Введение 3
Глава I. Сюжет о Пигмалионе и Галатее в историко-культурной перспективе ... 6
1.1 Двухчастность «бродячего» сюжета: синтез мифов о Мастере и
ожившем произведении искусства 7
1.2 Репрезентации сюжета о Пигмалионе и Галатее в литературе и
искусстве различных эпох: воспроизведение, трансформация, переосмысление 16
Глава II. Специфика трансформации мифа о Пигмалионе и Галатее в романе Дины Рубиной «Синдром Петрушки» 36
Заключение 65
Список литературы 69
Проблема трансформации традиционных «бродячих» сюжетов начала активно исследоваться еще в XIX веке и по сей день не утратила своей актуальности. Традиционные сюжеты и мотивы являются теми элементами, которые скрепляют в единое целое мировую литературу, связывая между собой разные временные эпохи и национальные культуры. К подобным сюжетам относятся сюжеты о ревизоре, о «мертвых душах», о договоре человека с дьяволом, о гордом царе, о Ковчеге и некоторые другие.
В рамках дипломной работы мы исследуем один из сюжетов, который по справедливости может быть назван общемировым - сюжет о Пигмалионе и Галатее. Он представляет собой результат соединения двух самостоятельных сюжетов - сюжет о Мастере и сюжет об оживающей статуе (об оживающем предмете). Анализ трансформации древнегреческого мифологического сюжета в рамках настоящей работы мы планируем провести на материале структуры романа современной писательницы Дины Рубиной «Синдром Петрушки».
Актуальность данного исследования обусловлена повышенным интересом современной филологии к изучению мотивов и сюжетов, ставших сквозными в мировой литературе разных периодов. Кроме того, Дина Рубина, которая взялась за трансформацию истории Пигмалиона и Галатеи, является очень популярным современным автором, чьи книги уже сейчас переводятся на многие языки и печатаются многотысячными тиражами. В ноябре 2015 года на экраны вышел художественный фильм, снятый по роману «Синдром Петрушки». Все это доказывает актуальность темы данного исследования.
Миф о любви Пигмалиона и Галатеи покорял не одно сердце художников, литераторов и композиторов. Сюжет о необыкновенной любви скульптора к его ожившей статуе использовался столько раз и претерпевал такие изменения и авторские видения, что было создано огромное количество различных версий известного мифа - с особыми спецификами и продолжениями.
Классические историко-культуроведческие источники по-разному трактуют появление имени «Галатея»: в некоторых утверждается, что имя своей статуе придумал сам мастер Пигмалион, а в других документах говорится, что первым так назвал ожившую статую Жан-Жак Руссо в своём сочинении «Пигмалион» (1762).
Сюжет о Пигмалионе и Галатее получил широкое распространение в литературе: в произведениях Ж. Ж. Руссо, А. Шлегеля, У. Морриса, Б. Шоу, Р. Грейвса, Г. Кайзера, Е.А. Баратынского, М. Борисовой. Весьма популярен он был также в скульптуре и изобразительном искусстве.
Целью данного исследования является комплексное исследование сюжета о Пигмалионе и Галатее как самостоятельной поэтической формы и целостной системы мотивов и детальный анализ трансформации, которые претерпевает этот миф в современной литературе на примере романа Дины Рубиной «Синдром Петрушки».
Для решения заявленной проблемы в работе поставлены следующие задачи:
1. установить мифологическую природу сюжета о Пигмалионе и Галатее;
2. проведя структурный анализ известного мифа реконструировать инвариантную сюжетную схему;
3. охарактеризовать специфику реализации инварианта сюжетной схемы в произведениях русской литературы XVIII-XX вв., установив ключевые параметры трансформации.
4. провести детальный анализ трансформации, которые претерпевает данный мифологический сюжет в современной литературе на примере романа Дины Рубиной «Синдром Петрушки».
Объектом исследования является изучение тенденций художественного освоения концепции всемогущей силы любви и искусства, репрезентированной в мировом сюжете о Пигмалионе и Галатее.
Предмет исследования - практическая реализация указанного метасюжета в структуре современного романа «Синдром Петрушки».
Материал исследования: роман Дины Рубиной «Синдром Петрушки».....
Современный мир многим обязан древнегреческой цивилизации. Именно оттуда берут начало политика и философия, живопись и скульптура, поэзия и театр. Особый пласт культуры составляют мифы Древней Греции. В частности, к мифу о скульпторе Пигмалионе и созданной им прекрасной Галатее неоднократно обращались художники, поэты и музыканты разных времён и народов.
В некоторых вариантах мифа и творческих обработках последующих поколений литераторов Галатея становится не «приложением» к своему создателю Пигмалиону, а самостоятельным персонажем или даже именем нарицательным для прекрасной и порой недоступной лирической героини. Не менее увлекательные трансформации претерпевает образ Пигмалиона- творца. Поэтому к истории Пигмалиона и Галатеи вполне применим такой литературоведческий термин как «бродячий» сюжет.
В данной дипломной работе мы провели анализ трансформации, которую претерпевает древнегреческий сюжет о любви мастера к ожившему творению на примере романа современной писательницы Дины Рубиной «Синдром Петрушки».
В первой части работы мы пришли к выводу, что древнегреческий миф о прославленном ваятеле Пигмалионе состоит из пяти сюжетных констант (ключевых мотивных блоков):
1. Мотивный блок «Мастерство»
• образ-характеристика Мастера
• мотив творения статуи (фигуры прекрасной женщины)
2. Мотивный блок «Влюблённость Мастера в статую»
• наречение статуи именем Галатеи
• преподнесение даров и возведение на трон
3. Мотив моления божеству (Афродите)
4. Оживание статуи
5. Жизнь героев после оживания Галатеи:
• свадьба
• рождение ребёнка (дочери).
На основе этой сюжетной схемы во второй части дипломной работы мы выделили в романе Дины Рубиной «Синдром Петрушки» четыре тематических пласта, которые соответствуют следующим константным элементам античного мифа о Пигмалионе и Галатее:
• мотив мастерства (эпизоды романа, в которых раскрывается творчество главного героя как кукольного мастера и как талантливого воспитателя маленькой девочки, брошенной родителями на произвол судьбы)
• мотив влюблённости мастера (главный герой романа Пётр любит жену Лизу и не менее сильно любит лучшее из созданий своих рук - шарнирную куклу Эллис).
• мотив моления Афродите (в данном случае - религиозно-мистический и философский пласт романа, связанный с семейным проклятием, преступлением границ дозволенного простым смертным)
• жизнь после оживления («оживлением» в романе можно считать два эпизода: создание куклы и поступок живой женщины, после которого восстанавливается её здоровье и рождается дочь - ещё одна перекличка с древнегреческим сюжетом).
Именно по этим пунктам мы провели анализ трансформации сюжета древнегреческого мифа в романе Дины Рубиной «Синдром Петрушки» и пришли к ряду выводов.
Во-первых, мы имеем дело сразу с несколькими творцами. Пётр Уксусов, этот удивительно талантливый Пигмалион наших дней умудрился создать сразу двух Галатей: воспитал с младенчества любимую женщину, каждый час её жизни заботясь о ней и оберегая её, и создал тончайшей работы шарнирную куклу, которая была почти неотличима от живой женщины и даже носила её имя, правда в интернациональной транскрипции (Эллис).
Но на этом наш Пигмалион не останавливается: он мыслит категориями кукольного театра, окружающий мир и людей видит как кукольный спектакль. В этом смысле Пётр Уксусов становится универсальным Пигмалионом, готовым творчески переосмыслить и переработать всё, что попадает в поле его зрения. Впервые в истории мировой литературы мы имеем дело с «многогалатейным» Пигмалионом, поскольку Пётр дарит нормальную земную жизнь своей возлюбленной, воспитывая её с младенчества, оберегая от посягательств отца («чистого Свидригайлова»), пытается увлечь её театром и подарить крепкую счастливую семью. Кроме того, Пётр «вдыхает жизнь» в удивительную куклу Эллис и ещё множество кукол, которых создаёт своими руками и «оживляет» на театральных подмостках....
1. Овидий Метаморфозы. - М.: Художественная литература, 1977
2. Русские поэты. Антология в четырех томах. - М.: Детская
литература, 1968.
3. Руссо Ж. -Ж. Пигмалион // Руссо Ж. -Ж. Избр. соч.: В 3 т. М., 1961. Т. 1. С. 510.
4. Шоу Б. Пигмалион // Полное собр. пьес в 6 т. т.4 М. Искусство 1980
5. Рубина Д. Синдром Петрушки. - М.:2010. - 544 с.
Научные работы:
6. Альперина С. «Российская газета» 24 ноября 2010 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dinarubina.com/interview
7. Балашов П.С. Художественный мир Бернара Шоу. - М. Художественная литература. 1982. - 326 с.
8. Барт Р. Мифологии / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. - 312 с.
9. Бачкало И.Б. Бернард Шоу. - М.: Рипол Классик, 1999. - 254 с.
10. Бологова М. А. Аномальная Галатея «Щины» Ю. Буйды: семиотика тени в авторском мифе / М. А. Бологова // Критика и семиотика. - Новосибирск, 2005. - Вып. 8. - С. 258-284.
11. Бологова М. А. Миф о Пигмалионе и Галатее в сюжетах цикла рассказов Ю.В. Буйды «У кошки девять смертей» / М. А. Бологова // Гуманит. науки в Сибири. Сер.: Филология. - 2007. - № 4. - С. 56-61
12. Бологова М. А. Превращения мифа. Авторский вариант мифа о Пигмалионе и Галатее в творчестве Ю.В. Буйды и его источники / М. А. Бологова // Культура и текст. СПб.; Барнаул: Изд-во Алтайск. гос. ун-та, 2005. - Т. 1. - С. 82-90.
13. Бологова М.А. Современная русская проза: проблемы поэтики и герменевтики: Моногр. / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. 383 с.
14. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. - М., 1990.
15. Верцман И. Е. Жан-Жак Руссо / 2-е изд. - М., 1976. С. 81....52