Реализация межпредметных связей на уроках технологии в начальной школе («Школа России»)
|
Введение 4
Глава I. Теоретические основы реализации межпредметных связей на уроках технологии в начальной школе («Школа России») 8
1.1. Сущность межпредметных связей 8
1.2. Анализ учебников «Технология» Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой 17
1.3. Характеристика педагогических условий реализации межпредметных связей на уроках технологии 23
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по реализации межпредметных связей на уроках технологии в начальной школе («Школа России») 30
2.1. Содержание и методики опытно-экспериментальной работы 30
2.2. Проведение серии уроков технологии, ориентированной на реализацию межпредметных связей 36
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и рекомендации для учителей начальных классов 42
Заключение 46
Список использованной литературы и информационных источников 48
Приложения 54
Глава I. Теоретические основы реализации межпредметных связей на уроках технологии в начальной школе («Школа России») 8
1.1. Сущность межпредметных связей 8
1.2. Анализ учебников «Технология» Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой 17
1.3. Характеристика педагогических условий реализации межпредметных связей на уроках технологии 23
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по реализации межпредметных связей на уроках технологии в начальной школе («Школа России») 30
2.1. Содержание и методики опытно-экспериментальной работы 30
2.2. Проведение серии уроков технологии, ориентированной на реализацию межпредметных связей 36
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и рекомендации для учителей начальных классов 42
Заключение 46
Список использованной литературы и информационных источников 48
Приложения 54
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) одной из целей является формирование целостной картины мира, каждый учебный предмет имеет свою структуру, определенные цели и задачи. Для формирования целостной картины мира необходимо показать связь между происходящими событиями и явлениями, изучаемыми на каждых предметах. Учителю важно увидеть эти связи в содержательном и технологическом компонентах образовательного процесса.
ФГОС НОО предполагает следующие результаты освоения предмета технология, связанные с получением первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий, о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, дизайнерских, и технологических задач. Чтобы работа на уроках технологии не сводилась к шаблонным и неинтересным алгоритмическим действиям рекомендуется использование межпредметных связей, которые в свою очередь повышают интерес и мотивацию младших школьников к учебе.
Сущность межпредметных связей в своих работах изучали Т.К. Александрова, П.Г. Кулагин, Г.И. Батурина, П.М. Иванов, Т.Л. Савченко и др. Использование межпредметных связей в начальной школе описали И.Ю. Клокова, И.А. Афанасьева, И.В. Кошмина, и др. Практический компонент проблемы рассматривали в своих работах: Е.В. Карпова, Ш.И. Ганелин, А.В. Усова, и др. Специфику уроков технологии рассмотрели педагоги: Н.Н. Конек, Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева и др.
Разработкой программы Школа России занимались В.Г. Горецкий, В.П. Канакина, Л.Ф. Климанова, М.И. Моро, А.А. Плешаков и др.
На основе изученной психолого-педагогической и методической литературы нами была выделена проблема в выявлении педагогических условий реализации межпредметных связей на уроках технологии по программе «Школа России».
Цель исследования - выявить педагогические условия реализации межпредметных связей на уроках технологии по программе «Школа России» и опытным путем доказать их эффективность.
Объект исследования - процесс изучения предмета «Технология» по программе «Школа России».
Предмет исследования - реализация межпредметных связей.
Гипотеза исследования: межпредметные связи на уроках технологии
по программе «Школа России» будут эффективно реализованы при соблюдении следующих педагогических условий:
- использование заданий, включающих материалы нескольких предметов;
- используется естественнонаучный, исторический и краеведческий материал;
- систематичность и целенаправленность работы по использованию межпредметных связей и др.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность межпредметных связей.
2. Провести анализ учебников «Технология» Т.П. Зуевой, Е.А. Лутцевой с точки зрения содержания межпредметных связей.
3. Охарактеризовать педагогические условия реализации межпредметных связей на уроках технологии.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по реализации межпредметных связей на уроках технологии.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, диагностика В.А. Ядова «Индекс удовлетворенности», беседа, опытно-экспериментальная работа, качественный анализ ее результатов и даны рекомендации учителям.
База исследования: Муниципальное казенное образовательное учреждение Мирная средняя общеобразовательная школа (МКОУ Мирная СОШ) Зонального района, Алтайского края.
Практическая значимость работы состоит в том, что выявлены и охарактеризованы педагогические условия реализации межпредметных связей, проанализирован УМК «Технология» Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой технология, проведена серия уроков, которая может быть использована в работе учителей начальных классов.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы реализации межпредметных связей на уроках технологии в начальной школе («Школа России»)» раскрыта сущность межпредметных связей, проведен анализ учебников «Технология» Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой с точки зрения содержания межпредметных связей, охарактеризованы педагогические условия реализации межпредметных связей на уроках технологии.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по реализации межпредметных связей на уроках технологии («Школа России»)», проведены беседы с учителями и учениками, диагностика В.А. Ядова «Индекс удовлетворенности», серия уроков технологии, ориентированных на реализацию межпредметных связей, выполнен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы основные выводы.
Список использованной литературы и информационных источников включает в себя 52 наименования.
В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы.
ФГОС НОО предполагает следующие результаты освоения предмета технология, связанные с получением первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий, о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, дизайнерских, и технологических задач. Чтобы работа на уроках технологии не сводилась к шаблонным и неинтересным алгоритмическим действиям рекомендуется использование межпредметных связей, которые в свою очередь повышают интерес и мотивацию младших школьников к учебе.
Сущность межпредметных связей в своих работах изучали Т.К. Александрова, П.Г. Кулагин, Г.И. Батурина, П.М. Иванов, Т.Л. Савченко и др. Использование межпредметных связей в начальной школе описали И.Ю. Клокова, И.А. Афанасьева, И.В. Кошмина, и др. Практический компонент проблемы рассматривали в своих работах: Е.В. Карпова, Ш.И. Ганелин, А.В. Усова, и др. Специфику уроков технологии рассмотрели педагоги: Н.Н. Конек, Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева и др.
Разработкой программы Школа России занимались В.Г. Горецкий, В.П. Канакина, Л.Ф. Климанова, М.И. Моро, А.А. Плешаков и др.
На основе изученной психолого-педагогической и методической литературы нами была выделена проблема в выявлении педагогических условий реализации межпредметных связей на уроках технологии по программе «Школа России».
Цель исследования - выявить педагогические условия реализации межпредметных связей на уроках технологии по программе «Школа России» и опытным путем доказать их эффективность.
Объект исследования - процесс изучения предмета «Технология» по программе «Школа России».
Предмет исследования - реализация межпредметных связей.
Гипотеза исследования: межпредметные связи на уроках технологии
по программе «Школа России» будут эффективно реализованы при соблюдении следующих педагогических условий:
- использование заданий, включающих материалы нескольких предметов;
- используется естественнонаучный, исторический и краеведческий материал;
- систематичность и целенаправленность работы по использованию межпредметных связей и др.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность межпредметных связей.
2. Провести анализ учебников «Технология» Т.П. Зуевой, Е.А. Лутцевой с точки зрения содержания межпредметных связей.
3. Охарактеризовать педагогические условия реализации межпредметных связей на уроках технологии.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по реализации межпредметных связей на уроках технологии.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, диагностика В.А. Ядова «Индекс удовлетворенности», беседа, опытно-экспериментальная работа, качественный анализ ее результатов и даны рекомендации учителям.
База исследования: Муниципальное казенное образовательное учреждение Мирная средняя общеобразовательная школа (МКОУ Мирная СОШ) Зонального района, Алтайского края.
Практическая значимость работы состоит в том, что выявлены и охарактеризованы педагогические условия реализации межпредметных связей, проанализирован УМК «Технология» Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой технология, проведена серия уроков, которая может быть использована в работе учителей начальных классов.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы реализации межпредметных связей на уроках технологии в начальной школе («Школа России»)» раскрыта сущность межпредметных связей, проведен анализ учебников «Технология» Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой с точки зрения содержания межпредметных связей, охарактеризованы педагогические условия реализации межпредметных связей на уроках технологии.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по реализации межпредметных связей на уроках технологии («Школа России»)», проведены беседы с учителями и учениками, диагностика В.А. Ядова «Индекс удовлетворенности», серия уроков технологии, ориентированных на реализацию межпредметных связей, выполнен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы основные выводы.
Список использованной литературы и информационных источников включает в себя 52 наименования.
В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы.
Обобщение результатов теоретического анализа литературы и опытно - экспериментальной работы по реализации межпредметных связей на уроках технологии позволяет сделать вывод об актуальности проведенного исследования и оценить перспективы дальнейшей разработки темы. В ходе работы была достигнута цель настоящего исследования и решены поставленные задачи.
1. Раскрыта сущность межпредметных связей, на основе психолого-педагогической литературе.
2. Проведен анализ учебников «Технология» Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой с точки зрения содержания межпредметных связей.
3. Охарактеризованы педагогические условия реализации межпредметных связей на уроках технологии.
4. Разработана серия уроков по реализации межпредметных связей и опытно-экспериментальным путем доказана ее эффективность.
Результаты проведенного теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы, в целом, доказали выдвинутые в гипотезе предположения и позволили сформулировать следующие выводы:
1. Теоретическими основами реализации межпредметных связей на уроках технологии являются единство целей, средств, форм и методов обучения в начальной школе. Анализ учебников А.Е. Лутцевой, Т.П. Зуевой показал, что в программе «Школа России» межпредметные связи реализуются с предметами математикой, окружающим миром, изобразительным искусством, русским языком и др.
2. Педагогические условия реализации уроков технологии с межпредметными связями включают использование заданий, включающих материалы нескольких предметов; использование естественнонаучного, исторического и краеведческого материала; использование заданий, включающих элементы, обозначения из других предметов; систематичность работы по использованию межпредметных связей и др.
3. Серия уроков технологии по реализации межпредметных связей представляет собой совокупность целей, задач, условий, технологии и результата. Внедрению этой серии способствуют выделенные в ходе исследования педагогические условия. Разработанная серия уроков технологии способствует повышению уровня удовлетворенности уроками, расширению кругозора учащихся, формированию целостной картины мира.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
1. Раскрыта сущность межпредметных связей, на основе психолого-педагогической литературе.
2. Проведен анализ учебников «Технология» Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой с точки зрения содержания межпредметных связей.
3. Охарактеризованы педагогические условия реализации межпредметных связей на уроках технологии.
4. Разработана серия уроков по реализации межпредметных связей и опытно-экспериментальным путем доказана ее эффективность.
Результаты проведенного теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы, в целом, доказали выдвинутые в гипотезе предположения и позволили сформулировать следующие выводы:
1. Теоретическими основами реализации межпредметных связей на уроках технологии являются единство целей, средств, форм и методов обучения в начальной школе. Анализ учебников А.Е. Лутцевой, Т.П. Зуевой показал, что в программе «Школа России» межпредметные связи реализуются с предметами математикой, окружающим миром, изобразительным искусством, русским языком и др.
2. Педагогические условия реализации уроков технологии с межпредметными связями включают использование заданий, включающих материалы нескольких предметов; использование естественнонаучного, исторического и краеведческого материала; использование заданий, включающих элементы, обозначения из других предметов; систематичность работы по использованию межпредметных связей и др.
3. Серия уроков технологии по реализации межпредметных связей представляет собой совокупность целей, задач, условий, технологии и результата. Внедрению этой серии способствуют выделенные в ходе исследования педагогические условия. Разработанная серия уроков технологии способствует повышению уровня удовлетворенности уроками, расширению кругозора учащихся, формированию целостной картины мира.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
Подобные работы
- Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе реализации межпредметных связей на уроках литературного чтения в начальных классах
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2022 - Формирование лингвокульторологической компетенции в процессе реализации межпредметных связей на уроках русского языка в начальной школе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Реализация межпредметной интеграции на уроках математики
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2022 - МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В 7 - 9 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Некоторые пути осуществления межпредметных связей в обучении иностранному языку в условиях реализации ФГОС
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020 - Межпредметные связи как средство повышения эффективности урока
английского языка
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческого потенциала учащихся 9-х классов средствами межпредметных связей на уроках химии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ В
ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, химия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ОГРАФИИ И МУЗЫКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ OCHOBHOI О ОЫ11Е1 о ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024



