Е.М. Данилина, В.Л. Полозюк, Леоновой Е.Ю. Т.А. Яковлева, Н.Т. Чахалян, В.Т. Волотова, А.В. Давыденко, А.И. Дроздова, В.А. Дроздова, В.А. Борченко, Д.Э. Марченко, Л.А. Гаманенко, В.И. Кузнецова, Е.В. Китровой.
Методы исследования: общенаучные методы, такие как анализ, синтез, так и частнонаучные методы - сравнительно-правовой, анализ нормативных правовых актов и материалов судебной практики.
Нормативно - правовая основа работы Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
Уголовно - исполнительный кодекс Российской Федерации 8 января 1997 года № 1 - ФЗ (в ред. Фед. закона от 27.05.2017 № 132-ФЗ).// "Собрание законодательства РФ",1997, № 2, Ст. 198....
В работе проведен анализ действующих российских уголовно-правовых институтов, в соответствии с которыми подлежат правовой оценке действия сотрудников УИС России, связанные с правомерным применением мер безопасности. Критериями правовой оценки таких действий сотрудников УИС России выступят либо исполнение ими должностных обязанностей, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, либо совершение правомерных действий, связанных с их применением при наличии обстоятельств, исключающих преступность деяния. В рамках данной проблемы проведено аналитическое изучение содержания норм УК РФ, закрепляющих обстоятельства, исключающие преступность деяния, в аспекте применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками УИС России. Рассмотрены условия и порядок наступления уголовной ответственности за неправомерное применение мер безопасности при наличии обстоятельств, исключающих преступность деяния.
В случаях, когда сотрудники УИС России, находясь в состоянии необходимой обороны, превышают ее пределы, применяя при этом физическую силу, специальные средства или оружие, их действия подлежат уголовно-правовой квалификации в соответствии со ст. 108 или 114 УК РФ, в зависимости от объекта посягательства, характера наступивших последствий и иных обстоятельств совершения деяния. При рассмотрение уголовных норм можно сделать вывод что их сущность заключается в более мягком характере ответственности, чем общие уголовные нормы об убийстве (ст. 105 УК РФ) и об умышленном причинении различной степени тяжести вреда здоровью (ст. 111, 112, 115 УК РФ), что продемонстрировано наличием обозначенных обстоятельств при совершении преступного деяния. При применении сотрудниками УИС России физической силы, специальных средств или оружия во время задержания лица, совершившего преступление, уголовную ответственность представители данной категории должностных несут в случАе превышения ме5р необходимой обороны для задержания лица совершающего противоправное деяние. Подобные действия сотрудников квалификацируется в соответствии со ст. 108 и 114 УК РФ, однако наказание за такое преступное деяние более строгие, чем за те же деяния, совершенные при превышении пределов правомерности необходимой обороны.
Цели задержания - доставление правонарушителя органам власти и пресечение возможности совершения им новых преступлений, поэтому сотрудникам УИС России следует применять все необходимые меры для такого задержания, причем обязательно с условием достаточности, то есть недопущения превышения необходимых для задержания мер. Вопрос о наступлении уголовной ответственности сотрудников УИС России при совершении действий, связанных с применением ими мер безопасности в результате физического или психического принуждения, при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели, а также при исполнении приказа или распоряжения, решается в процессе проведения расследования и установления всех фактов произошедшего, на основании сведений, говорящих о нарушении сотрудником соответствующих норм УК РФ (ст. 40¬42). Анализ особенностей квалификации неправомерных действий сотрудников УИС России, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, позволил сделать вывод о том, что при неправомерном применении мер безопасности сотрудники УИС России создают своими действиями угрозу общественным отношениям, обеспечивающим состояние защищенности личности, безопасности общества и государства. Федеральными законами деятельность сотрудников УИС определена в рамках исполнения должностных полномочий сотрудниками УИС России. В связи с этим рассматриваемое деяние имеет и второстепенный, качественно иной, но при этом немаловажный объект - оно затрагивает авторитет ФСИН России как государственного связи с фактическим отсутствием уголовных норм, закрепляющих в рамках отдельного правового института уголовную ответственность сотрудников УИС России за неправомерное применение физической силы, специальных средств и оружия в процессе осуществления профессиональной деятельности, а равно освобождение сотрудников правоохранительных органов от уголовной ответственности при правомерном их применении, разработаны и предложены следующие изменения в действующее российское уголовное законодательство: а) закрепить в гл. 8 УК РФ институт исполнения законных обязанностей в рамках должностных полномочий как один из видов обстоятельств, исключающих преступность деяния. б) конкретизировать особо квалифицирующие признаки ч. 3 ст. 286 УК РФ, предусмотрев более конкретные санкции за совершение каждого из них. Дифференциацию особо квалифицирующих признаков ст. 286 УК РФ следует обусловить совершением деяний, предусмотренных частями первой или второй рассматриваемой статьи, если они совершены: - (часть три) с применением насилия, а равно специальных средств, газового оружия или иных предметов, используемых в качестве орудия или с угрозой их применения - в качестве санкций за совершение такого деяния следует предусмотреть наказание в виде лишения свободы на срок от двух до семи лет; - (часть четыре) с применением огнестрельного оружия, а равно с причинением тяжких последствий - в качестве санкций за совершение такого деяния следует предусмотреть наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до двенадцати лет. К каждой из перечисленных санкций следует приобщить наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
В случаях, когда сотрудники УИС России, находясь в состоянии необходимой обороны, превышают ее пределы, применяя при этом физическую силу, специальные средства или оружие, их действия подлежат уголовно-правовой квалификации в соответствии со ст. 108 или 114 УК РФ, в зависимости от объекта посягательства, характера наступивших последствий и иных обстоятельств совершения деяния. При рассмотрение уголовных норм можно сделать вывод что их сущность заключается в более мягком характере ответственности, чем общие уголовные нормы об убийстве (ст. 105 УК РФ) и об умышленном причинении различной степени тяжести вреда здоровью (ст. 111, 112, 115 УК РФ), что продемонстрировано наличием обозначенных обстоятельств при совершении преступного деяния. При применении сотрудниками УИС России физической силы, специальных средств или оружия во время задержания лица, совершившего преступление, уголовную ответственность представители данной категории должностных несут в случАе превышения ме5р необходимой обороны для задержания лица совершающего противоправное деяние. Подобные действия сотрудников квалификацируется в соответствии со ст. 108 и 114 УК РФ, однако наказание за такое преступное деяние более строгие, чем за те же деяния, совершенные при превышении пределов правомерности необходимой обороны.
Цели задержания - доставление правонарушителя органам власти и пресечение возможности совершения им новых преступлений, поэтому сотрудникам УИС России следует применять все необходимые меры для такого задержания, причем обязательно с условием достаточности, то есть недопущения превышения необходимых для задержания мер. Вопрос о наступлении уголовной ответственности сотрудников УИС России при совершении действий, связанных с применением ими мер безопасности в результате физического или психического принуждения, при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели, а также при исполнении приказа или распоряжения, решается в процессе проведения расследования и установления всех фактов произошедшего, на основании сведений, говорящих о нарушении сотрудником соответствующих норм УК РФ (ст. 40¬42). Анализ особенностей квалификации неправомерных действий сотрудников УИС России, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, позволил сделать вывод о том, что при неправомерном применении мер безопасности сотрудники УИС России создают своими действиями угрозу общественным отношениям, обеспечивающим состояние защищенности личности, безопасности общества и государства. Федеральными законами деятельность сотрудников УИС определена в рамках исполнения должностных полномочий сотрудниками УИС России. В связи с этим рассматриваемое деяние имеет и второстепенный, качественно иной, но при этом немаловажный объект - оно затрагивает авторитет ФСИН России как государственного связи с фактическим отсутствием уголовных норм, закрепляющих в рамках отдельного правового института уголовную ответственность сотрудников УИС России за неправомерное применение физической силы, специальных средств и оружия в процессе осуществления профессиональной деятельности, а равно освобождение сотрудников правоохранительных органов от уголовной ответственности при правомерном их применении, разработаны и предложены следующие изменения в действующее российское уголовное законодательство: а) закрепить в гл. 8 УК РФ институт исполнения законных обязанностей в рамках должностных полномочий как один из видов обстоятельств, исключающих преступность деяния. б) конкретизировать особо квалифицирующие признаки ч. 3 ст. 286 УК РФ, предусмотрев более конкретные санкции за совершение каждого из них. Дифференциацию особо квалифицирующих признаков ст. 286 УК РФ следует обусловить совершением деяний, предусмотренных частями первой или второй рассматриваемой статьи, если они совершены: - (часть три) с применением насилия, а равно специальных средств, газового оружия или иных предметов, используемых в качестве орудия или с угрозой их применения - в качестве санкций за совершение такого деяния следует предусмотреть наказание в виде лишения свободы на срок от двух до семи лет; - (часть четыре) с применением огнестрельного оружия, а равно с причинением тяжких последствий - в качестве санкций за совершение такого деяния следует предусмотреть наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до двенадцати лет. К каждой из перечисленных санкций следует приобщить наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Подобные работы
- Прохождение государственной службы в органах ФСИН РФ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Гарантии обеспечения прав сотрудников подразделений режима исправительных учреждений (Современное состояние системы исполнения уголовных наказаний, Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - Дисциплинарная ответственность сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы (Система исполнения уголовных наказаний РФ, Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ В СИТУАЦИЯХ
С ПРИМЕНЕНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2021 - Методы правового регулирования и их реализация в административно-служебной деятельности подразделений безопасности ФСИН России.
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2015 - РЕЖИМ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УБИЙСТВО ПРИ ПРЕВЫШЕНИИ ПРЕДЕЛОВ НЕОБХОДИМОЙ ОБОРОНЫ
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 3200 р. Год сдачи: 2020 - Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий: уголовно-правовая характеристика, проблемы квалификации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2020





