Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения школьных конфликтов детей из неблагополучных семей 9
1.1 Понятие, особенности, структура и причины школьных конфликтов 9
1.2 Проблемы неблагополучных семей, как объективный фактор школьных
конфликтов 15
1.3 Виды школьных конфликтов и их влияние на социализацию детей из
неблагополучных семей 23
Глава II. Проблемы и методы профилактики конфликтов детей из неблагополучных семей 33
2.1 Методы профилактики школьных конфликтов 33
2.2. Межведомственное взаимодействие по разрешению и профилактике
школьных конфликтов детей из неблагополучных семей 42
2.3 Проблемы профилактики школьных конфликтов детей из
неблагополучных семей 50
Глава III. Специфика школьных конфликтов детей из неблагополучных семей и их профилактика на основе межведомственного взаимодействия 60
3.1 Программа прикладного исследования 60
3.2 Анализ результатов исследования 68
3.3Выводы и рекомендации 76
Заключение 84
Список источников 88
Приложение №1 99
Приложение №2 100
Приложение №3 103
Приложение №4 105
Приложение №5 107
Семейное неблагополучие - это одна из актуальных проблем современной школы, т.к. оно порождает множество проблем в развитии детей, их поведении, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций и угрожает жизни и здоровью. И все это, в свою очередь, отрицательно влияет на взаимоотношения с одноклассниками и учителями, порождает конфликтные ситуации в школе, приводит к эмоциональному напряжению в школьном коллективе, мешает социализации ребенка.
По данным опроса ВЦИОМ, каждый второй россиян считает, что в его окружении есть семьи, которые можно назвать неблагополучными. При этом главными критериям неблагополучия они назвали алкоголизм и наркотическую зависимость (49%), а также назвали такие признаки неблагополучия, как низкий уровень жизни (19%), педагогическая несостоятельность семьи (6%), отсутствие работы у родителей (6%), неполные (3%) и многодетные семьи (1%).
Как правило, детей из неблагополучных семей характеризует дезадаптированность, пробелы в воспитании, эмоциональная нестабильность, трудности в освоении учебного материала и пр. Зачастую они состоят на внутришкольном учете или на учете в отделе по делам несовершеннолетних. Отсутствие необходимого воспитания и ухода сказывается не только на самом ребенке, но и на обществе вокруг него. Возникает непонимание со сверстниками и с учителями, которое приводит к конфликтам. Нередко дети из этой категории начинают преследовать одноклассников и сами становятся объектами травли как со стороны учащихся, так и со стороны учителей.
Трудности, возникающие в семье, как правило, негативно отражаются на школьной жизни ребенка. Такие дети живут в состоянии постоянного стресса, что порой приводит к неконтролируемым приступам агрессии. Так, в апреле 2023 года 16-летний учащийся одной из школ Санкт-Петербурга произвёл несколько выстрелов из пневматического пистолета, в результате чего четверо школьников получили травмы. Ребенок состоит на учете в ОДН, воспитывается одним отцом, мать в настоящее время отбывает наказание. Особый общественный резонанс вызвали события 7 февраля 2023 года, когда в лицее № 10 города Химки ученица пятого класса напала на ровесницу с кухонным ножом и нанесла ей по меньшей мере несколько десятков тяжелых ранений. Семья девочки внешне благополучная, на учете не состояла, однако, со слов родителей одноклассников, поведение матери в последние несколько месяцев вызывало обеспокоенность, что свидетельствует о скрытом неблагополучии семьи. 7 декабря 2023 года в одной из школ Брянска произошла попытка массового убийства: 14-летняя девочка убила одноклассницу, ранила несколько человек и застрелилась сама из помпового ружья своего отца. Со слов одноклассников, девочка нередко сталкивалась с травлей в школе. Семья также не состояла на учете, а психологическое тестирование, проводимое в классе за несколько дней до трагедии, не показало никаких отклонений в поведении девочки.
Основная проблема заключается в том, что ребенок из неблагополучной семьи не получает защиты ни в семье, ни в школе. Недостаток семейного воспитания порождает недопонимание и конфликты в школе, которые при несвоевременном вмешательстве представителей школьного персонала и сотрудников иных ведомств могут привести к большим трагедиям вплоть до массовых убийств и самоубийств. Зачастую в этом виновато отсутствие должной работы с неблагополучными семьями, а также отсутствие психологического сопровождения учащихся и невмешательство школьного персонала в конфликтные ситуации, в которые включены дети из неблагополучных семей. Если семья, как первичный институт социализации, не научила ребенка навыкам общения в социуме, то школа обязана восполнить эти пробелы, привить здоровые установки поведения в обществе, создать оптимальные условия для обучения, развития и социализации детей из неблагополучных семей, особое внимание при этом уделяя профилактике и разрешению конфликтов. Если школьные конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка, их негативные последствия скажутся спустя десятилетия: ему будет сложно построить отношения в трудовом коллективе и в собственной семье. Если же школьные конфликты научат его относиться к конфликту конструктивно, такой опыт может быть плодотворно использован в профессиональной деятельности и в личной жизни.
Необходимость проведения исследования и выработки рекомендаций по разрешению и профилактике конфликтов детей из неблагополучных семей обусловлена тем, что, несмотря на то, что школьники и их родители не видят достаточной распространенности таких конфликтов, они не могут быть разрешены учащимися самостоятельно.
Цель: изучить особенности школьных конфликтов детей из неблагополучных семей и разработать рекомендации по их профилактике и разрешению.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности, структуру, причины и виды школьных конфликтов.
2. Определить проблемы неблагополучных семей, имеющих детей школьного возраста.
3. Ознакомиться с методами профилактики школьных конфликтов.
4. Проанализировать роль межведомственного взаимодействия в разрешении и профилактике школьных конфликтов детей из неблагополучных семей.
5. Выявить проблемы профилактики школьных конфликтов детей из неблагополучной семьи, выработать рекомендации по совершенствованию профилактики и разрешения конфликтов детей из неблагополучных семей.
Объект: школьные конфликты, затрагивающие интересы детей из неблагополучных семей.
Предмет: методы урегулирования и профилактики конфликтов, затрагивающих интересы детей из неблагополучных семей.
Методы исследования: анализ литературы, анализ статистических данных, контент-анализ, интервью с учебно-воспитательным персоналом, включая заместителей директора по воспитательной и учебно-воспитательной работе, классных руководителей, психологов, социальных педагогов, а также советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
В работе также были использованы материалы авторского исследования «Разрешение и профилактика школьных конфликтов, затрагивающих интересы учащихся», проведенного на 3 курсе бакалавриата, а также исследование 4 курса бакалавриата «Разрешение и профилактика школьных конфликтов, затрагивающих интересы учащихся средних классов, в представлениях школьников и их родителей».
Гипотеза исследования:
Как правило, рассматриваемые конфликты - это конфликты типа «ученик-ученик» и «ученик-учитель», при этом дети из неблагополучных семей чаще являются в конфликте жертвами, а не агрессорами. На возникновение конфликтов в равной степени влияют как объективные, так и субъективные факторы. При этом основными объективными факторами являются неблагоприятная обстановка в семье ребенка и недостаточная психологическая и конфликтологическая подготовка учебно-воспитательного персонала школы. В качестве основных субъективных факторов выступают особенности личности учеников и педагогов (чрезмерная агрессивность или, наоборот, пассивность). Наиболее частыми причинами рассматриваемых конфликтов выступают непринятие особенностей внешности или поведения детей из неблагополучных семей, а также мотивы национальной (религиозной) неприязни. Достаточно частым явлением в школе является травля. При урегулировании конфликтов с участием детей из неблагополучных семей представители административно-педагогического состава школы предпочитают использовать такой метод предупреждения и разрешения конфликтов, как беседа. Профилактика конфликтов ограничивается формальным психологическим тестированием и поддержанием дисциплины в классе. Межведомственное взаимодействие, направленное на профилактику и разрешение школьных конфликтов, развито недостаточно и применяется только в крайних случаях. Персонал школы не привлекает представителей других ведомств для конфликтологического сопровождения детей из неблагополучных семей. При этом возможность расширения и совершенствования взаимодействия среди персонала рассматриваются положительно.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые на основе практического исследования изучена роль межведомственного взаимодействия по профилактике и разрешению конфликтов детей из неблагополучных семей и даны практические рекомендации, которые можно использовать в работе учебно-воспитательного персонала школы, а также представителей иных ведомств, участвующих в межведомственном взаимодействии.
База прикладного исследования: школы Кировского района (8 учреждений), гимназия Красногвардейского района.
Выборка исследования: Объем выборки - 13 человек, включая психологов, социальных педагогов, завучей по учебно-воспитательной и воспитательной работе, классных руководителей, а также советников директора по воспитанию.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы и двух приложений. В первой главе рассмотрены: понятие, особенности, структура и причины школьных конфликтов; понятие и виды семейного неблагополучия, а также проблемы неблагополучных семей, имеющих детей школьного возраста; виды школьных конфликтов и их влияние на социализацию детей из неблагополучных семей. Во второй главе рассмотрены: методы профилактики школьных конфликтов; роль межведомственного взаимодействия по разрешению и профилактике школьных конфликтов детей из неблагополучных семей; проблемы профилактики школьных конфликтов детей из неблагополучных семей. В третьей главе представлена программа исследования «Специфика школьных конфликтов детей из неблагополучных семей и их профилактика на основе межведомственного взаимодействия», проанализированы результаты исследования. Заключение содержит в себе выводы и рекомендации. Общий объем работы - 98 страниц, список литературных источников включает 96 наименований (из них 5 - на английском языке, 1 - на немецком языке). В работе использована 1 таблица.
В выпускной квалификационной работе решены все поставленные задачи.
Школьный конфликт - это явление, возникающее в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебновоспитательного процесса форма проявления обострившихся субъектносубъектных противоречий, нарушающая права и интересы учеников.
Классификация школьных конфликтов обширна, во многие из них вовлечены дети из неблагополучных семей. Субъектами рассматриваемых конфликтов являются дети из неблагополучных семей, другие ученики, педагоги, школьные психологи, родители и представители администрации. Они выполняют в конфликте разные функции - от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта.
Основными факторами возникновения школьных конфликтов с участием детей из неблагополучных семей являются такие объективные факторы, как влияние семьи учащегося и его окружения, отсутствие позитивной обстановки в школе, коммуникативная некомпетентность взрослых и детей, педагогическая несостоятельность семьи, и такие субъективные факторы, как особенности личности ученика (агрессивность, вседозволенность, нетерпимость), а также профессиональное выгорание, неопытность педагогов и их несдержанность. Зная эти условия, можно лучше разобраться в природе самого конфликта, определить методы воздействия на него и модели поведения в конфликте.
Рассматривая неблагополучие семьи, как один из объективных факторов возникновения школьных конфликтов, мы изучили проблемы, с которыми сталкиваются такие семьи: социальные, материальные, правовые, медицинские, психолого-педагогические и др. Низкий уровень педагогической культуры, упадок системы ценностей приводят к неспособности в полной степени выполнять функции семьи, в т.ч. функции социализации ребенка. Необходимо учитывать все факторы семейного неблагополучия, чтобы определить подходы по социально-педагогическому сопровождению неблагополучных семей, оказанию таким семьям всесторонней помощи в решении их проблем.
Трудности в социализации, педагогическая запущенность детей из неблагополучных семей зачастую приводят к возникновению конфликтов со сверстниками и учителями. Именно поэтому одной из задач учителей, социальных педагогов, школьных психологов является профилактика конфликтов, которая выражается в деятельности по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, а также по разрешению противоречия неконфликтными способами. Основными методами профилактики конфликтов в школе являются тестирование, проведение тренингов и лекций, наблюдение педагогов за поведением учеников. Специалисты также видят будущее за такой инновационной технологией разрешения конфликтов, как школьная медиация. Действенными методами предупреждения конфликтов с участием детей из неблагополучных семей являются наблюдение, беседа, вовлечение в общее дело, раскрытие творческих способностей ребенка. Наиболее продуктивным стилем поведения в конфликте, в т.ч. с участием детей из неблагополучных семей, является сотрудничество.
Специфическим методом по разрешению и профилактике конфликтов детей из неблагополучных семей является межведомственное взаимодействие субъектов образования с социальными партнерами других ведомств, которое было создано для реализации задач по раннему выявлению причин, способствующих развитию девиантного поведения, а также по созданию условий для нормального развития детей и своевременному выявлению конфликтных ситуаций. Субъектами межведомственного взаимодействия являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы социальной защиты населения, органы внутренних дел, организации дополнительного образования, органы молодежной политики, различные социальные и благотворительные организации и др. Координирующую роль в организации взаимодействия играет социальный педагог школы. Совместная деятельность по организации досуга и дополнительного образования учащихся, по вовлечению их в общественную деятельность, по социализации детей-инофонов, по обеспечению психологического здоровья школьников и др. вносит неоценимый вклад в предупреждение школьных конфликтов с участием детей из неблагополучных семей. Что касается разрешения конфликтов, то на современном этапе межведомственное взаимодействие активируется только в случае, когда школа не может самостоятельно справиться с ситуацией.
Основными проблемами профилактики школьных конфликтов детей из неблагополучных семей являются неопытность педагогов, их недостаточная психологическая, конфликтологическая и правовая подготовка. Нельзя не отметить профессиональную деформацию учителей вследствие эмоционального выгорания и чрезмерной загруженности, а также низкую коммуникативную культуру педагогов и родителей, формальный подход к работе комиссии по урегулированию споров и службы школьной медиации.
Проведенное прикладное исследование показало, что чаще всего дети из неблагополучных семей вовлечены в конфликты типа «ученик-учитель» и «родитель-учитель», связанные с успеваемостью и поведением ребенка, несколько реже - в конфликты типа «ученик-ученик», связанные с особенностями поведения детей из неблагополучных семей. Конфликты с участием детей данной категории разрешаются и профилактируются в общем порядке, при этом основным методом разрешения конфликтов является беседа. Такой метод разрешения и профилактики конфликтов, как межведомственное взаимодействие, осуществляется только в тех случаях, когда ситуация выходит за рамки компетенции администрации школы, и зачастую проводится формально.
По итогам проведения эмпирического исследования были даны рекомендации по проведению мероприятий, направленных на профилактику и разрешение школьных конфликтов с участием детей из неблагополучных семей, основными из которых являются:
- регулярное проведение школьными психологами диагностики и тестирования учащихся, систематический анализ причин и условий возникновения конфликтов, а также обучение школьников основам разрешения конфликтов в рамках работы школьной службы медиации;
- выявление и искоренение фактов школьного буллинга всеми представителями учебно-воспитательного состава, психологическое сопровождение как агрессоров, так и жертв школьной травли;
- организация тренингов и иных мероприятий в целях повышения квалификации педагогов в области психологии, конфликтологи и права;
- проведение воспитательных мероприятий по сплочению детского коллектива, по повышению культуры детей, а также по организации школьного самоуправления;
- приведение в сбалансированное состояние учебной нагрузки в целях профилактики эмоционального выгорания педагогов, исключение случаев совмещения нескольких ставок психологами и социальными педагогами;
- разработка регламента общения детей, педагогов и родителей по мобильной связи, в мессенджерах и в социальных сетях, а также регламента межведомственного взаимодействия по профилактике и разрешению школьных конфликтов с участием детей из неблагополучных семей;
- выявление фактов семейного неблагополучия и оказание всесторонней помощи таким семьям;
- вовлечение детей из неблагополучных детей в общественную работу, организация их досуга, обеспечение доступности дополнительного образования для детей из неблагополучных семей.
1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями на 21.11.2022).
2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021 б/н (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства).
4. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»: приказ Минтруда России от 30 января 2023 г. № 53н (не вступил в силу) // Официальный Интернет-портал правовой информации. 2023. 6 марта.
5. Андреева, Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева. - СПб., 2004. 224 с.
6. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. идоп. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 591 с.
7. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. — М.: Гуманит. изд; центр ВЛАДОС, 2003. — 208 с.
8. Ардатова Ю.С., Исаева З.Г. Взаимодействие школьного психолога и учителя в рамках школьной психологической службы // Международный журнал экспериментального образования. № 6-1. 2014. С. 73.
9. Баныкина, С.В. Конфликтологическая подготовка педагога как условие укрепления взаимосвязи школы и семьи / С.В. Баныкина // Образование в школе: опыт, проблемы, инновации; под ред. Ю. В. Васильева. М.: ИПК и ПРНО МО, 1996.
10. Баныкина, С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира / С.В. Баныкина. - М., 2001. С. 373-394.
11. Безуглова, П.Л. Организация межведомственного взаимодействия школы с учреждениями по социальному воспитанию нового поколения / П.Л. Безуглова // Сборник научных трудов по материалам IV Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица «Актуальные вопросы развития социальной активности молодежи в Уральском федеральном округе». Воспитание социально-активной молодежи в разновозрастных детско-юношеских коллективах. 2012. С.54-60.
12. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224 с.
13. Бережная, Г.С. Функциональный подход к типологии конфликтов в школе / Г.С. Бережная // Вестник Балтийского федерального университета им. Канта. 2012. Вып. 11. С. 28-32.
14. Березин, С.В. Психокоррекционная деятельность школьного психолога в условиях межличностного конфликта учащихся подросткового возраста : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07. / С.В. Березин - Москва, 1995. - 194 с.
15. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
16. Бубнова, И.С. Школьная медиация как технология разрешения конфликтов в подростковой среде / И.С. Бубнова, А.Н. Арганова // Психология в экономике и управлении. 2013. № 2. С. 90-93.
17. Вознесенская, И.Н. Школьные службы примирения как эффективная возможность профилактики деструктивных конфликтов и повышения уровня толерантности в образовательной среде / И.Н. Вознесенская, Е.В. Кесслер // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы сетевого взаимодействия в инклюзивном образовании. Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 100- летию РГУ имени С.А. Есенина. отв. ред. Л.А. Байкова, Н.А. Фомина, А.Н. Сухов; Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. 2015. С. 196-199.
18. Волкова, Н.Н. Взаимодействие образовательных учреждений и КДН: проблемы и пути решения / Н.Н. Волкова // Закон и власть. 2017. № 1. С. 2427.
19. Воронин, Г.Л. Конфликты в школе / Г.Л. Воронин // Социологические исследования. - 1994. - № 3. - С. 94-98.
... Всего источников –96.