Организация исследовательской деятельности обучающихся при составлении эколого-географической и таксономической характеристики лекарственных растений
|
Введение 3
Глава 1. Физико-географическая характеристика ареала произрастания
лекарственных растений в окрестностях г. Бийска 5
1.1. Рельеф и геологическое строение 5
1.2. Климат 6
1.3. Почвы 7
1.4. Гидрологический режим 8
1.5. Растительность 10
1.6. Методы исследования 12
Глава 2. Хозяйственная и эколого-географическая характеристика видов лекарственных растений 19
2.1. Хозяйственная характеристика 19
2.2. Морфологическая характеристика 23
2.3. Химический состав 28
2.4. Меры охраны краснокнижных лекарственных растений 31
Глава 3. Формирование экологической и валеологической культуры школьников с использованием знаний о дикорастущих лекарственных растениях 33
3.1. Модель педагогического мониторинга валеологической воспитанности у
учащихся 33
3.2. Состояние процесса развития валеологической воспитанности
учащихся 40
3.3. Содержательно-технологический этап модели педагогического
мониторинга валеологической воспитанности у учащихся 50
Заключение 58
Список литературы 61
Приложения 66
Глава 1. Физико-географическая характеристика ареала произрастания
лекарственных растений в окрестностях г. Бийска 5
1.1. Рельеф и геологическое строение 5
1.2. Климат 6
1.3. Почвы 7
1.4. Гидрологический режим 8
1.5. Растительность 10
1.6. Методы исследования 12
Глава 2. Хозяйственная и эколого-географическая характеристика видов лекарственных растений 19
2.1. Хозяйственная характеристика 19
2.2. Морфологическая характеристика 23
2.3. Химический состав 28
2.4. Меры охраны краснокнижных лекарственных растений 31
Глава 3. Формирование экологической и валеологической культуры школьников с использованием знаний о дикорастущих лекарственных растениях 33
3.1. Модель педагогического мониторинга валеологической воспитанности у
учащихся 33
3.2. Состояние процесса развития валеологической воспитанности
учащихся 40
3.3. Содержательно-технологический этап модели педагогического
мониторинга валеологической воспитанности у учащихся 50
Заключение 58
Список литературы 61
Приложения 66
Лекарственные растения - это группа растений, используемых в медицине. Они являются источником получения лекарственного сырья.
Вещества, вырабатываемые растениями, обладают целебными свойствами. Лечение травами известно еще с глубокой древности. Эти растения привлекают внимание очень многих исследователей. Сколь ни эффективны новые препараты, скромные травы наших лесов пользуются доверием пациентов.
Цель работы - на основе организации исследовательской деятельности обучающихся при составлении эколого-географической и таксономической характеристики лекарственных растений разработать и апробировать модель формирования экологической и валеологической культуры школьников.
Задачи:
1) Оценить физико-географические условия района исследований.
2) Выявить лекарственные виды растений на исследуемой территории.
3) Разработать и апробировать модель педагогического мониторинга валеологической воспитанности учащихся.
4) Провести оценку развития у учащихся уровня валеологической воспитанности.
Методы исследований:
- анализ педагогической и научной литературы по проблеме исследования;
- рекогносцировочный осмотр территории;
- исследование древостоя и определение высот деревьев;
- проведение таксономического и экологического анализа видов лекарственных растений;
- рассмотрение теории педагогического мониторинга в образовании;
- беседы с детьми, анкетирование, педагогический эксперимент.
Основной проблемой современной школы является обучение элементам технологии самостоятельной исследовательской деятельности. В связи с этим, процесс организации исследовательской деятельности обучающихся при составлении эколого-географической и таксономической характеристики лекарственных растений может считаться актуальным.
Полученные результаты целесообразно использовать в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учебных заведений в деятельности учителей-предметников.
Вещества, вырабатываемые растениями, обладают целебными свойствами. Лечение травами известно еще с глубокой древности. Эти растения привлекают внимание очень многих исследователей. Сколь ни эффективны новые препараты, скромные травы наших лесов пользуются доверием пациентов.
Цель работы - на основе организации исследовательской деятельности обучающихся при составлении эколого-географической и таксономической характеристики лекарственных растений разработать и апробировать модель формирования экологической и валеологической культуры школьников.
Задачи:
1) Оценить физико-географические условия района исследований.
2) Выявить лекарственные виды растений на исследуемой территории.
3) Разработать и апробировать модель педагогического мониторинга валеологической воспитанности учащихся.
4) Провести оценку развития у учащихся уровня валеологической воспитанности.
Методы исследований:
- анализ педагогической и научной литературы по проблеме исследования;
- рекогносцировочный осмотр территории;
- исследование древостоя и определение высот деревьев;
- проведение таксономического и экологического анализа видов лекарственных растений;
- рассмотрение теории педагогического мониторинга в образовании;
- беседы с детьми, анкетирование, педагогический эксперимент.
Основной проблемой современной школы является обучение элементам технологии самостоятельной исследовательской деятельности. В связи с этим, процесс организации исследовательской деятельности обучающихся при составлении эколого-географической и таксономической характеристики лекарственных растений может считаться актуальным.
Полученные результаты целесообразно использовать в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учебных заведений в деятельности учителей-предметников.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Помощь студентам в написании работ!
Исследовательская деятельность - одна из базовых форм познания окружающего мира человеком. Она играет приоритетную роль в овладении знаниями из различных отраслей знаний, развитии познавательных процессов всех уровней, в приобретении социального опыта.
Целенаправленное развитие исследовательского поведения ребенка, а также построение образовательного процесса на основе использования методов самостоятельного исследовательского поиска имеют давнюю
традицию.
В соответствии с современным ФГОС, а также ценностных ориентиров общего образования, проблема развития исследовательской деятельности обучающихся приобретает особую актуальность. Противоречие между необходимостью развития у учащихся исследовательской деятельности, с одной стороны, и отсутствием целостной системы отслеживания ее в массовой общеобразовательной школе - с другой, делает выбранную нами проблему своевременной для решения.
Теоретические основы организации исследовательской деятельности у учащихся позволили определить понятие педагогический мониторинг. В основу понятия педагогический мониторинг положена трактовка Ган, которая утверждает, что педагогический мониторинг - это система исследовательских процедур, позволяющих отслеживать качество знаний, умений и навыков и изменение показателей в конкретном объекте за определенный период времени, а также наблюдать и контролировать процесс с целью прогнозирования и принятия соответствующего решения, выбора средств и методов педагогического воздействия.
В ходе исследования были выявлены подходы к развитию научно-исследовательской деятельности в психолого-педагогической литературе. Этот личностно-ориентированный подход позволяет организовывать помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно¬значимых и общественно приемлемых аспектах.
Поисковая деятельность рассматривается как необходимое и важнейшее интегральное качество личности, включающее в себя три компонента: когнитивного, мотивационно - ценностного и деятельностного.
Для изучения исходного уровня сформированности поисково-исследовательской деятельности учащихся седьмого класса были подобраны задания, на основе которых было проведено исследование с последующей обработкой полученных результатов.
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
1) Анализ уровня сформированности исследовательской деятельности показал, что высокий уровень в классе проявили 8,3% учеников, средний уровень показали 37,5% учеников, низкий уровень представлен наибольшими показателями - 54,2% (прилож. 5).
2) Родители имеют представление о здоровом образе жизни, однако не всегда придерживаются его сами, хотя и осознают необходимость развития у детей валеологической воспитанности. По данным исследования, больше всего родителей (64,5%) были отнесены к пассивно-негативному уровню. Это семьи, отличающиеся низким уровнем валеологической воспитанности. Активно-субъектный уровень характерен лишь для 28% родителей, ситуативно-активный - для 7,4% (прилож. 3).
3) Содержательно-технологический этап включил создание проекта педагогической технологии по развитию исследовательской деятельности у учащихся. При разработке содержания технологии применили модульную организацию обучения для целостного изучения каждой темы. Модуль имеет целевую направленность, содержит познавательную и практическую часть.
Первая формирует теоретические знания, вторая - практические умения, полученные на основе приобретенных знаний. Содержание познавательного материала представлено в восьми модулях: 1-ый модуль - "Познай самого себя"; 2-ой модуль - "Здоровье и окружающая среда"; 3 - ий модуль - "Питание и здоровье"; 4-ый модуль "Здоровье и движение"; 5 - ый модуль "Природа нашего края и здоровье"; 6-ой модуль - "Основы личной безопасности и профилактика травматизма (знай и будь осторожным)"; 7 - ой модуль - "Культура потребления медицинских услуг"; 8-ой модуль - "Здоровый образ жизни и культура человека".
Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение: модель педагогического мониторинга, реализуемая в образовательном процессе школы, может сделать процесс организации исследовательской деятельности обучающихся более эффективным, если:
- будет включать адаптационно - установочный, исходно - диагностический и содержательно - технологический этапы;
- поисковая деятельность будет рассмотрена как интегративное качество личности, включающее сформированность исследовательского компонента, состоящего из трёх аспектов: когнитивного, мотивационно - ценностного и деятельностного.
На основании вышеизложенного можно сделать заключение о том, что организация исследовательской деятельности учащихся - достаточно непростой педагогический метод.
Уместно рассматривать исследовательскую деятельность как один из факторов педагогического процесса, который формирует даже не столько знания, сколько научные и культурные навыки школьников.
Не стоит забывать, что мы пытаемся проводить научную работу с людьми, еще не определившимися в своих желаниях, способностях и склонностях. Поэтому необходимо рассматривать исследовательскую работу школьников как средство культурного воспитания будущих граждан России. Может быть, наш ученик никогда не станет ученым; может, он станет бизнесменом, чиновником, журналистом. Но, будем надеяться, он навсегда оставит в себе ту самую частичку истинного поиска.
Целенаправленное развитие исследовательского поведения ребенка, а также построение образовательного процесса на основе использования методов самостоятельного исследовательского поиска имеют давнюю
традицию.
В соответствии с современным ФГОС, а также ценностных ориентиров общего образования, проблема развития исследовательской деятельности обучающихся приобретает особую актуальность. Противоречие между необходимостью развития у учащихся исследовательской деятельности, с одной стороны, и отсутствием целостной системы отслеживания ее в массовой общеобразовательной школе - с другой, делает выбранную нами проблему своевременной для решения.
Теоретические основы организации исследовательской деятельности у учащихся позволили определить понятие педагогический мониторинг. В основу понятия педагогический мониторинг положена трактовка Ган, которая утверждает, что педагогический мониторинг - это система исследовательских процедур, позволяющих отслеживать качество знаний, умений и навыков и изменение показателей в конкретном объекте за определенный период времени, а также наблюдать и контролировать процесс с целью прогнозирования и принятия соответствующего решения, выбора средств и методов педагогического воздействия.
В ходе исследования были выявлены подходы к развитию научно-исследовательской деятельности в психолого-педагогической литературе. Этот личностно-ориентированный подход позволяет организовывать помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно¬значимых и общественно приемлемых аспектах.
Поисковая деятельность рассматривается как необходимое и важнейшее интегральное качество личности, включающее в себя три компонента: когнитивного, мотивационно - ценностного и деятельностного.
Для изучения исходного уровня сформированности поисково-исследовательской деятельности учащихся седьмого класса были подобраны задания, на основе которых было проведено исследование с последующей обработкой полученных результатов.
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
1) Анализ уровня сформированности исследовательской деятельности показал, что высокий уровень в классе проявили 8,3% учеников, средний уровень показали 37,5% учеников, низкий уровень представлен наибольшими показателями - 54,2% (прилож. 5).
2) Родители имеют представление о здоровом образе жизни, однако не всегда придерживаются его сами, хотя и осознают необходимость развития у детей валеологической воспитанности. По данным исследования, больше всего родителей (64,5%) были отнесены к пассивно-негативному уровню. Это семьи, отличающиеся низким уровнем валеологической воспитанности. Активно-субъектный уровень характерен лишь для 28% родителей, ситуативно-активный - для 7,4% (прилож. 3).
3) Содержательно-технологический этап включил создание проекта педагогической технологии по развитию исследовательской деятельности у учащихся. При разработке содержания технологии применили модульную организацию обучения для целостного изучения каждой темы. Модуль имеет целевую направленность, содержит познавательную и практическую часть.
Первая формирует теоретические знания, вторая - практические умения, полученные на основе приобретенных знаний. Содержание познавательного материала представлено в восьми модулях: 1-ый модуль - "Познай самого себя"; 2-ой модуль - "Здоровье и окружающая среда"; 3 - ий модуль - "Питание и здоровье"; 4-ый модуль "Здоровье и движение"; 5 - ый модуль "Природа нашего края и здоровье"; 6-ой модуль - "Основы личной безопасности и профилактика травматизма (знай и будь осторожным)"; 7 - ой модуль - "Культура потребления медицинских услуг"; 8-ой модуль - "Здоровый образ жизни и культура человека".
Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение: модель педагогического мониторинга, реализуемая в образовательном процессе школы, может сделать процесс организации исследовательской деятельности обучающихся более эффективным, если:
- будет включать адаптационно - установочный, исходно - диагностический и содержательно - технологический этапы;
- поисковая деятельность будет рассмотрена как интегративное качество личности, включающее сформированность исследовательского компонента, состоящего из трёх аспектов: когнитивного, мотивационно - ценностного и деятельностного.
На основании вышеизложенного можно сделать заключение о том, что организация исследовательской деятельности учащихся - достаточно непростой педагогический метод.
Уместно рассматривать исследовательскую деятельность как один из факторов педагогического процесса, который формирует даже не столько знания, сколько научные и культурные навыки школьников.
Не стоит забывать, что мы пытаемся проводить научную работу с людьми, еще не определившимися в своих желаниях, способностях и склонностях. Поэтому необходимо рассматривать исследовательскую работу школьников как средство культурного воспитания будущих граждан России. Может быть, наш ученик никогда не станет ученым; может, он станет бизнесменом, чиновником, журналистом. Но, будем надеяться, он навсегда оставит в себе ту самую частичку истинного поиска.
1. Алгазин, В.С. Полезные растения Западной Сибири [Текст] / В.С. Алгазин. - Новосибирск: Обл. roc. изд-во, 2005. - 201 с.
2. Ареал, экология и хозяйственное значение видов флоры Алтайского края [Текст]: метод. указания для написания курсовых и дипломных работ студентами географического и биологического факультетов / В.А. Рассыпнов, Н.В. Ревякина. - Барнаул: Ary, 2008. - 46 c.
3. Богоявленская, А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. Растения, бактерии, грибы, Лишайники [Текст] / А.Е. Богоявленская. - М: Просвещение: АО «Учебная литература», 2006. - 192 с.
4. Ботаника с основами фитоценологии [Текст]: учебное пособие по написанию контрольных курсовых и дипломных работ /Автор-сост. - к.с.- х.н., доцент T.R Важова. - Бийск, 2002. -70 c.
5. Бочкарева, Н.Ф. Система экологического образования и воспитания уч-ся [Текст]: пособие для учителя / Н.Ф. Бочкарева. - Калуга, Институт усовершенствования учителей, 2006. - 122 с.
6. Бурлакова, JI.M. Почва Алтайского края [Текст] / JI.M. Бурлакова JI.M. Татаринцев, B.A. Рассыпнов. - Барнаул, 2008. - 301 с.
7. Важова, Т.И. Методические рекомендации к полевой практике по ботанике [Текст] / Т.И. Важова. - Бийск - 2009. - 48 с.
8. Верещагина, M.B. Встреча с зелёным другом [Текст] / M.B. Верещагина. - Барнаул: изд-во АГУ, 2006. - 178 с.
9. Выращивание лекарственных растений в саду [Текст] / Г.С. Левандовский, Е.М. Немова. - Новосибирск. Новосибирское книжное издательство, 2012. - 288 с.
10. Денисова, C.M. Полевая практика по экологии [Текст] / C.M. Денисова. - Минск, 1999. - 60 c.
11. Дерево земли, на которой я живу [Текст]: регион. компонент к прогр. Т.В.Шпотовой для педагогов Алтая / Сост. H.A. Понаморёва, И.И.
Капустина / научн. ред. д.б.н., проф. В.А. Рассыпнов. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. - 41 с.
12. Еленевский, А.Г. и др. Ботаника высших или наземных растений [Текст]: учебник для вузов / А.Г. Еленевский, М.П. Соловьёва, В.Н.Тихомиров. - 2-е изд. - М. Академия, - Минск, 2011. - 432 с.
13. Зыкова, Е.Ю. Автореферат Флоpa Бие-Катунского междуречья в пределах предгорий и низкогорий Алтая [Текст] / Е.Ю. Зыкова. - Новосибирск, 2000. - 351 с.
14. Ипатов, В.С. Фитоценоология [Текст]: учебник для вузов / В.С. Ипатов, Л.Н. Кирикова. - C.-Пб. M3 Изд-во ун-та, 2009. - 315 c.
15. Калинова, Г.С. Методика обучения биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники [Текст]: пособие для учит. / Г.С. Калинова,
A. Н. Мягкова. - М.: Просвещение, 2009. - 224 c.
16. Корчагина, В.А. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники [Текст]: учебник для 6-7 кл. сред шк. 24-e изд. / В.А. Корчагина. - M.: Просвещение, 2013. - 256 с.
17. Красная книга растений Алтайского края [Текст]: методическое пособие для студентов географического и биологического факультетов / М.М. Силантьева. А.И. Шмаков. - Барнаул: изд-во АГУ, 2014. - 119 c.
18. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений [Текст] / М.М. Силантьева. А.И. Шмаков. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. - 306 с.
19. Красная книга: редкие исчезающие растения и животные Бийского района Алтайского края, нуждающиеся в охране [Текст] / T.O. Стрельникова,
B. Ю. Петров. - Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2009. - 316 с.
20. Кузнецова, В.И. Уроки биологии: 6-7кл: Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники [Текст]. Книга для учителя 2-е изд., перераб / В.И. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2011. - 191c.
21. Куминова, А.В. Растительность степной и лесостепной зон Западной Сибири [Текст] / А.В. Куминова. - Новосибирск: Изд-во Сиб.отделения AH, 2013. - 310 c.
22. Кучин, А.П. Флора и фауна Алтая-Горно-Алтайск [Текст] / А.П. Кучин. - Минск, 2001. - 263 с.
23. Лежнев, Г.И. Полезные растения окрестностей г. Бийска [Текст] / Г.И. Лежнев. - Бийск, НИЦ БиГПИ, 2000. - 102 c.
24. Лекарственные растения Алтайского края [Текст] / АГУ научно- исследоват институт горного природопользования / Н.В. Ревякина - Барнаул, 2014 - 140 с.
25. Лекарственные растения / Растения-целители [Текст]: Справ. пособие / А.Ф. Гаммерман, Г.Н. Кадаев А.А. Яценко-Хмелевский. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2010. - 343 с.
26. Методика обучения ботанике [Текст] / Н.В. Падалко, В.Н. Федорова, Н.И. Шапашников и др. Под общ. ред. Н.В. Падалко. -3-е изд.-M.:. Просвещение, 2012. - 351 c.
27. Общая методика обучения биологии [Текст]. учеб. пособие для студентов пед. вузов / И.Н. Понаморёва, B. П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. - М.: изд. центр «Академия», 2013 - 272 с.
28. Определитель растений Алтайского края [Текст] / Н.М. Красноборов, М.Н. Ломоносова, Д.Н. Шауло и д.р. - Новосибирск: Изд-во COPAM, филиал «Гео», 2003. - 634 c.
29. Определитель растений Алтайского края и Республики Алтай [Текст] / Е.П Черняева, В.М. Остроумова. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997. - 251 c.
30. Особо охраняемые природные территории города Бийска [Текст] / E.A. Дзагоевa, r.C. Петрищева, H.A. Цехановская, C.JI. Бакланова. - Бийск, 1999. - 86 c.
31. Парамонов, Е.Г.. Лесовосстановление та Алтае [Текст] / Е.Г. Парамонов, Я.Н. Ишутин, B.A. Саета. - Барнаул, 2000 - 312 с.
32. Биология 6 кл. Бактерии. Грибы. Растения [Текст]: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2001. - 272 с.
33. Пастушенков, Л.В. Лекарственные растения. Использование в народной медицине и быту [Текст] / Л.В. Пастушенков, А.Л. Пастушенков. - Л.: Лениздат, 1990. - 278 с.
34. Петрищева, Г.С. Системное использование учебника биологии в разделе растения [Текст]: учеб. пособие / Г.С. Петрищева. - Бийск: Изд-во
БиГПИ, 1998. - 90 с.
35. Растительность степной и лесостепной зон Западной Сибири. Новосибирская область и Алтайский край [Текст] / А.В. Куминова. - Hoвocибирcк: изд. Сибирского отделения AH CCCP, 1963. - 442 c.
36. Рассыпное, В.А. Уроки экологии в 7 классе [Текст]: метод. пособие для учителей. / В.А. Рассыпнов, Л.П. Устьянцева, Р.И. Афонина. - Барнаул: БГПУ, 1998. - 51 c.
37. Ревякин, В.С. География Алтайского края [Текст] / В.С. Ревякин, Н.В. Ревякина, А.В. Малиновский. - Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 2005. - 136 с.
38. Ревякина, Н.В. Флора Алтайского края [Текст] / Н.В. Ревякина. - Барнаул, 2006. - 212 c.
39. Региональный компонент к программе «Игровая экология» [Текст] / T.B. Шпотова. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. - 31 c.
40. Самые-самые широко распространенные растения Алтайского края [Текст] / М.М. Силантьева, А.И. Шмаков. - Барнаул, 1998. -109 с.
41. Свиридов, Г. Растения и здоровье лечебные и пищевые свойства [Текст] / Г.М. Свиридов. - M: Профиздат, 1992. - 272 c.
42. Сотник, В.Ф. Кладовая здоровья [Текст]: альбом-2-е изд. / В.Ф. Сотник. - М.:Лесная промышленность, 1990. - 64 c.
43. Трофимова, И.В. Есть в травах и цветах целительная сила // Биология в школе [Текст] / И.В. Трофимова. - M: Профиздат, 2002. - 172 c.
44. Флора Сибири. Новосибирск [Текст] / В.Н.Тихомиров. - Изд-во
PAH, 2002. - 13 c.
45. Хржановский, В.Г. Практический курс ботаники [Текст] / В.Г. Хржановский, З.Д. Прянишников, В.Н. Исаин. - Изд-во «Высшая школа» Москва, 1993 - 302 с.
46. Шретер, А.И. Как находят лекарственные растения? [Текст] / А.И. Шретер, Н.А. Крылова.- M.: «Дрофа», 2003. - 115 с.
47. Экологическое воспитание детей и молодежи [Текст]: пособ. для дошкольных учреждений и школ / П.П. Костенкова. - Барнаул: изд. «Анна Поом и К, 2005 - 160 c.
48. Энциклопедия Алтайского края. B 2 т. [Текст] / В. Т. Мищенко. - Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 1995 - 268 c.
49. Яковлев, Г.П. Ботаника [Текст]: учебник для вузов / Г.П. Яковлев, В.А. Челомбитько. - С.-Пб: Издательство СПХФА, 2000. - 680 c.
50. Яковлев, Г.П. Ботаника для учителя [Текст] / Г.П. Яковлев, Л.Б. Аверьянов. - М.: Просвещение, 1997. - 336 с.
51. Ярошенко, П.Д Геоботаника [Текст] / П.Д. Ярошенко. - М- Ленинград. Издательство AH CCCP, 1961 - 259 c.
2. Ареал, экология и хозяйственное значение видов флоры Алтайского края [Текст]: метод. указания для написания курсовых и дипломных работ студентами географического и биологического факультетов / В.А. Рассыпнов, Н.В. Ревякина. - Барнаул: Ary, 2008. - 46 c.
3. Богоявленская, А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. Растения, бактерии, грибы, Лишайники [Текст] / А.Е. Богоявленская. - М: Просвещение: АО «Учебная литература», 2006. - 192 с.
4. Ботаника с основами фитоценологии [Текст]: учебное пособие по написанию контрольных курсовых и дипломных работ /Автор-сост. - к.с.- х.н., доцент T.R Важова. - Бийск, 2002. -70 c.
5. Бочкарева, Н.Ф. Система экологического образования и воспитания уч-ся [Текст]: пособие для учителя / Н.Ф. Бочкарева. - Калуга, Институт усовершенствования учителей, 2006. - 122 с.
6. Бурлакова, JI.M. Почва Алтайского края [Текст] / JI.M. Бурлакова JI.M. Татаринцев, B.A. Рассыпнов. - Барнаул, 2008. - 301 с.
7. Важова, Т.И. Методические рекомендации к полевой практике по ботанике [Текст] / Т.И. Важова. - Бийск - 2009. - 48 с.
8. Верещагина, M.B. Встреча с зелёным другом [Текст] / M.B. Верещагина. - Барнаул: изд-во АГУ, 2006. - 178 с.
9. Выращивание лекарственных растений в саду [Текст] / Г.С. Левандовский, Е.М. Немова. - Новосибирск. Новосибирское книжное издательство, 2012. - 288 с.
10. Денисова, C.M. Полевая практика по экологии [Текст] / C.M. Денисова. - Минск, 1999. - 60 c.
11. Дерево земли, на которой я живу [Текст]: регион. компонент к прогр. Т.В.Шпотовой для педагогов Алтая / Сост. H.A. Понаморёва, И.И.
Капустина / научн. ред. д.б.н., проф. В.А. Рассыпнов. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. - 41 с.
12. Еленевский, А.Г. и др. Ботаника высших или наземных растений [Текст]: учебник для вузов / А.Г. Еленевский, М.П. Соловьёва, В.Н.Тихомиров. - 2-е изд. - М. Академия, - Минск, 2011. - 432 с.
13. Зыкова, Е.Ю. Автореферат Флоpa Бие-Катунского междуречья в пределах предгорий и низкогорий Алтая [Текст] / Е.Ю. Зыкова. - Новосибирск, 2000. - 351 с.
14. Ипатов, В.С. Фитоценоология [Текст]: учебник для вузов / В.С. Ипатов, Л.Н. Кирикова. - C.-Пб. M3 Изд-во ун-та, 2009. - 315 c.
15. Калинова, Г.С. Методика обучения биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники [Текст]: пособие для учит. / Г.С. Калинова,
A. Н. Мягкова. - М.: Просвещение, 2009. - 224 c.
16. Корчагина, В.А. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники [Текст]: учебник для 6-7 кл. сред шк. 24-e изд. / В.А. Корчагина. - M.: Просвещение, 2013. - 256 с.
17. Красная книга растений Алтайского края [Текст]: методическое пособие для студентов географического и биологического факультетов / М.М. Силантьева. А.И. Шмаков. - Барнаул: изд-во АГУ, 2014. - 119 c.
18. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений [Текст] / М.М. Силантьева. А.И. Шмаков. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. - 306 с.
19. Красная книга: редкие исчезающие растения и животные Бийского района Алтайского края, нуждающиеся в охране [Текст] / T.O. Стрельникова,
B. Ю. Петров. - Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2009. - 316 с.
20. Кузнецова, В.И. Уроки биологии: 6-7кл: Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники [Текст]. Книга для учителя 2-е изд., перераб / В.И. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2011. - 191c.
21. Куминова, А.В. Растительность степной и лесостепной зон Западной Сибири [Текст] / А.В. Куминова. - Новосибирск: Изд-во Сиб.отделения AH, 2013. - 310 c.
22. Кучин, А.П. Флора и фауна Алтая-Горно-Алтайск [Текст] / А.П. Кучин. - Минск, 2001. - 263 с.
23. Лежнев, Г.И. Полезные растения окрестностей г. Бийска [Текст] / Г.И. Лежнев. - Бийск, НИЦ БиГПИ, 2000. - 102 c.
24. Лекарственные растения Алтайского края [Текст] / АГУ научно- исследоват институт горного природопользования / Н.В. Ревякина - Барнаул, 2014 - 140 с.
25. Лекарственные растения / Растения-целители [Текст]: Справ. пособие / А.Ф. Гаммерман, Г.Н. Кадаев А.А. Яценко-Хмелевский. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2010. - 343 с.
26. Методика обучения ботанике [Текст] / Н.В. Падалко, В.Н. Федорова, Н.И. Шапашников и др. Под общ. ред. Н.В. Падалко. -3-е изд.-M.:. Просвещение, 2012. - 351 c.
27. Общая методика обучения биологии [Текст]. учеб. пособие для студентов пед. вузов / И.Н. Понаморёва, B. П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. - М.: изд. центр «Академия», 2013 - 272 с.
28. Определитель растений Алтайского края [Текст] / Н.М. Красноборов, М.Н. Ломоносова, Д.Н. Шауло и д.р. - Новосибирск: Изд-во COPAM, филиал «Гео», 2003. - 634 c.
29. Определитель растений Алтайского края и Республики Алтай [Текст] / Е.П Черняева, В.М. Остроумова. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997. - 251 c.
30. Особо охраняемые природные территории города Бийска [Текст] / E.A. Дзагоевa, r.C. Петрищева, H.A. Цехановская, C.JI. Бакланова. - Бийск, 1999. - 86 c.
31. Парамонов, Е.Г.. Лесовосстановление та Алтае [Текст] / Е.Г. Парамонов, Я.Н. Ишутин, B.A. Саета. - Барнаул, 2000 - 312 с.
32. Биология 6 кл. Бактерии. Грибы. Растения [Текст]: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2001. - 272 с.
33. Пастушенков, Л.В. Лекарственные растения. Использование в народной медицине и быту [Текст] / Л.В. Пастушенков, А.Л. Пастушенков. - Л.: Лениздат, 1990. - 278 с.
34. Петрищева, Г.С. Системное использование учебника биологии в разделе растения [Текст]: учеб. пособие / Г.С. Петрищева. - Бийск: Изд-во
БиГПИ, 1998. - 90 с.
35. Растительность степной и лесостепной зон Западной Сибири. Новосибирская область и Алтайский край [Текст] / А.В. Куминова. - Hoвocибирcк: изд. Сибирского отделения AH CCCP, 1963. - 442 c.
36. Рассыпное, В.А. Уроки экологии в 7 классе [Текст]: метод. пособие для учителей. / В.А. Рассыпнов, Л.П. Устьянцева, Р.И. Афонина. - Барнаул: БГПУ, 1998. - 51 c.
37. Ревякин, В.С. География Алтайского края [Текст] / В.С. Ревякин, Н.В. Ревякина, А.В. Малиновский. - Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 2005. - 136 с.
38. Ревякина, Н.В. Флора Алтайского края [Текст] / Н.В. Ревякина. - Барнаул, 2006. - 212 c.
39. Региональный компонент к программе «Игровая экология» [Текст] / T.B. Шпотова. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. - 31 c.
40. Самые-самые широко распространенные растения Алтайского края [Текст] / М.М. Силантьева, А.И. Шмаков. - Барнаул, 1998. -109 с.
41. Свиридов, Г. Растения и здоровье лечебные и пищевые свойства [Текст] / Г.М. Свиридов. - M: Профиздат, 1992. - 272 c.
42. Сотник, В.Ф. Кладовая здоровья [Текст]: альбом-2-е изд. / В.Ф. Сотник. - М.:Лесная промышленность, 1990. - 64 c.
43. Трофимова, И.В. Есть в травах и цветах целительная сила // Биология в школе [Текст] / И.В. Трофимова. - M: Профиздат, 2002. - 172 c.
44. Флора Сибири. Новосибирск [Текст] / В.Н.Тихомиров. - Изд-во
PAH, 2002. - 13 c.
45. Хржановский, В.Г. Практический курс ботаники [Текст] / В.Г. Хржановский, З.Д. Прянишников, В.Н. Исаин. - Изд-во «Высшая школа» Москва, 1993 - 302 с.
46. Шретер, А.И. Как находят лекарственные растения? [Текст] / А.И. Шретер, Н.А. Крылова.- M.: «Дрофа», 2003. - 115 с.
47. Экологическое воспитание детей и молодежи [Текст]: пособ. для дошкольных учреждений и школ / П.П. Костенкова. - Барнаул: изд. «Анна Поом и К, 2005 - 160 c.
48. Энциклопедия Алтайского края. B 2 т. [Текст] / В. Т. Мищенко. - Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 1995 - 268 c.
49. Яковлев, Г.П. Ботаника [Текст]: учебник для вузов / Г.П. Яковлев, В.А. Челомбитько. - С.-Пб: Издательство СПХФА, 2000. - 680 c.
50. Яковлев, Г.П. Ботаника для учителя [Текст] / Г.П. Яковлев, Л.Б. Аверьянов. - М.: Просвещение, 1997. - 336 с.
51. Ярошенко, П.Д Геоботаника [Текст] / П.Д. Ярошенко. - М- Ленинград. Издательство AH CCCP, 1961 - 259 c.
Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.
Заказать работу
Заявка на оценку стоимости
Это краткая форма заказа. После ее заполнения вы перейдете на полную форму заказа работы
Каталог работ (149820)
- Бакалаврская работа (38421)
- Диссертация (978)
- Магистерская диссертация (22152)
- Дипломные работы, ВКР (60504)
- Главы к дипломным работам (2138)
- Курсовые работы (10523)
- Контрольные работы (6265)
- Отчеты по практике (1357)
- Рефераты (1481)
- Задачи, тесты, ПТК (631)
- Ответы на вопросы (155)
- Статьи, Эссе, Сочинения (942)
- Бизнес-планы (51)
- Презентации (106)
- РГР (84)
- Авторефераты (РГБ) (1692)
- Диссертации (РГБ) (1882)
- Прочее (458)
Новости
06.01.2018
Помощь студентам и аспирантам в выполнении работ от наших партнеров
Помощь в выполнении учебных и научных работ на заказ ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ
дальше»» Все новости
Статьи
- Где лучше заказывать диссертации и дипломные?
- Выполнение научных статей
- Подготовка диссертаций
- Подводные камни при написании магистерской работы
- Помощь в выполнении дипломных работ
»» Все статьи
Заказать работу
Заявка на оценку стоимости
Это краткая форма заказа. После ее заполнения вы перейдете на полную форму заказа работы