Введение 3
Глава ГОлимпиады по физике как средство развития познавательных универсальных учебных действий учащихся 9
1.1. Цель, задачи и содержания олимпиад школьников по физике 9
1.2. Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся через
решение олимпиадных задач по физике 15
Глава 2. Организация элективного курса «Решение олимпиадных задач по физике для 8 класса 21
2.1. Моделирование элективного курса «Решение олимпиадных задач по физике
для 8 класса» 21
2.2. Содержание элективного курса «Решение олимпиадных задач» 26
2.3. Педагогический эксперимент 56
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложения 66
Согласно Концепции модернизации российского образования современные требования к организации обучения школьников нацеливают учителя на развитие творческой, социально-активной личности, выявление ее познавательных интересов и потребностей, выдвигают задачу развития познавательных способностей, активизации познавательной самостоятельности обучаемых. Нынешнему поколению школьников, растущему в условиях стремительных перемен, жить придётся в совершенно ином обществе, динамически изменяющемся, поэтому важнейшей становится проблема подготовки молодёжи самостоятельно действовать, принимать решения, не потеряв при этом своей личностной самобытности, нравственных начал, способности к самопознанию и самореализации [4].
В связи с современными направлениями в общем образовании, понятно, что малоэффективно учить «всех всему». На сегодняшний день согласно ФГОС ООО от 17.12.2010 новый гражданин в результате получения образования «должен освоить следующие универсальные учебные действия (регулятивные, познаватель ные, коммуникативные), заключающиеся в способности использования знаний в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организовывать учебное сотрудничество с педагогми и сверстниками, построить для себя индивидуальную образовательную траекторию» [2].Так же, необходимо отметить то, что современный ученик должен уметь самостоятельно творчески мыслить, находить новые походы к решению различных жизненных задач, быть способным генерировать новые идеи, грамотно работать с информацией , быть коммуникабельным, нестандартно мыслить и т.д.
Согласно разделу «Развитие системы поддержки талантливых детей» доктрины модернизации Российского образования (2020): «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей» [1]. Одним из вариантов развития этих
компетенций является участие школьников в предметных олимпиадах. Поддержка талантливой молодежи в системе образования является одним из приоритетных направлений деятельности министерства образования РФ.
Согласно приказу от 9 ноября 2018 «об утверждении перечня олимпиад», участие школьников в олимпиадах поддерживает и развивает интерес к изучаемому предмету, стимулирует активность, инициативность,
самостоятельность учащихся, помогает школьникам формировать уникальные творческие способности [4].
С помощью олимпиад ученики могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими. Образовательные олимпиады объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностноориентированного обучения, проектной деятельности.
Актуальность исследования: олимпиады школьников по физике - это работа с талантливыми школьниками в системе российского образования, цель проведения которых - вовлечение наибольшего количества учащихся во внеклассную работу, повышение их внимания и интереса к изучаемому предмету, становление самостоятельности. Эти цели актуальны в данное время, вследствие того, что у всех школьников появилась возможность выразить и проявить себя, продемонстрировать собственные успехи в учебе. Исходя из вышесказанного, появилась потребность в организации элективных курсов по подготовке учащихся к решению олимпиадных задач по физике, которая заключается, на наш взгляд, не столько в «наполнении и накачивании» их дополнительными знаниями, сколько предполагает широкое использование заданий творческого характера, предполагающих оригинальное решение различных научных проблем.
Цель исследования: выработка умений и закрепление навыков решения олимпиадных задач для учащихся 8 класса.
Объектом исследования является процесс обучения физике учащихся в школе....
Участие школьников в олимпиадах, это одна из форм работы с одаренными детьми, цель которых выявление наиболее талантливых учащихся в различных областях науки, предоставление возможностей всем желающим учащимся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнования, привлечения учащихся к научно-исследовательской работе. Для успешной подготовки детей к олимпиаде, появилась потребность в организации дополнительных занятий по физике для обучающихся. Мы считаем, что для подготовки школьников к олимпиаде по физике необходимо проводить дополнительные занятия во внеурочное время, так как на уроке не у всех учащихся есть желание, возможности для решения олимпиадных задач.
В системе образования согласно ФГОС ООО необходимо формировать универсальные учебные действия (УУД), которые можно развивать через элективный курс «Решение олимпиадных задач по физике». Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. При проведении различных олимпиад по физике формируются следующие УУД учащихся : личностные, регулятивные и п ознавательные.
Цель исследования, которая была поставлена в выпускной
квалификационной работы: выработка умений и закрепление навыков решения олимпиадных задач для учащихся 8 класса была достигнута. В ходе педагогического эксперимента, учащиеся выработали умения решать олимпиадные задачи, поняли их суть; познакомились с несколькими приемами и способами решения различных задач; теоретический и практический уровень знания учащихся, которые были задействованы в элективном курсе значительно повысился по сравнению с одноклассниками.
В ходе работы были выполнены следующие задачи:
1. Изучен вопрос истории проведения и организации олимпиад.
2. Произведен анализ научно-методической и учебно-методической литературы проведению и содержанию олимпиадных задач по физике
3. Рассмотрен Google classroom, как сервис, позволяющий дистанционно заниматься с учащимися
4. Произведен подбор олимпиадных заданий для подготовки учащихся к участию в различных олимпиадах
5. Разработаны методические рекомендации для учителя
6. Разработана рабочая программа элективного курса по физике
Элективный курс «Решение олимпиадных задач по физике для 8 класса» был смоделирован на основных принципах обучения, таких как: принцип научнос ти, принцип объективности и принцип последовательности. Это положения, в которых отражены теоретические подходы к построению учебного процесса. Эти принципы определяют направленность обучения, его цели и способы и многое другое, а также позволяют оптимизировать весь процесс обучения, сделав его максимально продуктивным.
Работа была апробирована на конференции «Молодежь и Наука XXI века» и отмечена дипломом 1 степени (Приложение А).
Результаты проведенного педагогического эксперимента на базе МАОУ Лицей №6 «Перспектива» по организации элективного курса по решению олимпиадных задач по физике в 8 классе следующие: 6 учащихся победили в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников; два учащихся заняли призовые ^ и VII места на муниципальном этапе; один обучающийся занял Ш место в краевом этапе «Выездной олимпиады МФТИ; ТЮФ из 6 участников 5 стали призерами.
Данная выпускная квалификационная работа может использоваться учителями в качестве методички для подготовки учащихся 8 классов к различным олимпиадам....
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897
"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования" // Информационно правовой портал Гарант.ру., 2010. URL: https://base.garant.ru/55170507/ (дата
обращения 18.02.2019)
2. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 28.08.2018 № 32н «Перечень олимпиад школьников и их уровни на 2018/19 учебный год» // Информационно правовой портал Гарант.ру., 2018. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71948480/ (дата обращения 2.05.2019)
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. N 1252"Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников" // Информационно правовой портал Гарант.ру., 2013. URL: https://base.garant.ru/70575694/ (дата обращения 20.02.2019)
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 197 "Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий на 2018/19 учебный год" // Информационно правовой портал Гарант.ру., 2018. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72011274/ (дата обращения 18.02.2018)
5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662 -р (ред. от 28.09.2018)
«О Концепции долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // компьютерная
справочная правовая система «КонсультантПлюс»., 2018. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 82134/ (дата обращения 18.02.2018)
6. Алексеева Т.Е Реализация традиционных дидактических принципов в условиях информатизации // Современные исследования социальных проблем. 2015. №49. С. 393-407.
7. Всероссийская олимпиада школьников по физике 2018-19 уч. г. Муниципальный этап. 8 класс, г. Москва
8. Всероссийская олимпиада школьников по физике 2016-2017 уч. г. Школьный тур. 9 класс, г. Москва.
9. Всероссийская олимпиада школьников по физике 2018-19 уч. г. Региональный этап. 9 класс, г. Москва
10. Залезная Т.А., Тесленко В.И. Оптимизация методов и приемов обучения физике в учебных заведениях [Электронный ресурс]. URL: http://elib.kspu.ru/document/15060 (дата обращения 3.05.2019)
11. Каспржак А.Г. Элективные курсы в профильном обучении. Национальный фонд подготовки кадров, 2010. 96 с.
12. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение. 2008. С. 24
13. Мамченков Д.В. Методические рекомендации по подготовке и участию школьников в предметных олимпиадах и конкурсах научных работ и проектов // М.: Уникум, 2015. С. 130.
14. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике 2016-2017 учебный год. 8 класс, Алтайский край
15. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике 2016-2017 учебный год. 8 класс, г. Москва....30