Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация межпредметных связей на уроках технологии в начальной школе («Школа России»)

Работа №14783

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические основы реализации межпредметных связей на уроках технологии в начальной школе («Школа России») 8
1.1. Сущность межпредметных связей 8
1.2. Анализ учебников «Технология» Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой 17
1.3. Характеристика педагогических условий реализации межпредметных связей на уроках технологии 23
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по реализации межпредметных связей на уроках технологии в начальной школе («Школа России») 30
2.1. Содержание и методики опытно-экспериментальной работы 30
2.2. Проведение серии уроков технологии, ориентированной на реализацию межпредметных связей 36
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и рекомендации для учителей начальных классов 42
Заключение 46
Список использованной литературы и информационных источников 48
Приложения 54


В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) одной из целей является формирование целостной картины мира, каждый учебный предмет имеет свою структуру, определенные цели и задачи. Для формирования целостной картины мира необходимо показать связь между происходящими событиями и явлениями, изучаемыми на каждых предметах. Учителю важно увидеть эти связи в содержательном и технологическом компонентах образовательного процесса.
ФГОС НОО предполагает следующие результаты освоения предмета технология, связанные с получением первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий, о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, дизайнерских, и технологических задач. Чтобы работа на уроках технологии не сводилась к шаблонным и неинтересным алгоритмическим действиям рекомендуется использование межпредметных связей, которые в свою очередь повышают интерес и мотивацию младших школьников к учебе.
Сущность межпредметных связей в своих работах изучали Т.К. Александрова, П.Г. Кулагин, Г.И. Батурина, П.М. Иванов, Т.Л. Савченко и др. Использование межпредметных связей в начальной школе описали И.Ю. Клокова, И.А. Афанасьева, И.В. Кошмина, и др. Практический компонент проблемы рассматривали в своих работах: Е.В. Карпова, Ш.И. Ганелин, А.В. Усова, и др. Специфику уроков технологии рассмотрели педагоги: Н.Н. Конек, Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева и др.
Разработкой программы Школа России занимались В.Г. Горецкий, В.П. Канакина, Л.Ф. Климанова, М.И. Моро, А.А. Плешаков и др.
На основе изученной психолого-педагогической и методической литературы нами была выделена проблема в выявлении педагогических условий реализации межпредметных связей на уроках технологии по программе «Школа России».
Цель исследования - выявить педагогические условия реализации межпредметных связей на уроках технологии по программе «Школа России» и опытным путем доказать их эффективность.
Объект исследования - процесс изучения предмета «Технология» по программе «Школа России».
Предмет исследования - реализация межпредметных связей.
Гипотеза исследования: межпредметные связи на уроках технологии
по программе «Школа России» будут эффективно реализованы при соблюдении следующих педагогических условий:
- использование заданий, включающих материалы нескольких предметов;
- используется естественнонаучный, исторический и краеведческий материал;
- систематичность и целенаправленность работы по использованию межпредметных связей и др.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность межпредметных связей.
2. Провести анализ учебников «Технология» Т.П. Зуевой, Е.А. Лутцевой с точки зрения содержания межпредметных связей.
3. Охарактеризовать педагогические условия реализации межпредметных связей на уроках технологии.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по реализации межпредметных связей на уроках технологии.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, диагностика В.А. Ядова «Индекс удовлетворенности», беседа, опытно-экспериментальная работа, качественный анализ ее результатов и даны рекомендации учителям.
База исследования: Муниципальное казенное образовательное учреждение Мирная средняя общеобразовательная школа (МКОУ Мирная СОШ) Зонального района, Алтайского края.
Практическая значимость работы состоит в том, что выявлены и охарактеризованы педагогические условия реализации межпредметных связей, проанализирован УМК «Технология» Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой технология, проведена серия уроков, которая может быть использована в работе учителей начальных классов.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы реализации межпредметных связей на уроках технологии в начальной школе («Школа России»)» раскрыта сущность межпредметных связей, проведен анализ учебников «Технология» Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой с точки зрения содержания межпредметных связей, охарактеризованы педагогические условия реализации межпредметных связей на уроках технологии.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по реализации межпредметных связей на уроках технологии («Школа России»)», проведены беседы с учителями и учениками, диагностика В.А. Ядова «Индекс удовлетворенности», серия уроков технологии, ориентированных на реализацию межпредметных связей, выполнен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы основные выводы.
Список использованной литературы и информационных источников включает в себя 52 наименования.
В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщение результатов теоретического анализа литературы и опытно - экспериментальной работы по реализации межпредметных связей на уроках технологии позволяет сделать вывод об актуальности проведенного исследования и оценить перспективы дальнейшей разработки темы. В ходе работы была достигнута цель настоящего исследования и решены поставленные задачи.
1. Раскрыта сущность межпредметных связей, на основе психолого-педагогической литературе.
2. Проведен анализ учебников «Технология» Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой с точки зрения содержания межпредметных связей.
3. Охарактеризованы педагогические условия реализации межпредметных связей на уроках технологии.
4. Разработана серия уроков по реализации межпредметных связей и опытно-экспериментальным путем доказана ее эффективность.
Результаты проведенного теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы, в целом, доказали выдвинутые в гипотезе предположения и позволили сформулировать следующие выводы:
1. Теоретическими основами реализации межпредметных связей на уроках технологии являются единство целей, средств, форм и методов обучения в начальной школе. Анализ учебников А.Е. Лутцевой, Т.П. Зуевой показал, что в программе «Школа России» межпредметные связи реализуются с предметами математикой, окружающим миром, изобразительным искусством, русским языком и др.
2. Педагогические условия реализации уроков технологии с межпредметными связями включают использование заданий, включающих материалы нескольких предметов; использование естественнонаучного, исторического и краеведческого материала; использование заданий, включающих элементы, обозначения из других предметов; систематичность работы по использованию межпредметных связей и др.
3. Серия уроков технологии по реализации межпредметных связей представляет собой совокупность целей, задач, условий, технологии и результата. Внедрению этой серии способствуют выделенные в ходе исследования педагогические условия. Разработанная серия уроков технологии способствует повышению уровня удовлетворенности уроками, расширению кругозора учащихся, формированию целостной картины мира.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.



1. Атутов, П.Р. Связь трудового обучения с основами наук [Текст]:
Методическое пособие / П.Р. Атутов, Н.И. Бабкин, Ю.К Васильев и др. // - М.: Педагогика, 1983. - С. 108-111.
Алексеев, В.Е. Организация технического творчества учащихся [Текст]: Методическое пособие / В.Е. Алексеев - М., 2004. - 278 с.
2. Афанасьева, И.А. Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества образования [Текст] / И.А. Афанасьева // - [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://festival.1september.ru/articles/527712/ - Дата обращения 10.02.2018 13:56:13
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст]: / под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Педагогика, 1988. - 432 с.
4. Баранова, Н.Е. Тематическое планирование 3 класс "Школа России" (по
ФГОС) [Текст] / Н.Е. Баранова [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/12/04/tematicheskoe- planirovanie-3-klass-shkola-rossii-po-fgos. - Дата обращения 26.04.2018 13:49:38.
5. Бахарава, Л.Н. Интеграция учебных предметов в начальной школе» [Текст]: Методическое пособие / Л.Н.Бахарева // Повышение эффективности учебно-воспитательной работы в средней школе. - Рязань., 1992. - С. 70-77
6. Бахарева, Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе // Начальная школа. - 1991. - №8. - С. 48-51.
7. Беленький, Г.И. О воспитательно - образовательных аспектах межпредметных связей [Текст] / Г.И. Беленький // Сов. педагогика. - 1977. - №5. - С. 56 - 61.
8. Берулова, М.И. Интеграция естественнонаучных и профессионально-технических дисциплин // Сов. педагогика. - 1987.- № 8. 59 с.
9. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям [Текст] / В.Б. Бондаревский // - Горький: Приокское книжное издательство, 1968. - С. 465-467.
10. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности [Текст]: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. -181 с.
11. Бурцева, Н.М. Межпредметные связи как средство формирования ценностных отношений [Текст] / Н.М. Бурцева СПб.: СатисЪ, 2001. - С. 231¬234.
12. Боярчук, В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения [Текст]: Методические рекомендации / В.Ф. Боярчук // - Вологда, 1988. - 223 с.
13. Брунер, Дж. Психология познания [Текст] / Дж. Брунер. - М.: Просвещение, 1977. - 253 с.
14. Гурьев, А. И. Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы [Текст] / А.И. Гурьев, // - Челябинск, 2002. - 372 с.
15. Жукович-Дородных, Н.М. Педагогические условия формирования профессиональных умений студентов экономических специальностей вузов I-II уровней аккредитации [Текст] / Н.М. Жукович-Дородных // Вестник НТУУ «КПИ». Философия. Психология. Педагогика. - К.: 2009. - Выпуск 3. - С. 80-86.
16. Заболотных, Т.А. Использование исторического материала в процессе обучения математике [Текст] / Т.А. Заболотных // Начальная школа. -1993. - №6. - С. 27-33.
17. Зверев, И.Д. Межпредметные связи в современной школе [Текст]: Методическое пособие / И.Д. Зверев, В. Н. Максимова и др. - М.: Педагогика, 1981. - 160 с.
18. Зверев, И.Д. Взаимная связь учебных предметов [Текст]: Методическое пособие/ И.Д. Зверев - М.: Знание, 1977. - 213 с.
19. Ильченко, В.Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников [Текст]: Методические рекомендации / В.Р. Ильченко // - М.: Просвещение,1993. - 192 с.
20. Кларин, М.В. Технологии обучения [Текст]: Рекомендации для учителей, идеал и реальность / М.В. Кларин // - Рига, 1999. - 231 c.
21. Колпакова Г.И. Межпредметные связи - одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса // Начальная школа. - 1989. - №10-11. - С. 29-31.
22. Конёк, Н.Н. Педагогические условия использования межпредметных связей в процессе подготовки будущего учителя технологий [Текст] / Н.Н. Конёк. // - Новосибирск: Наука и современность. 2013. - № 26-1. - С. 34-37.
23. Кочеткова, О.Н. Интегрированный урок: теория и практика [Текст] / В.В.
Кочеткова, Л.Ю. Быльнова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.n-asyeta.by/dadatki/int_urok.pdf. - Дата обращения 27.11.2017 12:48:52.
25. Кошмина, И.В. «Межпредметные связи в начальной школе» [Текст]: Рекомендации для учителей / И.В. Кошмина - М.: Владос, 2001 - 142 с.
26. Крупская, Н.К. Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин [Текст]: Методическое пособие / Н.К. Крупская - М.: Просвящение, 1980. С. 141-143.
27. Кулагин, П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения [Текст] / П.Г. Кулагин - М.: Просвещение, 1982. - 189 с.
28. Кулагин, П. Г. О межпредметных связях в обучении [Текст] / П.Г. Кулагин - М., 1981. - 163 с.
29. Лошкарева, Н.А. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса [Текст] / Н.А. Лошкарева - М.: МГПИ, 1981. - 54 с
30. Лутцева, Е.А. Технология. 1 класс [Текст]. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на эллектронном носителе. / Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2017. 22 с., 48 с.
31. Лутцева, Е.А. Технология. 2 класс [Текст]. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на эллектронном носителе. / Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2017. 59 с., 63 с.
32. Лутцева, Е.А. Технология. 3 класс [Текст]. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на эллектронном носителе. / Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2017. 43 с., 50 с.
33. Максимова, В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения [Текст]: Рекомендации для учителей / В.Н. Максимова Л., 1981. - 446 с.
34. Максимова, В.Н. Межпредметные связи как дидактическая проблема [Текст]: Рекомендации для учителей - Советская педагогика, 1981. -№8. - С. 31-34.
35. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в учебно - познавательной деятельности учащихся/ В.Н. Максимова / под ред. Н.А. Сорокина. - Тула,1983. - С. 120-122.
36. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения [Текст]: Рекомендации для учителей - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
37. Мамченко, А.Ю. Календарно-тематическое планирование по предметам
«Школа России» ФГОС (3 класс) [Текст] / А.Ю. Мамченко - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/2016/01/23/kalendarno-
tematicheskoe. - Дата обращения 24.04.2018 10:20:12.
38. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / С.И. Ожегов / под общ. ред проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2007. - 640 с.
39. Савченко, Т.Л. Межпредметные связи в педагогике - [Электронный ресурс]. -
Режим доступаhttp://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/12/13/mezhpredmetn ye-svyazi-v-pedagogike. - Дата обращения 26.11.2017 11:15:43.
40. Светловская, Н.Н. Нравственное воспитание младших школьников в процессе обучения чтению [Текст] / Н.Н. Светловская / Начальная школа,
1983. - №10.- с. 30.
41. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики [Текст]: Методическое пособие / М.Н. Скаткин / - М., 1980. - С. 123-127.
42. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся [Текст]: Методическое пособие / Н.Ф. Талызина /- М.: Знания, 1983. - С. 26¬29.
43. Усова, А.В. Межпредметные связи как необходимое дидактическое условие повышения научного уровня преподавания основ наук в школе [Текст] / А.В. Усова // Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе: сб. науч. тр. Челябинск, 1973. - Ч. 1. - 54 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).
45. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации: принят Гос. Думой 12 декабря 2012 года // Консультант Плюс. - [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ - Дата обращения 22.12.2017 17:58:10.
46. Федорова, В. Н. Межпредметные связи / В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшин и др. - М.: Педагогика, 1972. - 446 с.
47. Федорова, В. Н. Системный аспект межпредметных связей естественнонаучных дисциплин школы // Межпредметные связи преподавания основ наук в школе: сб. науч. тр. М.: Изд. АПН РСФСР,1973.Ч. 2. 95 с.
48. Федорова, В.Н. Межпредметные связи естественнонаучных и математических дисциплин [Текст]: пособие для учителей: сб. статей / под ред. В. Н. Федоровой. - М.: Просвещение, 1980. - 86 с.
49. Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе [Текст]: Книга для учителя / И.М. Чередов - М.: Просвещение, 1988. - 227 с.
50. Черкес-Заде, Н.М. Межпредметные связи как усовершенствования учебного процесса - М., 1968. - 23 с.
51. Шалин, М.И. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника. Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.) [Текст] / М.И. Шалин - СПб.: Реноме, 2013. - С. 47-49.
52. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская - М.: 1996. - 96 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ