Введение (актуальность, объект и предмет исследования, цель) 3
Глава 1. Теоретические основы исследования реабилитации нарушений осанки как одна из основных проблем адаптивной физической культуры.
1.1. Характеристика понятия «осанка» и возрастные особенности ее
формирования у человека 6
1.2. Виды нарушений осанки и их влияние на двигательные способности
человека 11
1.3.Организационно-методические основы адаптивной физической культуры при нарушении осанки 18
1.4. Плавание как средство реабилитации при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата (влияние плавания на организм человека,
оздоровительное и лечебное плавание) 24
Глава 2. Организация и методы исследования.
2.1.Организация и этапы исследования 30
2.2. Методы исследования 32
2.3. Разработка и обоснование комплекса физических упражнений для реабилитации детей среднего школьного возраста с нарушением осанки
средствами плавания 46
Г лава 3. Результаты исследования и их анализ.
3.1. Анализ результатов на констатирующем этапе исследования 47
3.2. Анализ результатов на заключительном этапе исследования 49
Выводы по главе 51
Общее заключение по работе 52
Общие выводы по работе 55
Список использованных источников литературы 57
Приложения 61
Актуальность
Сколиоз является одним из самых распространенных ортопедических заболеваний, частота которого, по данным разных авторов, колеблется в значительных пределах - от 0,5 до 20 %. Столь значительные колебания показателей распространённости сколиоза обусловлены тем, что нарушения осанки во фронтальной плоскости часто диагностируют как сколиоз [3, 12].
Установлено, что у 86 % детей школьного возраста выявляются симптомы, указывающие на наличие нарушений в позвоночнике. На протяжении жизни у одних эти симптомы исчезают, у других трансформируются в сколиоз, кифоз, нарушение осанки [2, 8].
Наиболее быстрое прогрессирование искривления при сколиозе отмечается в период интенсивного биологического роста: у девочек в возрасте 7-8 и 11-13 лет, у мальчиков в 8-10 и 13-15 лет. Ряд исследователей указывает на то, что сколиоз среди девочек встречается в 2,5 раза чаще, чем среди мальчиков. Установлено, что заболевания сколиозом имеют различные процентные соотношения по их развитию. Так в 52 % случаев сколиозы стабильны (не прогрессируют), в 40 % - медленно прогрессируют и в 8 % - прогрессируют быстро [12, 19].
При изучении проблемы устранения сколиоза средствами адаптивной физической культуры нами было выявлено, что при этом используются различные средства, формы и методы. Среди них плавание является одним из наиболее распространенных средств корректировки сколиоза. Водная среда, в силу физических свойств, способствует снижению нагрузки на позвоночник, что позволяет выполнять значительно больший объем физических упражнений со сложной биомеханической структурой по отношению занятиям в спортивном зале [33, 36].
В тоже время нами было установлено, что изучению использования плавания, как средства исправления сколиоза у детей и подростков, уделяется недостаточное внимание, особенно в подборе физических упражнений с учетом уровня развития индивидуальных анатомофизиологических показателей и двигательных способностей. Это и явилось основанием для выбора нами темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей с нарушениями осанки.
Предмет исследования: реабилитация детей среднего школьного возраста с нарушением осанки средствами плавания.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и апробировать комплекс физических упражнений для реабилитации детей среднего школьного возраста с нарушением осанки средствами плавания.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ состояния исследования проблемы реабилитации детей среднего школьного возраста с нарушением осанки.
2. Опытно - экспериментальным путем выявить эффективность реабилитации детей в возрасте 11-15 лет с нарушениями осанки средствами плавания.
3. Разработать комплекс средств оздоровительных форм физической культуры для детей среднего школьного возраста с нарушениями осанки при занятиях плаванием и методические рекомендации по его использованию.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование в практической деятельности разработанного нами комплекса средств оздоровительных форм физической культуры с учетом анатомофизиологического и физического развития детей среднего школьного возраста с нарушением осанки будет способствовать ускорению процесса реабилитации, повышению функциональных возможностей организма и физической работоспособности.
Теоретическая значимость исследования: выявленные в процессе теоретического анализа исследуемого вопроса проблемы в реабилитации детей с нарушением осанки, а также результаты собственных исследований реабилитации детей среднего возраста средствами плавания внесут вклад в теорию и методику адаптивной физической культуры....
1. Анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме свидетельствует об общей негативной тенденции ухудшения осанки школьников в последние десятилетия, что по всей вероятности связано с технологизацией общества, глобальной компьютеризацией, гиподинамией молодого поколения в период активного анатомо-физиологического развития. Нарушения осанки у детей среднего школьного возраста наблюдаются в 62,0 - 90,4 % случаев и это требует принятия соответствующих активных мер к устранению этого явления.
Проводимый в настоящее время поиск по использованию различных форм, методов лечебной физической культуры, а также различных режимов двигательной активности на состояние осанки показал, что только целенаправленное комплексное воздействие различных видов физических упражнений и форм лечебной физкультуры в течение продолжительного времени с учетом локализации нарушений, основанное на принципе активности и сознательности, приводит к положительным сдвигам в осанке школьников.
2. Выполненная опытно-экспериментальная работа по использованию лечебного плавания и упражнений ритмической гимнастики для коррекции нарушений осанки у детей среднего школьного возраста с учетом особенностей отклонений от нормы и индивидуального физиологического развития свидетельствует о более значимых изменениях в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Так, СВМС в экспериментальной группе увеличилась на 9 %, в контрольной на 7 %, СВМЖ соответственно - на 18 % и на 6 %, ППВ - на 33%, в контрольной группе не изменился. Проба Штанге - задержка дыхания на вдохе, в экспериментальной группе на 24 %, в контрольной на 3%, задержка дыхания на выдохе (проба Генчи) соответственно - на 42% и на 12%, жизненная емкость лёгких - на 19 % и на 6 %.
Считаем, что наиболее высокие изменения в экспериментальной группе определяются оптимальным сочетанием двигательных режимов детей на суше и в водной среде и особенностями используемых методических приемов их организации.
3. Разработанный и апробированный нами в процессе опытноэкспериментальной работы Комплекс физических упражнений лечебного занятия для детей средней школы, сочетающего в себе различные виды движений в водной среде и на суше, способствовал более эффективному влиянию процесса корректировки осанки в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Это дает нам основание рекомендовать указанный комплекс для использования в практике работы специалистов в области адаптивной физической культуры.
1. Абальмасова Е.А. Юношеская форма остеохондроза / Е.А. Абальмасова, O.A. Малахов // Ортопед ... дис. канд. мед. наук: 14.00.22. -М., 2000. 23 с.
2. Адаптивная физическая культура в системе специального образования: проблемы, перспективы развития//Материалы международной конференции/Под ред. Л. В. Шапковой, Л. Н. Ростомашвили. - СПб. - ИСПиП, 2009. - 119 с.
3. Аксенова О.Э., Евсеев С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре. М.: Советский спорт, 2004, 296 с.
4. Ахмадеева Э.Н., Амирова В.Р., Брюханова О.А. Клиническое обследование и этапы диагностического поиска /Учебное пособие. - Уфа, 2008.- 92 с.
5. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4. - С. 21-26, 39-40.
6. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / под ред. О.Г. Газенко. Москва: Наука, 1990.
7. Бородич Л.А. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков: Кн. для учителей: Из опыта работы / Л.А. Бородич, Р.Д. Назарова М.: Просвещение, 1988.
8. Быховская И.М. Обучение коммуникации: ресурсы неспециализированного образования // Антропология субъективности и мир современной коммуникации. М., 2010. С. 212 - 234.
9. Верхошанский Ю.В. Теория и практика физической культуры. М: ФиС, 1993.-291с.
10. Ветрова И.В. Учебное пособие «Гимнастика с методикой преподавания в адаптивной физической культуре», КГПУ им. В.П. Астафьева, Красноярск, 2014 г. с. 494.
11. Выдрин В.М. Перестройка в области физической культуры (Проблемы и пути) //Теория и практика физической культуры. 1987, № 8, с. 22-25.
12. Евсеев С. П., Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: «Спорт», 2016, с. 208.
13. Еникеева З.М. Факторы риска развития органных нарушений у детей со сколиозом. Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье».
14. Железняк Ю.Д. Методика обучения физической культуре: учебник для студ. учреждений высш. образования / Ю.Д.Железняк, И.В.Кулишенко, Е.В.Крякина; под ред. Ю.Д.Железняка. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 256 с.
15. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 264 с....44