ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА 6
1.1 Факультатив как форма организации учебно -воспитательного
процесса 6
1.2 Место аналитической химии в школьном курсе химии 8-9
классов 9
ГЛАВА II. ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «ЛАБОРАНТ ХИМИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА» 12
2.1 Отбор тем для факультативного курса 12
2.2 Программа факультативного курса «Лаборант химического
анализа» 16
2.3 Результаты апробации факультативного курса 38
ВЫВОД 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
В современном образовании большая роль отводится практическим навыкам. Так, на ОГЭ по химии одно из заданий направлено на проверку практических навыков работы с лабораторным оборудованием и реактивами, для обучающихся проводится ряд конкурсов с целью установления уровня их сформированности: «Лаборант химического анализа» СибГУ им. М.Ф. Решетнева, «II Титриметрический конкурс» СФУ, Программа «Мир химической лаборатории» СФУ, Конкурс «V Кубок юного химика - криминалиста» СФУ. Однако освоить данные компетенции на должном уровне в рамках урока проблематично.
На данный момент не разработано полноценной рабочей программы по аналитической химии для 8-9 классов. Как правило во многих школах именно в этот период только начинается освоение химии. Однако, в образовательных учреждениях где развито пропедевтическое направление по химии, будет целесообразно вводить дополнительные курсы для углубленного изучения знаний по разделу аналитическая химия, с целью подготовки обучающихся к олимпиадам и конкурсам прикладного, аналитического и практического характера.
При изучении школьного курса химии у обучающихся должны развиваться практические умения. Навыки постановки и проведения химического эксперимента, работы с лабораторным оборудованием и реактивами [Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014). Российская газета, № 303, 31.12.2012. ]. Обучающиеся должны иметь целостное практическое представление о мире, как о единой системе, в которой химия, как наука, отображает взаимосвязь между отдельными её компонентами [Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010. 41 с. ].
Актуальность: приоритеты современной государственной
образовательной политики, обозначенными в ряде стратегических документов (ФГОС, Закон РФ «Об образовании» и др.), и недостаточная готовность школы к реализации данных требований (развитие практических навыков при изучении химии).
Именно с целью развития практических навыков по химии, в частности по аналитической химии, создан факультативный курс, ориентированный в том числе и на подготовку обучающихся к конкурсу «Лаборант химического анализа».
При разработке программы факультатива акцент делался на те вопросы, умения, которые в базовом курсе химии основной и средней школы рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются совсем, но входят в программы олимпиад и конкурсов. В процессе изучения данного курса обучающиеся осваивают новые для себя теоретические понятия, учатся пользоваться соответствующими справочными данными. Особая роль в курсе отводится выполнению практических работ по закреплению изученного теоретического материала. Обучающиеся осваивают правила внутреннего распорядка в химической лаборатории, приемы работы, совершенствуют навыки обращения с реактивами, химической посудой, приборами.
Цель: разработка факультативного курса «Лаборант химического анализа» для обучающихся 8-9 классов.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты разработки факультативного курса по аналитической химии;
2. Разработать и реализовать факультативный курс «Лаборант химического анализа» на базе МАОУ «Лицей №7» г. Красноярска.
Объект: процесс обучения химии в 8-9 классах
Предмет: факультативный курс «Лаборант химического анализа»
Методы исследования: анализ и синтез литературных источников, тестирование, индукция и дедукция, тестирование, методический эксперимент....
По выполненной работе можно сделать следующие выводы:
1. При разработке факультативного курса были соблюдены следующие принципы: самоопределение обучающихся, учет возрастных особенностей, ресурсной обеспеченности, доступности. Основная цель разработанного факультатива — подготовка одаренных обучающихся к олимпиадам и конкурсам;
2. Факультативный курс «Лаборант химического анализа» для обучающихся 8-9 классов рассчитан на 56 часов. Формирует прикладные навыки у обучающихся посредством проведения практических занятий (36 часов). Разделы курса: введение, растворы, титрование, закон действующих масс и его применение в анализе, комплексные соединения, коллоидные системы, окислительно -восстановительные реакции в химическом анализе, качественный анализ, анализ окружающей среды. Факультативный курс реализован в период с 12 ноября 2021 года по 26 апреля 2022 года, на базе МАОУ «Лицей №7» г. Красноярска. По итогам входного и выходного тестирования показатели по отдельным блокам были улучшены:
1) Вопрос № 24 ОГЭ: с 81% до 93% (улучшен на 12%);
2) Химический анализ: с 18% до 87% (улучшен на 69%);
3) Техника безопасности: с 87% до 100% (улучшен на 13%);
4) Окислительно-восстановительные реакции: с 57 до 81% (улучшен на 25%);
5) Растворы: с 37% до 75% (улучшен на 38%).
1. Александрова Э.А. Аналитическая химия в 2 книгах. Книга 1. Химические методы анализа: Учебник и практикум/ Э.А. Александрова, Н.Г. Гайдукова. Люберцы: Юрайт, 2015. 551 с.
2. Александрова Э.А. Аналитическая химия в 2 книгах. Книга 2. Физико-химические методы анализа: Учебник и практикум. Э.А. Александрова, Н.Г. Гайдукова. Люберцы: Юрайт, 2016. 355 с.
3. Аналитическая химия: Учебник. Под ред. Ищенко А.А. М.: Academia, 2017. 512 с.
4. Барсукова Н. Л. Карта успеха. Внеурочная деятельность - старт к достижению успеха. Н. Л. Барсукова. Классный руководитель. 2017. С. 67 - 72.
5. Булатов М.И. Аналитическая химия. Методы идентификации и определения веществ: Учебник. М.И. Булатов, А.А. Ганеев и др. СПб.: Лань, 2019. 584 с.
6. Булгакова О. Н. Методы химического анализа: учебное пособие. Кемерово. Кемеровский государственный университет. 2015. 146 с.
7. Бурова Л. И. Экологическая практика как инновационная модель внеурочной деятельности. Л. И. Бурова. 2016. С. 45 - 46.
8. Вершинин В.И. Аналитическая химия: Учебник. В.И. Вершинин, И.В. Власова, И.А. Никифорова. СПб.: Лань, 2019. 428 с.
9. Воюшина М. П. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности условие повышения качества образовательных результатов № 8. М. П. Воюшина, Е. П. Суворова. 2015. С. 37 - 40.
10. Глубоков Ю.М. Аналитическая химия: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. Ю.М. Глубоков, В.А. Головачева, Ю.А. Ефимова; Под ред. А.А. Ищенко. М.: ИЦ Академия. 2013. 320 с.
11. Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. В. П. Голованов. Москва: ВЛАДОС. 2004. 239 с.
12. Григорьянц И.К. Аналитическая химия. И.К. Григорьянц, Л.А. Арбузова. М.: МГИУ. 2007. 68 c.
13. Данилов МЛ. Процесс обучения в советской школе. М. 1980. 229 с.
14. Дереклеева Н.И. Научно -исследовательская работа в школе. М.: Вербум-М, 2011. 153 с.
15. Егоров В.В. Неорганическая и аналитическая химия. Аналитическая химия: Учебник. В.В. Егоров, Н.И. Воробьева. СПб.: Лань, 2014. 144 c....35