Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Рецепция традиций прозы И.С. Тургенева в романе Дж. Голсуорси (методические материалы для школьного элективного курса)

Работа №147784

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы46
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ Стр. 3
Глава 1. ДИАЛОГ РУССКОЙ И МИРОВОЙ Стр. 7
ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Рецепция традиций русской литературы в Стр. 7
творчестве зарубежных писателей
1.2. И.С. Тургенев в истории мировой и русской Стр. 14
литературы Стр. 16
1.3. Дж. Голсуорси о русской литературе и
И.С. Тургеневе
Глава 2. ПОЭТИКА РОМАНОВ И.С. ТУРГЕНЕВА Стр. 19
«ДЫМ» И ДЖ. ГОЛСУОРСИ «ОСТРОВ ФАРИСЕЕВ»: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СХОЖДЕНИЯ И СВЯЗИ.
2.1. Семантика заглавия Стр. 19
2.2. Авторская позиция. Идейный пафос. Стр. 23
2.3. Сюжетостроение Стр. 27
2.4. Система мотивов Стр. 30
2.5. Система образов Стр. 31
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Стр. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Стр. 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Стр. 44

М.М. Бахтин писал о том, что «...текст живет, только соприкасаясь с другим текстом (контекстом). Только в точке этого контакта текстов вспыхивает свет, освещающий и назад, и вперед, приобщающий данный текст к диалогу» [5, Бахтин]. В основе сравнительно-исторического метода лежит сравнение, а в основе сравнения, в свою очередь, лежат механизмы «тождества» и «различения» своего и чужого. Сравнение имеет общенаучное моделирующее значение. Принцип сравнения используется при изучении социальных наук, культурологии, искусствознания, литературоведения и лингвистики. Многие ученые исследовали взаимодействие различных искусств с литературой, осуществляемое с помощью сравнительного метода в работах отечественных и зарубежных компаративистов (А.Н. Веселовского, А. Димы, Д. Дюришина, В.М. Жирмунского, Н.И. Конрада, Б.Г. Реизова и др.).
Актуальность исследования сравнительно-сопоставительного
литературоведения определяется тесным взаимодействием национальных литератур.
Попытка сравнить произведения авторов разных стран представляет несомненный научный интерес. Исследование, какими путями осваивает писатель достижения литераторов других стран, каким образом они взаимодействуют, позволяет не только углубить наши представления о художественной манере писателя, но и лучше понять взаимодействия писателей.
В.Н. Топоров говорит о том, что «соотнесение-сравнение того и этого, своего и чужого составляет одну из основных и вековечных работ культуры, ибо сравнение, понимаемое в самом широком плане (как и любой перевод - с языка на язык, с пространства на пространство, с времени на время, с культуры на культуру), самым непосредственным образом связано с бытием человека в знаковом пространстве культуры, которое имеет своей осью проблему тождества и различия, и с функцией культуры» [26, Топоров, с.7].
Термин «сравнительное литературоведение» возник во Франции по аналогии с термином Ж. Кювье «сравнительная анатомия». Синонимы, обозначающие данное (или сходное) направление литературоведения: сравнительно-историческое изучение литератур, сравнительное
литературоведение, литературоведческая компаративистика и др. [2, Аминева, с.6].
Словарь Фролова дает следующее определение сравнительно­историческому методу: «это способ исследования и объяснения различных явлений, при котором на основе установления сходства этих явлений по форме делается вывод об их генетическом родстве, т. е. об их общем происхождении. Особенность сравнительно-исторического метода, применяемого при исследовании явлений культуры, состоит в том, что его исходным пунктом служит восстановление и сравнение древнейших элементов, общих для различных областей материальной культуры и знания» [29, Фролов, с.432].
В.М. Жирмунский определял сравнительно-исторический метод в литературоведении как раздел истории литературы, который изучает международные литературные связи и отношения, сходство и различия между литературно-художественными явлениями в разных странах. Исследователь считал, что литературные факты могут быть похожи на основании сходства общественного и литературного развития наций и на культурных и литературных контактах между ними; соответственно различаются: типологические аналогии литературного процесса и «литературные связи и влияния». Обычно те и другие взаимодействуют, что, однако, не оправдывает их смешения [15, Жирмунский, с.20].
В истории всемирной литературы сравнительный метод выполняет несколько функций: синтезирует предварительное конкретно-историческое изучение отдельных национальных литератур, обобщает результаты, выявляет некоторые общие закономерности развития сопоставляемых литератур и их отличия.
Вместе с тем сравнительный аспект является исходным для дальнейшего изучения национальной специфики литератур, которые сравниваются. Он стимулирует внимание к тем явлениям и процессам, которые в ходе изолированного изучения одной национальной литературы могли бы казаться второстепенными. Только в процессе многократного наблюдения они проявляют свое значение. Сопоставление с другим национальным материалом помогает найти новый подход к изучению некоторых важных явлений или процессов в национальных литературах [11, Гордиенко].
Объект исследования - поэтика романа.
Предмет исследования - тексты произведений Голсуорси и Тургенева.
Целью данного исследования является анализ текстов произведения И.С. Тургенева и Дж. Голсуорси с позиций сравнительно-сопоставительного литературоведения.
Для реализации цели сформулированы следующие задачи:
1. Систематизировать существующие точки зрения на сопоставительное изучение произведений Тургенева и Г олсуорси;
2. Проанализировать в рамках указанного аспекта семантику заглавия, особенности построения мотивной системы и сюжетостроения романа Дж. Голсуорси;
3. Показать традиции и новаторство Дж. Голсуорси в построении системы образов романа «Остров фарисеев».
Теоретическую и методологическую основу работы В.Р. Аминевой, Ф.И. Буслаева, М.И. Воропановой, К. Дюпре, Д.Г. Жантиевой, В.М. Жирмунского, Ю.В. Лебедева, М.П.Тугушевой, С.Е.Шаталова и другие.
Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы: сравнительно-сопоставительный анализ, биографический и культурно-исторический методы.
Материалом для исследования послужили тексты произведений Тургенева «Дым» и Голсуорси «Остров фарисеев».....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате сравнительно сопоставительного анализа романов (И.С. Тургенева «Дым» и Дж. Голсуорси «Остров фарисеев») мы пришли к следующим выводам:
1) Названия романов носят обличительный характер. Голсуорси островом фарисеев называет всю буржуазную Англию, раскрывая истинное лицо ее политиков, служителей церкви, деятелей науки и искусства. Выражение «остров фарисеев» стало нарицательным для определения Англии 20 века.
Заглавие романа Тургенева «Дым» несет в себе отрицательный общественный смысл, связанный с жизнью России первых пореформенных лет. Введением «аллегорического заглавия» автор отвергает нигилистическое движение и образ «дыма» является символом непрочности, эфемерности революционных начинаний. Исследователи А.И. Батюто и А.Б. Муратов считают, что название романа является символом «газообразного», «непланетарного» состояния всей России, вступившей в полосу нового общественного и социально-экономического развития. О.Н. Осмоловский считает, что тема дыма как отражение хаотической и противоествественной жизни начинает своё существование уже в названии произведения и влияет на его структуру, сюжет, принципы изображения действующих лиц, специфику их психологических характеристик и создаёт метафизический план художественного изображения - о «стихийности натуры и неясности природы человеческих отношений», о трагической судьбе человека вообще.
2) В романах силен мотив обличения зла, разоблачение предрассудков и пороков. Для писателей важно было привлечь внимания общественности к проблеме.
Голсуорси в романе старается нарисовать сатирическую картину английского «респектабельного общества», в которое входит буржуазия, дворянство, чиновничество, военные и буржуазная интеллигенция. Голсуорси делает вывод о том, что дух собственничества и лицемерия составляет характернейшую черту всего английского буржуазного общества в целом. Г олсуорси остро ставит вопрос о классовом неравенстве и угнетении, лежащих в основе буржуазной цивилизации.
Тургенев в своем произведении также выявляет проблему классового неравенства и классовой борьбы, создает яркие образы лицемерных и бездушных носителей морали господствующих классов, намечает пути прозрения лучших представителей буржуазии и поместного дворянства.
Основной задачей писателей было обличение зла, разоблачение предрассудков и пороков. Для них было важно привлечь внимания общественности к проблеме.
Голсуорси в романе старается обобщить и нарисовать сатирическую картину английского «респектабельного общества». Он выводит на первый план представителей различных входящих в него социальных групп. Голсуорси приближается к пониманию того, что дух собственничества и лицемерия составляет характерную черту всего английского буржуазного общества в целом.
Поставлена проблема классового неравенства и классовой борьбы, созданы яркие образы лицемерных и бездушных носителей морали господствующих классов, намечены пути прозрения лучших представителей буржуазии и поместного дворянства [13, Домбровская].
3) По жанру и «Дым», и «Остров Фарисеев» представляют собой романы, примерно совпадающие по объему и структуре - тексты разделены по главам, с одной только разницей: в произведении Голсуорси каждая глава имеет свое наименование.
Сюжет романа Голсуорси строго реалистичен. Действие развертывается целиком на английской почве и отличается чрезвычайной простотой. Герой его Ричард Шелтон, типичный представитель английского привилегированного общества, помолвлен с Антонией Деннант, девушкой из состоятельной дворянской семьи. Сюжет романа Тургенева строится вокруг отношений Литвинова и Ирины. На первый взгляд, произведения сюжетно тождественны: молодой человек, ожидающий встречи со своей невестой, попадает в разные ситуации, что приводит его к размолвке со своей избранницей.....


1. Акутагава Р. Сочинения: В 4 томах / Пер. с яп. В.Гривнина, Н.Фельдман. М.: Полярис, 1998. Т. 4.
2. Аминева В.Р., «Основы сравнительного и сопоставительного литературоведения», учебное пособие по спецкурсу. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2007. - 48 с.
3. Анфиногенова Т.В., «Становление Голсуорси-романиста (от «Джослин» к «Острову Фарисеев»)» // Филологический сборник: Литературы Западной Европы - От эпохи Возрождения к XXI веку: Межвузовский сборник научных трудов. - Красноярск: РИО КГПУ, 2002. - 200 с.
4. Батюто А.И., «Тургенев-романист». - Л., 1972. - 390 с.
5. Бахтин М.М., «Эстетика словесного творчества». - М., 1979. - 384 с.
6. Бельская А.А., «Полифония заглавия романа И. С. Тургенева «Дым»,
статья. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://turgenev-
lit.ru/turgenev/kritika-o-turgeneve/belskaya-polifoniya-zaglaviya-romana-dym.htm (Дата обращения: 08.06.2018).
7. Бушмин А.С., «Преемственность в развитии литературы». - Л.: Худ. лит., Ленинградское отделение, 1978. - 223 с.
8. Воропанова М.И., «Джон Голсуорси: очерк жизни и творчества», монография. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2016. - 580 с.
9. Галич О.А., «Теория литературы», учебник для студентов филологических специальностей высших учебных заведений. - К.: Лыбидь, 2001. - 487 с.
10. Голсуорси Дж., «Голсуорси Дж. Собрание сочинений в 16 т.», авторский сборник. - М.: Правда, 1962.
11. Гордиенко О., «Компаративистика как метод изучения литературы: ее становление и актуальные вопросы», статья. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ukrlitra.com.ua/1867.html (Дата обращения: 15.05.2018).
12. Гром'як P.T., «Литературоведческий словарь-справочник». - К.: ОТ «Академия», 1997. - 752 с.
13. Домбровская Е.Я., «Джон Голсуорси» // «История зарубежной литературы ХХ века: 1917-1945»: статья в сборнике . М.: Просвещение, 1984. 304 с. — С.: 125-170.
14. Жантиева Д., «Голсуорси Дж. Собрание сочинений в 16 т.», вступительная статья. - М.: Правда, 1962. - Т. 1. - С. 3-30.
15. Жирмунский В.М., «Сравнительное литературоведение и проблема литературных влияний» // «Изв. АН СССР. Отд. обществ, наук», 1936, №3.....32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ