Введение
Глава I. Рок-культура как мировоззрение и образ жизни
1.1 История возникновения и распространения рок-культуры 6
1.2 Рок-музыка: характерные особенности 13
1.3 Влияние рок-культуры на сознание общества 19
Глава II. Религиозные идеи в рок-культуре 27
2.1 Появление религиозной тематики в текстах рок-композиций 27
2.2 Музыкальные рок-направления - проводники религиозных идей 30
Глава III. Рок-культура в России 44
3.1 Появление и развитие рок-музыки в СССР 44
3.2 Религиозное мировоззрение в творчестве современных российских
рок-групп 52
Заключение. Перспективы развития религиозного мировоззрения 59
Список использованной литературы 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Такое направление как рок-культура появилось во второй половине XX века. Его возникновение непосредственно связано с теми социокультурными процессами, которые имели место в тот период и, в определенной мере, имеют и сейчас.
Эти процессы связаны с глобальными переменами в общественной жизни и общественном сознании. Обусловлены они переходом от эпохи модерна к постмодерну. Именно в этот период полностью происходит пересмотр ценностей, меняется взгляд на мир и на человека.
Рок-культура, и в частности рок-музыка, стала идеологическим настроением в ответ на существующие на тот момент порядки. Она сразу же заявила о себе как о культуре протеста, приняв роль контркультуры.
В то время как менялись политическая ситуация, техническое развитие и культура, в тот же момент подвергалась изменениям и рок-культура. Подстраиваясь, и в то же время, выступая против существующего строя, она благодаря своим характерным только для нее музыкальным средствам и идеологическим текстам, проникала вглубь сознания человека и формировала его мировоззрение.
По своей направленности рок-культура является социальной реальностью нашего времени. В этом плане религия, выполняет схожие задачи. Во взаимодействии рок-культуры и религии, которое наметилось еще с момента появления первых рок-групп, есть ряд закономерностей. В результате этого, религиозные мотивы, имеющие свое отражение в рок- композициях показывают в своей художественной форме существующую картину мира и формируют нравственное и духовное воспитание среди своих слушателей, имеющее зачастую разные векторы.
Таким образом, проблема влияния рок-музыки с содержащимися в ней религиозными идеями является одной из важных проблем современного общества, так как оно во много способствует формированию мировоззрения личности. В этом состоит актуальность данной работы.
Объектом дипломной работы является рок-музыка, как музыкальная культура второй половины XX века, изучаемая на различных этапах своего существования.
Предметом дипломной работы является религиозная тематика, как неотъемлемая часть мировоззренческих проблем, поднимаемых в текстах рок-композиций.
Целью данной работы является рассмотрение взаимодействия религии и рок-музыки.
Для достижения этой цели поставлено ряд задач:
1. Выяснить причину появления такого явления как рок-музыка;
2. Проследить путь развития рок-музыки на протяжении всего ее существования;
3. Рассмотреть, какое влияние оказала рок-музыка на общество;
4. Проанализировать процесс появления и распространения рок- музыки в России;
5. Выявить факторы, объединяющие рок-культуру с религией.
В данной работе были использованы следующие методы:
• Анализ литературы, которая включает в себя учебные пособия, исследовательские труды, многочисленные публикации, статьи, а также тексты музыкальных композиций;
• Сравнение российской и зарубежной практики в отношении рок- культуры.
• Метод классификации, который приводится для описания музыкальных групп, работающих с религиозными идеями, а также классификация видов субкультур, как носителей этого жанра.....
Цель данной работы состояла в том, чтобы рассмотреть взаимовлияние религии и рок-музыки.
В данной работе была рассмотрена история появления и развития рок- культуры, и в частности, рок-музыки.
В процессе написания работы было изучено воздействие рок-музыки на человеческое сознание. Было выявлено, какую роль она играет в жизни общества и отдельных ее классов.
Также познакомились с субкультурам, как частью общей культуры, отличающейся своим поведенческим и идеологическим характером. Выяснили главное отличие зарубежной рок-музыки от русской. Рассмотрели отношение к религиозной теме и вообще к самому явлению рок-музыки со стороны общества, церкви. Познакомились с рок-направлениями, в творчестве которых заложены религиозные идеи.
На основе изученного материала можно сделать следующие выводы:
• Понятие рок-музыка возникло как ответная реакция на существовавший на Западе политический, идеологический и нравственный кризис, став при этом контркультурой, своеобразной революцией.
• Практически одновременно с возникновением рок-музыки, в ней отражаются религиозные темы, как поиск выхода из сложившегося кризиса и духовной нищеты, что вызывает недовольство со стороны западной церкви.
• Главное отличие Русской рок-музыки от западной является ее смысловая нагрузка, сюжеты, раскрывающиеся в песнях.
• Религиозные тексты российских рок-групп переплетаются с темой патриотизма.
• По прошествии большого количества времени, отношение к рок- музыке остается двояким - для кого-то она остается музыкой, скрывающей сатанинскую направленность (хотя нельзя отрицать и наличие подобных групп), другие же полагают, что рок-музыка в доступной форме с характерным для нее драйвом воспитывает нравственные и духовные потребности у молодежи.
• На примере современных музыкальных рок-направлений выяснили, что творчество многих рок-групп носит активный идеологический характер. Каждое направление имеет свою ярко выраженную окраску. Происходит активное вовлечение молодежи в мир религиозных идей, где каждый занимает свою позицию.
Настоящее время принято считать временем духовного возрождения. С уходом эпохи скептицизма и атеизма возрос интерес к религии и к участию в религиозной жизни. Между конфессиями разгорается борьба за людей. Кто-то самостоятельно находится в духовных поисках.
Сейчас в современном мире религия пронизывает все области жизни человека. На смену атеизму пришли как антиклерикальные настроения, так и открытая проповедь. У кого-то сохранилось индифферентное отношение.
В XX в. Православная церковь в России пережила тяжелое время. Из фактически государственного института императорской России церковь при большевиках - воинствующих атеистах - превратилась в одну из самых гонимых и унижаемых организаций. После ухода коммунистов из власти в России начался религиозный ренессанс: восстанавливаются старые и строятся новые храмы, растут религиозные общины, увеличивается общее количество верующих. Повышается интерес к религиозным ценностям и нормам, религиозным обрядам, истории религий. Несмотря на то, что по Конституции Российская Федерация является светским государством, объективно усиливается влияние религиозных идей на духовную жизнь общества и духовенства - на государственную политику.
Взаимодействуя с религией, рок-музыка оказывает огромное влияние на людей в силу своей новизны. По своей импровизационной природе она чрезвычайно насыщена, свежа, искренна. Наконец, рок-музыка отражает ритм нашего напряженного, беспокойного времени, ритм, который особенно остро ощущает молодежь. Не нужно быть слишком наблюдательным человеком, чтобы заметить, что именно молодежь уделяет музыке куда больше внимания, времени и средств, чем взрослые. Молодежь - это главные носители концертов, участники дискотек, покупатели аудио и CD. Именно к ним обращаются эстрадные звезды и популярные группы. И очень часто любители молодежной музыки подчас не только активны, но и агрессивны.
Рок-музыка ярко и правдиво передает духовное состояние молодежи, она быстро откликается на все ее проблемы. Рок - хотя и не совсем, но все же «новая музыка», которую американский ученый назвал «ростком нового сознания». Выйдя из Западной культуры, какое-то время перенимая его законы, русский рок все-таки обрел свои явные черты, уникальные во всем мире. Он выразил общий протест молодежи против бездуховной жизни в капиталистическом обществе. Рок-музыка нашего времени, находящаяся в прямой связи с развивающейся культурой молодежи, постоянно тревожит умы слушателей и призывает их осознать болезни цивилизации и относится к ним более терпимо.
Необходимо отметить неоспоримость положительного значения рок- музыки. На ней уже выросло не одно поколение, и она продолжает развиваться, приобретая все больше и больше поклонников. Она дала молодежи возможность самовыражаться и высказывать свои требования и желания.
В России создаются церковные музыкальные фестивали, в средствах массовой информации открыто обсуждают вопросы веры. Зачастую на светские мероприятия приглашаются священнослужители. Это доказывает тот факт, что пока человек находится в духовных поисках, тема веры будет для него открытой, актуальной и сопровождать на протяжении всей его жизни.
1. Абрамов А. Песни на отлучение //Мирт. 2000. №4. С.19.
2. Агошков А.А. Социокультурное пространство современной музыки. Автореф. дис. канд. филос. наук. / Балтийский техн. ун-т "Военмех"(С.- Петербург). СПб. 1998. 20 с.
4. Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М.: Университетская книга. 1999. 345 с.
5. Аквариум, 1972-1992: Сб. материалов / Сост. и ред. О. Сагарева. М., 1992. 256 с.
6. Аксютина О. Панк вирус в России. М.: Леан формат. 1999. 320 с.
7. Алексеев А. С., Бурлака, А. П. Энциклопедия российской поп - и рок- музыки: Кто есть кто. М.: ЭКСМО. 2001. 250 с.
8. Алексеев И. С. Рок-культура в публичном пространстве Санкт-Петербурга 1990-х годов. Автореф. дис. канд. социол. наук. / СПбГУ СПб. 2003. 25 с.
9. Алексина Т. А. Время в культурах мира // Вестник РУДН, 2002, № 2.
10. Андреева И. Н., Голубкова Н. Я., Новикова Л. Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социологические исследования. 1989. №4. С.48-56.
11. Ария: Легенда о динозавре (с ископаемых времен). М.: Нота-Р. 2000. 368 с.
12. Белоусов В. Г. Нисхождение в Эреб: Д. Леннон периода "Beatles". СПб.: Алетейя. 2000. 187 с.
13. Блюз из подвала: Советская рок-музыка в стихах, фотографиях и размышлениях / Панов А., Кузнецов А. Ставрополь: Книжное издательство. 1990. 352 с.
14. Бондаренко В. В., Дроздов Ю.В. История рок-музыки: Европа. Америка. Австралия. Минск: Амалфея. 1997. 188 с.
15. Бочаров О. Панк: Энциклопедия: Все, что вы хотели узнать о панке, хардкоре, сайкобилли, ска и альтернативе, но некого было спросить. М.: Библиотека журнала Painkiller. Издание второе исправленное. 2001. 345 с....60