Введение 3
Глава1. Основные аспекты теории цвета в современном русском и китайском языке 9
1.1. Колоратив как термин в лингвистике 9
1.2. Использование колоративов в китайском языке 11
1.3. Роль колоративов в русской литературе 16
Глава 2. Колоративы в произведениях Мо Яня 18
2.1. Творческий путь Мо Яня 18
2.2. Особенности функционирования цветовой лексики в прозе Мо Яня 22
2.3. Анализ колоративов в произведениях Мо Яня 29
2.4. Роль красного цвета в произведениях Мо Яня 30
2.5. Роль зеленого цвета в произведениях Мо Яня 35
Заключение 39
Список литературы 40
Цветные слова являются неотъемлемой частью языка. Выпускная квалификационная работа посвящена изучению функционирования колоративной лексики в произведениях китайского писателя Мо Яня.
Цветные слова имеют национальное культурное значение, и они играют важную роль в создании языкового мира. Для того чтобы выразить свои чувства в эволюционном процессе языка было сформировано особое цветное слово. Цветные слова могут превратить простые предложения в красочные романы или привлекательные истории. Цветные слова играют огромную роль в поэзии. Цветные слова могут обогащать содержание произведения. В литературе и культуре различных народов цвет всегда имел особое значение. Любой цвет вызывает у человека эмоциональный отклик, так как он тесно связан с осмыслением мира: философским и эстетическим, тем самым цвет в произведениях важен. Цвет может побудить читателя к более глубокому пониманию содержания. Как в русском, так и в китайском языках, существует большая группа языковых единиц, называющих
разнообразные оттенки цвета. Использование колоративной лексики в творчестве писателей является важнейшим экспрессивным средством и несёт большую идейно-художественную и эмоциональную нагрузку. Цветовые слова становятся выразителями своеобразия мировидения конкретного автора. Как в истории русской литературы, так и в истории китайской литературы имеется огромное количество колоративов. В классической русской литературе мы находим немало художников, которые умело используют слово, чтобы сделать повествование «цветным» — это Булгаков, Набоков, Пришвин, Устинович и многие другие. Такая традиция также хорошо отражена в современной китайской литературе.
Лингвистические исследования цветообозначений в настоящее время представлены монографическими работами многих исследователей: Н.Б. Бахилиной (1975), А.П. Василевича (1982), Р.М. Фрумкиной (1984), В.В. Колесова (1986), Л.А. Брагиной (1993), В.В.Краснянского (1996), С.В. Кезиной (2000), В.Г. Кульпиной (2001), Е.А. Косых (2002), М. Купера (2004) и др. На рубеже XIX—XX веков значительных успехов в цветоведении достигает и филология, появляются работы И.Ф. Анненского, А. Белого, Л.Л. Блока.
Исследование о символических и эмоциональных функциях цветовой семантики в художественном тексте стали активно развиваться после появления ряда серьёзных монографических разработок Р.В. Алимпиевой, С.В. Бековой, Л.И. Донецких, Л.В.Зубовой, Л.В. Красновой, Р.З. Миллер- Будницкой, B.C. Манакова, С.М. Соловьева, Ю.С. Язиковой и других. Их исследования показали значимость цветообозначения не только как изобразительного средства, например, в поэзии Л.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, в прозе Н.В. Гоголя, но и как средства, через которое выстраивается мировидение героев и обусловливается возникновение в художественном тексте особого эмоционального настроя.
Таким образом, богатый мир цвета в литературе является областью уникальной эстетики, важным аспектом изучения литературных и художественных ценностей. На основе анализа колоритных явлений в литературе в этой работе мы анализируем уникальные эстетические особенности цвета в литературе. Используя лингвистический подход к систематическому углублению в изучении основных цветовых слов в романах Мо, целью которого является анализ уникального культурного смысла и языка, мы открываем тесные связи между языком и культурой.....
В ходе анализа произведений Мо Яня мы обнаружили, что он использовал цвет как важную часть своего творчества, описывая психологическое состояние своих персонажей и передавая собственные мысли через цветовые описания. Писатель использовал колоративы, чтобы отразить социальную среду и условия жизни. Он использует темные оттенки цвета, и от этого произведения выглядят причудливыми и абсурдными. Его произведения известны как магический реализм.
Использование Мо Янем цвета имеет новый аллегорический смысл.
По полученным данным можно сделать следующие вывод: Писатель употребляет традиционные, входящие в основную палитру цвета (ни разу не встретились такие цвета, как «розовый», «оранжевый», не говоря о сравнительно недавно появившихся в китайском языке цветообозначениях типа «кофейный»).
Что касается авторской приверженности к определённой палитре: основная цветовая гамма у Мо Яня бело-красно-зелено-синяя, при значительном преобладании красного цвета. Красный цвет лидирует как по частоте употребления в тексте, так и по количеству оттенков (10).