Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы коррекции склонности к
суицидальному поведению подростков 8
1.1. Сущность понятий «суицид» и «суицидальное поведение» в
отечественной и зарубежной литературе 8
1.2. Особенности подросткового суицида: ключевые аспекты, факторы
возникновения, формы и индикаторы 17
1.3. Пути коррекции склонности к суицидальному поведению подростков. . . . 29
Выводы по первой главе 38
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по коррекции склонности к суицидальному поведению подростков 41
2.1. Изучение проявления склонности к суицидальному поведению подростков 42
2.2. Комплекс тренинговых занятий, направленный на коррекцию склонности
к суицидальному поведению подростков. 49
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 64
Выводы по второй главе 72
Заключение 73
Список использованной литературы 77
Приложение 83
Рост самоубийств, проявления и распространение аутогрессивных и аутодеструктивных перспектив среди детей и подростков на современном этапе представляет действительно реальную социально-психологическую проблему.
Несмотря на то, что в последние несколько лет в России, согласно предоставленной субъектами Федерации статистике, на уровне снижения в 10,9% числа суицидов среди взрослой категории, возросла доля суицидальных актов среди подростков и детей - до 16,2%. Суицид, помимо сложных заболеваний - врожденных патологий и травматизма, занимает ведущее место среди подростковой смертности [27, c.54].
Изучая проблематику суицидального аспекта, позволяет конкретизировать момент суицидального риска среди подростков, поскольку в период взросления, ребенок испытывает значительные, на его взгляд, жизненные трудности, обусловленные несформированным социальным статусом и психогормональными особенностями развития организма.
В основе суицидального поведения лежит множество факторов эндогенного и экзогенного происхождения: наследственность, травмы, различного рода психосоматические и другие заболевания, семейные конфликты, генетические отклонения. Наиболее ярко они проявляются в подростковый период, создавая предпосылки к эмоциональной нестабильности, понижению самоконтроля над собой и жизненными ситуациями, снижения стрессоустойчивости и повышению агрессии.
Психолого-физиологическая специфика подросткового возраста делают целесообразность оказания помощи со стороны взрослых и культивирование превентивных мер, позволяющих предупредить суицидальное поведение.
Проблема склонности к суицидальному поведению является актуальной, поскольку обусловлена, в первую очередь тем, что затрагивает такие жизненно важные сферы, как вопрос жизни и смерти. Во вторую очередь, проблема склонности является значимой для каждого человека, потому как суицид может быть совершен абсолютно любым человеком. В третью очередь, несмотря на спад негативной статистики самоубийств, они не имеют тенденции к прекращению, обуславливая необходимость коррекции и профилактики склонности предполагаемым суицидентам. Данные обстоятельства позволили конкретизировать тему работы: «Коррекция склонности к суицидальному поведению подростков».
Обширность научной разработанности исследуемой проблемы носит неоднозначный практический характер. Зарубежная суицидология по разработанности своих основ, чаще всего, затрагивает аспекты взрослого
суицидального поведения. В качестве базовых идей, можно принять идеи Э.
Гроллмана - о суицидальной превенции; К. Лукоса, Г. Снейдена, Н. Фрабероу, Э. Шнейдмана, раскрывших вербальные и поведенческие симптомы готовящегося суицида.
Отечественная суицидология выделяют Т.В. Анохину, А.В. Бернацкого, О.С. Газмана и Н.Б. Крылова, которые определяли педагогическую поддержку ребенка в кризисе, а также, сформулировали целесообразность информатизации педагогов и родителей в вопросе коррекции и профилактики склонности к суицидальному поведению. Изучение литературы и практического опыта деятельности с подростками показывает, что деятельность социального педагога с детьми, имеющими склонность к суицидальному поведению, недостаточно проработаны и апробированы.
Таким образом, проблема коррекции склонности к суицидальному поведению подростков является актуальной и требует более детального изучения.
Цель исследования: выявление эффективности комплекса тренинговых занятий, направленного на коррекцию склонности к суицидальному поведению подростков.
Объект исследования: склонность к суицидальному поведению подростков.
Предмет исследования: процесс коррекции склонности к суицидальному поведению подростков.
Гипотеза исследования: разработанный и апробированный комплекс тренинговых занятий будет целесообразным для наиболее эффективной коррекции склонности к суицидальному поведению подростков если:
- подростки будут получать обширную информационную поддержку относительно аспектов суицида;
- объем информации, ее источники будут опираться на особенности подростковой возрастной категории и специфических свойств личности;
- осознание подростками содержания суицида будет культивироваться параллельно с развитием устойчиво¬негативного личностного отношения к суицидальному поведению и умению вести коммуникацию с другими, рационально организовывать свою жизнь, справляться с конфликтными ситуациями и контролировать эмоциональную сферу;
- подростки будут поставлены в позицию активного участника тренинговых занятий.
Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы были выделены следующие задачи исследования:
1) Теоретически обосновать проблему суицидального поведения и коррекции склонности к суицидальному поведению подростков.
2) Охарактеризовать особенности подросткового суицида.
3) Раскрыть возможные пути коррекции склонности к суицидальному поведению подростков.
4) Разработать и реализовать комплекс тренинговых занятий, направленный на коррекцию склонности к суицидальному
поведению подростков.
5) Проанализировать результаты и выявить эффективность проведенного комплекса треннинговых занятий, направленного на коррекцию склонности к суицидальному поведению подростков.
Для организации работы, в структуре исследования были применены такие методы, как:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- психолого-педагогический эксперимент;
- наблюдение;
- тестирование;
- количественная и качественная обработка полученных результатов.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что проведенное исследование и полученные результаты, могут быть использованы учителями, педагогами-психологами, социальными педагогами и другими специалистами, имеющими непосредственную работу с детьми подросткового возраста со склонностью к суицидальному поведению. Разработанный комплекс тренинговых занятий рекомендуется к работе с подростками, склонными к суицидальному поведению.
Апробация результатов исследования проводилась на базе МКОУ «Зональная СОШ» Зонального района, где были использованы основные практические положения тренинговой работы по коррекции склонности к суицидальному поведению подростков. Основные теоретические положения и результаты опытно-экспериментальной работы докладывались на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (г. Бийск, 27 апреля 2018 г.). Доклад «Коррекция склонности к суицидальному поведению подростков» (имеется публикация).
База исследования: МКОУ «Зональная СОШ» Зонального района.
Структура исследования: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В первой главе рассматриваются «Теоретические основы проблемы коррекции склонности к суицидальному поведению подростков», где обозначаются ключевые теоретические подходы к изучению сущности понятий «суицид», «суицидальное поведение», изложенные в спектре отечественной и зарубежной литературы. Также уделено внимание составляющим подросткового суицида - ключевым аспектам, факторам возникновения, формам и индикаторам. Осуществлена конкретизация теоретических путей коррекции склонности к суицидальному поведению.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по коррекции склонности к суицидальному поведению подростков» определяется последовательное описание констатирующего, формирующего и контрольного этапа проведенной работы.
В заключении изложены выводы проведенного аналитического обзора теоретических данных и опытно-экспериментальной работы по коррекции склонности к суицидальному поведению.
Список использованной литературы состоит из 50 источников.
Приложение содержит материалы по констатирующему, формирующему и контрольному этапам опытно-экспериментальной работы.
Изучив психологическую и другую научную литературу, можно сформулировать следующий вывод: восприятие суицидального поведения имеет достаточно широкий исследовательский охват, затрагивая как зарубежных авторов, так и отечественных представителей. Наиболее ярко выделяются подходы, сформированные Э. Дюркгеймом, Э. Шнейдманом, несущие социологический характер исследования суицидального поведения. С психологической точки зрения, вклад был внесен З. Фрейдом, Э. Фроммом, А. Адлером, объединяющие в своих трудах интегративный подход. Наиболее современные исследователи, такие как Д. Бридж, Т. Голдштейн и Д. Брент изучили и сформулировали звенья склонности и развитию подросткового суицида, состоящих из двух переменных - расстройства настроения и предпосылок к импульсивной агрессии. Т. Джойнер разработал интерперсональную модель, а А. Бек сформулировал когнитивную модель, базирующуюся на жизненных ситуациях и взаимоотношениях.
К отечественным можно отнести В.А. Розанова, раскрывшего три составляющие склонности к суициду. Также среди отечественных трудов можно выделить В.А. Тихоненко, где склонность к суициду определена в соответствии с возрастным периодом и стадиями осмысления, сопровождающие эти периоды.
Конкретизируя рассмотренные исследовательские теории и данные, можно отметить, что развитие склонности к суицидальному поведению подростков, находится в предпосылках множества факторов: специфика индивидуальных особенностей, взаимоотношения между суицидентом и близким к нему людям, конфликты, нейропсихологические особенности, а также множеством факторов, которые не находятся в зависимости от индивида - социально-экономическое состояние местности, политическая обстановка.
Причинами подросткового суицида, чаще всего, кроются в конкретных качествах, наиболее ярко проявляющихся в подростковом возрасте. В зависимости от специфики личности и физиологии подростка, провоцирующими факторами могут быть: формирование мировоззрения, проявляющиеся подростковый максимализм и развивающаяся эмоциональность и агрессия. Те, кто пребывает и испытывает на себе тяжесть трудного жизненного бремени, находятся в зоне риска развития склонности к суицидальному поведению и последующего свершения суицида.
С подростками, имеющими склонность к суицидальному поведению, целесообразно проводить коррекционную и профилактическую работу. Такая работа охватывает в своей сути множество звеньев, складывающихся в единую программу действий. В первую очередь - проведение просветительской деятельности среди педагогов, родителей и самих подростков. Не менее важным в коррекции склонности является участие кабинетов социально-психологической помощи, детский экстренный телефон доверия, отделения кризисных ситуаций при больницах.
В ходе работы, было проведено экспериментальное исследование, в течение которого было проведено изучение склонности к суицидальному поведению подростков, для которого использовались методика «Выявление суицидального риска» А.А. Кучера и В.П. Костюкевича, для последующего формирования экспериментальных и контрольных групп подростков, в которых выявлялся различный уровень склонности к суицидальному поведению.
Согласно проведенному исследованию, необходимость формирования и коррекции антисуицидальных факторов и суицидального поведения в экспериментальной группе были замечены у троих подростков - 30%. В контрольной группе были отмечены два респондента-подростка - 20% соответственно. Средний уровень риска был выявлен у 10% экспериментальной группы, а в контрольной среднего уровня выявлено не было.
В ходе проведения исследования, были разработаны и применены на практике тренинги, которые позволяли осуществить коррекцию склонности к суицидальному поведению. Были использованы:
- на вводном этапе: тренинги «Другая жизнь», «Я в мире людей»;
- на основном этапе: тренинги «Суицид - проблема XXI века», «Добровольное сумасшествие», «В плену иллюзий», «Испытание жизни», «Любовь друг к другу», «Ценность человеческой жизни», «Чем подросток отличается от ребенка и взрослого?», «Я ребенок? Я - взрослый!!! В чем разница?», «Цели и смысл жизни»;
- на заключительном этапе - «Предотвращение суицида».
После проведения треннинговых занятий, при повтором проведении методики исследования, количество подростков, имеющих склонность к суицидальному поведению в экспериментальной группе уменьшилась до 1 человека. А в контрольной показатель остался на уровне - у 2 подростков наблюдается целесообразность проведения дальнейшей коррекционной работы.
Исходя из полученных результатов, можно подвести положительный итог, который констатирует эффективность использования тренингов, оказавших значительное влияние на развитие и формирование склонности к суицидальному поведению.
При осуществлении коррекции, рекомендовано опираться на некоторые принципы - адресности коррекции, активность участников, минимизации негативных последствий. Это целесообразно в виду того, что такой широкий охват формирует и развивает действенность коррекционных мер.
В качестве еще одной рекомендации к коррекции склонности к суицидальному поведению подростков, крайне важно обратить внимание на ряд нормативно-правовых документов, которые регламентируют коррекционную и профилактическую деятельность относительно суицидального поведения подростков. Предполагается разделение документов по трем разделам:
- документы, регламентирующие деятельность всех учреждений и специалистов по работе с подростками, склонными к суицидальному поведению;
- документы, которые определяют рамки ответственности за создание предпосылок и развитие ситуаций, создающих возможность возникновения склонности или развитию подросткового суицида;
- документы, которые определяют рамки ответственности родителей за надлежащее воспитание детей и сохранность их жизни.
В целом, подводя итог, можно сказать, что результаты, полученные в ходе реализации опытно-экспериментальной работы, показали разработанность, целесообразность и эффективную реализацию комплекса тренинговых занятий, целью которого была коррекция склонности к суицидальному поведению подростков, ставшая достигнутой.
1. Алимова, М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / М.А. Алимова. - Барнаул, 2014. - 100 с.
2. Алехин, В.П. Подростковый суицид [Текст] / В.П. Алехин // Актуальные проблемы юриспруденции и пути решения: сб. науч. труд. по ит. III межд. науч.-практ. конф.. - 2016. - С. 82-84
3. Басалаева, Н.В., Профилактика суицидального поведения старших подростков [Текст] / Н.В. Басалаева, // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал. - 2013. - С. 188-195
4. Байкова, М.А., Современный взгляд на проблему подростковых суицидов [Текст] / М.А. Байкова, // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. - 2016. - № 2(7). - С. 82-84
5. Бышенко, А.В. Подростковый суицид: причины возникновения и возможность его предупреждения [Текст] / А.В. Бышенко // Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений. - 2017. - № 1. - С. 59-60
6. Брысина, О.П. Подростковый суицид в оценках специалистов системы профилактики [Текст] / О.П. Брысина // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - 2014. - № 6. - С. 424-427
7. Веселовская, Н.С., Подростковые суициды: причины и современные тенденции в России [Текст] Н.С. Веселовская // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 4(3). - С. 518
8. Воронков, Б.В. Психиатрия детей и подростков [Текст] / Б.В. Воронков. - М.: Наука и техника, 2017. - 288 с.
9. Вихристюк, О.В. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? [Текст] / О.В. Вихристюк. - М.: МГППУ, 2013. - 67 с.
10. Галиуллина, Н.В., Подростковые суициды как одна из разновидностей аддиктивного поведения / Н.В. Галиуллина, // Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы. - 2015. - С. 694-695
11. Гикаева, Ю.О. Коррекция склонности к суицидальным намерениям у подростков [Текст] / Ю.О. Гикаева // Молодой ученый. - 2014. - № 20(79). - С. 655-657
12. Грахова, Л.В., Подростковые суициды в информационную эпоху: что делать государству и обществу? [Текст] / А.О. Зыкова, // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - С. 254-257
13. Грачева А.В., Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте [Текст] / А.В. Грачева, // Территория науки. - 2016. - № 4. - С. 8-12
14. Емельянова, Е.В. Психологические проблемы современных подростков и их решение [Текст] / Е.В. Емельянова. - М.: Терефинф, 2016. - 267 с.
15. Дольто, Ф. На стороне подростка [Текст] / Ф. Дольто. - М.: Рама Паблишинг, 2016. - 424 с.
16. Дерлейн, Р. Уже взрослый, еще ребенок [Текст] / Р. Дерлейн. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 280 с.
17. Дружинина, Э.Л. Профилактика и коррекция суицидального поведения подростков [Текст] / Э.Л. Дружинина // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 8. - С. 130-132
18. Интернет-журнал PsyTheater. Склонность к суициду [Электронный ресурс] http://psytheater.com/sklonnost-k-suicidu.html
19. Казанская В.Г. Суицидальное поведение подростка: своевременная помощь [Текст] / В.Г. Казанская. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 224 с.
20. Каштанова, Т.В., Суицидология: учебное пособие [Текст] / Т.В. Каштанова. - Томск: СГМУ, 2015. - 203 с.
21. Коновальцева, А.В. Подростковый суицид и его проблемы [Текст] / А.В. Коновальцева // Право и суд в современном мире: сб. ст. по мат. XIII ежегод. межд. науч.-практ. конф. студ. и мол. уч. - 2016. - С. 260-263
22. Ковальчук, М.А., Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация [Текст] / М.А. Ковальчук. - М.: Владос, 2014. - 288 с.
23. Колесникова, И.С., Исследование взаимосвязи суицидального поведения и акцентуаций характера подростков / И.С. Колесникова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. - 2014. - № 12(27). - С. 1-5
24. Куркина, О.В. Интегративный подход к пониманию феноменологии суицидального поведения подростков. Опыт социально-психологического исследования проблемы суицида [Текст] / О.В. Куркина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных
наук. - 2011. - № 8. - С. 168-172
25. Лукина, А. Факторы и превенция суицида молодежи в современном обществе [Текст] / А. Лукина. - М. LAP, 2014. - 236 с.
26. Масленцева, Н.Ю. Реабилитация и коррекция суицидального поведения подростков [Текст] / Н.Ю. Масленцева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 27. - С. 39-41
27. Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения обучающихся образовательных организаций. Сборник материалов [Текст] / авторы-сост. 2-ого издания: О.О. Олифер, М.Ю. Бондарева, А.А. Сунцова. - Хабаровск: КГБОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения», 2015. - 168 С.
28. Можейко, А.В., Причины, механизмы и профилактика подросткового суицида [Текст] / А.В. Можейко, // Педагогика и психология в информационном обществе. - 2017. - С. 107-109
29. Молчанов, С.В. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / С.В. Молчанов. - М.: Юрайт, 2017. - 352 с.
30. Минин, А.Я., Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи [Текст] / А.Я. Минин. - М.: Прометей, 2016. - 340 с.
31. Ньюфелд, Г. Ключи к благополучию детей и подростков [Текст] / Г. Ньюфелд. - М.: Ресурс, 2017. - 32 с.
32. Ожигбесова, В.М., Проблема суицидального поведения подростков: формы, факторы и профилактика [Текст] / В.М. Ожигбесова, // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. - 2014. - № 1(16). - С. 2-5
33. Перемыкина, Г.Е., Детский и подростковый суицид как социальная проблема [Текст] / Г.Е. Перемыкина, // Образование в области безопасности жизнедеятельности и новых технологий: проблемы и перспективы развития. - 2016. - С. 73-77
34. Предотвращение самоубийств: глобальный императив [Текст] / по ред. Э. Круг, Ш. Саксена, О. Честова. - Дания: ВОЗ, Европейское региональное бюро, 2015. - 96 С.
35. Попов, Ю.В., Суицидальное поведение подростков [Текст] /Ю.В. Попов. - М.: СпецЛит, 2017. - 368 с.
36. Психология и психиатрия. Суицид: причины, признаки, профилактика суицида подростков [Электронный ресурс] http://psihomed.com/suitsid/
37. Погодин, И.А. Суицидальное поведение: психологические аспекты [Текст] / И.А. Погодин. - М.: Флинта, 2014. - 350 с.
38. Полушина, А.В., Суициды в подростковой среде как мольба о помощи [Текст] / А.В. Полушина, // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 7(2). - С. 153-155
39. Посельская, Л.Ю. Проблема подросткового суицида и выявление склонности к нему в условиях средней общеобразовательной школы [Текст] / Л.Ю. Посельская // Молодой ученый. - 2014. - № 3. - С. 801-806
40. Противодействие подростковым суицидам [Текст] / Российский психиатрический журнал, 2017. - № 2. - 2017. - С.72-73
41. Пэрротт, Л. Подросток и его проблемы [Текст] / Л. Перрот. - М.: Библия для всех, 2015. - 336 с.
42. Рубис, Л.Г. Подростковая склонность к суицидам [Текст] / Л.Г. Рубис // Проблемы физической культуры, спорта и туризма в свете современных исследований и социальных процессов: сб. тр. межд. науч.-практ. конф. - 2017. - С. 267-270
43. Самарский, С.Н. Отечественный и зарубежный опыт превенции подростковых суицидов [Текст] / С.Н. Самарский // Проблемы образования, экономики, формирования личности. - 2015. - С. 215¬220
44. Самохвал, В.Г. Особенности деструктивного поведения в молодежной среде [Текст] / В.Г. Самохвал // Территория науки. -
2015. - № 3. - С. 42-44
45. Самоубийство среди детей и подростков [Электронный ресурс]
https://www.b17.ru/article/6218/
46. Синягин, Ю.В., Детский суицид. Психологический взгляд [Текст] / Ю.В. Синягин,- М.: Каро, 2015. - 176 с.
47. Суицидология. Прошлое и настоящее [Текст] / под ред. Шапошниковой О.В. - М.: Когито-Центр, 2013. - 569 с.
48. Степанов, И.А. Суицид. Профилактика суицида среди детей и подростков [Текст] / И.А. Степанов. - М.: Тигель, 2017. - С. 1-5
49. Сухарева, О.А. Подростковый суицид: меры профилактики и предупреждения подросткового суицида в образовательной организации [Текст] / О.А. Сухарева // Академический вестник Академии социального управления. - 2017. - № 2(24). - С. 66-70
50. Цветкова, Л.А., Групповая работа с детьми и подростками [Текст] / Л.А. Цветкова. - СПб: СПбГУ, 2016. - 56 с.