Введение 3
Глава 1. Современные подходы к роли педагога и его профессиональной деятельности. Задачи работы педагога.
1.1. Современные тенденции развития образования 8
1.2. Требования к личности учителя и функции учителя в современной
школе 13
1.3. Роль педагога в современном образовании. Профессиональный стандарт
педагога как инструмент повышения качества образования 15
1.4. Инновационная деятельность педагога 22
Глава 2. Анализ готовности педагогов к реализации ФГОС.
2.1. Методика готовности педагогов к реализации
ФГОС 31
2.2. Модель инновационной работы по внедрению ФГОС 42
Заключение 52
Список используемой литературы и дополнительных источников 54
Приложения
Современный мир быстро меняется, изменяются дети, выдвигаются новые требования к педагогу, он всегда в поиске. Так какой же он, современный учитель? Роль учителя в современном обществе громадна. Ведь это даже не профессия, а Призвание! Слово “учитель” известно людям всех возрастов, от школьника-шестилетки до почтенного старца. Учитель обучал грамоте первоклассника, а им в свое время был каждый из нас.
Важнейшая задача современного образования заключается в изменении его направленности, переносе акцентов с традиционного освоения обучающимися предшествующего социокультурного опыта в виде знаний, умений и навыков на стимулирование их к разрешению возникающих перед отдельными людьми, обществом в целом проблемных ситуаций;
формирование у молодежи готовности к жизни и деятельности в динамически меняющемся обществе; творческое обогащение личностного социального
опыта, внесение собственного вклада в развитие культуры общества.
Необходимо использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании, одаренных учеников, учеников с ограниченными возможностями; владеть ИКТ-компетенциями. Обучая других, учитель учится сам. Считаю, что второй, немаловажной ролью педагога в современном обществе является воспитание.
Профессия педагога — одна из важнейших в современном мире. Ведь педагог — главная, ключевая фигура в обществе. Именно от педагога, его личности, зависит воспитание и образование детей, а значит — будущее всей
страны. Педагог должен владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Уметь общаться с детьми, понимая и принимая их, признавая их достоинство. Уметь обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной). Видеть, как на твоих глазах меняются и взрослеют дети, становятся не только старше, а умнее, добрее и милосерднее - это очень важно для учителя. Есть еще одна часть, составляющая общий портрет педагога в современном обществе, - это развитие. Только через развитие своих личностных качеств и профессиональной компетентности возможно добиться качественных результатов обучения. В наш век бурного развития высоких технологий педагог, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована самим временем: владеть
компьютером, мобильно использовать интерактивную доску. Профессия учителя очень древняя. Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодежь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. По этому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Современные педагоги должны чутко реагировать на все изменения в стратегии образования, разумно использовать информационно-коммуникативные возможности нового века. Радует, что в настоящее время наше государство Казахстан и правительство обратило особое внимание на проблемы школы. Нашим учителям оказывается всяческая поддержка в социальной сфере, повышается заработанная плата. Учитель-профессионал не только тот, который отлично знает свой предмет, но и тот, кто может разделить с учеником его горести и печали, вместе порадоваться успехам и победам. По мнению родителей, престиж учителя определяется мастерством, человеческими качествами, стилем общения и результатами образованности учащихся. Умение учителя учиться в течение всей своей педагогической карьеры, здесь очень важно. Все это служит одной цели - повышению качества знаний учащихся, чтобы в дальнейшем выпускники могли стать конкурентоспособными во взрослом мире.....
В условиях введения в практику работы школы ФГОС учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.
В своей работе я постаралась обосновать роль педагога и задачи его работы в организации современного процесса обучения. Для этого я внимательно изучила научную литературу и документацию, в которых прописаны все особенности нововведений, касающихся непосредственно внедрения ФГОС.
Итак, для того реализовать ФГОС, нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами и имеют основательную психолого-педагогическую подготовку. Но и этого недостаточно. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам, поскольку без этого, всё остальное может остаться лишь формальным и дорогостоящим нововведением, которое так и не «дойдет до живого дела».
В практической части своей дипломной работы мной был проведен мониторинг по выявлению готовности педагогов и всего образовательного учреждения в целом в реализации новых стандартов обучения. Результаты мониторинга показали, что в нашем ОУ ведется серьезная работа по внедрению ФГОС, не смотря на некоторые трудности, которые возникают на пути у педагогов. Рекомендации по дальнейшей работе ОУ:
- Продолжить работу по реализации ФГОС в ОУ по всем направлениям.
• Повышать рост профессионализма учителей и администрации ОУ в соответствии с критериями, заданными ФГОС нового поколения.
• Разработать методические рекомендации, дидактические материалы, презентации, критерии эффективности, диагностические материалы, методические разработки и сценарии обучающих и мотивационных «открытых» семинаров, мастер - классов, круглых столов по различной проблематике.
• Разработать и внедрить систему педагогического контроля и оценивания достижений школьников на разных этапах образовательного процесса.
• Продолжить работу по методическому, организационному, информационному сопровождению реализации федеральных государственных образовательных стандартов в МБОУ СОШ №7
Любой выбор, любой труд, который будет способствовать укреплению здоровья детей и повышению уровня образования - это необычайно благородная и благодарная роль.
Система организации внедрения ФГОС в нашей школе дает положительные результаты. Мы с коллегами экспериментируем в области, где не может быть детерминированных ответов, а, следовательно, наличие альтернатив и выбор обязательны.
Гипотеза дипломной работы, предполагающая разработку мероприятий по усовершенствованию современного подхода к обучению с дальнейшим её внедрением в деятельность организации, и как результат повышения эффективности работы каждого педагога и всего общеобразовательного учреждения в целом подтверждена, соответственно с поставленной целью работы мы справились.
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителей / - М.: Просвещение, 2011. - (стандарты второго поколения).
2. Бермус А.Г. Методология модернизации образования: опыт
осмысления//Теоретический журнал "Credo" NEW. 2008. №1. URL:
http://credonew.ru/content/view/679/33/
3. Битинас Б.П., Кутаева Л.И., Педагогическая диагностика.: Сущность, функции, перспективы. // Педагогика. - №2, 1993
4. Бруднов А.К. Неформальное и непрерывное. О развитии дополнительного образования детей// Директор школы. 1995. № 2. с. 56-59.
5. Блохин А.А., Монахов С.В. Риски введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения // Педагогика. 2009. - № 4
6. Букина Н.Н. Развитие государственной системы неформального образования взрослых в России // Человек и образование. 2008. №3. с.3-9.
7. Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: норматив. док. и материалы. — М.: Просвещение, 2008.
8. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб.-метод. пособие. — М.: ВЛАДОС, 2001.
9. Буйлова Л.Н. Оценка результативности деятельности ЦДЮТ «Бибирево» // Бюллетень программно-методических материалов для УДОД (региональный опыт), 2003, №3.
10. Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. - М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.
11. Голованов В.П. Развитие полисферности дополнительного образования детей.- Йошкар-Ола: Map. гос. пед. ин-т, 2006. 339 с.
12. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования.
— М.: ВЛАДОС, 2004.
13. Горохова Ю. В. Роль учителя в современной школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 8-10.
14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1995.
15. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1987.....41