Разработка элективного курса но фи тике «Решение олимпиадных задач» для учащихся 8 класса
|
Введение 3
Глава ГОлимпиады по физике как средство развития познавательных универсальных учебных действий учащихся 9
1.1. Цель, задачи и содержания олимпиад школьников по физике 9
1.2. Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся через
решение олимпиадных задач по физике 15
Глава 2. Организация элективного курса «Решение олимпиадных задач по физике для 8 класса 21
2.1. Моделирование элективного курса «Решение олимпиадных задач по физике
для 8 класса» 21
2.2. Содержание элективного курса «Решение олимпиадных задач» 26
2.3. Педагогический эксперимент 56
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложения 66
Глава ГОлимпиады по физике как средство развития познавательных универсальных учебных действий учащихся 9
1.1. Цель, задачи и содержания олимпиад школьников по физике 9
1.2. Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся через
решение олимпиадных задач по физике 15
Глава 2. Организация элективного курса «Решение олимпиадных задач по физике для 8 класса 21
2.1. Моделирование элективного курса «Решение олимпиадных задач по физике
для 8 класса» 21
2.2. Содержание элективного курса «Решение олимпиадных задач» 26
2.3. Педагогический эксперимент 56
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложения 66
Согласно Концепции модернизации российского образования современные требования к организации обучения школьников нацеливают учителя на развитие творческой, социально-активной личности, выявление ее познавательных интересов и потребностей, выдвигают задачу развития познавательных способностей, активизации познавательной самостоятельности обучаемых. Нынешнему поколению школьников, растущему в условиях стремительных перемен, жить придётся в совершенно ином обществе, динамически изменяющемся, поэтому важнейшей становится проблема подготовки молодёжи самостоятельно действовать, принимать решения, не потеряв при этом своей личностной самобытности, нравственных начал, способности к самопознанию и самореализации [4].
В связи с современными направлениями в общем образовании, понятно, что малоэффективно учить «всех всему». На сегодняшний день согласно ФГОС ООО от 17.12.2010 новый гражданин в результате получения образования «должен освоить следующие универсальные учебные действия (регулятивные, познаватель ные, коммуникативные), заключающиеся в способности использования знаний в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организовывать учебное сотрудничество с педагогми и сверстниками, построить для себя индивидуальную образовательную траекторию» [2].Так же, необходимо отметить то, что современный ученик должен уметь самостоятельно творчески мыслить, находить новые походы к решению различных жизненных задач, быть способным генерировать новые идеи, грамотно работать с информацией , быть коммуникабельным, нестандартно мыслить и т.д.
Согласно разделу «Развитие системы поддержки талантливых детей» доктрины модернизации Российского образования (2020): «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей» [1]. Одним из вариантов развития этих
компетенций является участие школьников в предметных олимпиадах. Поддержка талантливой молодежи в системе образования является одним из приоритетных направлений деятельности министерства образования РФ.
Согласно приказу от 9 ноября 2018 «об утверждении перечня олимпиад», участие школьников в олимпиадах поддерживает и развивает интерес к изучаемому предмету, стимулирует активность, инициативность,
самостоятельность учащихся, помогает школьникам формировать уникальные творческие способности [4].
С помощью олимпиад ученики могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими. Образовательные олимпиады объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностноориентированного обучения, проектной деятельности.
Актуальность исследования: олимпиады школьников по физике - это работа с талантливыми школьниками в системе российского образования, цель проведения которых - вовлечение наибольшего количества учащихся во внеклассную работу, повышение их внимания и интереса к изучаемому предмету, становление самостоятельности. Эти цели актуальны в данное время, вследствие того, что у всех школьников появилась возможность выразить и проявить себя, продемонстрировать собственные успехи в учебе. Исходя из вышесказанного, появилась потребность в организации элективных курсов по подготовке учащихся к решению олимпиадных задач по физике, которая заключается, на наш взгляд, не столько в «наполнении и накачивании» их дополнительными знаниями, сколько предполагает широкое использование заданий творческого характера, предполагающих оригинальное решение различных научных проблем.
Цель исследования: выработка умений и закрепление навыков решения олимпиадных задач для учащихся 8 класса.
Объектом исследования является процесс обучения физике учащихся в школе....
В связи с современными направлениями в общем образовании, понятно, что малоэффективно учить «всех всему». На сегодняшний день согласно ФГОС ООО от 17.12.2010 новый гражданин в результате получения образования «должен освоить следующие универсальные учебные действия (регулятивные, познаватель ные, коммуникативные), заключающиеся в способности использования знаний в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организовывать учебное сотрудничество с педагогми и сверстниками, построить для себя индивидуальную образовательную траекторию» [2].Так же, необходимо отметить то, что современный ученик должен уметь самостоятельно творчески мыслить, находить новые походы к решению различных жизненных задач, быть способным генерировать новые идеи, грамотно работать с информацией , быть коммуникабельным, нестандартно мыслить и т.д.
Согласно разделу «Развитие системы поддержки талантливых детей» доктрины модернизации Российского образования (2020): «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей» [1]. Одним из вариантов развития этих
компетенций является участие школьников в предметных олимпиадах. Поддержка талантливой молодежи в системе образования является одним из приоритетных направлений деятельности министерства образования РФ.
Согласно приказу от 9 ноября 2018 «об утверждении перечня олимпиад», участие школьников в олимпиадах поддерживает и развивает интерес к изучаемому предмету, стимулирует активность, инициативность,
самостоятельность учащихся, помогает школьникам формировать уникальные творческие способности [4].
С помощью олимпиад ученики могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими. Образовательные олимпиады объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностноориентированного обучения, проектной деятельности.
Актуальность исследования: олимпиады школьников по физике - это работа с талантливыми школьниками в системе российского образования, цель проведения которых - вовлечение наибольшего количества учащихся во внеклассную работу, повышение их внимания и интереса к изучаемому предмету, становление самостоятельности. Эти цели актуальны в данное время, вследствие того, что у всех школьников появилась возможность выразить и проявить себя, продемонстрировать собственные успехи в учебе. Исходя из вышесказанного, появилась потребность в организации элективных курсов по подготовке учащихся к решению олимпиадных задач по физике, которая заключается, на наш взгляд, не столько в «наполнении и накачивании» их дополнительными знаниями, сколько предполагает широкое использование заданий творческого характера, предполагающих оригинальное решение различных научных проблем.
Цель исследования: выработка умений и закрепление навыков решения олимпиадных задач для учащихся 8 класса.
Объектом исследования является процесс обучения физике учащихся в школе....
Участие школьников в олимпиадах, это одна из форм работы с одаренными детьми, цель которых выявление наиболее талантливых учащихся в различных областях науки, предоставление возможностей всем желающим учащимся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнования, привлечения учащихся к научно-исследовательской работе. Для успешной подготовки детей к олимпиаде, появилась потребность в организации дополнительных занятий по физике для обучающихся. Мы считаем, что для подготовки школьников к олимпиаде по физике необходимо проводить дополнительные занятия во внеурочное время, так как на уроке не у всех учащихся есть желание, возможности для решения олимпиадных задач.
В системе образования согласно ФГОС ООО необходимо формировать универсальные учебные действия (УУД), которые можно развивать через элективный курс «Решение олимпиадных задач по физике». Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. При проведении различных олимпиад по физике формируются следующие УУД учащихся : личностные, регулятивные и п ознавательные.
Цель исследования, которая была поставлена в выпускной
квалификационной работы: выработка умений и закрепление навыков решения олимпиадных задач для учащихся 8 класса была достигнута. В ходе педагогического эксперимента, учащиеся выработали умения решать олимпиадные задачи, поняли их суть; познакомились с несколькими приемами и способами решения различных задач; теоретический и практический уровень знания учащихся, которые были задействованы в элективном курсе значительно повысился по сравнению с одноклассниками.
В ходе работы были выполнены следующие задачи:
1. Изучен вопрос истории проведения и организации олимпиад.
2. Произведен анализ научно-методической и учебно-методической литературы проведению и содержанию олимпиадных задач по физике
3. Рассмотрен Google classroom, как сервис, позволяющий дистанционно заниматься с учащимися
4. Произведен подбор олимпиадных заданий для подготовки учащихся к участию в различных олимпиадах
5. Разработаны методические рекомендации для учителя
6. Разработана рабочая программа элективного курса по физике
Элективный курс «Решение олимпиадных задач по физике для 8 класса» был смоделирован на основных принципах обучения, таких как: принцип научнос ти, принцип объективности и принцип последовательности. Это положения, в которых отражены теоретические подходы к построению учебного процесса. Эти принципы определяют направленность обучения, его цели и способы и многое другое, а также позволяют оптимизировать весь процесс обучения, сделав его максимально продуктивным.
Работа была апробирована на конференции «Молодежь и Наука XXI века» и отмечена дипломом 1 степени (Приложение А).
Результаты проведенного педагогического эксперимента на базе МАОУ Лицей №6 «Перспектива» по организации элективного курса по решению олимпиадных задач по физике в 8 классе следующие: 6 учащихся победили в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников; два учащихся заняли призовые ^ и VII места на муниципальном этапе; один обучающийся занял Ш место в краевом этапе «Выездной олимпиады МФТИ; ТЮФ из 6 участников 5 стали призерами.
Данная выпускная квалификационная работа может использоваться учителями в качестве методички для подготовки учащихся 8 классов к различным олимпиадам....
В системе образования согласно ФГОС ООО необходимо формировать универсальные учебные действия (УУД), которые можно развивать через элективный курс «Решение олимпиадных задач по физике». Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. При проведении различных олимпиад по физике формируются следующие УУД учащихся : личностные, регулятивные и п ознавательные.
Цель исследования, которая была поставлена в выпускной
квалификационной работы: выработка умений и закрепление навыков решения олимпиадных задач для учащихся 8 класса была достигнута. В ходе педагогического эксперимента, учащиеся выработали умения решать олимпиадные задачи, поняли их суть; познакомились с несколькими приемами и способами решения различных задач; теоретический и практический уровень знания учащихся, которые были задействованы в элективном курсе значительно повысился по сравнению с одноклассниками.
В ходе работы были выполнены следующие задачи:
1. Изучен вопрос истории проведения и организации олимпиад.
2. Произведен анализ научно-методической и учебно-методической литературы проведению и содержанию олимпиадных задач по физике
3. Рассмотрен Google classroom, как сервис, позволяющий дистанционно заниматься с учащимися
4. Произведен подбор олимпиадных заданий для подготовки учащихся к участию в различных олимпиадах
5. Разработаны методические рекомендации для учителя
6. Разработана рабочая программа элективного курса по физике
Элективный курс «Решение олимпиадных задач по физике для 8 класса» был смоделирован на основных принципах обучения, таких как: принцип научнос ти, принцип объективности и принцип последовательности. Это положения, в которых отражены теоретические подходы к построению учебного процесса. Эти принципы определяют направленность обучения, его цели и способы и многое другое, а также позволяют оптимизировать весь процесс обучения, сделав его максимально продуктивным.
Работа была апробирована на конференции «Молодежь и Наука XXI века» и отмечена дипломом 1 степени (Приложение А).
Результаты проведенного педагогического эксперимента на базе МАОУ Лицей №6 «Перспектива» по организации элективного курса по решению олимпиадных задач по физике в 8 классе следующие: 6 учащихся победили в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников; два учащихся заняли призовые ^ и VII места на муниципальном этапе; один обучающийся занял Ш место в краевом этапе «Выездной олимпиады МФТИ; ТЮФ из 6 участников 5 стали призерами.
Данная выпускная квалификационная работа может использоваться учителями в качестве методички для подготовки учащихся 8 классов к различным олимпиадам....





